Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 14. СКИФЫ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ


Скифы и сарматы оставили на территории Украины богатую и разнообразную культуру. Скифский период истории Украины синхронный с периодом эллинизма. Античные авторы подают названия скифских племен, которых было много: скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-сатавки, скіфо-аланы, кельто-скифы, нольте-скифы, скифы-кочевники, царские царские скифы, саки, царские сарматы, и даже царские гунны.

Греческий историк Геродот в V в. до н. ч. сообщал, что "все они вместе называются сколоть за именем царя. Эллины же зовут их скифами" (Геродот. Истории, кн. IV).

Существуют записаны скифские "родословные", составленные разными авторами в разное время и видимо поэтому и отличаются друг от друга. Так, согласно Діодором Сицилийским - древнегреческим историком И в. до н. ч., скифы первоначально жили возле реки Аракс, а впоследствии основали государство от Кавказа до Меотиды (Азовского моря) и до океана (?) и области до реки Танаиса (Дона). Далее повествуется миф о "рожденный Землей деву, в которой верхняя часть до пояса была женская, а нижняя - змеиная". С этой Девой пристал Зевс и она родила Скифа, который своим именем назвал свой народ. Среди потомков Скифа упоминаются братья Пал и Нап, от которых пошли племена топлив и полу. Эти племена совершили много славных походов и подчинили себе множество народов вплоть до Фракии и до реки Нила в Єгипті. Так повествует о скифах одна из книг Діодорової "Библиотеки" - его собрание исторических трудов в 40 томах (правда, все они до нас не дошли, сохранилось около 15 томов и отдельные фрагменты).

Иначе эту легенду подал Геродот. Он поведал о прародителя скифов Таргитая, родившегося от брака Зевса и Змееногой Богини. Таргитай же имел трех сыновей - Ліпоксая, Арпоксая и Колоксая. По их царствования упали на землю золотые дары: плуг с ярмом, секира и чаша, которые являются символами земледелия, ремесла и жречества. Каждый из братьев попытался взять эти дары, и золото загорались огнем, когда подошли первые двое, только третьем самому молодому Колоксаю удалось взять их в руки. Тогда братья единодушно передали власть над царством младшему брату. От Ліпоксая, по Геродоту, происходит племя авхатів, от Арпоксая - катіари и траспії, а от Колоксая - паралати.

Некоторые исследователи отождествляют Таргитая с Гераклом, которого сами греки считали скифским культурным героем, а на нескольких каменных стелах есть надписи греческими буквами "Гереклес Склавенс", то есть "Геракл Славянский". Змееногая Богиня (Дева-Змея) спрятала табун лошадей Геракла и обещала вернуть их при условии, что Геракл возьмет с ней в брак. Пожив с Девой и подарив ему трех сыновей, Геракл снова отправился в странствия. Женщине же передал свой лук и пояс с прицепленным к нему золотой чашей и приказал, чтобы она испытала сыновей. Тот из них, который сможет подпоясаться этим поясом и натянуть тетиву его лука, получит царство в наследство.

Это задача смог выполнить самый младший сын Скиф, от которого и происходит народ скифов.

Легенда правдоподобно передает символику мужского боевого пояса, который использовали при ініціаціях (посвяченнях) воинов. До сих пор традиционные мужские пояса, изготовленные из шкріри, украшенные металлом, приспособленные для ношения оружия (топорика, нож), а также других мужских орудий (люльки, огнива) или даже денег, существуют в Украине как неотъемлемый атрибут мужского традиционной одежды населения Карпат.

Как Геракл, так и Таргитай, являются родоначальниками всех скифов и царских родов в частности. Есть несколько изображений Геракла на золотых пластинках и монетах царя Атея (потомка Геракла-Таргитая), где он изображен в львином шлеме, а также на костяной пластинке из кургана Гайманова Могила, где Геракл изображен как победитель в поединке с фантастическим чудовищем.

