Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 10. ПАЛЕОЛІТИЧНЕ И НЕОЛИТИЧЕСКАЯ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ


Граница ледника проходила южнее границы современных Украины и Беларуси. Здесь была тундра и водились вовнисті носороги. Такой же была почти вся Европа. Однако, уже в охотничьих племен позднего палеолита были свои культурные достижения: календарь, орнаментика, украшения, орудия труда, одежду, жилье. Это доказано многими археологическими исследованиями.

Поздний палеолит (сутки ориньяк) представлен в Украине многими стоянками: села Пушкари на Черниговщине, Мизин на Десне, Гонке на Полтавщине, Костенки в воронежской губернии - всего более 200 поселений только на территории Украины. И это сравнивая с севером Беларуси и территорией России, где в то время еще лежал слой льда толщиной 2 км, а иногда и выше, а в Украине уже расцветало жизни. Жилья в виде теплых полуземлянок иногда достигали огромных размеров - на 50 и даже 100 человек с несколькими очагами ряд. Мебель (столы и стулья) делались из бивней мамонта. Орудия труда (иглы, шила, скребки) использовались для обрезки кожи и шитья одежды.

Существовало искусство, которое отражало мировоззрение и духовные потребности древних людей, которые жили в Поднепровье. Главной культовой достопримечательностью этого времени считается женская статуэтка, где голая женщина изображена в позе своеобразной медитации (мольба): руки сложены на животе, голова склонена вниз. Удивительная преемственность этого магического обряда, который дожил аж до начала ХХ в. в Украине, о чем неоднократно сообщают этнографы: женские чары (например, по сбору целебных растений) "не будут помогает, если в одежде нарвеш". Такие статуэтки, изготовленные в основном из кости мамонта, их клыков, камня, или высеченные на скалах, передают спокойствие, характерный при чаруванні или ином обрядодійстві. Женщина осуществляет обряд, пока мужчина на охоте. Памятники позднего палеолита имеют общие черты на всем пространстве Євразії. Во Франции сохранился наскальный рисунок женщины с поднятым вверх ритуальным рожком - это обрядовая поза при заклинании, чаруванні. Общая для всех Богиня - Великая Мать.

Типичный узор или орнамент - безконечник (т.н. "меандр"), впервые был создан в Украине (ныне Черниговщина), а уже отсюда поехал на юг (Греция, Малая Азия), где и получил свое название по названию одноименной реки. Здесь же, в Мізині, найдены и самые ранние в мире фигурки птиц с изображением свастики - символа духовного полета (от свасті - высочайшее небо, святость, благоденствие, процветание, успех). Свастика - давньоіндоєвропейський (арийский) знак благополучия и благоденствия.

Сва - является корнем многих слов, которые в древних индоевропейских языках обозначали именно духовные понятия: сва-бгу - самовиникаючий, свой край, своя земля, родина; сва-дгарма - свой закон, своя вера (религия); сва-тантра - свобода, независимость; сва-юные - материнское лоно, родное место; свар - солнце, солнечное сияние, высочайшее небо; сварґа - небесный, двигающийся небо, а также название одного из семи миров, куда переселяются души умерших; сварґа-кама баг - то, что стремится в небо; сварґа-марга - путь на небо, дословно "Молочная тропа" (укр. Млечный путь); сварґа-райя - небесный рай и много других слов, которые сохранила до сих пор язык санскрит, и какой в наше время пользуется только ограниченный круг ведийских жрецов. Именно этот корень сохранился в праукраинских именах Сварога и Свантевита, Матери Сва (Славы). Языковеды проводят также параллель между славянским именем Святослав и давньоарійським Швенташравас, потому что санскритском Ш отвечает славянское С, а санскритском Г - наше Л.

За позднего палеолита (в эпоху мадлен) производится языковое поле индоевропейцев: речеобразования, склонения, порядок слов в предложении, времена глагола и др. По мнению украинской исследовательницы, Докии Гуменной, которая писала в диаспоре, родовые группы в то время уже назывались по имени матери, которая хранит очаг рода. Видимо во времена оріньяку создано и слово жена: французская le gene - люди; англ. the gender - род; латинское genetive - родовой. Отсюда и современные слова ген, генетика, даже генерал (главный, самый высокий). В Индии жен, женана - гарем, часть города, где живут женщины; зенана - женская половина дома; жінні - женщина, хозяйка индусской семьи; жнана - знания (в смысле женская мудрость). В украинской культуре: жена, жена, женщина, живот, жизнь, жилье, жар, жижа (детское - огонь, ибо ж-ж-ж - звукоподражания действия добывания огня, да и сам огонь - изначально связан с женщиной). Так же и жертва (от жар, чар), потому что огонь надо "кормить". Первая религиозная идея и служба - огнепоклонничество: Богу надо дать жертву, чтобы получить тепло, пищу, свет. Огонь - живое существо. Следовательно, возникновение религии также надо связывать с матриархатом и главной ролью женщины (Славянское вече, 1998. - №2).

Ученые всего мира ныне считают территорию Украины міфогенетичною зоной, с которой расходятся универсальные мифологические системы многих индоевропейских народов. Статуэтки Богини-матери у костров находят в трипольской культуре довольно часто. Наши украинские рушники с Хранительницей (символическая женская фигура с поднятыми вверх руками), по обе стороны которой вышиты кони со свастиками, удивительно перекликаются с індуськими изображениями Лакшми - Богиня Счастья, которая сидит на цветке лотоса, а по обе стороны - слоны, что поливают ее водой.

Вспомним также скифскую Богиню, домашнего очага Табити (которая почиталась больше, чем Папай - Бог неба), заступницу войска и всего своего народа, которая благословляет на царство даже самого верховного Бога, или Матерь Сва (Славу) с Велесовой Книги - все они являются одним универсальным образом Покровы, покровительницы. В слове Покрова запечатлен глубокий духовный смысл, очень далек от навязанного нам христианского понимания этого образа и символа. Корнем слова является все тот же генетический звўязок с праматерью: от кровь, кровный, то кто близок по крови (родственник). Свой род, своя семья (своя "крыша", кровля, укрытие, дом) всегда была тем оберегом, который защищал, и которому молились люди одного рода-племени, то есть кровнородственная община.

Все эти образы, символы, идеи в значительной степени сохраняются, следовательно являются постоянными на протяжении тысячелетий и воспринимаются на уровне менталитета всеми потомками этнокультуры индоевропейцев.

Сравнительно новым этапом является неолитическая культура (около 8-5 тысяч лет назад), когда развитие земледелия сделал человека независимым от последствий охоты. Земледельческий сформировал мировоззрение мифологему умирающего и воскресающего Бога еще во времена трипольской культуры. Захоронение зерна в землю (его смерть) и прорастания его (воскресение) способствовало закреплению идеи бессмертия всего сущего, идею бессмертия, вечности жизни. "Тот мир", Вырий представлялся как лоно матери, с которого все приходит и к нему же возвращается (лоно Матери-Земли), чтобы ожить снова.

О этнические особенности древнего населения Украины, как и многих других стран мира в науке нет определенных сведений, кроме описаний антропологических рис и эпохальных типов людей, которыми занимается палеоантропологія. Принято выделять следующие этапы формирования антропологических типов людей в Восточной Европе.

В среднем палеолите (неандертальская стадия) производятся некоторые черты, присущие современным расам. В верхнем палеолите и неолите выработки европеоидным типов (преимущественно в Крыму), для восточной части (район современного Красноярска) - преимущество монголоидного антропологического типа.



Назад