Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 15. САРМАТЫ В УКРАИНЕ


Сарматский период истории Украины синхронный с римской эпохой и эпохой Великого переселения народов.

Поэтическую легенду о происхождении народа сарматов рассказывает Геродот. Эллины в битве при Фермодонті (Малая Азия) победили амазонок и, захватив их в плен, повезли на кораблях.

В открытом море амазонки перебили своих поработителей, но управлять судами не умели, поэтому и носились в волнах по воле ветра, пока корабли не пристали к берегу в Меотиді возле м. Кремни. Оставив корабли, амазонки на берегу захватили табун лошадей, сели верхом и принялись грабить владения скифов. Сначала скифы приняли амазонок за юношей, и, когда после боя, увидели убитых женщин, решили больше не убивать амазонок, а познакомить с ними своих юношей, чтобы иметь детей от этих воинственных женщин. Когда один юноша покохався с амазонкой и рассказал об этом своему другу, тот также познакомился с ее подругой. Далее все скифы выбрали себе женщин и стали жить вместе. От их брака происходят сарматы.

О воинственности сарматских женщин повествуют также другие историки. Например, автор И в. н. ч. Полиен передает легенду о сарматську царицу Амагу. Ее муж царь Медосак был пьяницей и забросил государственные дела. Амага "сама расставляла по всей стране гарнизоны, отражала нападения врагов и помогала соседям, которых обижали".

Открытие сарматской культуры связывают с первыми находками сарматских древностей на Черкасщине в 1896 г. возле сел Старая Осота и Петя, а позже найдены сокровища в с. Цветное, Залевки, Старобельское, Яблонов и др. Подавляющее большинство историков утверждают, что сарматы были ираноязычными (восточно-иранской языковой группы) племенами, которые пришли на территорию Украины с востока. Однако, название сарматов распространялась не на единственный в этническом плане народ, но и на другие племена, в том числе и автохтонів, которые жили здесь испокон веков. Так, еще в казацких летописях встречаем типичное для европейской традиции XVI-XVII ст. представление о славянах как потомков сарматской сообщества: "наши козако-сарматские предки", "князь сарматский и гетман всего Запорожского войска", "провинции козакоруські савроматійські" и др. Известны также исторические трактаты Матфея Мєховіти "Трактат о двух Сарматии" и Матфея Стрийковського "Описание Европейской Сарматии", карты Сарматии Мартына Кромера. Так, Матвей Стрийковский писал: "сарматские племена, говорившие на русском языке" (публикация же. Октябрь, 1990. - №1).

Античный географ Клавдий Птолемей во II с. н. ч. называл более сотни сарматских племен, среди которых самыми значительными были: аланы, роксоланы, язиґи, аорсы, сираки, аріаки, масаґети.

За Страбоном все они называются сарматы, за Ефором - сірмати, за Плинием Старшим - савроматы. В Авесте - священном писании и героическом эпосе ариев, - есть название племен, подобная "сарматы" - "сайріма", что близкий по смыслу и звучанию к аір'яна, ария, то есть арийцы, и указано, что они жили возле реки Ра (Рай), то есть современной Волги, - однако, их самоназвание науке неизвестна. Время создания иранской Авесты около ХIV-XII вв. до н. ч. В формировании культуры сарматов ведущую роль сыграли племена Андронівської археологической культуры, которых отождествляют с ариями Авесты и Ріґведи. Древнейшие памятники сарматов, которые датируются VI в. до н. ч., найденные в Приуралье и Поволжье, откуда и начался их движение на запад. Сарматские курганы размещены по всей степной зоне Украины от Северского Донца до Дуная и предгорья Карпат на Подолье, на севере они достигали Киева, а на юге до Крымских гор. Самые известные из них - Молочанский, Усть-Каменский и Підгороднянський курганные комплексы.

Страбон указывает также места расселения сарматских племен, живущих "за пустыней Тірогетів" (в междуречье Днепра и Южного Буга): роксоланы "занимали равнины между Борисфеном и Танаїсом" (между Днепром и Доном), аорсы и верхние аорсы "живут по Танаиса" (по Дону), а сираки "живут по Ахардею" (на Кубани). Иосиф Флавий писал о аланов, что они - это "часть скифов, которые живут вокруг Меотийского озера".

