Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 17. АВТОХТОННОЕ НАСЕЛЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА


Этническая структура современных стран достаточно сложная. Если в прежние времена преобладали моноетнічні страны, то есть страны с более или менее однородным составом населения, то сейчас ситуация значительно осложнилась. Сегодня лишь 10% стран мира можно назвать моноетнічними, остальные - сложные полиэтнические образования. Государство - является тем связующим звеном, которое соединяет в одно целое разные полиэтнические группы, принадлежащие к этой страны и являются ее гражданами.

Граждане одного государства имеют чувство гражданского сообщества, которая, однако, не является этнической общностью. В Украине по переписи 1989 года, коренного этноса украинцев - 72,7%, русских - 21,9%, евреев - 0,9%, белорусов - 0,8%, молдаван - 0,6%, поляков и болгар - по 0,4%, остальные - представители других национальностей. Однако, очень часто языковая поведение и культурная ориентация людей не совпадает с их национальной принадлежностью. Восток и Юг Украины остаются значительно русифицированными вследствие колонизационной политики России на протяжении многих веков. Изменение национальности с украинского на русский была долгое время типичным явлением, вызванным, в первую очередь, карьеризмом малообразованных, национально сознательных людей.

Относительно местного населения той или иной страны используют термины абориген, автохтон ли туземец.

Аборигены - от лат. аborigients = ab origine - "от начала", то есть коренные жители определенной территории, проживающих в ней с давних времен, то есть от начала ее существования.

Автохтоны - от гр. аutos - сам и chthon - земля, т.е. первоначальное население той или иной земли.

Вопрос национальных меньшинств встал в мире уже с XVI ст.

Термин "меньшинство" появился в 1947 г., когда Экономический и Социальный Совет уполномочил Комиссию по правам человека ООН разработать рекомендации относительно защиты прав национальных меньшинств. Так, впервые в документах ООН упоминаются права этнических, религиозных и языковых меньшинств. Определение же меньшинства было разработано Франческо Капоторті (членом этого Совета) в 1971 г. и выглядит в переводе на русский так: "Меньшинство - по сравнению с остальной частью населения это меньше по количеству, такая, что не занимает господствующего положения, группа, члены которой граждане этого государства, обладают с этнической, религиозной и языковой точек зрения характеристиками, которые и отличаются от характеристик остальной части населения и проявляют пусть не напрямую, чувство солидарности с целью сохранения своей культуры, традиций, религии и языка". Такое определение существует и по сей день в разных интерпретациях.

Итак, этническое меньшинство - это сообщество людей, которое: 1) существует в полиэтническом обществе; 2) которой свойственно представление о совместном происхождения (напр., страна первоначального проживания), совместные языково-культурных и национально-психологические особенности; 3) которая в сравнении с местным аборигенным этносом составляет меньшее количество.

При большом разнообразии этносов в пределах одного государства, бесспорно, возникают контакты между представителями разных национальностей.

Этнические контакты, Л. Гумилевым, могут быть различных типов:

1) сосуществования, при котором этносы не смешиваются и не копируют друг друга, заимствуя только технические новшества;

2) ассимиляция: поглощения сильнее этносом другого слабого, при чем слабее полностью забывает свое происхождение, язык и обычаи;

3) слияние обоих этносов, при котором оба забывают свои корни и образуют третий абсолютно новый этнос.

4) метисизація (от французского метис - смешанный), при которой потомки сохраняют обычаи обоих, но метисы существуют лишь благодаря пополнению новыми метисами.

Правда, автор отмечает, что 3) наблюдается крайне редко. Действительно, трудно даже навести какой-нибудь конкретный случай такого слияния, когда из двух этносов образовался третий принципиально новый. Вспомним современных болгар, которые образовались из двух этнических групп (тюрки и славяне), однако в культуре перевесил славянский тип, несмотря на 500-летнее господство турок на землях Болгарии.

Далее, Л. Гумилев отмечает, что природу и культуру уничтожает произвольное общения и свободная любовь. Он сравнивает этот свой вывод из ВТОРОГО закона Ньютона: "что выиграем в общественной свободе, то теряем при контакте с природой", точнее - с географической средой и собственной физиологией (ибо природа находится внутри наших тел).