Символика мифического образа прародительницы полудевы-напівзмії может указывать на ее женскую земной-водную природу. Змееногая Богиня имеет еще названия Муза Борисфенида (от Борисфен - греческое название Днепра), Дочь Днепра. До нашего времени легенда о Деве-Змею существует на о. Хортица, где есть Змеиная пещера, которую считают легендарным жильем Богини. Амулеты-змеевики с изображением змееногой Девы бытовали еще во времена Киевской Руси и сохранились до наших дней.

Римский историк i в. до н. ч. Помпей Трог в своих "Філіпівських историях" писал: "Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго длился спор относительно давности происхождения". Далее автор утверждает, что в этом споре скифы взяли верх, потому что в Єгипті позже установился умеренный климат, пригоден к жизни.

Первые исторические упоминания о скифах сохранились в ассирийских клинописных текстах в 70-х годах VII в. до н. ч. Они рассказывают о войне скифов с Ассирийским царством и почти столетнего господства скифов в Малой Азии.

Так, в письменном запросе оракула Бога Шамаша царь Ассирии спрашивает, будет ли царь "страны Ішкуза" Партатуа верным своему слову, если ему отдать в жены асирійську царевну. Здесь "страна Ішкуза" - Скифское царство, поиски которого среди ученых до сих пор продолжаются, а царь Партатуа - искаженное ассирийцами Переп'ят (ср. названия скифских курганов Переп'ят и Переп'ятиха в Кагарлыкском районе). Период Малоазийских походов занимает выдающееся место в скифской истории.

С конца VI в. до н. ч. начинается интенсивное заселение скифами Северного Причерноморья. С этим периодом скифской прошлого связана легенда, которую передают Геродот и, позже, римский историк i в. до н. ч. Помпей Трог в труде "Філіпівські истории". Речь идет об третий поход скифов в Малую Азию, который длился 28 лет. Женщины, думая, что их мужья погибли в боях, для продолжения рода вступили в брак с рабами, оставленными для охраны стад. Вернувшись домой, скифы натолкнулись на вооруженное сопротивление юношей - сыновья рабов. Начались кровопролитные войны. Один из скифских жрецов посоветовал воинам вместо оружия взять в руки бичи, которыми хозяева бьют рабов. Это оказалось магическим психологическим средством - рабы в панике потікали. Схваченных скифы распяли, а скифские женщины покончили жизнь самоубийством, нанеся себе смерть мечами. Такими были моральные правила жизни и поведения людей скифского общества.

Этот сюжет был настолько распространенным в скифской эпохе, что он является отраженным на серебряной обкладке лука (курган Солоха), где взрослые боодаті скифы сражаются с безбородыми юношами.

Вторым значительным событием в истории Скифии была скіфо-персидская война. Персидская империя возникла на остатках Мидийского и Вавилонского царства и простиралась от Египта до Индии. Около 514-512 г. до н. ч. Персидский царь Дарий И повел свои войска на территорию Северного Причерноморья. Причины войны древние историки представляют по-разному. Геродот пишет, что Дарий решил отомстить скифам за события столетней давности - завоевание Мидии. Другие авторы утверждают, что Дарий хотел вступить в брак с дочерью Идантирсу (царя Скифии), но получил отказ. Однако, наиболее вероятной причиной является предположение современных историков - желание покорить Скифию было частью большого стратегического замысла Дария в его стремлении к мировому господству, в пределах известной на то время ойкумены.

Дарий выслал вперед 700-тысячное войско возглавляемое его наместником сатрапом Аріарамном. Его путь пролегал от столицы Персии Суз через наплавные мосты на Босфорском проливе и Дунае. Войско Дария И состояло из 80 различных народов и племен, которые тогда входили в его империи. Угроза значительно превосходящих сил противника заставила скифов обратиться за помощью к соседним родственных племен савроматов, гелонов и будинов. По подсчетам современных историков, скифское войско могло насчитывать около 150 тысяч воинов. Поэтому скифы выбрали тактику "кочевание", отступая и пуская врага вглубь страны.

