Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 18. РОССИЙСКИЙ ЭТНОС: МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ


Россияне - самоназвание "русские", населения Российской Федерации, которое там составляет около 119, 8 млн. чел. По данным 1989 г. в Украине проживает 11, 4 млн. россиян, следовательно они сейчас являются самым многочисленным национальным меньшинством в Украине.

Как этнос московиты (россияне) сформировались не ранее ХIV-ХV ст. Однако, позаимствовав у украинцев наш давний этноним руси, они присвоили себе и нашу историю и наследие Киевской Руси. Как пишет Петр Голубенко: "Назвав себя Россией или Великоросией, Московия тем самым утверждала себя наследником и продолжателем Киевской Руси, а этим утверждала и свое право на "собирание земель русских". В сопровождении этого маскарада и создавалась Российская империя. Несмотря на то, что Московское царство было и в национально-этническом, и в культурно-историческом плане отличную от Киевской Руси формацию, северное племя московитов вспомнило свою бывшую государственную принадлежность к "русских подданных и, ссылаясь на династические связи своих князей с киевской династией, присвоило название Русь и для новоповсталої московского государства" (Украина и Россия в свете культурных взаимоотношений. - К., 1993. - ст. 82).

Таким образом, историю двух разных этносов и двух государств россияне начали объяснять, как историю одной общности, которой украинцы с московитами никогда не были. Как свидетельствуют различные иностранные авторы уже ХV-XVI ст., украинцы и московини были двумя разными по характеру, обычаями, бытом и культурой народами. Однако, общее название "руси", "русские", "русины" внесла путаницу в истории этих народов, их восприятие другими народами, особенно после того, как Москва провозгласила свое исключительное право на первенство и старшинство (Сичинский В. Чужаки о Украину. - Львов, 1991).

В 1869 г. французский автор Делямар писал: "История не должна забывать, что до Петра И тот народ, который мы сейчас называем рутенами [украинцы], назывался русским, или русинами, и его земля называлась Русью и Рутенией, а тот народ, который мы сейчас называем русским [русские], звался москвичами, а их земля Московией. В конце прошлого века все во Франции и в Европе хорошо умели отличать Русь от Московии" (по кн.: Самое дорогое сокровище. - К., 1990; подчеркивание и объяснения в квадратных скобках - Г. Л.).

Профессор Оксфордского университета Карл Абель еще в XIX в. писал о двух восточно-славянские русские народности: слов'янорусів (украинцев) и фінорусів (русских). Он приводит данные, что в конце XIX в. в европейской части России проживало 40 млн. фино-татарского населения и лишь 15 млн. чисто славянского. Поэтому "процесс ослов'янення Московии, длившийся более 500 лет, в XIX в. так и не завершился". Причиной этого, по его мнению, был большой влияние фино-угорского и татарского этнического элемента, а также огромные территории, которые захватила Россия, и которые так и не смогла русифицировать через свое этническое меньшинство в сравнении с местными аборигенами. За Петра И было запрещено говорить, что в Сибири живут не чистые великороссы, а угро-финны, татары и другие азиатские народы (см.: Абель К. Из чтений...).

Таким образом, в этногенезе россиян принимали участие: славянские племена радимичей и вятичей, смешавшиеся с угро-финскими, монгольскими, татарскими этническими компонентами (татаро-монгольское иго продолжалось в русских самое длинное из всех народов, московские князья очень часто вступали в брак с монгольскими царевнами, правильнее было бы сказать "ханівнами"). Так же поступали и боярские дети, и простой люд, о чем свидетельствуют многочисленные фамилии татаро-монгольского происхождения среди россиян (Карамзин, Карамазов, Тураев, Бутурлин, Мунаєв и др.). Такое этническое смешение имело серьезные последствия не только в антропологии, но больше всего - в психологии народа, изменив миролюбивую славянскую ментальность предков на восточную деспотично-самоуверенную нрав их потомков (о чем писал российский ученый Г. Федотов).

Не зря существует народная поговорка, которую приводит П. Голубенко: "Пошкрябай москаля - и найдешь там татарина". Российский историк В. О. Ключевский, который одним из первых начал применять проблемный метод описания истории России, и возможно до сих пор остался единственным, кто откровенно описал этногенез русского народа, не боясь осветить те его особенности, которых другие ученые стеснялись и пытались

замовчувати.Відчутно, что В. О. Ключевский даже немного иронизирует с самого термина "великорусское племя", потому что считает россиян "второй ветвью в составе русской народности", а следовательно - не старше (ею является киево-руси). Однако, и этот ученый не всегда объективно оценивал некоторые явления этнической и политической истории России. Так, он писал, что россиян в численном соотношении втрое больше, чем украинцев, а украинцев втрое больше, чем белорусов. И это давало ему право считать россиян основным населением Российской империи, потому что они же составляют две трети "в общей сумме русского населения России". Россиянам не выгодно наводить тот факт, что во времена Богдана Хмельницкого украинцев было 11 млн., а московитов - 9 млн.

