Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 16. СЛАВЯНСТВЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА


Откуда же взялись славянские племена? Их корни находят еще среди скифских племен, например, Геродот называет невров, обитавших к северу от скифов-пахарей, наверное, в Полесье. Эти племена чаще всего считаются славянами, балтами, или балто-славянами (по мнению А. Стрижака, невры - кельты). В отдаленных от кочевой Степи местах (северная Киевщина, Поросья, Припять еще перед V в. до н. ч. сложилась балто-славянская контактное полоса, возникли центры оседлости (Чорноліська и несколько позже Милоградівська культуры).

В бассейнах Збруча, Серета и Прута еще с передскіфських времен жили племена земледельцев - культура фракийского Гальштата - преимущественно фракийцы и иллирийцы, которые мирно сосуществовали с чорнолісцями (фрако-праслов'янами). С приходом скифов это население было вынуждено покинуть свои дома и переселиться на запад - в Поднестровье, Закарпатья, Полесья и на территорию современной Словакии. Велесова Книга сообщает о иллирийцев: "Здесь говорят всякое, и правды нигде дети - иллирийцы были поглощены нами" (ВК, 7-Есть), то есть современной терминологией, ассимилировались с русами. В другом месте иллирийцы называются ільмерцями: "Был народ родственниками с ільмерцями, с того корня роды наши" (ВК, 2-А). Интересно, что в XIX в. в Хорватии и Славонии существовал движение Возрождения под названием "ілліризм". Современные языковедческие исследования доказывают истинное родство этих этносов с праукраїнцями (см.: О. Стрижак).

Гетто-дакійські племена, что в VII в. до н. ч. заселяли Восточную Словакию, Северо-Восточную Венгрию и Трансильванию принадлежали к единой этнокультурного сообщества, которые имели тесные связи со славянами Восточной и Средней Европы. На Волыни и на Киевщине, вероятно, был очаг древней прародины славян, которая со времен раннего железа оставалась стабильной в этническом плане, о чем свидетельствует наибольшее распространение собственно славянских гидронимов (названий рек). Волынскую культуру "милоградців" принято считать праслов'янською или прабалтійською (угро-финской).

Они продвинулись в направлении Белорусского Полесья. Такое изменение можно связать с геродотовим сообщением о переходе невров "в страны будинов через нашествие змей". Геродотові будины, это вероятно, был союз балто-славян, финнов и иранцев, которые имели столицу - протомісто Бельск, что его отождествляют с Геродотовим Гелоном (по Велесовой Книгой, Голуном). Сам же Геродот писал, что во время скіфо-персидской войны персы сожгли деревянное город будинов, поэтому предполагают, что это и есть Бельское городище (Шрамко Бы. А. Бельское городище скифской эпохи (город Гелон). - ст. 57; а также Гавриш П. А. в кн.: Киммерийцы и скифы. - Мелитополь, 1992. - С. 24-25).

Долгое время прародиной славян, по устоявшейся от летописца Нестора традиции, считали Подунавья. Словацкий етноґраф Павел Йожеф Шафарик считал, что славяне родом из северо-восточного Прикарпатья. Акад. О. Шахматов утверждал, что праслов'янська родина размещалась на территории Прибалтики. И точно определил этническую территорию славянских племен чешский археолог, этнограф и славист Любор Нідерле, концепция которого подтверждена многими археологическими исследованиями ХХ ст.

Славянские территории тянулись от Средней Вислы и Карпат на западе до Среднего Днепра на востоке, Припяти на севере и Южного Буга (Бога) на юге. Именно здесь, по наблюдениям лінґвістів, размещенные древнейшие славянские гидронимы.

Украинский ученый-санскритолог Владимир Шаян писал: "общеизвестно, что названия год, а в частности их лінґвістичне определения относительно их происхождения и значения, помогают в науке до определения населения, которое данные реки назвало, а значит - было там поселен на определенном отрезке времени. Если эти данные совпадают с подобными выводами по археологии, предыстории, или ранней истории, тогда они набирают вес вспомогательных источников для определения етноґрафічного состав неселения... Каталог украинских год является очень богат. Он занимает 2 613 позиций и приблизительно 2 600 названий. Названия год как: Золотая Липа, Цвитоха, Голубица, Гусь, Полоса, Бездна, Руда, Белка, Жилка, Крапивница, Вьюн, Быстрая, Гнилка, Старуха, Вербова, Богатая и почти весь каталог доказывает, что все эти названия год или сразу понятны, или легкие до объяснения в ощущении и языковой системе русского языка. Объяснения нужны здесь только для чужаков" (ВПН, с. 778).

Население Украины еще с эпохи бронзы не было однородным в этническом плане. Если лесостепные и полесские земли были заселены племенами восточных славян, оседлых земледельцев, то юг степной зоны занимали племена скотоводов, которых чаще всего связывают с ираноязычными скифами и сарматами. Однако, не все ученые соглашались с этим взглядом. Например, Виктор Петров всегда утверждал, что Скифская империя была конгломератом разных народов, а сами скифы "никакие не туранці и не иранцы. Они етногенетично - продукт развития предыдущей (післятрипільської, передскитської) эпохи" (Происхождение украинского народа, с. 47).