Персы везде видели пустые степи, где не было для них никакой поживы. Зайдя далеко, Дарий испугался, что скифы разрушат мосты и отрежут персам путь назад. Он послал послов к скифскому царю Идантирсу с вопросом-насмешкой, сколько же то будет бежать? Идантирс ответил: "Я до сих пор никого не пугался и не убегал ни от кого, ни в прошлом, ни теперь от тебя [кочевание было его естественным образом жизни. - Г. Л.] ... Но попробуй только разрушить отчі могилы, тогда узнаешь, будем ли мы с тобой воевать, или нет!" Бежать пришлось Дарию, который во время бегства потерял 80 тысяч своего войска. Как видим, в этом рассказе отчетливо утверждается высокая роль культа Предков в скифском культуре, что также стало витоковим и для последующих культур племен Украины. О этот культ писал также римский историк Плутарх: "Скифы гордятся своими могилами". За эти могилы они были готовы приступить к бою с врагом.

Геродот перечислил еще одну интересную легенду о том, как скифский царь Ариант решил посчитать всех своих подданных. Он велел каждому скифа принести по наконечнику стрелы. Наконечников оказалось так много, что никто не смог бы их сосчитать. Если бы выстрелить одновременно все стрелы, то темная туча бы покрыла всю землю. Тогда, Ариант приказал вылить из этих наконечников котел для храма в Ексампеї. Геродот утверждал, что этот котел, который он видел собственными глазами, превышал крупнейший греческий кратер, подаренный Павсанием в честь Богов. В скифский котел вміщувалось 600 амфор напитка, а его стенки были на шесть стоп толщиной. По современным подсчетам, скифский котел умещал 144 тыс. литров жидкости.

В отделе археологии Национального музея истории Украины, взвесив тысячи скифских наконечников от стрел, установили их средний вес - 10 граммов. Следовательно, вес котла могла быть более 122 тонны, а его диаметр - 8 метров, 20 сантиметров. По этим данным стало возможным установить численность скифов - 12 225 000 человек. И это за семь столетий до н. ч.! Сравним, в Риме через тысячу лет после Арианта жило около 1 млн. человек, а во всей Италии 5-6 млн., в Украине во времена Богдана Хмельницкого жило 11 млн. чел., а в Польше и России в это же время - по 9 млн. чел.

Вес скифского котла, как и количество населения Скифии вычисляли различные научные учреждения в Украине и за ее пределами, их результаты различаются между собой, однако количество населения Скифии исчисляется от 6,155 млн. до 13,009 млн. человек.

Котел в других воинственных народов считается символом военной мощи. Царь, после победы угощал всех воинов, которые отличились в боях, из своего котла. Победители пили вино, а те, кто не убил врага, пристыженные стояли в стороне. Поэтому "котел" мог еще означать, собственно, именно царское "войско". Например, хан Кончак, по летописи, "был способен перенести свой котел через Сулу", что означало "мог перейти границы Руси". Следовательно, и в этом переводе Геродота задокументирован фольклорный мотив, аллегорический образ могучего и великого скифского народа.

Нас же, кроме всего прочего, интересует местонахождение загадочной святыни в Ексампеї. Геродот объяснял: "между реками Бористеном и Гипанисом является местность под названием Эксампей... там есть источник горькой воды ... название источника и места, откуда оно вытекает по-скіфськи Эксампей, эллинской же языке - Священные Дороги" (Гипанис - это Южный Буг, а горькое источник - его приток, речушка Мертвовод, что в районе г. Новая Одесса Николаевской области). Вероятно "мертвая вода", это последний путь, которым везли скифских царей к месту захоронения в курганах. Кстати, именно здесь археологи раскопали значительное количество скифских курганов. К сожалению, такой котел археологами еще не найдено, хотя найдено много других достаточно больших котлов, подобных греческих кратеров. За другими научными версиями, местность, описанное Геродотом, размещалась у Меотиды (в районе современного Мелитополя).

С древних письменных источников имеем сведения о выдающихся людей Скифии. Среди них Агатирс - скифский культурный герой, которому народная традиция приписывает божественное происхождение (один из сыновей Геракла и Змееногой Богини), который изобрел "тлеющий трут", двозубий якорь и гончарный круг (по сообщениям Плиния Старшего и Страбона). От Агатирса происходит племя агатирсів.

