Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

1. Этнический обычай и этническая память


Этнический обычай - традиции, обычаи, обряды, праздники, то есть - все связанные с прошлым и современным семейные и общественные явления этнического происхождения, которые сопровождают этническое жизни и сохраняют духовную культуру народа.

Этнический обычай еще и сейчас рассматривается теоретически не достаточно глубоко. Больше всего несуразностей в теоретическом осмыслении видим тогда, когда пытаются связать этнический обычай с господствующей религией, даже если она потеряла очертания этничности и приобрела интернациональных (рис стала мировой). Если христианство, возникнув в еврейском этнической среде и силой внедрено в Украине, просуществовало здесь тысячу лет, то это отнюдь не означает, что украинцы переняли этнический обычай евреев, наоборот - они предоставили христианству своего собственного этно-обычного вида, адаптировав чужую религию в своих этнических потребностей. Это стало своеобразной реакцией этноса на навязанную силой чужую религиозную ідеолоґію, и мало самозащитные характер. Однако, и при таких обстоятельствах, неизбежны потери.

Христианская религия не может включаться в украинскую этническую культуру, а может рассматриваться лишь как идеологическая надстройка над собственно этническими культурными явлениями. Сегодня не признавать этого - значит занимать позицию страуса (зарыть голову в песок) при первой лучшей опасности. Хотя подобная опасность может оказаться достаточно мнимой. Конечно, народ не любит, когда ему говорят правду. Поэтому многие ученые, даже реально осознав для себя "условность" отождествление украинской духовности с христианством, все же опасаются сказать народу правду, чтобы не вызвать нареканий, или не вступать в противоречие с господствующей ідеолоґією. Почему забывают, что христианизация украинского общества противоречит Конституции и международным правовым актам: "ни одна религия не может быть признана государством как обязательная".

Итак, этническим может быть признан лишь обычай, очищенный от ідеолоґічних христианских наслоений.

Появление понятия "времени" в разных народов и большое разнообразие систем учета времени (летоисчисление) свидетельствует о разнообразии этнического мировоззренческого восприятия событий. Как справедливо отметил Л. Гумилев, даже "изменение летоисчисление может привести к изменениям в этнопсихологии" - вот действительно глубокое предвидения ученого.

К сожалению, современные этнопсихологи далеко не всегда решаются продолжить эти соображения, хотя за примерами недалеко ходить. Даже за последнее тысячелетие изменилась психология славян, которые вместо этнического (астрономического календаря), восприняли искусственный христианско-ортодоксальный календарь, а затем изменили его на коммунистический, еще более оторван от жизни народов, их хозяйственной деятельности и этнических ценностей в целом (разница между астрономическим и ортодоксальным церковному календарю уже сегодня составляет 16 дней и далее будет увеличиваться, ср.: Рождество солнечное - 21 декабря, Рождество Иисуса - 7 января). Происходит этническая дезориентация, народ уже не понимает, зачем ему был дан природный календарь, ведь свои праздники он связывает уже не с природными циклами Вселенной, а с биографией мифологического персонажа чужого этноса.

Наш Предок только врагу мог пожелать: "чтобы ты забыл, какой сегодня день". Этот народный высказывание, что в давние времена был близок к проклятию, сейчас понимаем почти буквально: понедельник, или вторник, - какая разница! Для древних же забыть, какой сегодня день, означало потерю связи с космическим отцом - с Богом, а через него и с родной землей, со своим народом и родным традиции. То есть, по большому счету, потеря собственного календаря равнозначна потере собственной этничности, измене самому себе. Не отсюда ли происходит и обыкновение сообщать далеких "рахман" о том, когда в Украине Пасху, пуская на воду скорлупу яиц.

К сожалению, наши ученые еще до сих пор не решаются анализировать эти факты и дать им теоретическое обоснование. Можем сегодня ограничиться разве что лишь констатацией: украинский обычай, как и обычаи национальных меньшинств Украины, нельзя отождествлять с обрядностью или моральными правилами мировых религий (буддизма, христианства или магометанства). Только изначальная естественная культура этносов, сохранена в их этнической памяти, может считаться собственно этнической. Поэтому, указывая на вероисповедные особенности современных национальных сообществ, следует обязательно обращать внимание на их собственную этническую культуру и звичаєвсть и ее отражение в национальном характере и исторической судьбы народов.