Славяне - автохтонное население Европы. Прародиной славян, по мнению большинства современных ученых, являются бассейны рек Припяти и Вислы, а также северные склоны Карпат. Именно отсюда они расселились в другие регионы Европы: на северо-восток, где они заняли земли угро-финских племен (бассейны Оки и верхнего течения Волги), на Запад вплоть до г. Лабы (немецкое название Эльба), на юг - на Балканы.

Украинцы являются потомками восточно-славянского племени антов, из которых образовались известные нам праукраинские племена: поляны (в Центральной Украине, среднее Поднепровье), древляне (на северо-запад от полян), северяне (северный восток), уличи и тиверцы (на юге), волыняне и дулебы, а также белые хорваты (на Западе Украины). Историк VI в. Иордан в своем труде "Getica - De rebus Geticis" писал о антов: "Анти является найхоробрішими между теми народами, которые расселены над излучиной Понта (т.е. Черного моря) и распространились от Днестра до Днепра, год, которые удалены друг от друга на много дней путешествия. Но на берегу океана (в те времена океаном считали Балтийское море), где воды реки Вислы вливаются тремя ртами, живут відіварії, народ, который состоит из разных племен, за ними есть...". То есть территория антов не достигала до Балтийского моря. Далее в Йордана есть указание на то, что анти называют Борисфен Данапером (следовательно, название Борисфен была чужомовною, а Днепр - местной, автохтонным).

У этого же автора указано, что в давние времена анти, склавины (славяне) и венеты были одним народом и имели одно название, один антропологический тип ("они - как правило высокие и крепкого телосложения мужи, а их тело и волосы не совсем светлое, но и не черное, потому что они являются легкорусявого цвета"), а также говорили на одном языке, им принадлежали очень большие земельные просторы, они имели демократический строй и все дела решали на народных сходах. Иордан также указывает, что самым главным Богом в антов считался Бог-Громовержец, а также почитались русалки и разные духи, которым приносили пожертвования, преимущественно возле рек.

Среди других восточнославянских племен известные дреговичи, кривичи, которые стали Предками современных белорусов, а радимичи и вятичи положили начало этногенеза московитов-россиян. Племена Пшеворская археологической культуры, в III-II вв. до н. ч. с территории Польши постепенно передвигались на восток у бассейна Западного Буга и Верховья Днестра.

Этническая принадлежность археологических культур, которые признаются как славянские или праукраинские

Чорноліська археологическая культура подавляющим большинством ученых признана праслов'янською (Тереножкин А., Рыбаков Б., Мелюкова А. и др.). Она занимает особое место в этногенетических процессах еще кімерійської суток (Х-начале VII в. до н. ч.). Эта культура открыта украинскими археологами в 1949 г. в верховьях р. Ингулец на территории большого лесного массива - Черного леса, которая протянулась вдоль бассейна р. Тясмин, в окрестностях г. Умани, на Каневщине, на юге Киевщины, Подолии и Волыни вплоть до г. Горынь и на Левом берегу Днепра вдоль р. Ворсклы. Жилья на берегах Тясмина имели площадь до 60-100 кв. м и были погружены в грунт на 1 м, с кострами и домашней утварью, глиняной посудой, зернотерками и др.

Поселение чорнолісців были укреплены валами диаметром 40-100 м. На валах возводились деревянные срубные ограждения, а со стороны поля выкапывались один или несколько рвов. Так, Чорноліське городище защищенное тремя линиями валов и рвов. Считают, что эта крепость была главным южным форпостом Чорноліських племен. Глиняная посуда украшен узорами, символизирующие вспаханное поле (заштрихованные геометрические фигуры). Кроме земледелия, чорнолісці занимались разведением домашних животных: рогатого скота, лошадей, коз, овец, свиней.

Самым крупным поселением Чернолесской культуры является Суботівське городище, которое знаменито крупнейшим в Европе мечом того времени, длина стального клинка которого равна 95 см, а вместе с бронзовым рукоятью - 108 см. Как считают историки, Суботівське городище могло быть столицей Чорноліських племен, потому что оно защищено целой группой небольших крепостей. Вероятно, здесь существовала надплем'яна организация. Киевский исследователь С. А. Скорый высказал мнение о экспансию киммерийцев в Чорноліські земли, потому что рядом с типичными чороноліськими могилами (с обряду сожжения) имеющиеся курганные захоронения киммерийского (степного типа с захоронениями в земле). Именно в это время в Чорноліських поселениях появляются вещи киммерийского типа, а также, вероятно завезены кімерійцями, изделия кавказских и малоазийских мастеров.