Про Ахилла, как о скифа, вспоминает Юрий Венелин по древним автором Демуленом: "Ахилл - сын Пелея, был родом скиф, и родился в Мирмекіоні, маленьком городке на берегу Азовского моря. Изгнанный скифами с родины своей, через свое властолюбие и жестокость, он переселился в Фесалію. Покрой его одежды, его русые волосы, его бакитні глаза и прочее ясно подтверждают это его происхождения" (цитата по Арріаном: Histoire Naturelle des races humaines. - Paris, 1816, c. 18). Как видим, типичная внешность скифа не отличалась от классического образа русого голубоглазого славянина.

Скифский легендарный герой Абарис - своеобразный "олимпийский чемпион", который обнес по всей земле стрелу, ничего не евши (за Дионисием). Абарис - также автор поэмы о путешествии Аполлона к Гіпербореїв. А Диодор Сицилийский сообщает также, что Абарис установил дружеские отношения между скифами и греками-делосцями. Геродот же выразил сомнение относительно историчности Абариса.

Историческим лицом, без сомнения, является скифский мудрец и философ Анахарсис, который побывал во многих странах. Диодор Сицилийский передает один из Диалогов Анахарсиса с царем Крезом, который пригласил к себе мудрецов для разговора. Крез спросил, какую из живых существ Анахарсис считает найхоробрішою.

- Найдикішу животное, потому что только она мужественно умирает за свою свободу, - ответил Анахарсис.

- А какую из живых существ ты считаешь самым справедливым? - снова спросил Крез.

- Найдикішу животное, потому что лишь она живет естественной жизнью, а не по законам. Природа является создание Божье, а законы, установленные людьми, и будет справедливее пользоваться тем, что открыто Богом, а не человеком, - ответил Анахарсис.

- Возможно звери являются и самыми мудрыми? - засмеялся Крез.

- Так! Отдавать предпочтение истине природы перед истиной закона - это основная примета мудрости, - спокойно ответил Анахарсис.

Интересные сведения о религии скифов подает Геродот: "Богов они уважают только таких: наиболее всего - Гестию, потом Зевса и Гею, которую считают женщину Зевса. После них - Аполлона, Афродиту Уранію и Арея. Этих Богов почитают все скифы, а те, что называются царскими скифами, приносят жертвы еще и Посейдону. Скифском языке Гестия называется Табити, Зевс - справедливо называется Папай, Гея называется Апи, Аполлон - Гойтосір, Афродита Урания - Аргімпаса, а Посейдон - Тагімасад".

Как видим, пантеон скифов состоял из семи Богов, из которых наибольшее уважение составляли Табити - Богини-Матери, охорониці домашнего очага. По мнению некоторых языковедов, имя Табити означает "Пламенная". Огонь считался высшим началом еще с древней арийской веры, которую, закономерно, унаследовали и скифы. Природа скифской Табити багатопроявна: она - Богиня-Мать и сама царица скифов, покровительница института царской власти, то есть священного обряда и обычая. Не зря у скифов существовала самая высокая клятва "Царскими Гестиями", как она называлась у греков. Ее составляли около царского очага. Считалось, что нарушение этой клятвы приводит к заболеванию царя. Поэтому за измену клятвы царскими родственными очагами клятвопреступника ждала смертная казнь. Вероятно, именно Табити изображена на пластинке, где Богиня сидит с зеркалом в руке, а рядом стоит скиф с рогом изобилия - возможно, это сцена получения царской власти от самой Богини.

К высшего Божественного уровня принадлежали также Папай и Апи - Отец-Небо (тождественен нашем Сварога) и Матушка-Земля. Папай - создатель мира и людей. Его изображение найдено в Запорожской области: это бронзовое навершие в виде Мирового дерева, что объединяет три мира: Нава (подземный, предков), Ява (земной, человеческий), Права (небесный, Божественный). Четыре ветви этого "дерева" символизируют четыре времени года, четыре стороны света, по три животные на каждой ветке, возможно, символизируют месяца. Над каждой из ветвей распростерли крылья птицы (участники мистерии мироустройства), что в клювах имеют цепочки с кружочками (солнце) и полумесяцами. В центре - сам Папай, как Бог Рода, изображенный с фаллосом.

