Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.6.4. Государственное регулирование международной торговли услугами


Система протекционистских мер в сфере международной торговли услугами обычно гораздо сложнее: захламлена множеством ограничений, что влечет за собой значительный рост злоупотреблений.

Сложность и множество инструментов государственного регулирования международной торговли услугами объясняется тем, что торговля услугами, как правило, сопровождает или торговлю товарами или движение капитала.

Будь-яка внешнеторговая сделка по покупке-продаже товаров не может быть осуществлена без международной купли-продажи услуг, прежде всего, транспортных, финансовых, страховых (в частности транспортно-экспедиторские операции, обслуживание судов в иностранных портах, осуществление международных расчетов, международное кредитование и т.п.). Кроме того, традиционные внешнеторговые операции не могут осуществляться без международного обмена услугами в сфере связи, деловых поездок, рекламы, юридических услуг, консалтинга, налогообложения, аудита и других видов услуг.

Таким образом, эта сфера международных экономических отношений регулируется инструментами внешнеторговой политики, которые используются в сфере международной торговли товарами и международного движения капитала.

А. Киреев предлагает классифицировать инструменты торговой политики в сфере торговли услугами, разделив их на две группы.

1. Меры регулирования доступа на рынок - включают инструменты торговой политики, которые ограничивают или запрещают иностранным фирмам - производителям услуг оперировать на местном рынке. К этим мерам, которые в основном приобретают формы количественных ограничений, относятся:

а) ограничения на торговлю услугами. Например, требование о том, чтобы все импортные грузы страховались только местными страховыми компаниями;

б) введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Например, установление количества иностранных фильмов, которые могут быть закуплены и показаны на национальных каналах телевидения в течение определенного периода времени;

в) ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, запрет на законодательном уровне создание филиалов банков, страховых, туристических иностранных компаний или установление перечня услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям;

г) ограничения на передвижение производителей услуг в форме государственного лицензирования импорта рабочей силы. Например, обязательное лицензирование и тестирование во многих странах иностранных врачей, ветеринаров и юристов до того, как они получат разрешение заниматься врачебной, ветеринарською и юридической практикой соответственно;

д) ограничение на передвижение потребителей услуг. Например, лимитирование количества въездных виз, которые могут выдаваться в течение ограниченного времени.

2. Меры изъятия из национального режима - включают инструменты внутренней экономической политики, которые дискриминируют на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными. К этим мерам относятся:

а) предоставления ценовых преимуществ местным производителям. Например, прямые ценовые субсидии из государственного бюджета местным производителям услуг - страховым, туристическим и прочим компаниям;

б) создание местным производителям более благоприятных условий, чем иностранным. Например, иностранные авиаперевозчики могут не получить доступа к национальной системы резервирования авиабилетов или до лучших аэропортов страны.

С начала 80-х годов постоянно встает вопрос о необходимости либерализации международной торговли услугами. Усилия по либерализации торговли услугами осуществляются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей на двустороннем уровне.

На Уругвайском раунде (1986-1994 гг., в г. Пунта-дель-Эсте, Уругвай) в рамках ГАТТ/ВТО начались переговоры по либерализации торговли услугами. Значение достижения соглашения по этой проблеме определялось тем, что в среднем на услуги приходилось не менее 20% стоимости мировой торговли (1992 г.). Например, торговля услугами в США составляла 118 млрд. ЭКЮ, в странах ЕС - 70 млрд., в Японии - 29 млрд. Принимались во внимание такие услуги, как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, продажу и финансовое обслуживание.

На переговорах среди ПРК не было единства: отдельные государства пытались защищать те сферы, где их позиции были особенно сильны. Например, против либерализации транспортных услуг, за которую выступали многие страны ЕС, США и Франция, судовладельцы которых находились под надежной защитой национального законодательства. Стремлению США либерализовать рынок кинопродукции, используя могущество и влияние Голливуда, противостояла Франция, которая защищала специфику национального кинорынка.

Не все вопросы были решены и внутри самих ПРК. Например, в сфере финансов, банковского дела, страхования и т.п продвижения вперед тормозилось децентрализацией в США законов в отношении отдельных видов услуг в отдельных штатах.

Однако, во время переговоров с услуг США и Японии, которые выступали за максимальную либерализацией этой сферы, противостояли СРК, которые видели угрозу своим интересам со стороны мощных конкурентов.

В рамках ЕС постепенно удалялись ограничения свободы предоставления услуг через границы. Совет Министров ЕС издала директиву о свободе предоставления услуг агентами туристических бюро, организаторами туристических поездок, авіаброкерами, экспедиторами, судовыми брокерами, агентами по авиаперевозкам, парикмахерами. Этот вопрос легко было разобрано по медицинской и тех профессий, в которых дипломы и другие свидетельства о квалификации означают одинаковую компетенцию для владельцев одной и той же профессии. Но нужно было 17 лет, чтобы разработать директиву о свободном перемещении ветеринаров.

Разрешение на юридическую практику все еще регулируют правила юридической профессии, которые действуют в каждой из стран ЕС. Но несколько решений Европейского суда подтвердило право претендента на профессию юриста на свободу от дискриминации по признаку национальности, месту жительства или сохранением за собой права на юридическую практику в своей стране.

В рамках отдельных отраслей решаются вопросы по либерализации торговли услугами, которые присущи этим отраслям (например, туризм в рамках ВОТ).

И, наконец, либерализация торговли услугами может осуществляться и на двустороннем уровне между отдельными странами.

На рис. 1.6.2 изображен совокупность инструментов протекционизма и уровне либерализации международной торговли услугами.

 1.6.2

Рис. 1.6.2. Инструменты протекционизма и уровне либерализации международной торговли услугами



Назад