Зарубинецька культура - автохтонные племена, жившие к северу от сарматов, "между кельтами и германцами" (по Тацитом). Известна их название бастарни, которых также историки Плиний Старший, Птолемей, Тацит еще называют венеды. Они также упоминаются в Помпея Трога в 233-229 гг. до н. ч. на Балканах, куда они ходили воевать и где их называли "бастарнами-пришельцями". Городища Зарубинецкой культуры - Бабья гора, Пилипенкова гора, Юрковица - имеют остатки оборонительных сооружений и рвов, где также найдены острие сарматских стрел, что подтверждает военные нападения кочевых сарматов на местное славянское население бастарнів. Также и в нескольких сарматских захоронениях найдены вещи Зарубинецкой культуры, в частности керамика, фибулы, что по мнению археологов, являются вещами женщин-пленниц из племени бастарнів. Однако, известны не только военные столкновения сарматов с бастарнами, Тацит писал, что бастарни "становятся все бридкішими от браков с сарматами", возможно, он имел в виду смену антропологического типа в смешанных браках.

Венедська единство распалось в результате готских завоеваний. Готы вышли из Ютландии и, пройдя через польские земли, во II в. завовали Волынь. Волыняне убегали от готов на Подніправ'я и Поднестровья. Здесь их достопримечательности известны археологам как Киевская и Зубрицкая археологические культуры. В Поднестровье эти племена под влиянием местного населения даков (гетов) а также римско-германской культуры постепенно формируют Черняхивская археологическую культуру. Итак, Черняховская культура - это культура праславянских племен Северо-Западного Причерноморья, что также частично смешались с поздними сарматами.

Виктор Петров писал: "Культура Черняховского типа генетически, наследственно связана с культурой Зарубинецького типа, а уже эта последняя несет на себе признаки нівеляційних воздействий Средиземноморского культурного мира античности" (там же, с. 75).

Готы же, пройдя через славянские территории, оказались в Крыму. Здесь они довольно рано принимают христинство и создают свое государство, однако в конце IV в. под ударами гуннов готский государство распалось, а король Германарих в 375 г. покончил жизнь самоубийством.

После него готами правил Вінітар, который воевал с антами и "прославился" тем, что, нарушив законы тогдашнего международного права, во время мирных переговоров убил князя антов Буса (по другим источникам - Божья) и распял на крестах семьдесят русских старейшин. Велесова Книга это преступление приписывает самому Германаріху и сообщает о мести младшего князя Вендеслава: "И здесь большая смута была в русах. И восстал младший Вендеслав, и собрал русов, и повел на них. И стократ разбил готов, и не было жалости ни к кому" (ВК, 32). Готский же историк Иордан, преувеличивает могущество готов, а славянского мстителя называет Баламбером (возможно искаженное славянское Велимир), однако, что греха таить, пишет: "Баламбер после смерти Германариха покорил готов Винитара в битве у реки Эрак, и убил стрелой Винитара, и забрал его племянницу Владимиру себе жену".

По мнению историка Леонида Зализняка, антам и склавинам Йордана отвечают Пеньковский и Пражская археологические культуры (Очерки, с. 124). После готсько-славянских войн славяне известны под их привычным именем венетов. Гуннские войны V в. причиной переселения антов и склавинів на Нижний Дунай, его южный берег, где начали юго-славянскую ветку. Именно об этом сообщают византийские источники, как об угрозе славянского нашествия на Византию, однако императоры вынуждены были позволить славянам селиться на Балканах. С Балкан анти проникают далее в Грецию и Малую Азию, о чем византийский император Константин Багрянородный записал в своем дневнике: "Послов'янилася наша земля и стала варварской".

Склавины же отправляются до верховьев Дуная, Лабы и Сале (Заале), и, смешавшись с местными славянскими племенами, создают плем'яні группы ободритів и лужицких сербов.

Подунавські славяне начали западно-славянскую ветку.

Кроме этих племенных культур можно назвать Лука-райковецьку культуру, которую отождествляют с древлянами, бужанами, волынянами, уличами и тиверцами и хорватами, а также Волинцівську и Роменскую археологические культуры, что отожнюються с северянами. Все эти племена составили этническую основу Киевской Руси.

Поляны же, кроме Киевщины, известные на территории Моравии, Польши, Болгарии. Дулебы, кроме Волыни, известные и на территории Чехии, а хорваты - на Киевщине (река Хорватка), в Прикарпатье (у истоков Днестра и Прута), а также в Чехии. Сербы, лужицкие сербы (сорби) - в Карпатах, в Адриатике, в бассейне Лабы. Лингвисты указывают на родство сербского, лужицкого, русского и украинского языков. Так, например, В. Стрижак сообщает, что у сербов и хорватов есть такие украинские слова: дед, манить, весить, скула, вишня, гай, погибать, голота, гусь, хозяин, заскочить, преступление, наседка, камин, шаг, чинить, ругать, человечество, люлька, мозолить, нападение, неуч, окраяти, глаза, паша, ватра, плахта, услуга, прачка, сало, платье, торба, вредить, ярина и др. А также совместные фонетические явления: клична форма (друг), упрощение группы согласных стн - сн (польза - полезно), чередование гласных в словах типа виз - телеги, нос - нос и др. (Сербы и Украина, с. 257-258). Это дало возможность исследователю ввести в научный оборот сроки праверхньолужицької и праукраинской языков.

