Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 12. АРИЙСКАЯ СУПЕРЕТНІЧНА СООБЩЕСТВО


Арийские племена в III-II тыс. до н. ч. расселились на значительных территориях, пройдя через Кавказ и Малую Азию в Индию. Первоначальной прародиной арийцев, как считает ряд ученых, является территория Северного Причерноморья, в частности между Днепром и Днестром (Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. - М., 1981). Однако, по мнению других исследователей (напр., Л. Зализняк), на право назваться этнической прародиной арийцев претендуют три региона: Балканы, Центральная Европа (между Рейном и Вислой) и Лесостепь и степь (между Днестром и Волгой).

Во II тыс. до н. ч. произошла переориентация хозяйства населения Украины с оседлого земледелия к кочевого скотоводства (в поисках корма для скота скотоводы должны были переходить с места на место), однако это не привело к полному исчезновению земледелия. Возросла роль мужа, конного воина, появилось оружие. Матриархальные отношения постепенно переросли в патриархальные, хотя роль женщины на территории Украины на протяжении всей истории оставалась значительной, в отличие от восточных обычаев народов (тюрков, монголов, даже россиян).

Сроки арии, арійство стали популярными с XVIII века. Впервые название ариев была прочитана в 1771 г. французским ученым Анкетилем Дюпероном на потолке персидского царя Дария: "Сын Віштаспаса, Ахаменід, Перс, сын Перса, Арий: арийского семени". Эти слова широко очерчивают родовид и этническое происхождение царя Персии Дария (даже имя которого созвучно с Арий). Название народа ариев встречаем часто в самом древнем священном писании Ріґведі, сохраненном в Індіїї. Древнеиндийское (санскритское) arya означает: 1) благородный, верный, дружелюбный; 2) представитель одной из трех высших каст. Производное от него слово aryaman означает "старейшина умерших предков", то есть родоначальник, а также имя одного из Богов (В. Кочергина. Санскритско-русский словарь. - М., 1996).

Название арии употреблялась в науке вплоть до 40-х годов ХХ ст., пока Гитлер не придал этим словам своего собственного значения, применяя их исключительно по немецкой нации.

Еще в 1937 г. на заседании Индийского Семинара в Львове профессор Владимир Шаян сделал доклад о "ренессанс господин-арийской мысли", в которой познакомил ученых и украинскую общественность со своими исследованиями текстов Ріґведи и интеллектуального возрождения естественных этнических религий. Термин "арийский" тогда вызвал оживленную дискуссию. Некоторые пытались обвинить Владимира Шаяна в приверженности к гитлеризма. Об этом он написал позднее в своих воспоминаниях: "В том времени я уже читал "Майн кампф" в университетской библиотеке, а в частности, хорошо себе запомнил требование обеспечения каждого ростка немецкой нации землей на тысячи лет. Землей "Бордерлянду" между Польшей и Россией, следовательно - Украиной. Я не имел никаких иллюзий. Отсюда мое подчеркивания "Пан-арийской мысли", то есть Всеарійської, в противоположном немецкого толкование арийства" (Шаян В. Вера Предков Наших. - Гамильтон, Канада, 1987).

Ведийская религия должна быть рассмотрена как духовный источник всех индоевропейских етнорелігій. Ведийская религия (ведическая, ведизм) - древняя арийская вера, что является древнейшей религией мира, мировоззренческие представления и обрядность которой записаны в Ведах (дословно "Священном Знании"). Веды (веды) - древнеарийские религиозные знания, складывались в течение II - начале i тыс. до н. ч. в устной форме, а записаны были санскритською языке, которая хранит много спільноарійських (индоевропейских) языковых и мировоззренческих рис.

Ведийская религия делится на две разновидности: вера арийцев Индии (хинди) и вера арийцев Ирана (айран). Общепринято считать, что ведизм пришел в этих народов Центральной Европы, где возник и существовал всего около шести тысяч лет. Священное Знание (Веды) пришло к людям из высшего духовного мира от Верховного Бога-Лица и передавалось от поколения к поколению устно. Лишь когда жизнь людей стала укорачиваться, а ум и память стали ослабевать, Волхв В'ясадева записал Веди санскритською языке - древнейшей языке Земли. В переводе с санскрита это имя означает "Бог-распределитель", где: В'яса - распределитель, а дева - своеобразный титул, который добавляли к имен Богов. Согласно пуранічної традиции, существовало более двадцати В'ясадеві, которые были воплощениями Богов Вишну и Брахмы и в разные исторические периоды приходили на Землю, чтобы сообщить людям Веды.

