Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 19. ПОЛЯКИ


Поляки (самоназвание поляці) - основное население Польши, где их проживает около 38 млн.

Поляки проживают еще в Беларуси, Литве, Латвии, Украине и др. Численность украинских поляков 219,2 тыс. чел. (по состоянию на 1989 год), что составляет 0,43% населения Украины.

Этническая родина поляков

По данным археологии, на территории Польши ледниковый период закончился 15 тыс. лет назад. Средний каменный век ХV-V тыс. до н. ч., а неолит в Польше III-II тыс. до н. ч. Появление земледелия связана с культурой ленточной керамики, которая проникала в Польшу через так называемые Моравські ворота из Среднего Подунавья и распространялась в Силезии, Малопольши, Куявии, Холмщине. Выращивали ячмень. Пшеницу. Земледелием занимались женщины, а скотоводством - мужчины. Существовал родовой строй, а племена объединялись в племена. Поселение в Бресте Куявському, обнаруженные археологами, имели жилья от 15 до 39 м длиной и были от 2,5 до 10 м в ширину. Пастушьи племена обменивались предметами своего производства с земледельцами. Племена шнуровой керамики распространились на больших пространствах от Рейна до Волги. От этих племен, по мнению многих современных ученых, происходят современные народы: германцы, славяне, балтийцы, ілірійці. Но решающая роль в формировании западных славян принадлежала лужицьким племенам, которые расселились от бассейна Одри и Вислы до Балтийского моря на севере и Карпат - на юге. Это расселение происходило в течение II тыс. до н. ч. Типичным образцом пізньолужицької культуры является поселения Бискупин, раскопано и восстановлено современными археологами.

Образование давньопольської государства началось с постепенного объединения давньопольських славян, которые уже имели плем'яні княжества, начиная с V-IX вв. Раннефеодальное государство сформировалась в XIX в. Письменным источником, которое сообщает об этот древний период формирования государственных отношений является Баварский Географ, что датируется IX ст.

Во главе племен стояли крупные землевладельцы и князь - военачальник, власть которого уже стала пожизненной. Князь пытался превратить свою власть в наследственную для своих потомков. Развивалось градостроительство. Волин и Щецин, а также Гданьск уже в IX-XI вв. были большими городами, которые вели довольно интенсивную внешнюю торговлю. В это время усиливается роль жреческого сословия, который предоставлял новообразованном государстве теократического оттенка.

Инициатором объединения вокруг себя польских княжеств стало плем'яне княжество вислян, что обитали в окрестностях Кракова. Малопольская государство объединила территории верхнего течения Вислы от Карпат до год Пилиці, Радомки, Сяна и Буга. Здесь был сильный князь, который ликвидировал местные династии племенных князей и подчинил их себе. Однако в 874-885 процесс становления польского государства был приостановлен через завоевание ее сильнее західнослов'янською государством Моравией.

Возможно именно с этого времени состоялось крещения части польских славян за восточными обряду. В Кракове было внедрено епископство и служба проходила по восточному обряду. В 906 г. после падения Великой Моравии земли вислян вошли в состав давньочеської государства. Распространились христианские миссии в славянские земли.

Формирование Великопольской государства началось с первой княжеской династии полян в Гнезно - Попелідів, и завершилось при династии князей Пястов, первым из которых был Земовит, потом Лешек и Земомисл, отец Мешка И. Это период примерно всего IX ст. Письменные упоминания о деятельности Мешка И приходятся на середину Х ст. В 962 г. он заключил союз с только что образованной Германской Священной Римской империей и одновременно с Чешским государством, женившись на дочери Болеслава И - Дубравкою. Вместе с ней отошли к Польше служители латинского христианства. Этот князь в 966 г. принял христианство по латинскому обряду и поставил епископом Иордана. Древние историки Тітмар Мерзебургский в XI в. и Галл Аноним в XII в. сообщают достаточно анектотичну историю крещения короля Мешка И: Добрава (Дубравка, Доброслава) убедила его в необходимости креститься, отказываясь от супружеской жизни с королем и тем заставила его принять крещение. Вот как об этом написал современный украинский поэт Михаил Иванченко:

О, оттаивает под панцирем душа

И слов угасают ноты металлические,

Когда в серебряное сияние кунтуша

Поникнет файна краля королеве.

И в одно мгновение ты легко отдашь

Народу Обычай и древнюю Славу

За одурман блистательной красоты

И похотливый смех богемки Доброслави.

Такая коса у нее прегуста,

Такие уста необъяснимо п'янючі,

Что ты моментально поверишь в Христа

И старых Богов в водоворот свалишь с кручи.

Нашел таки ключи к тебе Рим,

И ты готов "на добро ойчизни"

Отдать Польшу біскупам старым

За жар цілунків на пороге тризны.


Принятие христианства помогло Мєшку И присоединить к Польского государства Западное Поморье. Однако, рост Польского государства вызвало недовольство среди германцев, которые сами претендовали на ряд Поморских земель.