От священного брака Папая с Апи родились все земные существа. Эти Божества вполне унаследованные славянами, вместе с древним обрядом весеннего свадьбы для Неба и Земли, которое делают "дети их", то есть люди, живущие на земле.

Апи, женщина Папая, которая олицетворяет землю и подземный мир (земноводність - также признак Змееногой Девы), что также тождественна античной Горе, которая изображалась со змеями. Изображение Апи как змееногой женщины найдено на золотом налобнике для коня в кургане Имела Цимбалка. Першопредок скифов Таргитай, по легендам, рожденный от Папая и Апи (ср. славянские легенды о детях Сварожих, Внуков Дажбожьих, Сыновей Перуна и др.). Таким образом у скифов существовал миф о Божественном происхождении народа, присущее подавляющем большинстве арийских религий.

Второй Божественный уровень в скифском пантеоне занимали Гойтосір - Бог животворного Солнца, тождествен персидскому Митре и славянским Дажбогу или Велесу, который ездит по небу на золотой колеснице, управляет сменой дня и ночи, а также считается покровителем числе и отар скота, заместителем пастухов (ср. облака, как стада коров - давньоарійський образ).

Арімаспа - Рожаница (Богиня Рода, Судьба) тождественна подобным Богиням других народов - Иштар, Кибела, Астарта, Афродита. Эта Богиня всегда изображалась в окружении зверей, преимущественно оленей и лошадей; подобный мотив "Берегини" или "Мокоши" до сих пор сохранился в украинских вышивках, на писанках и др. (см.: Лозко Г. Берегиня...).

Арес (Арей - Бог воинства, тождествен славянском Перуну. Его культ был связан с волшебным мечом, который умерщвляет всех врагов. Эта мифологема часто упоминается в древнерусском фольклоре. Известна и легенда с Велесовой Книги о Перуна, который кует мечи для своих детей - русских племен. Скифы строили огромные жертвенники для Арея, на вершине которых устанавливали меч. Ежегодно эти алтари восстанавливали с помощью хвороста, которого накладывали огромную гору. Такие алтари имела каждая область Скифии. Жертвы Арею отмечались самой большой пышностью. Ему, кроме лошадей и овец, приносился в жертву каждый сотый пленник. Такие обычаи не отличались от обычаев других народов того времени. Поэтому то, что нам сегодня может казаться жестоким, в те времена было оправданным. Скифы воспитывали своих сыновей и дочерей мужественными защитниками своей земли. По традиции военной магии существовало верование, что скиф, убив врага на поле боя, с помощью определенных ритуалов получает силу поверженного им врага.

Археологи свидетельствуют также святыни аграрного культа. На Бильском городиці открыт храм с тремя приделами цилиндрической формы и многими предметами земледельческой магии. Это подтверждает наличие Геродотових "скифов-ґеорґос", то есть пахарей-земледельцев. Найдено уже несколько десятков специальных круглых вітарів-жертвенников, украшенных волшебными узорами. Рядом с алтарем стоял культовый посуда, глиняные модели хлебцев и лепешек, в которые были домешаны зерна различных злаков, мука из них, а также статуэтки домашних животных (коровы, быка, овец, свиней, коз) и людей с отчетливыми признаками пола. Такая атрибутика использовалась в скифских богослужениях.

Геродот также рассказал легенду о "гиперборейских дев", которые несли священные дары (пожертвования) к храму Артемиды (Рожаницы) на о. Делос. Это были Арга и Опіда, которые дали обет помолиться Богине по облегчения родов. Эти девы были первыми из Гипербореи (северной земли). Их могилы Геродот видел возле храма Артемиды, а лікієць Олень составил на их честь песню-гимн. Такой же обряд повторили две другие девы - Гіпероха и Лаодіка, которые несли священные дары для Артемиды, завернутые в пшеничную солому. Вместе с ними для охраны были посланы пять воинов. Как видим, описанный обряд, мог принадлежать только земледельческому народа, который считал хлеб даром высшей святости.