А историк Л. Зализняк, правда очень осторожно, делает предположение, что: "Все это можно объяснить, только предположив, что славянская община на землях между прип'яттю и Карпатами на момент распада в V-VII вв. разговаривала языке во многом похожей на украинскую... Учитывая все это, нельзя ли представить слов'яногенез как ответвление отдельных славянских праетносів от арийского этнического дерева, что с первой половины i тыс. до н. ч. росло между прип'яттю и Карпатами"? (Очерки, с. 130).

Потеря славянской этнической религии и ее последствия

Охрищення отдельных славян началось не ранее начала IX вв.: в 821 г. - охристився князь ободритів Славомир, в 831 г. - часть населения Моравии, 865 г. - охрищення болгар, 880-е гг. - охрищення сербов и хорватов, 880 г. - охрищення чехов, 955 г. - охрищення русской княгини Ольги, 966 г. - охрищення польского короля Мешка и его подданных, 988 г. - официальное насильственное крещение Руси князем Владимиром, 1168 - насильственное охрищення полабських славян (слово крещение пишем через ы, потому что оно происходит не от слова крест, а от греческого имени Христос).

Даже очень заанґажовані христианством исследователи все же не могут возразить, что охрищення почти всех народов происходило насильственными методами, часто сопровождаясь кровавыми расправами с непокорными, сожжением языческих святынь, статуй Богов, разрушением традиционных народных храмов. Здесь умышленно хочется, и это, наверное, целесообразно, подать описание крещения Украины-Руси, сделанный именно христианским священником, чтобы не вызвать у читателя негативной реакции на откровенно правдивые факты.

Итак, как справедливо писал митрополит Иларион (Иван Огиенко): "надо думать, что крещение позакиївської Украины растянулось не на один десяток лет; новую веру таки густо полита кровью украинского народа, защищал отцовскую веру... У нас, конечно, принято думать, будто христианство легонько заводилось себе среди украинского народа. Дело было как будто так, что князь Владимир приказал креститься, а благодарный народ сейчас же отрекся от веры отцов и принял христианство. В действительности же дело происходило совсем не так. Мирного принятия христианства не было, народ рьяно защищал свою веру, везде были бунты, и часто приходилось крестить народ в собственной крови его, приходилось крестить его огнем и мечом...

Массы народа даже в Киеве не хотел креститься и громко плакал, когда тащили Перуна. Но в Киеве Владимир имел наємне верное войско, а потому крикунов против новой веры легко могли отправлять в Днепр за Перуном; много убежало в глухие места, много поховалося, а еще больше сидели молча, не выполняя новой веры (потому что и не было), только искупавшись в Днепре...

Старая украинская вера своими представителями перед Богом имела так называемых Волхвов. Волхвов было у нас очень много; хоть и не были они собственно классом жрецов, ибо каждый старший в семье выполнял у нас обязанности жреца, но все-таки, как слуги своего Бога, имели Волхвы большое влияние на народ.

Вот эти наши Волхвы и завзялися защищать старую веру перед угрозой нового христианства. Волхвы были из простого народа, жили вместе с ним, а потому их аґітація против христианства была сильная и реальная. Это через них наш народ так упорно и долго защищал старую веру, а отчасти донес ее и по сей день" (Украинская церковь, с. 55-63. Подчеркивания в тексте - Г. Л.).

До сих пор исследователи христианизации Руси мало внимания уделяют анализу антихристианской позиции языческого князя Святослава, объясняя ее лишь консервативностью, его нежеланием заниматься государственными делами и т.д., и совсем не обращают внимания именно на патриотический смысл его позиции. Все это довольно поверхностное и не дает полной картины тех этнических противоречий, сложившихся в уже тогда полиэтническом Киеве. Воспитанный, вероятно, в традициях славянской Родной Веры, Святослав свято хранил традиции Предков. Его война с Византией на территории Болгарии была отчаянной попыткой создать заслон христианской экспансии не только в Русь, но и в Славянщину в целом.

Известно, что варяжская часть княжеской дружины была частично охрищена. Это были лишь наемники. Для чего их нанимали? Не хватало своих воинов? Возможно ли в этом были свои политические соображения, которые, опять же кроются в этническом происхождении самих правителей. До сих пор остается неизвестным происхождения княгини Ольги, удивляет поліетнічність Владимирова "гарема" и, соответственно, его потомков. Напрашивается вопрос, почему стали возможны такие интернациональные предпочтения князя Владимира, кто и зачем их воспитал в нем? Почему именно он смог выносить и воплотить идею христианизации (абсолютно чужую этническом мышлению) и заразить ею народ на целое тысячелетие? Без решения этих сложных вопросов нельзя понять истинные причины исторических явлений, а следовательно и решить современные не менее сложные этнические и общественные проблемы (см.: Лозко Г. Святослав Храбрый).

Велесова Книга сообщает, что князья Аскольд и Дир были у греков хрищені, потому что они не были русами: "эти князья не наши". Наверное, этнические противоречия правителя с подданным ему народом были новым в то время явлением. Наши Предки еще не могли представить такого неестественного общества, где бы все народы были перемешаны в едином интернациональном казани, в котором не может быть общих предпочтений, общей единой для всех морали и отношений.