Как видим, и здесь сработали стереотипы мышления XIX ст., когда уже стало выгодно записываться "русскими", и это вынуждены были делать представители разных национальностей, в том числе не только славяне, но и угро-финны, и татары, увеличивая таким образом количество "русских".

Начало формирования русской народности В. О. Ключевский датирует XIII ст., когда от русов [украинцев] отделилась московская ветвь: "Великорусское племя вышло не из развития старых региональных особенностей, которые продолжались, а было делом новых разнообразных особенностей, которые начали действовать после разрыва народности, причем в краю, который лежал вне коренной Русью и в XII в. был скорее "інородчеським", чем русским краем" (Этнографические следствия русской колонизации..., с. 41). Далее он отмечает, что в образовании великорусского племени действовало два фактора: плем'яна смесь и природа страны. (Здесь подчеркивания - Г. Л.).

Автохтонным населением междуречье Оки и Волги были угро-финны, упомянутые в труде Йордана в связи с описанием готского королевства Германариха в IV ст., как племена, входившие до этого королевства: есть, весь, меря, мордва, черемыс. Племена же муроми, мэри и весі знает Русская Летопись еще в XIX в. Сейчас эти народы полностью ассимилированы русскими, они исчезли с этнической карты современной России навеки, пополнив собой количество россиян и оставив разве что широкий спектр своих этнических геоґрафічних названий.

Таковы все названия рек с окончанием-ва: Москва, Протва, Косва, Силва те др. Река Кама имеет около 20 притоков, названия которых оканчиваются на-ва, что по-фінськи означает "вода". Московитські племена с самого начала почувствовали свое превосходство над местными народами. Все мелкие местные племена московиты назвали чуддю от коренного чудь, и сопровождали эту название определенной иронией, объясняя ее через московское чудить, чудак, странновато.

По мнению подавляющего большинства историков, финские племена имели чрезвычайно мирную и кроткий нрав. Этим сами московиты объясняют и мирный характер колонизации, заявляя, что военных столкновений не было, потому что письменные источники ничего такого не вспоминают. Однако, как отмечает тот же В.А. Ключевский, "в преданиях Великороссии уцелели отдельные смутные воспоминания о борьбе, которая вспыхивала в некоторых местах; но эти воспоминания говорят не о борьбе двух племен, а о борьбе двух религий. Стычки провоцировались не самой встречей пришельцев с туземцами, а попытками распространить христианство среди местного населения" (там же, с. 43).

Такие упоминания в "Житиях ростовских святых", где описано, как ростовке долго обороняли свою языческую веру и оказывали сопротивление христианизации, прогнав двух миссионеров Феодора и Иллариона, а третьего, Леонтия, казнили.

Чудь ростовская продолжала поклоняться Богу Велесу, который был общим для русов и для финнов (до сих пор он известен не только у украинцев и россиян, но и у литовцев, которые являются ветвью финского этноса). В житии этого Леонтия является сообщение о том, что вместе с чуддю против христианства выступала и местная ростовская русь. Подобные факты известны в истории Болгарии, когда славянские и тюркские язычники объединялись против христианства. Понятно, что здесь действовали иные рычаги, чем просто межэтническое противостояние. Здесь боролся не этнос с этносом, а скорее две идеи - локальная и глобальная, естественная и протиприродня, вечное и временное. Но в памяти народа все же вошло, что мерянське населения убегало именно от "российского крещения". Очевидно, что роль московитов-россиян здесь была такой же, как и роль германцев в охрищенні западных славян.

В результате этнического смешения с угро-финнами, а позже с татарами и частично с монголами, россияне имеют антропологический тип, отличный от киево-русского (украинского). Украинская диаспора шутит по этому поводу: "Глаз узкий, нос плюский - совсем русский". И в каждой шутке есть доля истины. Обратимся вновь к российскому источнику, чтобы не вызвать обиды со стороны представителей русского этноса: "Следует признать некоторую участие финского племени в образовании антропологического типа великорусский. Наша великорусское физиономия не совсем точно воспроизводит загальнослов'янські черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако замечают и некоторую постороннюю примесь: а именно, вилицюватість великорусский, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типичный великорусский нос, поставленный на широкую основу - с большой степенью вероятности ставят на счет финского влияния" (Ключевский, с. 44).