Ольвійський декрет в честь Протоген, отчеканенный на камне III-II вв. до н.ч., вспоминает еще сарматские племена сайїв, которым Протогей платил дань 400 золотых, а потом еще 900 золотых, но царь сайїв Сайтафарн был разгневан и выступил в поход. Исследователи считают, что имя сайї означает "царские сарматы". Давний автор Аппіан упоминает также "царских язигів". Имя же самого царя Сайтафарн, по мнению лингвистов, происходит из иранского saj - название народа и farn - счастье, удачу, сила, что в целом означает "счастье сайїв". Можем добавить, что такое имя, вероятно, по значению было тождественно славянском Святослав (ср.: индо-арийский вариант этого имени, что звучал, как уже упоминалось, "Швенташравас" и слово сва, что стало основой слов слава, свобода, свастя, счастье, праздник, свет и имен Сварог, Сварґа, Иметь Сва).

Геродот сообщает, что речь сарматов происходит от скифской: "сарматы разговаривают на скифском языке, но издавна испорченной, поскольку амазонки не овладели ею окончательно". Известно, что в результате контактов с местными племенами много слов сарматской языка попало и в славянских языков, например, собака, топор, хата и др. Интересно, что скифам, как и позже ґунам, также принадлежали слова мед, блюдо. А фонетическими особенностями скифской языка является отсутствие звука ф и спирант звук г (лат. h в отличие от g), что так же отличает и украинский язык, в котором слова с ф - преимущественно иноязычного происхождения (ср. народную произношение мин, п вместо ф в словах Хведір, Филипп, хвабрика). Ареал распространения этого языкового явления совпадает с ареалом скіфсько-сарматской топонимики и археологии. Языковед В. Абаев писал: "скифов ищите там, где вместо g произносят h" (О происхождении фонемы h в славянском. - М., 1969. - С. 119). Не здесь ли следует искать и потомков скифов?

Этнический состав поздних скифов и сарматов довольно сложный для точного определения. Наиболее ираноязычными считают аорсів, язиґів, аланов и роксоланов. Однако, на больших территориях археологические памятники сарматов преимущественно однотипные, следовательно трудно выделить черты, которые были бы етновизначальними. Таким ориентиром может быть только похоронная ориентация покойника. Сираки хоронили с ориентацией на восток и на запад, аорсы - на юг, аланы - в квадратных ямах с возложением покойника по диагонали, а роксоланы - на север. Итак, изучив ареал распространения различных типов сарматськх захоронений, ученые пришли к выводу, что земли роксоланов тянулись от низовья Дона до Дуная и до Прута со II в. до н. ч. до середины II в. н. ч., то есть к границам Римской империи. Одновременно с роксоланами в Северном Причерноморье проживали царские язиґи, как ведущая каста воинов (ср. с царскими скифами). Язиґи же, судя по южной ориентации могил, проживали на территории Поднестровья и Подунавья. С середины i в. н. ч. на территории Украины появились племена аорсів (или амаксобіїв, что дословно означает "те, что живут на телегах") и аланов. За Плинием Старшим, аорсы жили возле Меотиды (Азовское море), а аланы (за Сенекой) - жители причерноморских степей. Под натиском аорсів и аланов язиґи отошли на запад и поселились в среднем Подунавье (территория современной Венгрии). Скифы-сарды и сираки заселили территории от Ольвии до Тендривского косы. В середине III в. с востока прикочували новые сарматы с другой урной обрядностью - катакомбной. По мнению историков, их можно отождествить с аланами-танаїтами античных источников.

В результате контактов сарматов с Зарубинецькими и Подобными славянами, эллинами, поздними скифами распространились сарматские формы культуры в Северо-Причерноморском регионе (оружие, конская сбруя, формы одежды, украшения, посуда). Это явление дало основание некоторым авторам говорить о "сарматизацію" античного мира, однако, современные исследователи считают такую характеристику неудачной.

Сарматы занимали всю лесостепную зону, граничит на севере со славянскими племенами Срубной культуры, которых античные источники называют "бастарнами", и которые жили в пределах современного Полесья вплоть до Беларуси. На западе соседями сарматов были гетто-дакійські племена Буковины и Молдовы, а еще дальше на запад - германские племена вандалов, готов и ґепідів. На северном западе жили славянские племена недавно открытой Зубрицкой археологической культуры.