Только в своем этническом Доме действуют общие законы, порядки, обычаи, единственный биоритм всех членов сообщества. Поэтому и причины плохого жизни народа автор Велесовой Книги видит прежде всего в том, что князья "не наши". Мотивация политических мер и поступков правителей может быть объяснена прежде всего через этничность (а это - и характер, и менталитет, и воспитание, и образование, и стереотипы этнической поведения, и потайные качества, и многое другое).

Из всех славянских народов, едва ли не самой драматичной была судьба полабських славян, обитавших между реками Лабой, Сале (Заале - приток Эльбы) и Одрой (нем. Одер), и по происхождению были близки к нашим праукраинских Предков. В настоящее время эта территория принадлежит Восточной Германии, включая Берлин, Гамбург, Лейпциг, Дрезден. Поскольку история этих славянских народов нигде не преподается, их судьба почти неизвестна даже образованным людям, следует ознакомиться с ним подробнее.

В VII в. здесь жили плем'яні образования ободритів, вільців-лютичів и другие, значительно меньшие, племена славян: ваґри, полаби. Основой плем'яної этнического самосознания, и понятно, патриотизма этих славян была этническая религия, которая опиралась на культ местных языческих Богов (в хронике Гельмольда - "Боги той земли") а также на родные святилища и касту авторитетных жрецов. Высокое уважение к жрецов в обществе, во всех сферах жизни, их организаторская роль в жизни народа способствовали стабильности и устойчивости этнических культов на протяжении достаточно долгого времени.

Однако, франки, которые были соседями полабських славян на западе, постоянно пытались склонить их к христианству. Из иностранных источников известно о том, что франкам якобы удалось окрестить ободритського князя Славомира, который отбывал ссылку в франков как непокорный вассал, и в 821 г., будучи уже отпущен домой, в дороге, внезапно заболев, якобы велел себя охристити в надежде на спасение. Этот сюжет выглядит довольно похожим на типичные раннехристианские легенды о охрищення знатных людей ради личного спасения (вспомним легенду о внезапной слепоты русского князя Владимира, который, якобы, крестя сразу прозрел). Однако, сообщение об этом князя Славомира заканчивается плачевно: он умер, а его охрищення никаких последствий для всего народа не мало.

В сознании полабських славян конфессиональная и этническая принадлежность были взаимообусловленные.

Христианство они воспринимали как религию своих врагов-франков и германцев, а войны с ними объясняли как борьбу их местных племенных Богов с "немецким Богом". Поэтому их частые военные стычки с германскими племенами не только были главным препятствием для христианской миссионерской деятельности, но и укрепляли плем'яні культы полабських славян.

Даже в христианских источниках иногда пробивались правдивые сообщения о реакции славян на проповеди миссионеров. Так, описано, что один славянин, слепой старец, услышав о "чудесах святого Генриха", скептически сказал: "Этот Генрих - немец и поэтому помогает только немцам, а для меня и моего племени он никогда не совершит никакого чуда ли благадіяння" ("Чудеса святого Генриха", 1165-1170 гг.). Вот чисто народное простое объяснение, оно не требовало большей аргументации или доведения. Это была аксиома. Такое утверждение опиралось на глубокую веру в то, что этнос имеет лишь кровноспоріднену духовную поддержку, на которой основывался и общеславянский культ Предков.

Жадность немецких феодалов была главной причиной, побудившей их не столько охрищувати славянские племена, сколько получать от них больше налогов. Именно через это в 20-60-х годах Х века началось интенсивное покорения полабських славян германскими королями, а христианство было лишь политической ширмой, и в то же время служило как бы идеальным оправданием за уничтожение этнических религий, которые христианство провозглашало примитивными ниже себя. Отсюда навязанное всему миру представление о том, что христианство якобы является своеобразным "просвещением", спасением "темных варваров". В 948 г. германцы основали два епископства на славянских землях - Хафельберґ и Бранденбург, а в 968 г. - Ольденбург и Маґдебург. Славянские князья не принимали участия в этих мероприятиях, хотя и не могли ничего им противопоставить. Христианские хронисты, стремясь выдать желаемое за действительное, писали, что епископ Ольденбургський "народы ваґрів и ободритів омыл в священном источнике крещение" (Гельмольд), а Адам Бременский писал, что якобы "был охрищений весь народ язычников". Историки утверждают, что все это является большим преувеличением (Ронин В. К. в кн.: Принятие христианства, с. 190).

На самом же деле, христианские проповедники везде натыкались на сопротивление и насмешки местного населения.

Вот типичный пример, с монахом Бозо, который заставлял славян петь латинское "кіріє елейсон", а те начали смеяться, потому что их местном наречии это означало "ольха в кустах". Языковой барьер везде был препятствием для христианской проповеди, а упрямство латинников была просто фанатичной. Однако, и проповеди славянском языке оказывались малоэффективными. Тогда миссионеры с помощью войска насильно охристили часть сорбів, хотя христианская догматика была для них чужой и непонятной. Поэтому сорби продолжали выполнять свои этнические обряды, поклоняться рощам, озерам, источникам (так же, как и украинцы). Тогда в 1004-1009 г. епископ Віґберт приказал вырубить Священная роща и построил на его месте христианскую церковь. Однако, и это не способствовало созданию здесь церковной организации, такая организация была создана здесь лишь в конце XII в., а в Лужичах - лишь в XIII-ХIV ст.