Не замолчал историк также и изменений в русском народном языке: "говоры великороського наречие сложились путем постепенного порчи первоначального русского наречия" (то есть староукраинского языка). Действительно, под влиянием угро-финского языковой среды произошли большие изменения фонетической системы будущих россиян (аканье, ґекання, тиканье), произошло расхождение в смысловых значениях многих украинских и русских слов: запомнить - запамятовать, бес - лихой, красивый - уродливый, опираться (укр. сопротивляться) - опираются (рус. опираться на нечто) и др. (см.: Лозко. Украинское народоведение, с. 74).

Московское же наречие еще больше отошло от русской фонетики, как пример можно протранскрибувати словосочетание "говорит по-московски", которое житель Москвы произносит [ґваріць п-масковскі]. Московское наречие начало формироваться значительно позже, хотя его отдельные черты появляются в московских письменных памятниках, начиная с ХV ст.

Этнические религиозные верования россиян сформированы на основе славянского язычества с привнесением угро-финских элементов. Возрождение российских этнических культов в настоящее время наблюдается по всей Российской Федерации, хотя эти процессы весьма неравномерны и часто неоднозначны.

Первые организации языческого направлении возникли в Ленинграде в начале 90-х годов под названием "Союз венедов", "Федерация Славяно-горицкой борьбы", которые, однако, не были собственно религиозными объединениями. Эти организации выдавали свою газету "Родные просторы". Первой отчетливо религиозной организацией была "Нижегородская областная языческая община", которая в 1992 г. объединяла не столько русских, сколько представителей нескольких коренных этносов Поволжья, но уже с 1994 г. о ней ничего не известно даже самим российским язычникам, возможно она перестала активизироваться. В 1993 г., после переломных событий российской политической жизни, по инициативе языческого просветителя Доброслава (Алексея Добровольского) в селе Вєсєньово Кировской области состоялось Купальский праздник, который россияне считают своим первым языческим съездом. С того времени такие Купальские съезды стали традиционными.

Наиболее рациональный путь избрала Калужская община, образована в сентябре того же года Вадимом Казаковым, которая стремится объединить все родноверческие течения России. Однако, этому движения присущи некоторые панславістські черты. Так, свое объединение они назвали "Союз Славянских общин" (1997 г.) и приглашают вступать в него представителей других славянских народов. Выбор срока россияне объясняют так: "Собственно вероисповедания мы называем Славянство, а его последователей Славянами. Само слово "Славянин" означает "славлячий богов". Так случилось, что этническое самоназвание народа Словене (то есть "те, что умеют говорить понятно") слилась с его религиозной самоназванием Славяне" (Наследие предков, 1999. - Вып. 6, с. 9).

Какую роль играет терминология в жизни народов, мы уже хорошо почувствовали на примере исторической судьбы нашего украинского народа и на и судьбах других народов. Слово - символ. Провозгласив себя горшком, хотят варить кашу. Следовательно, не имея ничего против дружественных отношений между славянами, ни украинцы, ни белорусы, ни поляки, ни чехи не спешат воспользоваться предложением россиян объединиться.

Ведущими общинами Российской Федерации в настоящее время считаются Калужская и Московская, известные также Обнинская, Ижевска и Рязанская общины. Пока что не известно о том, чтобы кто, кроме самих россиян, поступал до этого "союза" - слишком свежи еще в памяти "союзные" объятия "старшего брата". Сами по себе процессы этнического возрождения религиозности в России является закономерным явлением. И хотя существует несколько попыток вернуть этнорелигиозные процессы в интернациональное русло (напр., петербургские общины, "вєдісти", что предлагают христианско-кришнаїтську версию религиозного пути и др.), вероятно впоследствии все эти ложные направления будут преодолены.

Российские родноверы имеют свое издание - газету "Вятич", а также журнал правой перспективы "Наследие предков". Газета "Русская правда", выходящая в Москве, занимает очень радикальные позиции, часто шовинистического характера (например, просталинские публикации и др.) как в этническом, так и в политическом плане, и не может признаваться полностью языческой, хотя она и печатает некоторые материалы по истории русской енорелігії.

Россияне еще не смогли выработать свои этнорелигиозные каноны, как это уже есть в украинцев (Символ Веры, заповеди или заповеди, песни-славы, Священное Писание и т.п.), однако они собирают вокруг себя преимущественно молодежь, которая охотно посещает народные языческие праздники, происходящих на природе.