В 983 г. вспыхнуло восстание прибалтійсько-полабського славянства против немецких феодалов за восстановление этнической религии - язычества. Это восстание напугало как немецких, так и польских феодалов, ведь под лозунгом восстановления Родной Веры могли объединиться широчайшие слои населения и свергнуть власть продажной феодальной знати. Мешко И начал помогать империи расправляться с этим устойчивым оплотом этнической культуры. Следовательно, объединение польских и немецких феодалов позволило окончательно подавить восстание. Потеря языческих твердынь быстро сказалась на судьбе народа - в 986 г. Воліном овладел датский король Харальд Синезубый, тогда Мешко И принял участие в немецком походе на лютичів и вместе со шведским королем Эриком Победителем освободил Волин, однако языческие святыни были уже разрушены.

Католизація поляков, как уже отмечалось, имела негативные последствия относительно развития польского языка, торможение развития польской литературы. Славянская азбука у поляков была запрещена через засилье католичества в стране, а вместо этого создана новая письменность на основе латинского алфавита..

О славянскую азбуку (условно названную "кириллицей") писал чешский славист Павел Шафарик: "По моему глубокому убеждению, кирилицький алфавит больше подходит к славянского письма, чем латинский, и в этом отношении имеет преимущество над ним". Так, Г. Шашкевич писал о звуки Ж, Ч, Ш, что некоторые языковеды используют эти буквы для обозначения звуков даже восточных языков, а славянские филологи все еще ищут знаков для славянских звуков Ж, Ч, Ш (статья "Азбука и абецадло"). Но и по сей день поляки имеют неудобную для передачи славянских звуков систему, когда один шипящий звук передается двумя и даже тремя буквами, иногда с вспомогательными надстрочными значками (ведь в латинском алфавите такие буквы отсутствуют).

Усилились антихристианские выступления населения, не утихали постоянные недовольство чужой религией, попытки уничтожить христианскую церковь, которая вместе с князем стала безжалостно эксплуатировать народ, сдирая десятину с каждого, богатого или бедного. Массовые беспорядки и антагонизма в Польше возникали в результате борьбы за существование двух противоположных сил: феодалов с чужой ідеолоґією (в виде религии) и простого народа с идеей возвращения Родной Веры. Тітмар пишет, что в Польше при Болєславі Храброму выбивали зубы тем, кто в пост ел мясо. Интересно, что сам же автор считал это положительным западом для установления "права Божьего". Матильда Лотарінгська в письме к сына Болеслава И Мешка (II) писала: "твой отец добивался железом того, чего они не могли добиться словом".

Польские короли и католическая церковь главной своей задачей считали крещения язычников Балтийского Поморья. Войтех в конце Х в. посетил Гданьск и насильно окрестил многих язычников. Епископ Рейнберг в 1000 г. разрушил храмы с ценными художественными статуи языческих Богов и "очистил море от злых духов", бросив в воду четыре камни, помазанных "священным елеем" и мокрых "святой водой". Однако его усилия оказались тщетными - археологи констатируют здесь языческие захоронения еще на протяжении всего XIX века.

В 1037-38 г. вспыхнуло крестьянское восстание против церкви. По сообщению Галла Анонима, повстанцы "подняли бунт" против епископов и священников, некоторых из них как достойных лучшей смерти, они казнили мечом, других, что заслуживали позорной смерти, они забили камнями. По мнению Галла, "христианству в Польше наступил конец... а в церкви святого мученика Адальберта и святого апостола Петра дикие звери устроили себе логово" (здесь речь идет о кафедральные соборы в Гнезно и Познани). Польская церковная провинция действительно перестала существовать, осталось только два храма в Кракове и Вроцлаве.

Русская летопись также сохранил сообщение об этом восстании: "И было восстание в земле Лядских: восставшие люди избили епископов, и попов, и бояр своих, и был в ниж мятеж". Казимир И вынужден был бежать из страны. Однако, в крупных городах (Краков, Познань, Гнезно) сохранились органы местного самоуправления. Польским феодалам пришли на помощь немецкие, которые были зенепокоєні, что восстание перекинется и на завоеванные ими земли полабсько-прибалтийских язычников. Восстание носило стихийный характер локальных выступлений достаточно большого масштаба, однако потерпело поражение. Подобные языческие восстание против чужой веры и своих королей-предателей охватили также Венгрию и другие соседние страны. Папа Григорий VII был обеспокоен.

Между Польшей и Чехией время от времени возникала борьба за Силезию. В середине XIX в. для укрепления суверенности польского государства было введено коронацию короля. Начали постепенно восстанавливаться церковные организации, чему способствовало установление епископов уже польского происхождения. В XII в. на горе Слєнжі на месте разрушенной языческой святыни строится христианский монастырь. Застраивается христинськими монастырями и Лысая гора, место языческих культов, в Кракове.