Этническая память - способность этнических единиц (групп, национальных меньшинств, народов) воспроизводить свое прошлое.

Сознательное возвращение к собственной исторического наследия является положительным явлением, когда народ возвращается к проверенным временем этнокультурных образцов, которые долгое время находились недооцененными. Сегодня наше "новое - это хорошо забытое старое. В отличие от памяти вообще как свойства нервной системы человека, что существует благодаря запоминанию, сохранению и воспроизводству, этническая память имеет как индивидуальный (личностный), так и коллективный (общественный)

характер.Історія человеческого опыта знает много форм фиксации этнической памяти: религиозные мифы, народные сказания, легенды, летописные хроники, народные песни и т.д. Этническая память пронизывает эмоционально-психологическую сферу народа, воспроизводит прошлый опыт на мифологическом, фольклорном и историческом уровне. Этническая традиция, что формируется еще в период молодости этноса, способствует сохранению этнической памяти.

Историческая память (о фактах) тесно связана с фольклорной памятью (о ощущения, образы, символы). В целом до сих пор бытовало довольно упрощенное понимание самого термина фольклор, как "коллективное народное творчество". На самом же деле его значение гораздо глубже. Этимология слова фольклор становится понятной с английского folk-lore, где folk - народ, род, люди, а lore - знания, тайное учение, унаследованное от Предков с давних времен. Следовательно, это не просто народные тексты песен, поговорок, молитв, а заодно и таинственные знания (ведения) о мире, жизни, Богов и людей, их этнический (родовой, природный) обычай (закон жизни рода).

Так, Аристотель писал о обычай древнеукраинских племен агатирсів (установлено, что это жители Приднепровья и Южного Буга), что они "свои законы заключают в песни и их отпевают, чтоб не забывались. Отпевание могло происходить только во время торжеств, при святынях под руководством бесів-жрецов, которые, кажется, сами были авторами этих законов" (Емельян Партицький).

Каждый этнос имеет свою эмоционально-образную систему, которая передается от поколения к поколению прежде всего в устной форме и фиксируется именно в фольклорной памяти. Сюда относится и ландшафт, и местная флора и фауна, и мораль, и речь, идеалы и навыки трудовой деятельности. Например, названия одежды в украинских песнях имеют свою символику: шапка - сила, пояс - оберег, жупан - богатство, свита или зипун - бедность.

Цвет: белый - святость, красный - красота, черный - земля и т. д. Полотенце - дорога, свадьбы; калина - женская плодотворность, свадьба, любовь, тыква - отказ, насмешка; дуб - человек, мужество, сила; береза - девушка, нежность, чистота; барвинок - свадьба, сани - похороны и т. д. Каждый народ в своей фольклорной памяти сохраняет свою неповторимую картину мира.

Этническая традиция может быть нарушена, когда появляется негативный этнический контакт. За нормального развития этноса етнотрадиція, достигает наибольшего расцвета и своеобразия, за неблагоприятных условий - постепенно упрощается и исчезает вместе с исчезновением самого этноса. Лишь некоторые из етнотрадиційних элементов исчезающего этноса могут переходить к другим, молодых этносов, которые зачастую не просто их усваивают, а преимущественно перерабатывают. Напр., каноны эллинского искусства после гибели античной цивилизации перешли в новых этносов, однако приобрели нового смыслового, ідеолоґічного и художественного значения.

Так изменилось и смысловое наполнение многих древнерусских этнических слов и понятий: кощуна, кощунствовати - означало петь героические думы (стало - осквернять святыни); чудовище, потворниця - означало знахарка, колдунья (стало - страшная некрасивая старая женщина); идол - означало образ Божества или героя (стало - предмет слепого поклонения); ад - означало погребальне костер (стало - место для наказания грешников); ведьма - означало женщину, которая знает тайны лечения (стало - злая колдунья), позорище - означало зрелище, народное обрядовое действо, которое все наблюдали, "зрели" (стало - позор). Таких слов сегодня можно называть сотни. Кроме того, ныне, к сожалению, стало популярным писать различные художественно-литературные мифы и легенды, выдавая их за старинные, или якобы рассказанные автору в "таком-то селе" (как пример, творчество С. Плачинды, В. Рубана и др.).

Благодаря этнической фольклорной памяти формируется этническая традиция, что происходит с мифологического мышления этноса.



Назад