Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

4. Мировые и этнические религии: проблемы сосуществования


Появление мировых религий может считаться закономерным явлением, хотя она и является революционным, а эволюционным процессом. Однако, развитие религий заключается не в вертикальном восхождении из "низшего" на "высший" уровень, как это долгое время считалось в научном атеизме, но в почерговій изменении тенденций "от локального до глобального, от глобального до локального", которые происходят не столько в этнической структуре человечества, сколько в его общественном сознании. Это становится очевидным на примере современных особенностей мирового етнорелігійного ренессанса.

Этносы стремятся восстановить свою гомогенной (однородной) етнорелігійність. При таких обстоятельствах мировые религии периодически меняются этническими. В этом, вероятно, заключается одна из закономерностей етнорелігієгенезу.

Мировые религии уже достаточно продемонстрировали свою неестественность, доведя человечество до глубокой экологического кризиса. Человек противопоставил себя и свою деятельность биологическом началу Земли и космоса. Оторванность Бога от природы, породило по сути безбожную форму человеческой деятельности (технократизм, отношение к жизни как к безграничному природного ресурса), что и стало причиной экологического кризиса. Эта фактически бездуховный форма человеческой деятельности на самом деле противостоит жизни. Да и сами аскетические религии (христианство, ислам) проповедуют собственно дискредитацию жизни.

Так, по Б. Поповым, уничтожение биологической основы жизни - это "отрицанием ценности Дома". Исследователь употребляет понятие Дома в смысле специфической организации жизни, где Дом - этническое явление: "Культура этноса утверждает культ Дома. Дом образует смысловое ядро этнической культуры. Дом воспитывает, наставляет, вдохновляет, дает человеку жизненную силу. Соревнования Дома и Мира, жизни и деятельности, общности и общества образуют главный нерв культурного прогресса" (Феномен нации, с. 6-7).

Таким образом, национальное и мировое представляют собой пару противоположностей, которые постоянно борются за свои приоритеты. Сегодня религиоведы уже смелее говорят о космополитизм мировых религий, его истинную сущность: "Он появляется там и тогда, где и когда возникает потребность в распространении какой религии за пределы ее этнической естественности, появляется задача использовать ее для мировой экспансии, завоевание как можно большего количества последователей, вытеснение старых или альтернативных верований" (Филипович Л., с. 61).

Религия и консолидация этноса в настоящее время является чрезвычайно трудной проблемой, ведь украинский этнос, как в общем и другие этносы мира сейчас уже не представляют религиозной гомогенности. Если в древних обществах религия была формой проявления этничности, а в средневековье уступила место мировой християнськості, то сегодня этничность снова берет верх над религиозностью (Филипович Л., с. 40).

Отсутствие религиозной самоидентификации этноса оказалась, в определенной степени неожиданностью для многих граждан (украинец может быть православного, греко-католического, римо-католического, протестантского, языческого вероисповедания, или вообще не исповедовать никакой религии). Особенно это знервувало представителей традиционных христианских церквей, которые всю свою вековую ненависть была направлена не столько против современного засилья чужих мессианских конфессий, сколько против родного украинского етнорелігійного возрождения, видя в нем едва ли не наибольшую опасность для своего существования. И в этом им в значительной степени способствует государственная политика, предоставляя религиозные приоритеты одной христианской конфессии, нарушая этим не только Конституцию, но и действующее законодательство о свободе совести и религиозные организации в Украине, а также и международные документы. Именно так выглядит засилье христианских программ на радио и телевидении, интенсивное церквобудівництво, помпезные христианские празднования на государственном уровне и др.

Антагонистический характер отношений этнического и мирового, локального и глобального ярко проявляется в современных межконфессиональных конфликтах, которые не могут урегулировать ни сами верующие, ни самые современные правовые акты и законы. И больше всего противоречий существует в самой христианской конфессии, где непрестанно идет борьба: сначала за догматы (в которых народ никогда не разбирался), затем - за имущество, сферы влияния и т. под. Эти проблемы нашей стране предстоит решать уже в недалеком будущем.

Однако, человечество долгое время не могло преодолеть стереотипы мышления, навязанные ему апологетами мировых религий, что христианство "нас храмину", что оно "было положительным явлением" в нашем культурном развитии. Чтобы обнаружить эти глубинные причины и закономерности религиозной борьбы, обратимся к историческим фактам.

Наши Предки очень болезненно восприняли официальное (принудительное, насильственное) внедрение мировой религии христианства, которое с самого начала было космополитическим: в христианстве нет "ни эллина, ни скифа". А своя вера всегда была патриотической, воспитывала героев, достойных своего народа. Чужое отвергался как враждебно, такое, что может повредить своему этносу (рода, племени, нации). Вспомним, как новгородцы реагировали на крещении их Добрыней и Путятою: "лучше нам умереть, чем Богов наших дать в поругание" (Татищев В. Н. История государства Российского. - М.; Л., 1962. - Т. 1. - С. 112-113).