Причины своих несчастий, тяжелых материальных налогов и засилье немецких маркграфов полабські славяне видели именно в духовном насилии над народом. Через это в Северном Полаб'ї уже в 983 г. прокатилась волна славянских восстаний против немецко-христианской экспансии. Повстанцы разрушили епископские резиденции в Хафельберзі, Бранденбурге, Ольденбурге, Гамбурге, где "сожгли и разрушили до основания все церкви, не оставив по ту сторону Лабы и следа христианства" (Адам Бременский).

В 1004 г. Бруно писал: "Безудержное племя язычников-лютичів сбросило с себя иго христианства и поспешило в след других (читаем, "своих") Богов, которым заблужением оно страдает до сих пор". Так же негативно об этнических Богов писал и Тітмар: "Вместо Христа... отныне уважаются различные культы бесовской ереси". Конечно, христианская ідеолоґія уже на заре своего существования выработала специальную негативно-оценочную терминологию в отношении этнических религий и культов тех народов, которые она хотела покорить.

Успех этих религиозных восстаний еще больше укрепил плем'яні культы в XI в. и утвердил этническое сознание северо-полабських славян. Возросла роль жрецов. В лютичів центром политического плем'яного объединение стало святилище Сварожича в Радогощи (или Ретрі). В первой половине XIX в. языческий плем'яний союз лютичів был еще крупной военной силой. Часто к его помощи обращались правители Чехии, Польши, да и сам император, которые враждовали между собой.

При этом христианские правители часто были вынуждены снисходительно относиться к языческих обычаев и жертвоприношений, а также считаться с мнением жрецов. Когда некий саксонец повредил статую славянской Богини, император выплатил жрецам 12 фунтов серебра для возмещения убытков.

Германский император Генрих II заключил соглашение с лютичами-язычниками против польского короля-христианина. Тогда епископ Бруно призвал Генриха объединиться с Болеславом Храбрым против лютичів, чтобы их окрестить. И все попытки были тщетными. Святыня в Ретрі стала надплем'яним центром всего западнославянского язычества. Если некий князь принимал крещение, народ расценивал это как угрозу родном плем'яному Богу. Это означало выход такого правителя с родовой религиозного сообщества, а следовательно - потерю права на этническую общность со своим народом. При таких обстоятельствах внешние и внутренние беспорядки в государстве приобретали характер не только межконфессиональной и межэтнической вражды.

Участились убийства народом своих охрищених князей, или их изгнания из страны. Поэтому князь ободритів Готшалк в 1043 г. пытался обратить свой народ к христианства путем личной проповеди на родном языке, он возобновил церкви и монастыри. Однако, такая деятельность князя вызвала огромный сопротивление и ненависть народа, и в 1066 г. народ забил князя-христианина и вместе с ним всех его сторонников, кто не захотел отречься от чужой веры. Волна огромного народного гнева прокатилась по всей стране. Гельмольд сообщает, что визнавці славянской веры схватили епископа Мекленбурзького и провели "для позора" по всем городам словенских, а потом обезглавили в славянской метрополии Ретрі. Эти события свели на нет все попытки латинских миссионеров и охрищених ободритських князей насильно охристити свой народ. Сын Готшалка Генрих уже побоялся продолжать политику отца. Он заперся в Старом Любеку, который стал единственным опорным пунктом христианства в Полаб'ї.

Земли между средней Лабой и Балтикой в XIX в. были своеобразной заповедной зоной этнической религии всего славянства. Величественный храм в Ретрі был религиозным центром всех северо-западных славянских народов, которые еще держались своей этнической веры. Компромиссы не признавались, ведь этноса грозило духовное уничтожение. Когда двое миссионеров из Чехии рискнули поехать в Ретру с христианской проповедью, они были ритуально казнены. Только в 1068 г. епископ Хальберштадський Бурхард уничтожил святыню лютичів Ретру. В знак унижения веры славян он совершил надругательство над священным конем Бога Святовита, - вернулся на нем верхом в Саксонию.

Конфликты между миссионерами и язычниками не прекращались на протяжении нескольких веков. Христианские хронисты намеренно жестоко описывают "кровожерність" язычников, чтобы вызвать к ним ненависть. Славянские князья, крестя, ненавидели свой народ, который все еще держался веры отцов. Король стодоранів Прибислав-Генрих жестоко боролся с оппозицией жрецов храма Триглава. Известно, что в 1125 ли 1128 князь Лотарь III сжег лютицький храм Триглава (возможно это в той самой Ретрі). Государство лютичів распалась. После этих драматических событий политическая сила и влияние славянской веры были взорваны. Однако, центром славянского язычества оставалась Аркона на о. Ругии.

