Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

2. Проблема классификации религий и понятие этнической религии


Религии принято разделять по количеству Богов на багатобожні и однобожні, хотя такая классификация не достаточно правильная, вот почему.

1. Политеизм (от греч. polis - много, Теоs - Бог, дословно "храм всем Богам") - религиозная система, которая не обязательно означает некую определенное количество Богов, а преимущественно имеет философское учение о многопроявленность Божественного существа, каждый проявление которой имеет отдельные имена (Сварог, Перун, Световид, Дажбог, Лада и т. д.). Часто в этих теонимов (имен Бога) добавляются еще и его эпитеты (как к примеру: Перун Вогнекудрий, Сварог Всевышний, Вездесущий, Всемогущий, Иметь Слава Сонцесяйна, Высшая и др.).

2. Монотеизм (от гр. mоnоs - один, Теоs - Бог) - религиозная система, которая провозглашает идею единобожия "высшим", однако не сумев избавиться от политеистических (языческих) мировоззренческих основ, создает множество "святых", которые в основном выполняют функции этнических Богов. Оказывается, что абсолютного монотеизма практически не существует, так же, как и абсолютного политеизма.

3. Генотеїзм (от греческого henos - род, происхождение и Теоs - Бог) - религиозная система, в которой выработана определенная иерархия Богов, от Бога-Отца к сыновьям, которые правят различными сферами бытия, природы и человеческой жизни. Следовательно, нельзя также провести и четкой границы между политеизмом и генотеїзмом. Таким образом, и эта классификация религий оказывается несовершенной.

Найдоцільнішою сейчас выглядит классификация религий по этническому принципу. В такой системе есть три типа религий со всеми их характеристиками:

а) этнические религии - природные (созданные естественным путем на протяжении многих веков самим народом, имеют астрономический календарь), локальные (местные), экологические (с культом природы), жизнерадостные, развиваются в пределах своего этноса и не распространяются за пределы этнической территории, потому что в этом нет необходимости, ведь этнические религии существуют как средство самосохранения этнической самобытности;

б) мировые (или, точнее, интернациональные) религии - искусственные (выдворены отдельным человеком, пророком, учредителем), глобальные (имеют международный характер), космополитические (пренебрегают национальным и проповедуют замену этнического мировым), оторванные от природы (имеют календарь с датами жизни пророка, оторванный от астрономических циклов природы), аскетические (проповедуют мученичество, страдания, физические ограничения), миссионерские (стремятся распространиться среди многих других народов).

в) неорелігійні направления - искусственные (созданные на почве существующих мировых, или на почве этнических, но уже с новым философским наполнением, имеют авторов-основателей), стремятся стать международными, миссионерские, чаще всего космополитические, часто синкретические или эклектичные (смесь различных учений и моральных установок), тяготеют к мировым.

Существует также деление на традиционные и нетрадиционные религии, однако он применяется лишь в отношении той или иной территории или нации, и не имеет четко очерченных временных границ (например, сколько лет нужно для того, чтобы считать религию традиционной для конкретно взятой территории или этноса?). К примеру, по мнению современных религиоведов, интернациональная религия христианство для Украины за тысячелетия уже стала здесь традиционной, а кришнаизме - является нетрадиционным, хотя обе религии не является автохтонными на нашей земле.

Второй пример: украинская этническая религия (язычество, или Родная Вера) является традиционной в Украине, а рунвізм (силенкіянство) - нетрадиционной, потому что это искусственная (создана автором - "пророком") неорелигия. Однако, далеко не все религиоведы связывают понятие традиционности с автохтонністю и естественностью религии, что было бы не только уместно, но и логично.

Проблема определения традиционности религии до сих пор остается не вполне ясной. Наиболее удачным объяснением причин такой ситуации является мнение ведущих украинских религиоведов А. Колодного и Л. Филипович: "В Украине - большое разнообразие конфессий. Ни одна из них не является для украинца единственно истинной "вере отцов", национальной верой. Конфессионально разделенной Украина пришла и до своего нового национального возрождения. Строго говоря, по наиболее традиционную религию украинцев можно было бы признать ту, которая существовала на их этнической территории до принятия христианства, то есть восточно-славянские языческие культы. Появление многочисленных родноверческих течений отражает именно стремление определенных кругов украинства вернуться к витокової религии этноса" (Религиозная духовность украинцев, ст . 175).

И хотя, как отмечают исследователи, Родная Вера в Украине еще не имеет массового распространения, сама идея возвращения к этнической религии сейчас набирает силы не только в Украине, но и среди других народов, она является перспективой на будущее.