О том же в Велесовой Книге: "лучше нам исчезнуть, но никогда не быть в рабстве, и не поклоняться богам их (чужим)". Вероотступничество считалось величайшим грехом, так же, как отречение от своего рода.

Поэтому и обращение русского народа к христианству не было одноразовым триумфальным актом, как это утверждали некоторые историки-христиане, а особенно сама церковь; оно растянулось на несколько столетий, даже больше, чем считалось до недавнего времени. В Медоборах (Гусятинский р-н Тернопольской обл.), по народным преданиям и одиночными археологическими памятниками, языческие храмы функционировали вплоть до XVII ст. Именно в такие відлюдні малодоступные места "эвакуировались" киевские священники и отдельные исповедники этнических культов, прячась от насильственной христианизации. Известны случаи насильственного крещения язычников даже в XIX веке (например, по данным "Известий о состоянии и приращении православного народонаселения" за 1847 г. было крещено 1522 язычники) - это в целом по Российской империи. Можем лишь догадываться, что украинское язычество существовало, хотя и в тайных формах, параллельно с христианством в течение всего последнего тысячелетия. Несмотря на преследования официальной церковью языческой обрядности (уничтожение волхвов, сожжение Богослужебных книг, разрушение храмов и вырубки священных рощ), потребность в них не исчезала, и об их существовании свидетельствуют многочисленные церковные документы (см.: Лозко Г. Волхвы).

Народ хранил в различных формах доверие к древним прадедовским религиозных обрядов, перенеся их в сферу семьи. Часто даже после христианской службы в церкви, отец семьи считал нужным выполнить языческий обряд дома в кругу своей семьи: Сочельник, Пасхальный обед, освящение огнем или водой дома или скота, двор, поля или зерна. Анализ научных (исторических, фольклорных, этнографических данных о украинское язычество свидетельствует, что смешивание этнических элементов с мировыми религиями (в данном случае - христианством) состоялась в мировоззрении и обрядности украинцев не ранее XVIII-XIX века. Еще в начале ХХ в. украинский этнограф. Матвиенко записывал обряд "відхрищення" от совершенного церковного ритуала (напр., после охрищення ребенка или христианского венчания).

Можем лишь догадываться, что такие очистительные обряды были произведены волхвами в ответ на насильственные действия христианских служителей.

Если даже в начале XVIII в. имеем упоминания о волхвах, с которыми ведет постоянную борьбу христианская церковь, то, очевидно, что народ обращался за услугами к служителям этнических культов, которые все же существовали, и поддерживал связь с Родной Верой.

Еще в начале XVII в. христианский монах Иван Вишенский писал наставления к народу, приказывая уничтожить писанки, пасхальные яйца, колядки, щедривки, купальские костры, поминальные трапезы на могилах усопших родственников, указывая на их языческий смысл. Но уже в середине XVIII в. церковь, наконец, поняв бесполезность этой борьбы, меняет тактику: предоставив языческим обрядам христианскую окраску, она включает их в своей культовой практики. С этого времени происходит интенсивное смешивание (смешивания) двух религий - этнической и мировой. Однако и эти попытки оказались малоэффективными, хотя и оказали определенное влияние на народные массы.

5. Етнорелігійний ренессанс

Тенденция к возрождению этнических религий в настоящее время наблюдается преимущественно в Европе, чуть меньше в Индии, а также довольно робко среди індіян

Америки.20-24 июня 1998 г. в Вильнюсе (Литва) для координации действий и правовой защиты этнических общин природных религий (язычества разных стран) создана международная организация - Всемирный Конгресс Этнических Религий (World Congress of Etnic Religions - WCER).

Цель WCER указанная в принятой Декларации: "возрождать интерес давними культурными и духовными корнями всех народов; объединять подобные движения, что существуют в мире; проводить семинары, встречи и конференции, способствовать информационному обмену между общинами, совершать обряды языческих праздников, передать драгоценное наследие свободы духа следующим поколениям".

Главные функции WCER: представить язычество как целостность среди международных учреждений; действовать как форум для обмена идеями между членами групп; оказывать моральную поддержку и помощь в создании новых языческих групп; помогать в решении юридических вопросов относительно регистрации и правового статуса языческих общин в любой стране; учредить банк данных и прямой доступ к компьютерных линий Интернета; быть промоторе идеи основания Языческого Университета или языческого факультета в уже действующем университете и др.

