Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

4. "Болезни" национальной психики


Д. Сикейрос писал: "Национальное прошлое служит нам как бы для проверки того, кто мы есть, и для того, чтобы знать, чем мы станем в будущем... Надо всмотреться на себя в зеркало истории нации для того, чтобы изучать себя в этом зеркале, чтобы идти дальше согласно реальности нашего времени, и все время глядя вперед" (Творчество. - 1958. - №8. - С. 14).

При нормальных условий исторического развития, когда народ не поддается никаким национальным притеснениям, его психика уравновешенная, действия спокойны, уверены, национальная гордость проявляется как нечто естественное для всей нации.

К сожалению, Украина долгое время была лишена природного культурно-национального развития. Историческая развитию территорий между несколькими господствующими государствами привела к проявлению в украинском характере двух патологических явлений: атрофии и гипертрофии национальной психики.

Поэтому посмотрим, которых "болезней" следует избавиться украинскому этносу, чтобы стать самим собой в своем государстве.

1. Человек без национальных запросов и стремлений - поражена "болезнью" атрофованого национального чувства.

Атрофия национальной психики (от гр. аtrofia - потеря какого-либо чувств или свойства, дословно "голодовку, увядание") - ослабление, притупление чувства принадлежности к своему этносу или отсутствие национального мировосприятия.

Наши "старшие братья" умело оправдывали свою шовинистическую политику именно наличием большого количества таких людей среди украинцев. Отсюда и мещанские аргументы: "вы же сами ведете своих детей в русскую школу", и напускное равнодушие к языковой проблемы: "говорите на своем украинском, кто вам запрещает?"

Причины атрофии национальной психики общеизвестны:

а) антиукраинская политика Московского государства на протяжении нескольких веков;

б) ограничение и преследования национальной культуры в украинском среде своими же предателями;

в) притлумлення национального сознания и сосредоточение ее на классовых или профессиональных интересах;

г) рост городского населения за счет сельских жителей и нивелирование их национальных черт (когда своя психика утрачена, а новая не приобретенная) и др.

Следовательно, потеря своего национального образа приводит к дезорганизации всей психики. Тогда человеку безразлична и язык, и политика, и государство. Внимание сосредотачивается на материальных вещах: благосостоянии, сытости и т.д. Этой "болезни" подвергаются в основном люди остійського, реже динарського типа.

2. Если национальность может быть объектом чувства, то в условиях угнетения нации другой нацией возникает чувство обиды и национального унижения, неприятие насилия, возникает озлобление и ненависть к угнетателям. Часто, в противовес существующему среди большинства народа затьмаренню национальных чувств, демонстрируется повышена, разгоряченная любовь к родному краю, к своей языка, обычаев и т.д.

Это - гипертрофия национальной психики (от гр. префикса hіper-избыточность и trofi - питание, еда) - преувеличено, чрезмерное чувство этничности, что сопровождается агрессивным отношением к другим этносам.

Ей подвергаются, как правило, люди эмоционального склада - понтийского типа. Нордійці, которые отличаются сдержанностью, редко проявляют наружу свои чувства, они уверенно делают свое дело ради национальной идеи.

Человека с гипертрофированным национальным чувством в СССР называли "буржуазным националистом". По мнению некоторых российских психологов, на этой же почве появляется также и шовинизм, и национальная гордость и национальное высокомерие.

Однако, это не совсем соответствует действительности: эти черты более характерны для наций-захватчиков, которыми украинцы никогда не были. Для украинцев, которые долгое время сами находились в национальном иге, вряд ли будет характерной национальная спесь и высокомерие. Скорее наоборот - отсутствие национального наглости часто становится причиной многих поражений даже лучших представителей украинской нации.

Обе "болезни" национальной психики не являются неизлечимыми. Хотя первая (атрофия) требует значительно больших затрат на "лечение", более длительного времени и больших усилий, поскольку самые "больные" не осознают своей "болезни" и ее угрожающих последствий для всей нации. Самым просвітянством здесь не обойтись. Должна быть систематическая программа национального образования на всех уровнях: от роддома до детских яслей и садов, школ, техникумов, вузов, а также разработана программа переквалификации самих работников сферы просвещения, учителей, преподавателей всех уровней.

Но самым эффективным средством против национальной атрофии станет укрепление и утверждения самого Украинского государства как независимого, признанной в мире, богатой, высококультурной, национально сознательной, гордой и благородной.

При этих условиях исчезнет и гипертрофия национальной психики, которая перейдет в обычный и естественный для каждой здоровой нации патриотизм.

Важно осознать, что знания о национальные черты характера, психологические особенности народу нужны прежде всего для самосовершенствования каждого индивида. Древний афоризм "познай самого себя", не раз проголошуваний античными мудрецами и развитый отечественным философом Григорием Сковородой, не потерял своей ценности и сегодня.

Узнать, какими мы есть, нелегко. Каждый может найти в себе черты понтійця, что мирно уживаются с ленью остійця. "Чистых" типов, наверное, мы не сможем отыскать. Следовательно, следует направлять себя на совершенствование лучших черт личности, одновременно избавляясь от того, что мешает нашему прогресса.

И хотя национальный характер не является суммой характеров отдельных индивидов, но духовное здоровье нации целиком зависит от здоровья каждой личности. Поэтому будем сознавать, что каждый украинец является наследником глубокой и мудрой нации, богатой духовно и морально, и не ганьбімо память наших Предков!


Выводы:

1. Научное исследование национального характера является необходимым компонентом науки об этносе.

2. Фундаментальные исследования в области национальной психологии помогают выяснить глубинные причины исторической судьбы, происхождения этнокультуры, особенностей мировосприятия того или иного этноса.



Назад