Очевидно отрицательным в российском етнорелігійному процессе, с нашей точки зрения, является попытка прочтения Велесовой Книги А. Асовим (он же - Бус Крєсєнь, настоящая фамилия Александр Барашков), а также его попытки навязывать российским язычникам свои собственные "каноны". Ряд существенных искажений текста, который тенденциозно подает историю славян, и особенно введения Асовим в русский пантеон вымышленных сказочных персонажей (Аса, Асах, Асапет - ли не от них происходит псевдоним самого автора? - или Моск, наверное покровитель "московитов"?) вместо славянских Богов, и одновременное провозглашения "ведического" монотеизма, навязывание язычникам христианского календаря (который отстает от астрономического) - все это еще в скором времени будет сказываться на молитвенно-обрядовой сфере жизни русских язычников, по крайней мере, пока не появится лучший перевод и комментарий.

Российские общины употребляют в молебнах "славянскій язык", что вызывает определенное недоверие со стороны компетентных филологов. Однако, читать молитву и еще и современным языком российские родноверы считают за нарушение языческих правил. Старейшина читает молитвы наизусть, выполняет обряды просто, без особой торжественности. Так, для освящения оберегов, их достаточно покрутить над пламенем, сказав несколько обычных слов-просьб к Огню-Сварожича, чтобы посвятил эти вещи. После богослужения родноверы пьют мед (которым чаще всего бывает обычное пиво), передавая друг другу деревянный ковш, что называется "братиной". Однако, игровая основа языческих праздников, которую развивают эти общины, привлекает молодежь к участию в этих обрядах. Конечно, обрядовая основа возрождения религии у россиян будет еще совершенствоваться.

Ныне Калужская община изготавливает специальные ритуальные напитки, которые называют славянским медом. Шьют полотняный национальная одежда, украшая его пестрой тесьмой. В лесах россияне ставят деревянные статуи Богов, у которых отмечают свои праздники. Храмов пока не строят из известных причин. Христиан и интернационалистов беспокоит возрождения этнической религии. Они часто разрушают современные языческие капища, потому что их христианские предки делали это неоднократно, и Библия учит: "жертвенники их разрушьте". Деятельность российских языческих общин имеет своих сторонников среди националистических кругов и политических партий, которые, в отличие от украинских, несколько больше способствуют движения возрождения етнорелігії.

Современная украинская историческая наука ныне смелее рассматривает проблемы этногенеза как украинцев, так и россиян. Появились новые отечественные исследования, а также открыт доступ к замалчиваемых ранее трудов украинской эмиграции.

Украинский историк М. Брайчевский подает схему этнического развития Руси так: "анти - начальная Русь VI-VII вв. - Киевская Русь IX-XIII ст. В первой половине XIX в. от общего ствола ответвляется новая этническая общность, что консолидируется как белорусская народность... В середине и второй половине XII в. происходит аналогичный процесс этнической ассимиляции фино-угорского населения Надволжанщини в ходе славянской колонизации северо-восточных земель (Ростовской, Суздальской, Муромської, Рязанской). Эти земли послужили территориальной основой формирования русской народности, которая отделилась от общерусского (украинского) ствола в связи с социально-политическими процессами на северном востоке (деятельность Юрия Долгорукого и особенно - Андрея Боголюбского). Генетической базой формирования украинского народа остался тот загальноруський ствол в пространственных рамках прежних антских (полянских), древлянских и отчасти - сіверянських земель" (Вступление к исторической науки, с. 162).

Украинский этнолог А. Шевченко утверждает, что "российский этнос формировался в XIV-ХV в. в пределах довольно значительной по размерам территории, простирающейся между верховья Волги и Западной Двины, а оттуда постепенно распространились на север, восток и запад. Возвышение Московского княжества, которое провозглашает себя собирателем всех русских земель и наследником Киевской государства, это государственное образование закрепляет за собой с XVI в. название Русь, а с середины XVII в. официально утверждает имя Россия" (Этнический справочник, т. 2, с. 103).

Пресловутое "воссоединения", а точнее было бы сказать - присоединение Украины к Московии 1654 г. которое произошло через ложное понимание гетманом Богданом Хмельницким родства народов, повлекло за собой целый ряд негативных для Украины последствий. Причиной этого недоразумения стала все та же религиозно-христианская (ортодоксальная) общность. В отличие от мусульманских и католических "союзников", московские ортодоксы ("православные") выдавались Богдану Хмельницкому ближе - "братьями по вере". Вот, все тот же ошибочный стереотип мышления, навязанный христианством, за который Украине приходится расплачиваться три с половиной века. Именно с этого времени началась постепенная ликвидация элементов украинской государственности, и распространение в Украине московского административного устройства. В это же время Украина наполняется міґрантами из Московии, которые были направлены в Украину преимущественно для нужд военного содержания территории за Россией.