Государство Ругия (на о. Руян или германское Рюген) была разрушена в результате постоянных вражеских нападений саксонских королей Эриха, Вальдемара И др., управляемых христианскими епископами. Как писал В. Шаян "целый христоносний поход был поднят против государства этого острова и укрепления старославянской веры" (ВПН, с. 198). Саксон Грамматик сообщил об четыре попытки покорения непокорных язычников (в 1136, 1159, 1166, 1168 гг.), из которых удалась только четвертая, управляемая архиепископом Абсальоном. В этой истребительной войне приняли участие датские войска под предводительством князя Вальдемара И, а также померанські войска Казимира и Богіслава, которые надеялись получить для себя лучшие наделы земли в случае победы. Защитники вынесли на стены своей крепости священное знамя, которое называлось "Станица" и, по обычаю, должен был выноситься только во время решающих сражений.

Эта "Станица" была в огромном почете, которая "почти равнялась маєстатові всех Богов".

Датчане подожгли деревянные стены оборонительной башни. Многочисленные защитники бросались в огонь, предпочитая умереть, чем попасть в духовное рабство. Священное знамя сгорело в пламени. В настоящее время датский князь Вальдемар велел вынести кресло, чтобы, сидя перед своим шатром, наблюдать за ходом битвы. По его приказу военные Есберн и Суно ворвались в храм и срубили статую главного Бога Святовита, вынесли все сокровища святыни. Саму статую изрубили на мелкие куски и зажгли огонь, на котором готовили себе еду.

В конце XII-XIII вв. германцы завоевали земли славян к Одри и создали там христианские епархии, разрушив все святыни естественной религии покоренных славянских племен, убивали и сжигали жрецов, которые были носителями этнических знаний, а вместе с ними сжигали их книги, написанные на деревянных дощечках. У славян (поляков, русов, чехов, моравів и др.) существовало свое письмо "азбука" (от названий первых букв "аз", "буки", "веды", что означало "я буквы знаю"), да и сами "буки" происходят от названия дерева, на котором писали. Именно эту азбуку позже, может, и несправедливо, назовут "кириллицей" в честь христианского миссионера, который проповедовал чужую веру славянском языке. Негативное отношение латинской церкви в местных славянских языков усилилось после раскола 1054 г. Разделение церкви разделил славянскую письменность по религиозному признаку - на латинников и "еретиков". Все славяне изначально считались "еретиками" через их собственную письменность.

Борьба католической церкви со славянской азбукой закончилась латинізацією чехов, поляков и других славян (введено латиницу, которую поляки называют "абецадлом" от лат. "а, в, с"), и как следствие - отчуждение даже на языковом уровне некогда родственных народов.

А это привело также и к увеличению удельного веса иностранных священнослужителей в церквях. Свою славянскую азбуку сохранили только восточные славяне и болгары. Однако, церковнославянский язык, которым пользовалась восточная церковь, также была чужой для русичей и тормозила развитие народного языка и светской письменности.

Однако, на протяжении всего XVIII в. еще продолжались выступления народа против своих духовных поработителей. В грамоте папы Иннокентия III в 1210 г. говорится о славянах, которые "воюют с католической верой, потому что отцы их, как и они, были язычниками, и были насильственно изгнаны с их земель бранденбургскими графам" (по кн.: Принятие христианства, с. 187-203). С этого времени началась массовая колонизация славянских земель немецкими колонистами, которая почти растворила в себе славянский этнический компонет, ассимилировала полабські племена наших прапредков. Однако, еще в XIX в. некоторые полабські славяне сохраняли свою этническую память, и хотя сейчас они сильно германизирована, но имеют этническую осведомленность.

Так бы и засохла еще одна веточка нашего родового дерева, ведь немецкие фашисты планировали полное уничтожение этих славян, хотя это им не удалось. Сейчас в Германии принят закон о содействии развитию этого национального меньшинства. В Институте лужицких студий при Лейпцигском университете изучается история, язык и культура этого народа, существуют школы, общества и различные заведения, которые заботятся о развитии лужицкого языка и культуры.

Почему же у нас не изучается в школе, даже в вузе, история близкого нам этнического сообщества, почему не воспитываем мы свое будущее поколения на примерах героической борьбы народа за сохранение своего этнического мировоззрения, своей духовной культуры? Почему не вспоминаем о наших славянских героев, розіп'ятих на крестах истории, сожженных на кострах инквизиции, замученных во имя того же библейского "интернационала"? Кто постарался, чтобы наши дети ничего этого не изучали? И почему вместо этого в образовательных учреждениях молодежь должна изучать легенды (достаточно далеки от исторической действительности) чужого библейского народа, да еще и как отдельный предмет?

Мировые религии (в том числе христианство) воспользовались достижениями предыдущих цивилизаций, хотя и значительно спримітивізувало первоначальное естественное мировоззрение этнических культур, перенеся признаки природных явлений на конкретного человека (сына Божьего), что в результате впоследствии стало и причиной отрыва человека от природы, разбалансированности системы "Права - Ява - Нава", которая на славянском этнокультурном почве сохранялась вплоть до начала II тысячелетия н. ч.

