Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

3. Соціопсихічні составляющие украинского характера


Соціопсихічні составляющие украинского характера тесно связаны с етнопсихічними. Структура украинской нации сложная. Это четыре типа: нордійський, понтийский, динарская и остійський, которые, в свою очередь, можно разделить на несколько видов (напр., исследования Киевской лаборатории соционики выделяют 16 типов).

В давно ушедшие времена, когда общество развивалось естественным путем, эти типы по своему характеру, врожденными способностями и своей ролью в жизни народа соответствовали четырем кастам или социальным слоям. В Украине иерархия этих каст имела такой вид: князь (король), воины (староукраинские бояре), хлеборобы (землевладельцы, что работали на земле), батраки (рабы). В каждой из этих слоев существует определенный тип привычек, воспитания, поведения, а следовательно - своя психология, свой характер.

Рассмотрим эти расовые и социальные типы подробнее, взяв за основу труда Дмитрия Донцова, Юрия Липы, Александра Кульчицкого, Вячеслава Липинского.

1. Нордійський тип характеризуется красивой внешностью, высоким ростом, светлыми волосами, голубыми глазами, длинным лицом с прямым тонким носом, развитым подбородком. Умственная характеристика: выносливость, правдолюбие, сила воли, бдительность, любовь к порядку, уверенность в себе, пунктуальность. Нордієць не терпит в других расхлябанности, сплетен, несдержанности в поведении, шума; он не умеет прощать, не любит сам каяться. Он не быстро находит себе друзей, заприязнюється далеко не с каждым.

Очень требователен к обществу, к своему окружению, и, когда не находит такого, предпочитает одиночество. Более всего ценит свою свободу, но больше предан общественной идеи, чем своей семьи. Это тип государственного мужа, аристократа, полководца.

Он во всем возвышается над толпой. Нордійська раса больше всего распространена в Скандинавии, Англии, Бельгии, на севере Германии, во Франции.

2. Понтийский тип (это срок Юрия Липы, другие названия этого типа: средиземноморский, медитеранський) - преимущественно среднего роста, с темными волосами, длинным узким лицом, прямым носом, серыми или синими глазами. По характеру это наиболее творческие натуры, влюбленные в жизнь, в искусство, романтики, революционеры, заговорщики, идеалисты. Среди них много изобретателей, талантливых, страстных, одаренных натур. Им присуще творческое горение, определенная нематериальная духовная энергия, которая формирует общество. Такую силу имеют одержимы неординарные личности.

Они любят все изысканное, яркие краски, рельефные формы. Это хорошие проповедники, красноречивые ораторы. Этот тип распространен в Пиренеях, на Корсике, в Сардинии, Италии, Франции, на юге Балканского п-ва и в Северном Причерноморье.

3. Динарская тип - это люди толстые, высокие, крепко построены, сильные физически. Они веселые, наивные. Любят свой край, свою усадьбу, свой дом. Честные, гордые, смелые, но очень уязвимы, добродушные. Прирожденные воины, но воюют и восстают в крайних случаях. По мнению профессора Вадима Щербаковского, это раса, которая выдержала все нашествия и сохранилась через тысячи лет, вплоть до наших дней. Этот тип более отмечается почуттєвістю, которая не направлена на преобразование мира, потому что динарці предпочитают чувством перед познанием и волей. Но при наличии хороших проводников эти люди могут достичь больших успехов в построении государства. Распространена эта раса в Альпах, в Боснии, Герцеговине, Хорватии, Албании, Австрии, Германии, Украине.

4. Остійський тип. Полные, круглолицые, с невыразительными простацькими чертами лица, часто с большим брюхом. Имеют весьма посредственные умственные способности, которые побуждают остійця приспосабливаться к среде и пытаться не выделяться среди массы. Остієць - это типичный мелкий мещанин с вульгарными вкусами. Во всем старается следовать моде, будь то модная одежда, модная книга, или модная идея - то есть то, что признано всеми. Он не умеет властвовать над своими прихотями, всегда расслаблен и нерешителен в поступках, никогда не бывает твердым и отчаянным. Остійці не бывают наделены какими талантами или одержимы некими идеями.

Работают только ради денег, но никогда не будут работать ради идеи. У этих людей никогда не вспыхивает искра творческого огня. Эта остійська неспособность к творческой работе вызывает у них ненависть к выдающихся индивидуальностей, талантливых преобразователей мира.

По выражению Дмитрия Донцова, научная работа остійця - это описательный, бессистемный жанр. Отсюда - их неприязнь к любой систематизации или узагальнення.Тому остієць не уважает или просто боится самобытных личностей, лидеров, вождей, поэтов, борцов, потому что он большой лентяй и завистник. Одиночество его пугает, зато в коллективе он чувствует себя комфортно, как овца в стаде. Такие типы могут быть опасными в критические моменты истории.