Этнографические наблюдения дают основания считать, что у скифов существовало ежегодный праздник Золотого плуга, связано с мифологемой золотых даров, которые упали с неба сыновьям Таргитая. Вероятно, это праздник отмечали в честь нового солнечного года, во время которого царь отождествлялся с солнечным героем Колоксаєм, родоначальником скифских царей. Сравним праукраїнський обычай на Рождество Солнца класть плуг под священный стол (престол).

В скифском религиозном обряде часто фиксируется образ собаки как охранника. Известны захоронения собак при скифских курганах. Собака или волк всегда сопровождают воина. Образы воинов-волков известны и в славянских мифологических и фольклорных сюжетах. О преобразовании князя Всеслава на волка есть упоминание в "Слове о полку Игореве". Возможно, волк-собака сохранился в образе нашего Симаргла. Исследователи неоднократно указывали на иранское происхождение Симаргла.

Симаргл - скифская наследие, что дошла до славян, изображался в виде Переплута, крылатого собаки с переплетеним хвостом, который символизировал корни (подземную часть дерева - предков Рода). Симаргл упоминается также в Велесовой Книге, как Божество огненной стихии, что переносит с дымом молитвы жертвователя к Богам. Он же - опекун погребального костра.

Посейдон, по скіфськи Тагимасад, которому поклонялись царские скифы, тождествен славянском Посвистачу, Стрибог, которому еще и украинские казаки молились, "чтобы погоду хорошую дал и моря не беспокоил" (по П. Кулишом).

Геродот также рассказал о скифского поэта Арістея, автора эпоса о скифах и гіпербореїв (название дословно означает "по ту сторону Ветра-Борея"), грифов, которые охраняют золото, арімаспів (одноглазых), которые вытеснили ісседонів (что жили за Уралом), а те - скифов, а скифы - киммерийцев. Геродот считал, что Аристей жил в VIII в. до н. ч. Образ Арістея - своеобразный символ перевоплощения души.

Легенда рассказывает, что однажды, зайдя к сукновальни в Проконнесі, Аристей умер. Владелец сукновальни захлопнул его там и пошел сообщить его родственников. Слух о смерти Арістея распространилась по городу. Вдруг один прохожий сказал, что только что встретил Арістея по дороге в Кизик и даже разговаривал с ним. Когда родственники с приготовленным к похоронам доспехами зашли к сукновальни, Арістея там не было. Через 6 лет он вновь появился в Проконнесі, написал известное произведение "Арімаспія" (арімаспи - сказочный восточный народ) и снова исчез. Через 240 лет он появился в Италии в Метапонте и приказал жителям города соорудить храм Аполлона, а возле его статуи поставить еще и статую в честь "проконесця Арістея", то есть его самого, объяснив, что Аполон приходил только к италиков, и его сопровождал Аристей, только не в виде мужа, а в виде крука (крук, как пророческий птица, был посвящен Аполлону). Это сказал и исчез. Жители послали людей в Дельфы и спросили пророческое святилище, что им делать. Пифия ответила им, чтобы они сделали, как повелел Аристей, тогда им будет хорошо. И действительно, они построили святилище, где во времена Геродота росли лавровые деревья и стояла статуя с именем Арістея.

Интересную аналогию находим в Велесовой книге о перевоплощении прародителя Ора (Ория, Ирия - стоит обратить внимание также на сходство имен: Аристей, возможно производное от Ария), который "время от времени рождается среди нас". Обычаи, мораль скифов были весьма благородными. Они уже имели свое собственное представление о справедливости: тягчайшим преступлением считалась кража, в них не было нужды охранять свои жилища. Скифы, будучи богатыми, однако не имели никакой страсти к золота и серебра. Скифскую скромность в одежде и отсутствие влечения к чужому богатству констатируют много древних авторов. Помпей Трог писал, что "необразованное варварство при сравнении оказывается выше образованных обычаев: насколько первым полезнее незнание пороков, чем последним - знание добродетелей". Скифы были выносливыми в труде и на войне, потому что "они не присваивают ничего такого, что боялись бы погубить, а оставаясь победителями, ничего не желают, кроме Славы!" (как это похоже на украинские казацкие обычаи!).