Следовательно, если этнос - это кровнородственная сообщество людей с родной землей, на родном языке, то общие родовые легенды о происхождении своего народа, общая историческая память, обычаи и обряды составляют его родную этническую религию. Ср.: греческое слово etnikos, что имеет значение "родовой, народный языческий".

Этнические религии, как правило, возникают естественным путем в пределах определенной этнической территории и не распространяются за пределы своего этноса. В процессе жизни этноса его естественная религия терпит эволюционных изменений, совершенствуется, шлифуется, и, если ее развития не препятствуют некие внешние факторы (порабощения, войны, другие ассимилятивные процессы), то этническая религия может быть самодостаточной духовной системой на любом этапе жизни своего этноса, то есть на каждом этапе исторического развития народа она удовлетворяет его духовно-культурные потребности и является средством его самосохранения как самобытной этнической общности.

Таким образом, этническая религия - это естественная автохтонная религия этноса, созданная многими его поколениями на собственной территории, что существует на любом этапе его развития (род, племя, народ, нация) и не распространяется за пределы этнической территории.

Собственные этнические религии имеет каждый этнос, поскольку духовная культура народов является изначальной для каждого из них, а привнесенная чужая культура может накладываться на первоначально родные верования, синкретизуватися с ними, постепенно вытесняя то, что было в свое время для этноса естественным. Если бы наша этническая религия развивалась естественным путем, эволюционируя вместе со своим этносом, она вполне бы соответствовала современному уровню жизни народа. Это подтверждают факты существования сегодня этнических религий в высокоразвитых странах, а также процессы возрождения этнических природных религий во многих странах Европы, Азии, Америки. До сих пор этнические религии существуют в Японии (сінтоїзм), Китае (конфуцианство), Израиле (иудаизм), в Индии (индуизм) и др.

Естественную украинскую этническую религию в науке принято называть украинским язычеством. Слово язычество является научным термином, однако оно имеет свою историю. Оно упоминается в Велесовой Книге, которую датируют как памятник V-IX в. н. э., возможно переписану в более поздние времена (по предположению Бы. Яценко - около XVII ст.). Волхв записал на одной из дощечек о печальном время пребывания русичей в неволе: "наши Отцы одни хомуты носили и никак не назывались иначе, как язычники", поэтому и были Богами сохранены и освободились от рабства. Далее отмечается, что "лучше имеем исчезнуть, но никогда не быть в рабстве, и не поклоняться чужим богам" (ВК, 6-Г).

Слово язычество, происходит от славянского язык что, кроме названия органа (вещание), обозначает еще и сам язык, племя, народ с общим языком и обычаю-религией. Несмотря на то негативно-оценочном оттенок, которого предоставила ему официальная христианская церковь, "язычество" может считаться нейтральным научным термином, ведь оно принадлежит к славянской лексики.

Слово "язычество", широко внедряемое христианской церковью, является лексическая калька с латинского paganus - крестьянин, крестьянский. Оно непригодно для научного потребления через его негативно-эмоциональную окраску, что является нарушением лингвистических требований к сроку.

Если некогда христианские проповедники использовали это слово с целью оскорбить и унизить этнические религии завоеванных ими народов, то в настоящее время применение этого слова считается нетолерантним по исповедников языческих религий. С филологической точки зрения слово "язычество" является вульгаризмом, а его употребление - признаком низкого уровня языковой и общей культуры человека (см.: Релігієзнавчий словарь).

Украинское язычество как изначальная религия украинцев по своей сути является православным, что до Х в. означало веру автохтонного населения Киевской Руси, или государства, что имела самоназвание Русская Земля. Первоначально слово "православие" означало "славление Богов", то есть языческую Славление: Прав (Права) - закон, который управляет (правує) Вселенной, а славление - языческий ритуал, торжественная служба, которая сопровождается пением религиозных гимнов, которые назывались славами.

С принятием мировой (интернациональной) религии в 988 г., христианская церковь, используя понятные для паствы слова, пыталась привлечь людей к новой религии, поэтому воспользовалась понятной для народа названием, обозначив ней восточнославянскую отрасль ортодоксального христианства. Аналогично предоставлялись созвучные названия и храмам (напр., на месте капища Велеса построили церковь святого Власия, а на месте разрушенного храма Святовита - костел святого Вита).

Украинская етнорелігія в широком смысле - это совокупность религиозных верований, которые бытовали на территории Украины, в их эволюционном развитии, включая:

1) религию племен и народов древнейшей эпохи, которых принято считать Предками украинцев как в этническом, так и в культурно-историческом планах;

2) религию восточнославянских племен Киевской Руси, которая существовала до принятия христианства в качестве официальной

религии; 3) народно-бытовую религиозность, что существовала параллельно с официальным христианством в течение последнего тысячелетия;

4) современное возрожденное украинское язычество.



Назад