Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 11. ТРИПОЛЬСКИЙ ЭТНОС


Давняя трипольская цивилизация на территории Украины существовала с конца VI до начала III тысячелетий до н. ч. Открыта она в Украине чешским археологом Викентием Хвойкой в 1893 г. Памятники трипольской археологической культуры размещены между Днестром и Средним Подунав'ям вплоть до современной территории Румынии (там она имеет научное название Культура Кукутені от названия поселения).

Однако, наибольший массив трипольцев сформировался на территории Украины, где уже исследовано около 3 тысяч поселений и 200 захоронений медного века. Население трипольской суток еще долго пользовалось в быту каменными топорами, поскольку медь была мягкой и дорогой. Здания трипольцев были размером от 60 до 200-300 кв. м, часто двухэтажные (первый этаж для хозяйственных нужд - хранения припасов, содержание животных, и т.д., а второй - для человеческого жилья). Крупнейшие протогорода трипольцев обнаружено в междуречьях Южного Буга и Днепра: Таллянки (450 га), Майданецкое (250 га). Всего раскопано около 30 крупных протогородов, которые имели мощные укрепления, сотни двухэтажных жилищно-хозяйственных комплексов, пристроенных друг к другу, образовывали сплошную стену. Количество жителей крупнейших городов достигала 10-15 тысяч, а вместе с окрестностями около 16-20 тысяч. Трипільскі дома и дома были обмазанные глиной и расписаны красно-черными узорами, от чего все поселения мало удивительно живописный вид.

Трипольцы имели развитое ремесленничество: здесь работали мастерские по обработке камня, кремния, изготовление посуды, тканей.

И хотя колесо трипольцам еще не было известно, однако, существовал транспорт в виде больших деревянных саней, которые использовались как зимой, так и летом. Керамика производилось без гончарного круга, а выжигалась в двухъярусных горнах, расписывалась белой, красной и черной красками, которые до сих пор остались традиционными для населения Украины, пройдя через тысячелетия (ср. красно-черные вышивки на белом холсте). Крупнейшая гончарная мастерская обнаружена в с. Жванце Хмельницкой обл. Здесь было 8 двухъярусных горнов, окруженных валом и рвом. Вероятно это был гончарный центр, где изготавливали изделия на экспорт. Существовали также ячейки металлургии. Сырье завозили с Балкан, Трнсільванії, Анатолии, Кавказа. Это свидетельствует о широкие международные отношения трипольцев и развитую торговлю.

Ткачество трипольцев можно исследовать благодаря остаткам напівспалених ли обгоревших кусков полотна, отпечатков тканей на глине, а также многочисленных находок глиняных подвесок к ткацких станков, что позволило реконструировать трипольский ткацкий станок. Пряли нити растительные или шерстяные с помощью деревянного веретена с глиняным пряслицем. Костяные и серебряные веретена появились значительно позже - уже в скифов. Предполагают, что в ткацких изделиях преобладали ромбовидные узоры - символика плодородия поля (позднее развиты в украинской плахте).

По мнению многих ученых, трипольцы начали большинство сельских поселений в местах, где они существуют и до сих пор. Они же и культивировали наши украинские земли, на протяжении нескольких тысячелетий занимаясь не просто земледелием, но и отвоевывая у природы все более широкие участки земли и подготавливая их к посеву (вырубка леса, сжигание, вспашки и т.п.). Именно в медном веке произошел переход от мотыжному к пахотного земледелия. На поселениях трипольцев находят сотни серпов, отшлифованных трудом до зеркального блеска. Хлеба давали священного значения. Это вошло в менталитет местного населения и, бесспорно, унаследованное славянами от предыдущих поколений. Посевы трипольцев были чистыми, без сорняков. За остатками зерна, которые часто находят археологи можно установить, что сеяли пшеницу (одно - и двозернянку), ячмень, овес, просо, горох. О приношении магию трипольцев узнаем по найденным святилищем аграрного культа, где представлены скульптурки многих Богинь, или жриц хлебного ритуала.

Зерно или муку добавляли к глины ритуальных горшков, для обмазки жилищ и храмов.

