Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.6.3. Влияние транспортных расходов на международную торговлю


Теории международной торговли базируются на многих предположениях, одним из которых является отсутствие транспортных расходов по перевозке товара из одной страны к другой. Однако транспортные расходы всегда есть, более того, они могут значительно снизить эффективность экспорта или импорта.

Транспортные расходы - это все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, которые включают стоимость фрахта (перевозку, страхование, погрузка/разгрузка, упаковка/распаковка и другие сопутствующие расходы.

Проведем простой анализ спроса и предложения для определения влияния транспортных расходов и международную торговлю. Рассмотрим три стадии модели частичного равновесия (рис. 1.6.1):

1) до начала международной торговли, когда товар X производится и потребляется внутри каждой из двух стран: А и В;

2) за условия международной торговли, когда транспортные расходы отсутствуют;

3) при условии международной торговли, когда транспортные расходы учитываются.

I стадия - до начала международной торговли. Страна А производит и потребляет товар X в т. ЕА в количестве Q'3 по цене ГА; линии DA и SA - внутренний спрос и предложение. Страна В производит и потребляет товар X в т. Ев в количестве Q"3 по цене Гв. ГА < Рв, из этого следует, что страна А имеет относительное преимущество по товара X.

II стадия - в условиях международной торговли, но транспортные расходы равны нулю (Т = 0). Поскольку ГА < Рв, страна А будет экспортировать товар X в размере Q\Q'5 (= a1b1), а страна В импортировала бы его в размере Q'\Q"5 (= a2b2) по мировой цене Pw. Определение Pw рассматривается в разделе 1.2.3: Q\Q'5= Q"1Q"0 (a1b1 = a2b2).

В стране А производство вырастет до Q'5, а потребление сократится до Q'1. В стране В производство упадет до Q'\, а потребление возрастет до Q"5.

 1.6.1

III стадия - в условиях международной торговли с учетом транспортных расходов. Допустим, транспортные расходы на каждую единицу товара равны Т = Г'АГ'В, и поэтому мировая стоимость товара (P) возрастет на их величину. Распределение транспортных расходов между странами А и Б зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам: чем ниже эластичность спроса в стране В, тем большую долю транспортных расходов она платит; чем меньше эластичность предложения товара в стране А, тем большую долю транспортных расходов она платит.

В результате роста стоимости единицы экспорта страны А его объем сократится до Q'2Q'4 (=с1d1), а импорт товара страны В упадет до: Q"2Q"4(= с2 b2) Q'2Q'4= Q"2Q"4<CA = c2bJ-

В стране А производство упадет до Q'4, а потребление возрастет до Q'2. В стране В производство вырастет до Q"2, а потребление упадет до Q"4.

Таким образом, транспортные расходы имеют следующие последствия:

1) сокращают объемы торговли, уровень специализации страны, размер выигрыша от торговли;

2) препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между странами, которые торгуют, согласно теории Хекшера - Олина - Самуэльсона;

3) вызывают оползни в территориальном разделении труда - в размещении предприятий отрасли; выделяются такие отрасли: ориентированные на ресурсы, на рынок и свободно ориентированы;

4) распределение транспортных расходов зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам.



Назад