В Крыму сложилась полиэтническая ситуация. Плиний Старший писал, что здесь в горах живут 30 народов, но сам Крымский хребет принадлежит скіфо-таврам. По Геродоту, тавры - древнейшее автохтонное население Крыма. Этноним скіфо-тавры вспоминают другие древние авторы (Помпоний Мела, Плиний, Птолемей, Капітолін), это название, вероятно, свидетельствует об этническом слияния двух народов. Среди поздних скифов жили также фракийцы и кельты (галаты), геты, даки, хотя их было немного. Зато сарматов в i-II вв. здесь было немало, что повлекло их смешивания со скифами и появление в науке названия скіфо-сарматской эпохи. В III в. начался новый этап скіфо-сарматов, когда в Малой Скифии вторглись готы и нижньодонські аланы. Поэтому сейчас Черняхивская культуру, которая формировалась из славян при активном участии сарматов, считают следствием слияния местного люда с ґотами Ґерманаріха. С этого времени появляется новый похоронный обряд сожжения, а в материальной культуре - вещи западного типа. В истории Крыма наступила эпоха преобразования скіфо-сарматской этнокультуры на крымско-ґотську.

Этническая культура сарматов во многом близка к культуре скифов. Археологами найдены колеса сарматских повозок, которые имеют 12 и 14 спиц. Сарматы употребляли в пищу и в ритуалах мясо овец (находки костей). Преобладала мясная пища, а растительное они получали в земледельцев. Ритуальное использование овцы в погребальном обряде прослеживается в ряде археологических находок, например, покойному клали в могилу переднюю ногу овцы вместе с лопаткой и частью грудинки или крестец (как наиболее питательны). В ежедневную пищу вероятно, употребляли и конину, но в ритуалах не использовали. Из молочных продуктов употребляли как кумыс, так и молоко, сыр. Посуда имели глиняный - кувшины, миски, кружки, горшки, однако, состоятельные сарматы были привозные дорогие червонолакові, ценные позолоченные, серебряные и бронзовые кувшины для вина, черпаки, бокалы, а для ритуалов различную посуду в виде животных, особенно барана.

О верованиях сарматов известно немного. Больше всего материалов для реконструкции верований дает сарматское погребение в Порогах. Можно судить о сакральное (священное) значение пояса - оперізування поясом символизировало ініціаційний (посвячувальний) акт, похожий на ведический ритуал Упанаяна. Можем сравнить его с легендой о Геракла, который завещал свой пояс сыну Змееногой Богини. В ориґіналі Геродотового текста он передан словом, которое означает не простой, а "боевой, панцирная пояс", так что это была вещь, свойственная военной касте. В мужских сарматских захоронениях находят драгоценные пояса. Золотые гривны также символ принадлежности к определенной социальной слои - в основном царских, аристократических родов. Меч - признак высшего военного положения. В захоронении в Порогах меч имеет ценные влагалища и является олицетворением Ареса - Бога Войны. Серебряный бокал - символ жреческой касты (вспомним скифскую легенду о золотые дары).

Сарматские Боги - это аналоги греческим Афине, Дионису, Аполлону, а также скифским Богам. Аммиан Марцеллин писал: "В аланов обнаженный меч втыкают в землю и поклоняются ему, как Марса". У скифов этот обряд совершали Адрес. У сарматов Украины существовал культ огня и коня, культ Предков. Вероятно, культы огня производили женщины, как хранительницы семейного очага. В захоронениях женщин преобладает символика солнца и земли. Погребения с едой и бытовыми вещами (украшениями, посудой, зеркалами, пряслами) свидетельствуют о сарматское представление, что душа живет после смерти тела.

Наряд жриц мало дорогие диадемы и амулеты. Все эти находки, етногонічні легенды, пантеон Богов и мифология подтверждают этнокультурную общность сарматов и скифов. Данные антропологии также свидетельствуют скіфо-сарматську родство.

В искусстве сарматов ориґінальним является бирюзова-золотой стиль, изображения животных с инкрустированными драгоценными камнями глазами (бирюза, сердолик, коралл, рубин, изумруд, циркон и различные эмали). Иногда находят образы Дракона, в чем некоторые искусствоведы видят даже китайское влияние. Вероятнее всего, это - искусство сарматского племени аланов, которые больше всего контактировали с востоком.