Скифы осуждали поклонения чужим обычаям и выполнение чужих обрядов. Так, известны исторические факты наказания смертью царя Скила и Анахарсиса за выполнение эллинских обрядов и поклонения Богам их.

Главным делом сохранения своего этноса скифы считали продолжения рода. Так, когда мужчины, покорив Азию находились там несколько десятилетий, их женщины через посланцев сообщили им следующее: "если мужчины не вернутся домой, то женщины позаботятся, чтобы прижити детей с соседями и не допустят, чтобы скифский род погиб по вине женщин" (упомянутая выше легенда).

В скифском обществе еще прослеживаются остатки матриархата (легенды об амазонках). Так, Диодор рассказывает, что однажды у скифов произошло "безцарів'я". Тогда стали править сильные женщины. Они приучились к войне и не уступали в храбрости мужчинам. Одна из цариц, на имя Томіріда, провозгласила себя дочерью Ареса и воевала со своими соседями. Мужчин посадила дома за прядение шерсти и назначила им домашние женские занятия. А женщинам дала законы и побудила их к военных занятий. Когда персидский царь Кир (отец Дария И) со значительными силами (200 тысяч войска) напал на Скифию, она выслала войско, возглавляемое ее сыном, еще юношей, которого Кир убил. Тогда Томіріда сама выступила с войском, перебила все персидские войска, а самого Кира взяла в плен и розіп'ла по обычаю кровной мести.

Царица Томіріда известна также своими величественными зданиями города Феміскіри с дворцом возле устья Термодонта (север Малой Азии). Эта царица-амазонка героически погиб в бою. О ней написал римский историк Помпей Трог в i в. до н. ч. Дочь царицы Томіріди, что унаследовала царство, также была победоносная в боях, совершенствовала боевое искусство девушек, устраивала пышные пожертвования Адрес и Артемиде Таврополі. После значительных побед во Фракии она построила несколько великолепных храмов этим Богам. До своих подданных была чрезвычайно скромна, хотя и содержала дисциплину. Она получила значительную часть Азии и Сирию, где ее потомки еще долго господствовали и были славными.

Или исчезли скифы, или ассимилировались местным населением славян, или куда были "вытеснены", как недавно писали в учебниках истории? Сейчас ученые считают, что позднескифские племена истощили землю, удерживая слишком большие стада скота, которые опустошали зеленый покров страны. Это сопровождалось эрозией почвы, эпизоотиями (эпидемиями животных, которые опасны и для людей), что стало причиной резкого уменьшения населения. Кроме того, жаркое лето, засуха и холодная зима усилили эти процессы. Такая экологическая кризис привел к упадку Великой Скифии. Эти новые научные факты опровергают мнение, которое долгое время бытовала в науке, что якобы "сарматы истребили скифов".

Считают, что остальные скифского населения, смешавшись с автохтонным славянским и пришлым сарматским населением Украины постепенно перешла к оседлой образа жизни и в низовьях Днепра и Дуная создала государство Малой Скифии (как ее называл Страбон). Городища поздних скифов известны в низовье Днепра возле села Гавриловка, Золотая Балка, Анновка, Красный Маяк, Николаевка, а также на территории Молдавии (в районе Тирасполя) и в Крыму - столица Неаполь Скифский (на месте современного Симферополя). Скифские города были окружены оврагами, балками, преимущественно природного происхождения, и построенными стенами или каменными стенами. Поражает мавзолей царской династии в Неаполе Скифском, что был усыпальницей для представителей царского рода и аристократов, построенный в античном стиле. Немало научных открытий относительно истории поздних скифов сделано во время строительства Каховского моря.

