Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

3. Периодизация украинской етнорелігії


Этническая религия автохтонного населения Украины имеет кількатисячолітню историю, старшую от христианства примерно на 7 тысяч лет. Украинское язычество означает собственно этническую религию украинцев.

Формирование языческого мировоззрения Предков славян, в том числе и Предков украинского народа, приходится на время перехода индоевропейского населения к протонеоліту.

Периодизация развития язычества в Украине можно рассматривать как несколько великих эпох в жизни и мировоззрении автохтонного населения территории Украины. Предлагаем такую схему, составленную на основе предыдущих исследований М. Чмихова, примененную по территории Украины (названия периодов условные - Г. Л.)

1. Эпоха Великой Богини Матери (Досварожа эпоха) - каменный век с групповым или неустойчивым парным браком, господствующая роль женщины. Культ Рожаниц, Матери-Земли. Закон Правы (ведийская Рита) как гармония всеобщего равенства, представление о Зодиак (примерно VI-IV тыс. до н. э.) - этнические сообщества пелазгів, трипольцев.

2. Сутки Сварога - Бога-Отца, утверждение возраста металла и моногамной семьи; формирование представлений о душе, Права как гармония равных, но уже специализированных в пределах общины групп (медный век, около IV-III тыс. до н. ч.), трипольцы.

3. Сутки Дажбога - сына Сварожьего, возникновение государства; возрастание роли мужа, монополизация знаний жрецами, представление о бессмертии души каждого человека, которая полезна обществу; Права как гармония неравенства (бронзовый век, середина III-II тыс. до н.э.), арийцы.

4. Сутки Перуна - сына Сварожьего, развитая государство; господствующая роль мужа; Права как гармония феодального общества; наступление интернациональных религий с южного востока, отход от естественного образа жизни, постепенная потеря этнических знаний и постепенный мировоззренческий переход к монотеизму (i тыс. до н. ч. - II тыс. н. ч., железный век), арийцы, скифы, славяне, русские, украинцы.

Мифологическая периодизация имеет свои определения для каждой из этих четырех эпох, которые в основном совпадают с археологическими: 1 (по нашей схеме) - "золотой век", 2 - "серебряный век", 3 - "медный век", 4 - "железный век". Для характеристики религиозных верований древних дохристианских времен ученые используют археологические достопримечательности, а теологи используют как результаты научных исследований, так и письменные источники, например, Велесову Книгу, которая среди родноверов считается священным писанием, и может быть датирована скіфо-славянской сутками, что собственно совпадает с эпохой Перуна нашей схемы.

Как видим, языческое мировоззрение прошел этапы, которые в целом соответствуют основным археологическим эпохам. Однако, такая схема является достаточно общей, а названия периодов условные. Кроме того, в пределах каждого из этих больших этапов следует выделить и конкретизировать меньшие периоды. Например, "Эпоха Перуна" не потому так называется, что Перун должно быть главным Богом этого периода, а потому, что появляется представление о нем как о мужской Божественную силу, охранника войска, в общем как символ арийской цивилизации.

Упадок Предківських знаний на территории Украины характерен лишь для последнего периода этой эпохи - (II тыс.), то есть время привнесение чужой веры и принудительное ее внедрения. Следует учитывать также и то, что упадок этнической веры состоялся не как естественный процесс трансформации этнической религии от политеизма к монотеизму, потому что монотеизм, принесенный как чужое этническое явление, затормозил естественное развитие собственной этнической веры, а впоследствии поставил ее под угрозу полного уничтожения. Переход от политеизма к монотеизму не является закономерным эволюционным явлением, а лишь совпадением исторически-политических обстоятельств. Однако, и сама чужая монотеистическая религия, будучи неестественным искусственным творением, оказалась неспособной творчески развиваться эволюционным путем, а следовательно, осталась закостенелой, догматичной, оторванной от современной жизни и нового научного мировоззрения.

Через это искусственные монотеистические мировые религиозные системы рано или поздно должны, закономерно, сойти с мировой арены и уступить естественным этническим религиям, которые способны саморазвиваться на родном этнической почве. В связи с первыми признаками етнорелігійного ренессанса, а также по схеме периодических процессов статики и динамики можем прогнозировать и 5-й этап развития религии как в Украине, так и в мире:

5. Эпоха Возрождения етнорелігій - (условное название-післязалізний возраст, III тыс.), возрождение этнических религий на новом этапе развития человечества, возвращение к Предківських знаний, экологизация морали, естественность существования на Земле, Права как новый космический мировоззрение единства разнообразного и новых взаимоотношений с Богом-Богами. Как писал Николай Чмихов: "Наступление новой эпохи опережает наступления соответствующего ей природного цикла. Итак мы находимся, хотя бы одной ногой, в новой исторической эпохе" (Чмыхов Н. Истоки язычества Руси. - К., 1990). Начало новой исторической эпохи он датировал 2015 годом как "эпоху Водолея". Современное состояние Возрождения украинской Родной Веры является хорошим подтверждением этого предсказания. Это Возрождение является закономерным следствием живучести украинского этноса.

За 50 тысяч лет существования религии изменились сотни тысяч религиозных форм. Разные люди и народы исповедуют разные религии, или принадлежат к разным церковных организаций. Ныне о них принято употреблять слово конфессия (от лат. confessionalis - віросповідний), что означает принадлежность к какой Церкви или религиозной организации. Конфессия не тождественна собственно вероисповеданию (напр., три украинские Церкви принадлежат к одному христианского вероисповедания, но в трех разных конфессий УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ).

Однако, разные представления о Боге не противоречат единства Бога, хотя и требуют веротерпимости - межконфессиональной толерантности (от лат. tolerans - терпение) - терпимость к чужим религиозных верований, обрядов и обычаев, признания их прав на свое собственное понимание Бога. Толерантность - необходимое условие соблюдения свободы совести и признак общей культуры человека.



Назад