Ведизм - это первая в мире религия, которую записали. В Индии записи От известны около VIII-VII вв. до н. ч., а записи Авесты (в Иране) сделаны примерно в период от Александра Македонского (IV в. до н. ч. - XIII вв. н. ч.

Во II тыс. до н. ч. арии, переселившись в северо-западную Индию, развили свою религию и создали тайные философско-религиозные учения. Арийское общество мало патриархальный уклад жизни, характерный для военной демократии. На рубеже II-i тыс. до н. ч. в ариев формируются 4 касты (варны): брагманів - жрецов; кшатриев - воинов; вайш'їв - земледельцев, ремесленников, торговцев; шудр - рабов, слуг. В связи с осложнением ритуалов и важливіою их значение, особого статуса приобретают жрецы. Они не только знатоки священных обрядов, ведийских текстов, но и советники царей.

Они осуществляют контроль над образованием, распространением знаний, переписыванием священных текстов.

Ведийская религия имеет свои источники, отражены:

1) в четырех сборниках Вэд под названием Самхити (Ріґведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), связанных с распределением функций четырех жрецов во время жертвоприношения;

2) в брагманах (комментариях к Ведам - текстах, написанных брагманами и для брагманів, как объяснение содержания и символики Вед, сведений о обряды, мифы и т.п.);

3) в араньяках (буквально "лесные тексты", то есть предназначены для отшельников, которые познают истину самостоятельно);

4) в упанишадах (дословно "сидеть возле учителя с целью познания истины").

Старейшей и крупнейшей по объему Ріґведа, что содержит 1018 гимнов и 1005 стихов. Все эти источники относятся к, так называемым, шрути (слуті) - дословно "услышанное", то есть откровение; ср. славянское "слух", учитывая смену согласных ш - с, р - л (слуті).

Религиозные тексты ведической веры считаются Божественным строем (особым родом речи и памяти), что противостоит хаосу (немоте, нечленороздільному бурмотінню, забвению). Другой вид ведийских текстов - смрити ("запам'ятовуване"), т.е. описание жертвоприношений, домашних обрядов, мифологизирован законодательство.

К источников ведийской религии принадлежат также изобразительное искусство, ведийская археология, ведийская лінґвістика. Эти источники дали возможность проследить ведийскую религию, начиная с III тыс. до н. ч., а также провести ведійсько-кельто-итальянские, греко-индо-иранские и другие мифологические и лінґвістичні параллели.

И вот во время второй мировой войны археологические раскопки в Могенджодаро, датируемые IV тыс. до н. ч., раскрыли перед наукой совершенно новые факты. Ученым Грозным были прочитаны надписи на печатях и талісманах, которые сегодня признаны самыми старыми достопримечательностями индоарийской культуры. Все результаты исследований неуклонно утверждают исключительную архаичность первоисточников ведийской религии. Именно этим можно объяснить особую роль ведийской религии в реконструкции древнейших индоевропейских религиозных систем.

Ведийская религия произвела самое древнее представление о сотворении мира, которое до сих пор не утратило своего мифологического значение и даже научного подтверждения. Именно из ведийских ученик черпали темы для размышлений греческие философы, которые в i тыс. до н. ч. объясняли возникновение мира через загрузки хаоса.

Космологическая модель ведийской религии строится на противопоставлении неорганизованного страшного амхасу (хаоса) и организованного пространства уру лока (космоса), между которыми есть путь. Ведийский Вселенная противостоит неведійському вселенной, а ведийская человек - неведійській человеку. Священный центр (граница старого и нового года, середина земли - место жертвоприношения) противостоит "профанічний" будничной окрестности (периферии).

Начальное состояние соответствует хаоса - полное отсутствие элементов Вселенной и основных противоречий, что является условием ее существования. Начало созданию дают воды, из которых в результате сгущения возникает Земля. В другом варианте - возникновение из вод золотого яйца, из которого вылупляется демиург Праджапати, или Бог-Создатель Брагман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половинки, из которых образовались небо и земля. Вот один из гимнов Ріґведи о Сотворении Мира в переводе Владимира Шаяна:

Не было Бытия, ни небытия тогда,

Ни пространства, ни неба синего,

Кто сплодив яйцо Прабуття? И когда?