В этнологии принято различать внешние - экзогамных браки (представителей разных этносов) и внутренние - ендогамні браки (представителей своего этноса). Ю. Бромлей назвал ендогамію этническим барьером, средством самосохранения этносов. В настоящее время все чаще этнологи констатируют раздвоенность лица, имеющего двойное происхождение.

Следствием такой двойной принадлежности лица к двух этнических групп становится, так называемая, освещается лица. Это состояние характерно чаще всего выходцам из этнически смешанных семей. Самый критический психологическое состояние наступает тогда, когда человек находится не просто на грани этнических культур, а тогда, когда эти ценности несовместимы, антагонистические (Г. Шульга, Этнический справочник, Т.1, с. 87); "Этнический маргинал проявляет психическую неустойчивость - он стремится одновременно жить в двух мирах, но по-настоящему не живет ни в одном из них. Его духовный мир конгломеративний: от одних ценностей он отстранился, а другие не впитал. Отсюда переживания ущербности, комплекса неполноценности, что ведет к агрессивности, немотивированной жестокости... Потеря корней, моральных и культурных опор делает марґінала лицом с утраченной идентичности" (там же).

Часто этническими марґіналами могут себя чувствовать и представители этнических меньшинств (ср. дошкольные и школьные учебные заведения, иноязычное среду, отличное от среды семьи, и т.д.).

Проблемы этнических маргиналов можно решить на личностном уровне в сфере самосознания. По мнению, Г. Шульги, существует 4 модели такого решения: 1) психологическая, моральная двойственность "разорванность души между культурами", этносами, языками; 2) самоидентификация с одним из этносов; 3) осознание себя космополитом; 4) самоидентификация себя с двумя, тремя этносами.

Ныне немало граждан Украины решили эту проблему для себя лично по второй модели. Восприняв идею независимости Украины, они отдали предпочтение украинскому происхождению и вносят свой посильный вклад в строительство нашего государства. Однако, немало граждан, не желая понять роли этнокультурного фактора в развитии государства, до сих пор не могут смириться с потребностями возрождение украинского языка, всячески тормозят этнонациональные процессы и жалуются на "национальную дискриминацию".

Этническая и национальная дискриминация - явления достаточно непопулярные в современной Украине и во многих других странах. Собственно под национальной дискриминацией следует роззуміти определенные притеснения или ограничения, которые оказывает господствующий этнос относительно непанівного. Как известно, русское национальное меньшинство в Украине второй по количеству по сравнению с титульным этносом и пользуется всеми равными правами в отношении своих национальных потребностей. Следовательно, претензии относительно ограничений русского языка, не соответствуют действительности. Достаточно послушать на улицах наших городов, на каком языке разговаривают граждане. В бытовой сфере никаких языковых ограничений существовать не может. А необходимость государственного языка сегодня является закономерным етнозберігаючим средством, которое застосовуює в своих странах подавляющее большинство государств (см. раздел: Речь...).

При длительных контактах этносов в межаж одного государства возникает проблема межнациональных браков. У народов с близким, родственным этническим происхождением часто возможна инкорпорация (включение в себя) другого этноса, которая, к примеру, возможна между славянскими народами. При столкновении двух непохожих, далеких по происхождению и очень отличающихся по культурой этносов происходит интерференция, что нарушает каждую из выходных. Термин "интерференция" применяется в биологии на обозначения защитного белка интерферона, который образуется в клетках для прекращения размножения микробов или токсинов. Интерферон - дословно "периодически убиваю" (от лат. inter - между, периодически; и ferio - убиваю). Такие причудливые этнические образования недолговечны, они, как правило вырождаются уже во втором или третьем поколении.

Итак, современные ученые розглядаюють екзогамію как деструктивный фактор в развитии этносов, потому что екзогамна семья передает ребенку два стереотипы, которые взаимно поглощают друг друга. Для сохранения этнических общин и этнических культур необходима ендогамна семья, которая передает ребенку отработанные веками стереотипы поведения.

Национальные меньшинства за характером расселения могут быть компактными (которые проживают компакно, то есть в определенном районе), или дисперсными (рассеянными в разных районах, поселениях).

В Украине подавляющее большинство национальных меньшинств расселена дисперсно, за исключением венгров Закарпатья и крымских татар.

