Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 13. КИММЕРИЙСКИЙ ЭТНОС


С арийских племен могут считаться праслов'янами носители таких археологических культур: Східнотшинецької культуры Юга Украины, Комаровской Подкарпатье и Западного Подолья и Білогрудівської культуры между Днепром и Збручем. Они имели земледельческие и другие культы, обожествляли Солнце, почитали Бога воинства (символом которого является топор), а также имели развитое представление о душе.

Киммерийцы - первый из народов на территории Украины, имя которого записано в письменных памятниках. О них упоминает еще Гомер (точная дата жизнь неизвестна, от XII до VII в. до н. ч.). Описывая земли современной Украины, Гомер сообщает: "Там киммерийцы живут, и их город, и целое их царство облаками вкутані вечно и туманом, потому что яснеє солнце не посматривает на тот край горячими лучами никогда" (греки всегда перевешивали холодные климатические условия нашей земли). Геродот (V в. до н. ч.) также вспоминает Боспор Киммерийский (ныне Керченский пролив), Киммерийский брод, Кімерійську стену и могилу кімерійських царей на Днестре. О киммерийцев, как о наших Предках вспоминает Велесова Книга: "Аскольд был темный, а некогда от греков был обучен, что будто-то "никаких русов нет, а суть ворове". С того можем смеяться, потому что были кіморії - также отцы наши, и те римлян потрясали и греков розметалии, как поросят устрашених" (ВК, 6-Е). Древнейшей легендарной (а может и исторической) фигурой Велесовой Книги назван Отец Богумир, время жизни которого можно определить из контекста достопримечательности: он жил "за 1300 лет до Германариха", то есть в 9 в. до н. ч., именно в киммерийский время (ВК, 9-А).

Украинские языковеды пытались выяснить этимологию названия киммерийцев. Считать ли слово Киммерия образом облачного неба, или географическим, или этнографическим понятием? М. Грушевский приводит версии малоазийских источников, где асирійське gimiri, осетинское gumirita - великан, грузинское gmiri - герой, лазьке gomori - смелый (Т.1, с. 106).

Майер указывал, что в вавилонских текстах персидское Осака (саки) передается словом Gimiri. То есть киммерийцы отождествляются с саками (скифами). Самая известная версия О. Стрижака: киммерийцы - "черноморские" (от кир - черный, мор - море).

Основоположник современной школы скіфознавства М. И. Ростовцев считает, что киммерийцы разговаривали фракійською языке, которая была распространена на востоке Балканского полуострова и на прилегающих территориях (в т. ч. Северное Причерноморье). Хотя о языке киммерийцев можно судить лишь на основании очень малого количества слов, преимущественно имен кімерійських вождей, например, Теушпа, Тугдамме (Лігдаміс), Шандакшатра, последнее из которых, по мнению лингвистов, выводится с иранской, ибо вторая часть-кшатр - исконно иранское слово и означает власть, удача, везение.

Исследователи этнической истории киммерийцев пришли к выводу об их генетическую связь с племенами Срубной культуры (О. И. Тереножкин, В. И. Абаев). Такие ираноязычные заимствования, что были характерны и для Юга Украины, могли быть не позже второй половины II тыс. до н. ч., а следовательно, имелись также в киммерийцев, датируемая началом i тыс. до н. ч. Древней же прародиной киммерийцев считают Нижнее Поволжье в первой половине II тыс. до н. ч. Однако, в этногенезе киммерийцев, кроме племен Срубной культуры, принимали участие пришлые племена с территории современного Казахстана и Южной Сибири, однако они уже в середине VIII в. до н. ч. растворились в этническом местном среде киммерийцев. Киммерийцы залюднили широкие территории степной зоны Украины, самые северные захоронения киммерийцев зафиксированы в Полтавской (с. Носачове) и Черкасской обл. (с. Цветки и Ольшаны). Считают возможным проникновение киммерийцев и на территорию Лесостепи. Киммерийцы также перешли через Карпаты на территории Центральной Европы, и пошли дальше к Венгерской низменности.

Материальная культура киммерийцев отличается высоким уровнем развития коневодства, совершенным вооружением (железный меч длиной до 1 метра, часто с бронзовым рукоятью, дальнобійний лук с особыми стрелами, что имели дволопастеві острие), снаряжением боевых коней, удобным для верховой езды одеждой. Высокого, как на то время, развития достигли кімерійські кузнецы, которые производили крицу и високовуглецеву сталь, знали кузнечная сварка.

Социальный уклад жизни киммерийцев определялся имущественным цензом, главная роль в котором принадлежала табунам и стадам скота.

Археологи обнаружили немало захоронений кімерійської аристократии (Высокая Могила на Запорожье, с. Бєлоградець в Болгарии и др.). Эти захоронения преимущественно завершались антропоморфными стелами - статуи, изображающие киммерийского воина. Племена тавров в Крыму, что также близкие по культурой в киммерийцев, возможно являются их потомками.

За археологическими памятниками можно обозначить особенности мировоззрения киммерийцев. Они верили в жизнь души после смерти, потому что в курганах хоронили необходимые покойнику вещи: кинжалы, ножи, конскую сбрую, наконечники для стрел, посуда, жертвенную пищу, золотые украшения, бусы и т.д. Иногда с покойным прятали и коня, что свидетельствует о высоком социальном статусе похороненного.

Статуи кімерійської женщины свидетельствуют о культ Богини-Матери. Культы плодородия нашли свое выражение в многочисленных статуэтках женщин с подчеркнутыми признаками беременности, с большой грудью и т.п., статуя женщины с ребенком на руках а также мужские фаллические статуи. Все это свидетельствует о формировании культа Рода и Рожаниц.

Геродот описал упадок кімерійської государства как своеобразную гражданскую войну между кімерійськими царями и простым народом, в результате которой в VII в. до н. ч. страна была опустошена и ее впоследствии заняли скифы. Могилы последних киммерийцев были еще во времена Геродота вблизи реки Тірасу (на западе Скифии).



Назад