Было ли море в бездне тьмы?


Не было смерти, ни Богов бессмертных,

Не было ночи ни светила дня.

Только "одно" в ядре непростертім,

в нем Вселенная тхненням безвітряним тлел.


Была темень в тьмы повита гущу,

все было бурей бездны и тьмой,

Тогда "это одно" пробив скорлупу,

Вродилось жаром воли и силой.


С того в начале возникает жажда,

это было духа первоначальным семенами,

ядро тайное - в небытии бытия

нашли в сердце прорицатели совести.


Косвенно розпружений их огненный сноп.

что было тогда "наверху", что в "долине"?

Вверху буйный разгон, семья искристое,

судьбы напряжения лон, мощь крепости.


То кто поймет эти извечные тайны,

откуда эта творчество, откуда всю жизнь?

Боги не знают, они же поцейбічні,

Кто же нам провозгласит тайну всебуття?


Только Всевышний могу это сказать,

Что глазом солнца с небес призирает,

Создатель он, или нет, - он лишь могу знать!

А может даже, - может и он не знает?

В Яджурведе создатель Праджапати предстает как Вепрь первоначального времени, который ныряет в воды хаоса и выносит из них ил, из которого создает Землю. Изображение золотого вепря, известное и в скифской культуре, возможно и происходит из ведийской религии как символ Рождества Вселенной.

Этот символ до сих пор бытует в Украине в виде рождественского поросенка - остаток жертвоприношения (ср. также рождественские песни центральной России о Овсеня, который едет на золотой приводят).

Арийцы верили во многих Богов. В одном месте От указывается, что их всего 3399. К высшего Божественного уровня принадлежат 33 Бога, а местами - 333). Они делятся на земных, атмосферных (воздушных) и небесных, что дошло до нашего времени в виде трех миров (Нава, Ява и Права по Велесовой Книгой). Для ведийской религии было характерно смешение свойств и функций различных Богов или существование нескольких Богов, связанных с одним и тем же явлением природы, например, Богами Солнца были одновременно: Сурья, Савитар, Пушан, Митра.

Небесными являются: Дьяус, Митра, Варуна, Сурья, Савитар, Вишну, Пушан, Ушас, Асвини и др.

Атмосферными Богами являются: Индра, Рудра, Ваю, Парджанья, Матарішван, марути.

Земными Богами являются: Притхіві, Аґні, Сома, Сарасвати и др.


Главнейшими считались: Аґні - Бог огня и сам огонь, как первооснова всего сущего; Сурья - Бог Солнца и обладатель земных и небесных вод; Варуна - покровитель скотоводства; Сома - Бог жертвенного напитка и сам жертвенный напиток; небесный собака Сарама (возможно, тождествен нашем Симарглу) сопровождает Индру-Громовержца (тождественного нашем Перуну). Общепризнанным также был культ Предков, который достиг своего расцвета в более поздней религии славян; культ священной коровы (как остаток тотемизма); учение о переселении душ, за которым хорошо переселение души после смерти доставали те люди, которые выполняли законы своей касты.

Жертва имела свое практическое значение "обмен с Богами: человек дарит Богу часть своей собственности (урожая, пищи и т.д.), а Боги дают человеку то, что она просит (вымоленное). Жертвоприношения совершались под открытым небом (о храмы нет упоминаний), или дома. Жертвы были разные: бескровные (от растений) и кровавые (от животных), среди которых также существовала соответствующая иерархия (враг, лошадь, бык, баран, козел). Животные пожертвования постепенно были вытеснены растительными. Долгое время самым высоким пожертвованием, что имела государственный характер, был конь. Личные или семейные пожертвования состояли из молока, масла, меда, хлеба. Именно такие пожертвования известны и нам с Велесовой Книги. Особое значение имела пожертвование Священного напитка - сомы, который считается напитком Богов, напитком бессмертия.

Ведийская религия уже в древнейшие времена своего существования была насыщена образным восприятием мира, богатством ритуалов, религиозным учением о Сотворении Мира и общения с высшим Творческой силой Бога Богов и оказала большое влияние на формирование и развитие более поздних религий: индуизма, брагманізму, джайнизма, сикхизма и даже буддизма. А Ріґведа, по мнению профессора Владимира Шаяна, "является основным ключом для всяких современных и будущих попыток реконструкции нашей потерянной праарійської наследия и традиции" (ВПН, с. 836).



Назад