В Декдарації WCER также отмечается: "Каждая страна и каждый народ имеют свои локальные религии (национальную веру, мировоззрение, мифологию, фольклор и др.), которые отражают их мировоззрения, историческое развитие и производят Божественное отношение к природе своего края и законы праведной жизни... Нашим этническим или языческим религиям в прошлом нанесен значительный ущерб, страданий и уничтожения их мировыми религиями, которые считают себя единственными претендентами на истину. Поэтому наше искреннее желание - жить в мире и согласии, стремиться к сотрудничеству с исповедниками других этнических религий, их верами и убеждениями... Настоящие местные религии вернут нам любовь и уважение ко всему, что мы видим и ощущаем вокруг, чтобы воспринять различные формы поклонения, которые основываются на искренних намерениях, чистых мыслях и благородном поведении... Наш лозунг "Единство - в широком"".

К WCER вошли языческие общины: Бельгии, Норвегии, Литвы, Латвии, Франции, Индии, Дании, Украины, Германии, Беларуси, России, Чехии, Польши, Греции, США, Швеции и других стран. Украину в WCER достойно представляет Общество Украинских Язычников "Православие", которая имеет свой журнал "Сварог", ряд теологических книг, а также страницу в Интернете (www.svaroh.alfacom.net) .

Древние религиозные традиции сейчас возрождаются в общинах Родной Веры. Немало современных трудов посвящен возрождению этнических религий. Это попытки реконструировать не только мировоззренческую и обрядовую систему Предков, но и дать новое теологическое осмысления древней философии этнической религии. Среди них, прежде всего, следует упомянуть труд украинского теософа профессора Владимира Шаяна "Вера Наших Предков" (1987 г., м. Гамильтон), Ярослава Ориона "Бог и религия", "На распутье" и др. Однако, самыми авторитетными все же есть древние источники.


Основной культовой достопримечательностью украинской Родной Веры является Велесова Книга. Написана волхвами на дубовых и березовых) дощечках еще в V-IX веках, она сохранила для нас не только образцы письменности, языка и истории, но и значительное количество языческих молитв, основ вероучения, культов, обрядов, мировоззренческих основ. Велесова книга содержит около 250 Теологических понятий, в том числе около 100 имен Богов (теонимов, иногда в нескольких вариантах), 70 славянских имен собственных людей (антропонимов), среди которых имена Прародителей, волхвов, князей и значительных военачальников.

Здесь представлены также сведения об отдельных праздника Родной Веры, связанные с естественным календарю, названия месяцев, недель, рецепты ритуального напитка, порядок ежедневных и праздничных богослужб и жертвоприношений, моральные установки и некоторые правила поведения, несколько легенд о происхождении Дажбожьих внуков и основателей русских племен. Ценным для религиоведов является осмысление авторами Велесовой Книги учения о Навь, Явь и Праву, учение о Триглава, о живой воде, которые писались как назидание для потомков: "Здесь же, отроче, откроешь ворота и войдешь в них - то красен Рай славянский" (доска 11-Б). Ценными для этнологов есть упоминания о древние племена, споріднеі славянские этносы.

Хотя подлинность достопримечательности в отдельных ученых вызывает недоверие, должны утверждать, что Велесова Книга дает немало таких сведений нашей древней религии и культов, которые до сих пор были неизвестны науке, однако они составляют осмысленную и совершенную систему. Велесова Книга - это большая по объему труд (как считается до сих пор, найденная не полностью, а лишь около 75% текста, который ныне составляет 72 доски). Именно это и может быть одним из доказательств того, что книга не могла быть изготовлена фальсификатором.

История находки, ее прочтения и перевод на современный русский язык составляет отдельную тему, но здесь отметим, что нашел дощечки Велесовой Книги белогвардеец Али Изенбек в с. Великий Бурлук на Харьковщине, а переписал и дал первое толкование текста Юрий Миролюбов; выпущена она была в пятидесятых годах ХХ ст., а в Украину попала лишь в 1990 г. Весомый вклад в прочтения дощечек сделал профессор Владимир Шаян, а в Украине перевел Велесову Книгу филолог из Ужгорода Борис Яценко.


Ныне Велесова Книга по праву считается священным писанием Родной Веры, а ее исследование в настоящее время продолжаются (см. подробнее: Лозко Г. Велесова Книга).


Выводы:

1. Религия является неотъемлемой составной частью духовной культуры народов.

2. Этнические и мировые религии является парой противоположностей в системе "космос - хаос, локальное - глобальное" и поэтому противоречия между ними неизбежны.

3. Сегодня уже есть острая необходимость преодоления стереотипов мышления, навязанных человечеству мировыми религиями.

4. Этническая религия является идеальным сочетанием этнической и религиозной идентичности в одном этносе.

5. Этническая религия развивается вместе со своим этносом и является самодостаточной на любом этапе его истории.

6. Возрождение этнических религий - первый шаг к созданию монорелігійних етноспільнот, которые являются идеальной формой духовного и политического (государственного) устройства и счастливого естественного жизни наций.

7. На вопрос "нужны ли етнорелігії сегодня?" - можем дать утвердительный ответ: да, они необходимы как етнозберігаючий феномен, как неотъемлемая составляющая любого этноса на Земле.



Назад