Эти "служивые" добавили к украинского этнонима "москаль" еще одно семантическое значение - военный вообще, независимо от национальности. Вспомним, как Тарас Шевченко писал о украинского парня, которого "заберут в москали", то есть заберут в армию. Очень часто такие "служивые", прослужив "царю и отечеству" 20 лет, действительно « обрусев», потеряв свои этнические и языковые черты. Московские служилые получали за свою службу слободы и земли, которые щедро раздаривали московские цари, а потом они и становились опорой московской администрации.

Как пишет далее этнолог А. Шевченко: "происходят два противоположных, но взаимосвязанные процессы: постепенного отчуждения етноніму русские, русский народ от украинского этноса и перенос его на московский народ" (там же, с. 103), что и закрепилось в XVII-XIX вв. Вот так складывались стереотипы мышления.

В XVIII в. происходит еще и помещичья колонизация Украины россиянами, которые получали огромные земельные угодья. Они и начали закрепощение украинских крестьян. Русскими были заселены Причерноморье, Приазовье, Слобожанщина. В XIX в. царское правительство ссылал огромные группы рабочих-россиян на промышленные предприятия Украины. В 1897 г. россиян в Украине уже насчитывалось 4 миллиона 636 тыс. Правда, во время первой мировой войны русские потікали из Украины. Однако, по советских времен продолжалась политика "государственной колонизации с целью обеспечения российского влияния в ключевых, индустриальных и политических центрах нерусских республик" (там же, с. 105).

Сейчас больше всего россиян живут в крупных городах Украины, на Слобожанщине (на Донбассе), Юге Украины (в Приморской полосе, в Крыму) и др. По мнению ученых украинской диаспоры, они составляют в Украине и наибольшую политическую угрозу (Энциклопедия украиноведения, т. 1, с. 160): "Русские скапливаются в ячейках модерного жизни - больших городах и промышленных районах, они овладели нехліборобські занятия, административный аппарат и т.п. Русский язык, как видно на основании переписи 1926 г., распространена далеко сильнее, чем русская национальность" (там же, с. 161).

Такая тенденция наблюдается и до сих пор. Сосредоточенность в городах дает россиянам более широкие возможности для удовлетворения своих образовательных и культурно-бытовых нужд. Перепись населения 1989 г. показал, что россияне в Украине занимаются более умственным трудом (педагоги, научные работники, служащие, руководители, работники культуры и искусства), украинцы - физическим (рабочие, крестьяне).

Россияне в Украине немного тормозят процесс возрождения украинского языка, выдвигая провокационные претензии о "насильственной украинизации", "дискриминацию русскоязычного населения" и др. По переписи 1989 г. украинский язык назвали своим родным лишь 1,6% россиян Украины, владеют им свободно только 32,8% россиян. По социологическим исследованиям 1991 г.: минимальный уровень владения россиянами на русском языке наблюдается в Симферополе (16%), средний - в Киеве (51%), высокий - во Львове (77%).

В настоящее время значительная часть русских, живущих в Украине есть более или менее лояльными к украинского государства. Они могут не бояться за свою национальную идентичность, такой угрозы в Украине нет. Идею национального возрождения Украины и ее суверенитет поддержали 54,5% россиян Украины.

Выводы.

1. На фоне глобальных процессов, направленных на нивелирование этнических особенностей, необходимость структурирования славянского суперэтноса очевидна, однако оно, вероятно, произойдет не так, как желали бы этого россияне.

2. Шовинистическая энергия, которая накопилась в русском этносе на протяжении нескольких веков, ныне уже не играет центростремительной силы, скорее наоборот - центробежной, відштовхуючої. Для преодоления этих вредных последствий имперской психологии, безусловно, потребуется долгое время.

3. Объединение славян возможно только вокруг решения их этнокультурных проблем и может создать свой енерґетичний центр, хотя каждая из славянских государств должна развиваться своим собственным путем и в пределах своих государств.

4. Россия в Славянском регионе является лишь периферией, и отнюдь не центром. В славянском объединении она может быть равноправным с другими народами, но не диктатором, которым привыкла себя представлять видимо из 500 лет.

5. Между славянскими народами сейчас нужен и возможен этнокультурный обмен информацией, совместные научные проекты, особенно в области славистики, а также етнорелігійного духовного возрождения.



Назад