На Ольвійських монетах вырезали изображения царей с надписями их имен и титула "василевс", с монограммами архонтов и тамгами. Тамги - это родоплем'яні знаки, которые ставились на различных золотых и серебряных изделиях. Сарматы имели свои музыкальные инструменты типа арфы (напр., находка неподалеку Ольвии с 36 разными сарматскими тамгами, среди которых есть тамги царей Фарзоя и Інісмея).

Сарматские ремесла: оружейничество, шорничество, ткачество, обработка кожи, гончарство (лепная посуда, жертвенники курильницы), а также изготавливали деревянный и кожаный посуда. Установили торговые связи с античными городами, где сарматы обменивали свои изделия на продукты земледелия: масло, вино, овощи. Сарматы экспортировали скот и продукты животноводства, вели также торговлю рабами. Известно, что в аорсів была налажена караванная торговля индийскими и вавилонскими изделиями, которые они получали от армян и мидян. Однако, некоторые исследователи указывают, что аорсы только конвоировали караваны, забирая себе часть товара, вместо обычного ограбления купцов.

Сарматы в начале И в. не раз беспокоили своими нападениями Римскую империю, о чем свидетельствуют одиночные сарматские захоронения на Подунавье. Юго-западная территория Украины, вероятно, была заселена даками (гетами). Плиний Старший писал, что римляне называют гетов даками.

На карте Агриппы во времена императора Августа границу между Дакією и Сарматией проходит по Днепру. В первые десятилетия н. ч. сарматы уже достигли Дуная. Римский поэт Овидий, который в 8 г. н. ч. был сослан в провинцию империи м. Тома (теперь Констанца), писал: "теперь далеко от родины раздается лязг гетської оружия...

Вокруг меня слышать почти только фракийском и скифскую язык, и кажется мне, что я могу писать гетськими размерами". Здесь Овидий и написал свои произведения, которыми прославился как поэт, "грустные песни" и "Письма с Понта". Он жаловался императору на ужасные условия его жизни в этих краях, надеясь, что тот вернет его в Рим, однако, здесь он и умер в 18 г. н. ч. Овидий подробно описал этническую картину тогдашнего Понта: "Меня окружают дикое племя савроматов, бесси и геты... Злейший враг, вооруженный луками и пропитанными ядом стрелами, осматривает стены на важкодихаючому лошади, и подобно хищного волка... варвар забирает в плен всех, кого находит в полях, еще не закрытого за оградой ворот... Я живу на Сарматському побережье, что граничит с грубыми гетами... Большая толпа сарматского и гетського племени разъезжает по дорогам. Среди них нет ни одного, кто не носил бы сагайдака, лука и стрел смертоносных через змеиный яд... Нас едва-едва защищает крепость, но в середине стен вызывает страх толпа варваров, перемешанный с греками, ибо варвары живут вместе с нами без каких-какой разницы и занимают большую часть жилищ" (по кн.: Бунатян К. и др. На заре истории, с. 236).

Царство гетов, что размещалось на широких просторах Трансильвании до Днестра наибольшего расцвета достигло при царе Буребисты в i в. до н. ч. Страбон писал, что этот царь внушал страх даже римлянам. Существует легенда, что Буребіста обратился за помощью к колдуну Декінея, который путешествовал до Египта и научился там узнавать знамение, по которым затем объявлял волю Богов. Так, с помощью магии царь покорил гетов, внедрил "сухой закон" (геты вырубили по его приказу все виноградники). В 60-х годах до н. ч. Буребіста напал на племена бойев и теврисків, которые проживали на юго-западных границах его царства (ныне территории Чехии и Словакии), а в 50 годах сжег Ольвию до тла. По мнению ученых, Буребіста распространил свои владения и до Днепра, потому что археологи находят гетто-фракийские влияния на позднюю скіфо-сарматську культуру.

Поселение сарматов в Украине не заверены, здесь имеются лишь курганы, что свидетельствует о кочевой образ жизни сарматов. Только пізньосарматські племена поселились преимущественно на территории Венгрии. С IV в. на территории Украины появляются ґуни, которые, возможно, смешались с сарматами и славянами, что и отражено в символической названии большой різноетнічної сообщества - ґуни.



Назад