Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

2. Мифологическое мышление как способ познания


Ряд ученых придерживается мнения о сосуществовании двух типов мышления: логического и образно-мифологического, что действуют по принципу взаимодополнения.

Не так давно европейская наука отвергала феномен мифологического как свойства "детства человечества", тем самым сторонники рационализма создали фантом Homo rationalis, которому уже недалеко до безликого бездуховного "супермена".

Сущность мифологично-образной структуры мышления заключается в идеальном освоении действительности. Впорядковуюча действие мифа осуществляется путем обозначения явлений реальной действительности по принципу "положительный - отрицательный", в основе которого лежит универсальное для всех культур видение мира через сопоставление "космос - хаос". Анализируя остатки архаических культур (фольклорные памятники, ритуалы, обряды и т.п.), можно обнаружить мифологично-образную структуру этнического (О. Лосев, К. Леви-Строс, Г. Попович, В. Топоров).

Мифология является универсальной формой моделирование мира. Основные параметры реальности (пространственно-временные, персонажні, причинные) по разному представлены в этнических картинах мира, но суть их одна - поиск гармонии бытия, упорядочения хаоса.

Мифологическая форма моделирования мира имеет тесную связь с языком своего этноса. В результате фиксации языке этнической картины мира, основой которой является мифологические образы (напр., Отца-Неба, Матери-Земли), возникают этнические лексические единицы с постоянным семантически-ассоциативным нагрузкой, например украинские: "дождь идет, гай щумить, конек вороной, девушка как калина" и др. Совокупность таких лексических единиц или "гнезд" составляет языковую картину этнического мира.

Современные этнологические дисциплины не должны пренебрегать изучением феномена мифологического моделирование мира. Представление о добре и зле, Право как Высшую Справедливость, Праведность, Любовь, Счастье, разнообразные морально-этические установки составляют этнически-духовную картину мира. Таким образом, элементы этнической картины мира, имея образно-мифологическую природу, затрагивают глубинные смисложиттєві ориентации представителей этнического сообщества и является почвой национальной ментальности.

Что же произошло с мифологической форме моделирования мира после насильственной христианизации народов? Базовая система христианских ценностей оказалась радикально противоположным естественным ценностям этнических религий.


Понятия Добра и Зла перевернулись с ног на голову, что на первых этапах христианизации породило множество протестов, недоразумений, даже кровавых расправ с приверженцами традиционных этнических религий и народной обычности.

Вот несколько примеров из книги. Истархова "Удар русских Богов": по христианским мировоззрением понятие Бог имеет моральную оценку "очень хороший", однако вызывает эмоцию - "страх" (ср., по этническому языческим мировоззрением, Бог считается Предком, Прародителем, а следовательно другом и защитником, что и вызывает эмоцию "любовь, признательность"). То же самое с понятиями смирение, что в христианстве считаются добром и вызывает эмоцию "одобрение", или гордыня, что христиане считают плохим и сопровождают эмоцией "неприязнь" (ср. по этническому мировоззрением, смирение рассматривался как пораженство, предательство идеалов свободы, духовная и телесная слабость и вызвало эмоцию осуждения, а понятие гордыня - наоборот считалось проявлением достоинства, человеческого достоинства, потому что касалось преимущественно воинской касты защитников своей земли, и вызывало чувство уважения; в Велесовой Книге упоминается имя боярина Гордыни).

Таким образом, глобальные явления разрушают естественный путь развития этносов, деформируют этнический мировоззрение и дезориентируют человечество, толкая его в бездну мирового хаоса.

Задачей ведущего слоя этноса является прежде всего очистки ідеолоґії от ложных стереотипов мышления и поведения. А это дело нелегкое, и требует длительного времени для переосмысления широкими массами своего прошлого. Поэтому для этого необходима специальная государственная программа привлечения научных и информационных структур и учреждений различных уровней, создание художественно-художественных средств воздействия на массовое сознание (особенно кинофильмов, книг, картин, скульптуры, храмов этнических религий). А что же мы получили взамен? Сами государственные деятели до сих пор находятся под гипнотическим влиянием примитивных христианских мифологем, что качают их умственные способности, доводя до полного абсурда их "благотворительные" акции (напр., интенсивное церквобудівництво, когда на площади 0,5 км сводят аж три церкви подряд). Так, в Киеве, между двумя великими христианскими храмами - Софиевским и Михайловским (відбудованим) соборами планируют строить еще и третью церковь! При поэтому кому уж очень хочется уничтожить единственную в Киеве символическую достопримечательности этнической религии - копию статуи славянского Бога Световида, которая очень сильно мозолит глаза кому из "власть имущих".

Пока чужая мифология влияет на мировосприятие правителей, возродить этнические ценности представляется невозможным.

Мифологическое мышление - это образное представление об окружающей действительности, которое основывается на этнической моделировании мира, традициях сопоставление явлений в системе "космос - хаос" и выражение его собственными этническими языковыми, образными и символическими средствами.



Назад