В процессе эволюции этнокультуры время от времени происходит переосмысление культурных достояний этносов. Это закономерное явление, однако, не следует бояться подчинения культурных достояний ідеолоґії. По мнению И. Смоляка (МЕЕДЗ, 525), "Подчинение культурного достояния ідеолоґії, превращение его в дополнение к политической жизни ведет к игнорирование и вульгарной критики значительного пласта культурных ценностей. Подобная одномерная политика в отношении культурных достояний характерна для тоталитарных режимов". Здесь И. Смоляк приводит примеры фашистской Германии и Советского союза с его вульгарно-классовой пролеткультівською оценке культуры. Однако, следует смотреть глубже в самую суть проблемы.

Нельзя связывать культуру и ідеолоґію исключительно с тоталитарными режимами. Наше украинское общество, которое никак не назовешь тоталитарным, в настоящее время испытывает нехватку национальной ідеолоґії, которая и должна отображаться прежде всего в культуре. Только тогда, когда национальная культура и ідеолоґія носят национальный государственно созидательный характер, возможен настоящий естественный толчок для развития етнокультур. Поэтому в Украине подчинения культуры национальной идеи сегодня является желаемым. А игнорирование "значительного пласта культурных ценностей" всегда было и будет. Разве можем мы сейчас воспринимать всерьез "культуру" советской эпохи с ее коммунистическим пафосом, зная открыты не так давно факты уничтожения целых народов, голодоморы, репрессии, апофеоз сталіщини и застой брєжнєвщини? Так же в скором времени не сможем воспринимать положительно и христианскую историю, когда факты кровавых преступлений против многих народов, которые творились под флагом этой религии и ее тайной ідеолоґії, станут известны широкому кругу общества.

Вот что пишет польский философ о современную этническую ситуацию в мире: "Биологическое основание Польши, а также всей Слов'янщини и Арии сейчас под угрозой.

Все наши народы ныне вымирают. Одновременно с биологической деґенерацією ширится и духовное вырождение, глубокий упадок, сознательная вредное поведение. Миллионам афроазіатів возможным и облегченно оседлость в Европе, Америке, Австралии, что усиливается под влиянием средств массовой информации - пропаґанда бастардизації (смешивания, гибридизации) человеческих наций и рас. Все это для нас представляет наибольшую угрозу. Если не остановить это, то погибнем. Космополитическая ідеолоґія и универсальная религия отчетливо усиливают эту угрозу. Отпор может дать только родное признание органической связи с родным народом. Но уже искаженный христианством народный характер делает поворот Польши на путь развития. Чтобы произошел перелом, следует обязательно воспитать по крайней мере хоть одно поколение свободное, не отравленное перевернутыми стоимостями, санкционированными юдео-христианством" (Сташко Потжебовский, Сварог, 2000, вып. 10).

Следовательно, дело не в том, что культурное достояние используется в ідеолоґії, (это в конечном итоге закономерно), а в том, чтобы использовать его с целью самосохранения этноса. Ради этой цели можно использовать все націотворчі мифы и художественные произведения, которые учат уважать свой народ, потому что именно через уважение к своему родному можно научиться уважать культуру других. Главное, не переходить грань, держать равновесие. Не следует, однако, забывать, что для возрождения этноса нужен "этнокультурное взрыв", как толчок для очередного возрождения, чтобы эпоха упадка (застоя) превратилась в сутки динамичного развития.


Выводы:

1. Христианство осуществляло внешнее давление и внешнее вмешательство во внутренние дела языческих государств, подчиняя их духовно и политически и было прежде всего средством политической экспансии.

2. В славянских странах христианизация проходила довольно медленно в сравнении с германским миром, благодаря чему сохранилось больше этнических народных обычаев и знаний.

3. Вопрос о том, была ли необходимость в принятии новой религии, до сих пор в науке остается спорным и почти неисследованным, особенно относительно причин и тенденций мирового етнотворчого процесса, которые не достаточно связывать только с изменением общественной формации.

4. Существует прямая связь между принятием христианства и потерей самостоятельности государств, их политическим ослаблением (ср.: в сознании народа таторо-монгольское нашествие в Движении рассматривался как наказание за предательство Родных Богов).

5. Христианство, вопреки существующему в науке стереотипа, не способствовало развитию письменности, а наоборот - затормозило развитие этнических языков и разъединило единую некогда славянское население не только за религиозными конфессиями, а еще и по типу письменности.

6. Этногенез и эволюция этнокультуры отражает те достижения материальной и духовной деятельности этносов, которые накоплены за всю историю человечества. Этнокультура несет в себе культурный опыт многих поколений своих этнических Предков и представляет собой основу исторической и генетической памяти этноса.

7. Возвращение этнической памяти - сложный и длительный процесс; единицам (даже крупнейшим патриотам и будителям общества) такая задача не под силу, поэтому необходима специальная государственная программа сохранения этничности с широким привлечением средств массовой информации, культурно-художественных произведений, то есть всего того, что пробуждает массы народа к активного мышления и эмоционального сопереживания.



Назад