Соотношение всех четырех типов в украинской истории не всегда было одинаковым. За княжеской эпохи, когда общество было полностью ієрархізованим, украинцы имели свою ведущую слой (княжество, боярство, дружинников), которая состояла преимущественно из нордійсько-понтийских типов. Это была активная прослойка, которая объединяла нацию. Ее не могли уничтожить ни татаро-монгольское нашествие, ни польско-литовское господство. Эта раса принимала участие и в формировании новой ведущей слои и во времена Казачества.

Однако известно, что во все времена на войнах и в общественных катаклизмах всегда погибали лучшие представители нации. Так было и с казацкой благородной, храброй, мудрой слоем, и позже с сознательной украинской интеллигенцией. Если в XVII-XVIII в. среди украинцев еще жила память о собственную национальную аристократию, то в XIX и ХХ в. мы ее совсем потеряли.

Расовая структура Украины изменилась по сравнению с Княжеской сутками. По данным "Энциклопедии Украиноведения", изданной в Мюнхене, в настоящее время 44% украинцев - это динарская тип, 27% - остійський, остальные около 28, 5% - это мешанина этих двух рас и лишь незначительное количество (видимо менее 0, 5%) понтийского и еще меньше нордійського расового типа.

Самые современные генные теории подтверждают мнение о том, что украинцы из века в век несли невосполнимые потери лучшей части своего генофонда. Это, безусловно, не могло не оказать негативного влияния на их потомков, особенно в сравнении с теми народами, которые развивались по законам естественного отбора, когда оставались лучше, прочнее представители нации.

Наибольший вред украинской нации нанесло господства большевистской диктатуры с ее идеями бесклассового общества, что привело к полному хаосу в обществе, который Юрий Липа справедливо назвал "маскарадом". Во время такого "маскарада" остійцеві легко прикрыться маской государственного мужа и успешно играть свою роль, ведь все остатки благородной слои, если не погибли, то в основном сидят за решеткой. То есть произошло то, что народ метко выразил в поговорке: "Не дай, Боже, с хама господина!", или "Как господин швец, то Сечи конец".

Недостаточная дифференциация общественной структуры привела к примитивизации культуры с ее уравнением на среднего потребителя и к упрощения взаимоотношений в пределах одного слоя - "серой массы" с ее серой культурой взаимоотношений. Звульгаризовано само понятие "интеллигент", которое только в ХХ в. приобрело пренебрежительного оттенка: "гнилой интеллигент", "корчить из себя інтеліґента" и др.

А если учесть, что переворот 1917 г. делали спролетаризовані крестьяне, которые объявили себя диктаторами, то станет понятной причина "змужичення" ведущего слоя с ее крестьянской психологией, традициями плебса, неспособного к организации общества. Их главная забота - удержаться на вершинах", на которые случайно вытолкнула их судьба. Отсюда - приспособление к каждой из политических течений, балансирование между "своими" и "чужими", отсутствие убежденности в национальной идеи, неспособность к волевых решений ради этих идей.

Существует разница в ментальности не только разных наций, но и внутри одной нации - это различие в мировосприятии проводников и массы. Если для аристократа Княжеской эпохи наивысшее наслаждение дают вещи нематериальные - слава, честь, отвага, гордость, то для простого мещанина или бедного крестьянина эти понятия теряют ценность. На первое место выступает материальная выгода - богатство, которое обеспечит стабильность и спокойствие, устранит потребность напрягаться, чтобы получить необходимое. "Колбасная" психология может развиться только в плебейской слое с заниженным чувством человеческого достоинства.

Сказанное выше вовсе не означает, что крестьянский труд является меншовартісною, а психология крестьянина вредной. Давняя крестьянский культура в Украине имеет свои высоконравственные черты: трудолюбие, любовь к земле, бережное отношение к природным богатствам.

Но не следует забывать, что это лишь крестьянская культура, и ее никак нельзя ставить как общегосударственную, формируя культуру всей нации. По мнению Ортеґи: "селянськість - это характеристическая черта общества без ведущей касты. Народ, который думает, что может жить без аристократии, в своем мире мыслей, морали, политики и вкуса, сам править, - неизбежно приходит к расписанию" (Донцов Д., с. 90).

Итак, упадок нашего народа начался с вырождения его ведущей слои, замены ее на менее достойных людей с психологией наемников, лишенных творческой жизненной энергии, которая могла бы формировать нацию.

Но не следует забывать, что черты определенного социального слоя (класса) еще не является чертами общенародной национального характера.



Назад