Ныне этнологи выделяют 5 типов этнических меньшинств.

1) Национальные меньшинства - те меньшинства, которые имеют свои национальные государства за пределами страны проживания данного меньшинства (напр.: немцы, болгары, греки, русские и др. в Украине).

2) Региональные меньшинства - те меньшинства, которые испокон веков проживали на территории другого национального государства, но никогда не имели своего собственного государства (напр., гаґаузи, которые живут в Украине).

3) Міґрантські меньшинства - преимущественно временно проживают на территории того или иного государства (например, рабочие и т.д.).

4) Колонизированы меньшинства - потомки древнего населения завоеванных и заселенных колонистами территорий (напр., американские аборигены, вытесненные колонизаторами из собственных земель, которые сейчас превратились в меньшинство на своей собственной земле).

5) "Новые национальные меньшинства" - результат образования новых государств преимущественно "третьего мира", границы которого колонизаторы поделили без учета этнической специфики.

В подавляющем большинстве демократических стран в настоящее время созданы условия для свободного развития национальных меньшинств, предоставление возможностей для реализации их прав, сохранения этнической и культурной самобутньості. Однако, международные правовые документы предоставляют такие возможности только гражданам того или иного государства, если же лица принадлежат к рабочих-мигрантов и беженцев, они не имеют статуса национальных меньшинств.

В Украине в апреле 1924 г. была создана Центральная комиссия по делам национальных меньшинств при ВУЦВ (ЦКНМ), которая просуществовала до 1941 г. С 1923 г. В Украине была внедрена система национально-триторіального районирования. В начале 1931 г. в Украине уже действовали 25 национальных районов (8 русских, 7 немецких, по 3 болгарских, греческих, еврейских и 1 польский), а также 925 национальных сельсоветов, которые в целом составляли 8% всего количества сельсоветов в Украине.

6 июля 1927 г. Вышло "Положение об обеспечении равноправия языков и о содействии развитию украинской культуры", которым предусматривалось, что "государственные органы принимают, как предпочтительную для официальных сношений язык местной национального большинства". В 1932 г. в Украине было около 12 млн. человек, принадлежащих к национальным меньшинствам, а это составляло 25% от всего населения.

Однако, уже с 1933-34 лет, как развитие национальных меньшинств, так и украинизация начали сворачиваться, были ликвидированы институты реализации интересов национальных групп. Сталин объявил "местный национализм" главной угрозой для единства Союза. С этого времени национальная политика сталинского правительства изменяется, приобретая тенденций к этно-национального смешивания, ассимиляции малых народов россиянами и др. Тысячи российских функционеров отошли в Украину для "усиления коллективизации". В апреле 1938 г. Вышло Постановление ЦК КП (б) У "О реоорганізацію национальных школ в Украине", а также ряд постановлений о ликвидации "искусственно созданных" национальных районов и сельсоветов. К началу 40-х годов все правительство Украинской республики был российским.

Началась ассимиляция украинского населения. В первую очередь это касалось межевых регионов (напр., Восточная Украина), где население было слишком смешанным. Такие "смешанные" районы занимали в 1932 г. целых 21% всех украинских земель. На таких "пограниччях" люди обнаружат очень низкий уровень национальной осведомленности, причисляя себя к тому этноса, язык которого общаются, а это преимущественно русский. Подобные явления наблюдались в Галичине, где таким критерием была не речь, а віросповідна принадлежность. Римо-католики, которые общались на русском языке, но посещали польский костел, относили себя к поляков.

Резко уменьшилось количество украинских школ, было запрещено "ідеалізвати историю казачества", закрывались украинские театры, музеи, изымались из библиотек произведения украинских классиков. Разговоры о самобытности Украины стали считаться крамольными. В школах введено изучение русского языка. Украинскую азбуку, грамматику и словарь изменили, приблизив к российской.

В 1936 г. партийный деятель Постышев отмечал: "члены Коммунистической партии Украины начали деукраїнізуватися и даже перестали разговаривать на украинском языке" (О. Субтельный. Украина. История. - К., 1991. - ст. 368).

С обретением независимости Украине еще предстоит решить ряд проблем в отношении национальных меньшинств и взаимоотношений этносов в пределах нашего государства и с учетом международных правовых актов. Первые шаги в этом уже сделаны.



Назад