Интересной страницей трипольской этнической культуры является их мифология и религия. Знания о строении Вселенной хорошо отражены в трипольской керамике, где кувшины расписаны в три яруса (земля, воздух, небо) с соответствующими трем стихия символами (корни деревьев, потоки дождя, солнце, месяц). На трипольских кубках воспроизведен весь земледельческий цикл: идет дождь, падает в землю зерно прорастает колос, вырастает до неба, отрывается от земли. Уже сложилось представление о четыре стороны света (круга с равносторонними крестами), понятие о бесконечный бег времени (трипольская волна, "меандр"), наличие центра мироздания, вокруг которой вращается орнаментальный вселенная. Вероятно, уже существовал календарь, о чем свидетельствуют изображения месяца в разных фазах, а также открытие археологами трипольской обсерватории близ с. Казаровичи на Днепре, которое датируют V тыс. до н. ч.

В религии трипольцев видное место принадлежит Богине Праматери, статуэтки которой характерны для всего европейского населения того времени. Зрелая женщина в позе "плодородия" со сложенными на животе руками. Ромб с четырьмя точками (символ рюдючості), или змея, обвивающих спиралью живот или грудь Богини, - типичный рисунок на этих скульптурах. В глину этих скульптур обязательно добавляли зерно. Часто Богиня сидит на таком же глиняном кресле в виде быка - возможно символ эпохи Тельца. На поселении Майданецком найдена скульптура матери с ребенком, которую она держит у груди. Мужские скульптуры с кием (жезлом в руках. Изображения животных также находят очень часто: медведь, который держит тарелку для пожертвований (вероятно, культовая статуя), бык, корова, овца, баран. Рисунок собаки в динамичной, будто летающей позе, рядом с колосьями или деревом, свидетельствует о его функции охранника еще с трипольской суток (вероятно, он является прообразом Симаргла, Переплута, которые развились в малоазийском и славянском искусстве позже).

Культовые сооружения трипольцев - это общественные храмы, которые имели два вітарі с богатством различных зоо - и антропоморфных скульптур и расписной посуды, мелкие глиняные фигурки (шары, конусы, кубики и т.д.), которые, вероятно, использовались для магических гаданий. Такой храм раскопано около с. Коневка. Каждая хата, кроме этого, имела свой домашний алтарь в форме рівнобічного креста или круга, украшенного спиральным орнаментом.

В III тыс. до н. ч. в трипольском искусстве наблюдается значительное увеличение стилей и символов, что постепенно приводит к формированию локальных разновидностей Трипольской культуры. Таким образом через потерю однородности теряется целостность Трипольской культуры. По мнению археологов, она распалась на Софиевскую, Усатівську, Бринзенську и Городокскую археологические культуры. Это, конечно же, не означает, что она исчезла бесследно, но растворилась в очередной волны этногенетических процессов, оставив основу для развития арийской цивилизации в Украине и в мире.

Ряд ученых еще в XIX в. (Егор Классен, Александр Чертков и др.) высказывали предположение, что древние племена, известные под названием пелазгів, тождественные нашим трипольцам, а академик Алексей Соболевский считал пелазгів предками киммерийцев. Викентий Хвойка, первооткрыватель Трипольской культуры, был убежден, что трипольцы - это "самые древние славяне".

Антропологи констатируют, что именно на рубеже III-II тыс. до н. ч. в Центральной и Восточной Европе произошло формирование современных европейских рас. А на границах Европы и Азии отмечают смешивания европейцев с монголоїдами. Антропологического материала с трипольской суток маловато через преобладание погребального обряда сожжения, однако редкие находки трипольских черепов, возможно, является остатками людей, погибших на охоте, или в лесу, и не похороненных (с. Халеп'є, Игрень близ Днепропетровска) свидетельствуют об их сходство до жителей Малой Азии и Средиземноморья. Палеоантропологічні исследования последних лет подтверждают версию о средиземноморский тип трипольцев, что в III тыс. до н. ч. заселяли Поднестровья и Западную Украину: узколицые люди с тонкими костями черепа, похожие на жителей Балканского полуострова и Восточного Средиземноморья, в то время как население эпохи бронзы степной зоны II тыс. до н. ч. тяготело к массивному кроманйонського типа.



Назад