Если скифы перешли от кочевого к оседлой образа жизни, то они, конечно, изменили свою морально-стоимостную ориентацию, идеологию и сознание. Все это одновременно происходило под непосредственным влиянием античной культуры. Этим изменениям также способствовала этническая пестрота позднескифскому общества. Во главе государства стоял царь, власть которого передавалась по наследству к потомкам, о чем свидетельствует, например, надпись на постаменте статуи в Неаполе Скифском: "...царь Скилур был сыном царя, а его власть унаследовал его сын Палак". Известны факты о заключении браков скифской знати с аристократами соседних стран (напр., царевна Сенамотис выдана замуж за боспорского аристократа, или Аргот, что женился на боспорською царицей Камасарією). Цари имели свои дворцы, а пізньоскіфська шляхта жила в больших зданиях - мегаронах - в столице. Среднее звено общества была довольно разнородной как по имущественным цензом, так и за общественным статусом. Исчезла признак военной демократии, которая существовала ранее как "весь народ - войско", зато сформировалось профессиональное войско из представителей аристократических семей. Также появились слои купцов, ремесленников, земледельцев, рабов (ведь для обслуживания крупных городов и полей землевладельцев рабский труд стал необходимым). Рабство в скифов появилось в Крыму по образцу античных городов, их соседей.

Почти половина всего хозяйства принадлежала земледелию, хотя и скотоводство также играло важную роль. Скифы выращивали пшеницу, ячмень, просо. Археологи находят зернотерки, жернова, толкачи, ступы, которые служили скифам в этот период их жизни и свидетельствовали об их занятия земледелием. Среди лінґвістів до сих пор нет единодушия в прочтении Геродотових "скифов-ґеорґос": одни утверждают, что это "скифы-пахари", другие - "скифы - поклонники скота" (В. И. Абаєвим, как будто-то от испорченного иранского gauvarga), есть еще и третья мысль - "скифская каста жрецов" (от иранского varga, сакского aurga - культ). В этом різнобої, однако, нет логики, ибо вряд ли каста жрецов могла жить отдельно от всего остального народа, как их размещает Геродот. А "поклонниками скота", наверняка были все скифы, а не некое отдельное племя, тем более, что на карте скифы-земледельцы и скифы-пахари размещены на севере Скифии, а не в южных степях, где, конечно, выпасают скот. Сам же Геродот пишет, что скифы-пахари "сеют зерно не для собственного потребления, а на продажу".

Скифы-пахари и скифы-земледельцы, которые обитали на севере Скифии (южная полоса Лесостепи) и вдоль Днепра, с V в. до н. ч. постоянно находились в полосе межэтнических контактов. Поэтому в настоящее время принято считать, что "это было значительно скіфізоване фрако-праслов'янське населения" (Древняя история Украины. - К., 1998. - Т. 2. - С. 84).

Значительного развития в Малой Скифии достигло также виноградарство. О развитии ткачества у скифов свидетельствуют керамические пряслица, вантажики к ткацких станков, деревянные и костяные веретена, бронзовые, железные и костяные иглы, шила, ножницы. Развивалось также бронзоливарне производство. Кроме того, в Скифию ввозилось много вещей античного производства. В целом исследователи отмечают елінізацію позднескифского культуры.

Этногенетические процессы в среде поздних скифов происходили под влиянием исторических обстоятельств рубежа И в. до н. ч. - I в. н. ч. Так, после разрушения Ольвии гетським царем Буребістою в 55 г. ольвиополиты, спасаясь, убегали в скифские города и там постепенно смешивались со скифами. Кроме того, на Северном Причерноморье проживали сарматы, херсонесцы, боспорити (с Боспорского царства) и готы, которые постепенно продвигались на юг. Такая этническая пестрота вызвала и синкретичность культуры.

Следовательно, относительно срока скифы, следует различать два его значения: 1) скифы в узком смысле - кочевые племена, которые проживали в начале i тыс. до н. ч. в европейской степной зоне; 2) скифы в широком смысле - как общее название (символ) многих народов территории Украины периода i тыс. до н. ч. - I тыс. н. ч. (ср.: византийцы называли "скифами" даже воинов князя Святослава в 970-х годах).



Назад