Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

3. Ведийская традиция как основа духовности праславянской


Значительное влияние на формирование праукраинской мифологии произвела ведийская традиция, общая для всех европейских и индийских племен, которая существовала на территории Украины со II тыс. до н. ч. индоевропейские (арийские) племена в III-II тысячелетиях до н. э. постепенно расселялись на значительных территориях от Европы, через Кавказ и Малую Азию в Индию. Первоначальной же родиной их, как уже отмечалось, принято считать Северное Причерноморье (Приднепровье и Приднестровье). Поэтому было бы вполне естественно предположить, что Веды могли состоять выходцами из Приднепровья или их потомками, которые переселились в Малой Азии и Индии, и поэтому ведийская мифология имеет большое значение для реконструкции верований других народов, записи которых до нас не дошли.

Общность мифологических и художественных сюжетов, имен Божеств, остатков некоторых обрядов и т.п., издавна отмечали не только наши исследователи, знатоки восточных языков (в частности санскрита), писатели, этнографы, но и сами индейцы.

Вот, например, свидетельство индийского языковеда Джогоннатха Чокроборті, переводчика со старославянского: "Меня, индийца, поразила широкая общность "Слова о полку Игореве" и древних и средневековых эпических произведений Индии... Я обнаружил в "Слове" столько слов, удивительно похожих на санскритские! Немало слов достопримечательности понятны индийцу при сопоставлении их со словами современных индийских языков, среди них и бенгальского...

Мне открылось много общего в культуре Руси и Индии. Я даже не представлял, что открытие за открытием ждут меня при работе... Работа над "Словом" была для меня открытием новой страны, удивительно похожей на мою родину.

В Чернигове я услышал свадебные обрядовые песни украинцев, такие далекие от современных мелодий, но такие близкие к песен, которые до сих пор звучат на индийских свадьбах. И тогда я спросил себя: случайно ли это?".

На эту родство указывал и выдающийся индийский историк, комментатор "Бгагаватгіти", В. Тілак, который считал, что основы ведической культуры начинались именно в Украине 12-10 тысяч лет назад.

Основа ведийской религии - обожествление сил природы, славление радости жизни, чествование культа Предков. Эти самые главные черты были присущи всем индоевропейским народам до принятия христианства. Этнические мифы о сотворении человека в основном указывают на дерево, как материал, из которого создано человеческое племя. Это дуб, ясень или просто пенек. Но, чтобы вдохнуть в человека жизнь, нужен живой огонь. Поэтому оживления человека еще связывается с небесным огнем и молнией. В индийской мифологии первый человек родился от молнии. Греческий Прометей похитил у Богов небесный огонь и оживил им первого мужа. Славянский Перун, проявленный в громе и молнии, несет жизненную подвижную энергию всем существам, посылает зародыши жизни.

Мифы о сотворении рода - едва ли не самые главные религиозно-мировоззренческие коды в ментальности каждого народа, который имеет свою этническую веру. Именно такие мифы определяют духовность, характер, место в историческом процессе того или иного народа. Казацкие предания сохранили (в устном варианте) миф о происхождении украинского рода от брака Матушки-Дажземлі с Отцом-Небом (Сварогом).

Велесова Книга передает миф о рождении Дажбожьих внуков. Отец Руси имел двух дочерей. Чтобы продолжить свой род, он должен был выбирать достойных мужей своим дочерям. По давнему обычаю он вышел в степь, но не нашел достойных мужей "величия и славы будущей Руси". Он помолился Даждьбога и его молитва была услышана: Дажбог сошел тайно и в чудесный способ осеменил своим Духом дочерей отца Руси. Продолжение рода в древнейших представлениях украинцев считалось священным делом. Дочери радуются: "Это Бог грядет в нас и будем рожать, потому что уже Ясна ткет ему! Здесь Бог Велес двух отрочат принес". Итак, украинские Девы-Рожаницы были оплодотворены Духом Дажбожим, а "принял роды" Бог земного изобилия Велес.

Как видим, единство духовного (небесного) и материального (земного) уже была известна как идея, и как мифологема. Богиня Ясна (она же - Перуница), которая также присутствует в этом сюжете - воплощение Судьбы-пряхи, что ткет нить жизни. Вера в Божественное происхождение народа творит уверенность в своей выдающейся исторической судьбы, воспитывает народ, достойный своей родословной.

Мифы о Божественном происхождении народа имели и германцы и скандинавы (от Одина), японцы (от Бога Ідзанакі и Богини Ідзанамі), шумеры (от Бога Энки), евреи (от Ягве, Еговы), подобные мифы имеют и другие народы. У каждого народа были легенды о его собственных прародителей, первопредков. Ныне же подавляющее большинство народов считают себя потомками библейских Адама и Єви и никто не задумывается об их национальность. Древнейшие учения о происхождении народа, нации (пусть даже на мифологическом уровне) определяли ее характер. Например, как писал профессор Владимир Шаян, миф о Рема и Ромула, вигодованих волчицей, формировал волчий характер Римской империи (ВПН, с. 87). Подробнее о ведийские истоки славянской мифологии расскажем в разделе II, тема 12.

Фольклор сохранил для украинцев ценные образцы собственной религиозной мифологии о Сотворении мира (напр., колядки типа "Когда не было с нащада света, Дажбоже!", или "Стояла сосна среди Дуная, Дажбоже!". Веснушки, Купальские и Обжинкові песни раскрывают перед исследователем тайны народного мировоззрения и этнической памяти такой глубокой древности, которых напрасно было бы искать в каких письменных текстах, потому что письменность языческой эпохи жестоко уничтожена христианством.

К сожалению, научные исследования символики народных обрядовых песен до сих пор остаются мало доступными для широкого круга украинцев. Информация о этнические религиозные праздники народного астрономического календаря ограничивается этажными комментариями малообразованных дикторов радио и телевидения или христианской мировоззренческой цензурой редакторов этих программ. Не находится места для этнической информации и на страницах прессы, потому что подавляющее большинство редакторов уже заанґажовані христианскими орденами и медалями различных "святых". Сохранение этнической памяти и до сих пор осуществляется устным путем - от человека к человеку.
       

Выводы:

1. Этническая память - это тот естественный феномен, в котором кроется етнозберігаюча энергия духа народа, что обеспечивает ему вечность.

2. Игнорирование проблемами сохранения этнической памяти может привести к потере этносом этнической идентичности.

3. Искажение этнической мифологии в угоду мировым міфологіям представляет угрозу для существования самих этнических сообществ.

4. Консервативные формы фиксации фольклорной памяти (записи, хранения в архивах) сейчас уже оказываются недостаточными, следует возвращать их в народное среду, как живую и действенную религию.



Назад