В 1226 г. в Польшу отошли крестоносцы. Орден ставил цель експанцію на северо-восток, а поляки подумали, что им хотят помочь присоединить к Польше пруссов. Так, ошибившись, сами стали жертвами Ордена крестоносцев. Хитростями крестоносцы выманили Хелминську землю в пожизненное владение, потом г. Добжин, г. Нешаву в Пруссии. В 1234 г. папа издал буллу, в которой объявил все завоевания Ордена в Польше собственностью Ордена. За папским приказом произошло слияние Тевтонского ордена с орденом Меченосцев в Прибалтике. Это усилило Священную Римскую империю.

В настоящее время татаро-монголы вторглись в Польшу и нанесли много бед и опустошений, однако завоевать ее не удалось, через истощенность их войск войнами в Движении. А в 1242 г. Александр Невский разгромил крестоносцев на льду Чудского озера.

В 1260 г. Литва также нанесла Тевтонскому ордену значительного поражения, и помогала прусам в борьбе с орденом. Однако прусов жестоко было разгромлено.

С этого времени германские правители направляли свои захватнические действия в сторону Стражи и Одри, где они пытались отключить Поморья от остальных польских земель. Они сделали это путем тихой колонизации немцами Силезии и Поморья, быстро сменив этнический состав населения.

Католизація негативно отразился и на польской культуре. Внедрение официальной и богослужебной латинского языка стало причиной сплошной безграмотности простого народа. Образование получали только представители высшего класса. Польская литература из самых своих истоков была исключительно латиномовною, а в польском языке осталось множество латинизмов, которые существуют до сих пор.

Границу Польши с Киевской Русью еще в Х веке проходил по Висле и "тянулся до Кракова" (Сергийчук, с. 4). В состав Малопольши Краковская земля вошла вместе с Сандомирською только в конце XII в. Однако, каноник Красіньський в 1612 г. описывал границы Руси, начиная их из-под Кракова, называя в том числе и Люблин. Так называемые "Червенские огороды" - были исконно Русскими городами и имели абсолютно восточно-славянский характер (племена западных дулебов). Русская, то есть украинская народность компактно заселяла весь правый берег Вислы. Об этом писали такие историки, как А. Лонгинов, Б. Греков, Л. Боплан, Г. Грушевский и др. Такая традиция существовала и по Богдана Хмельницкого, который в 1649 г. во время встречи с польскими комиссарами заявлял: "Став над Вислой, скажу продолжением ляхам: сидите и молчите, ляхи!" (Сергийчук, с. 9).

Яркую страницу в истории Польши и других слов'-балтийских народов составляет Ґрюнвальдська битва 1411 г., которая на долгое время положила конец германській аґресії. В Ґрюнвальдській битве приняли участие поляки, украинцы-руси, белорусы, литовцы и чехи. Однако, антинациональная политика церковных феодалов постоянно раздувала вражду между различными слоями всех славянских наций на почве религии.

В 1364 г. открыто Краковский университет с тремя факультетами: юридическим, медицинским и свободных наук. Университет имел внутреннюю автономию.

Польские патриоты поддержали идеи гуситского движения в Чехии, это способствовало укреплению духа славянской солидарности. В Краковском университете училось много чехов, последователей учения Яна Гуса, которые исповедовали идеи борьбы против злоупотреблений папской курии на славянских землях. Выдающимся представителем гуситского движения был ректор Краковского университета Павел Влодковіц, который на Констанцком соборе, где судили Яна Гуса, выступил на его защиту. Павел Влодковіц не только отстаивал суверенитет Польши от посягательств папского Рима, но и впервые выдвинул принцип признания прав по нехристиянськими народами и государствами. Эти его идеи были развиты во второй половине XV в. видным публицистом Яном Остророгом, который считается основоположником идеи формирования польского национального самосознания. С него начинается эпоха польского Возрождения XV-XVI ст.

Литература на польском языке была исключительно церковно-библейского содержания, только в ХV в. появляются первые светские произведения, публицистика, поэзия. В 1440 г. была написана первая работа, посвященная польском языке - это трактат "О польской орфографии" Якуба Паркоша, профессора и ректора университета. Значительного развития приобрела школьное образование, почти в каждом даже маленьком городке учреждались школы. Конечно, католическое духовенство и здесь убрало к своим рукам всю школьное образование: они предоставляли разрешение на учреждение школы, назначали учителей и контролировали их. Была написана работа Яна Длуґоша (1415-1480) "История Польши". Это капитальный труд в трех томах, 12 книгах, которая охватывает период с древнейших времен до 1480 года. Написана она на богатом фактическом материале с ссылками на отечественные и зарубежные источники, в том числе древнерусские летописи. Для их прочтения Длуґош выучил русский язык.

В 1543 г. польский ученый Миколай Коперник (1473-1543) напечатал свой труд "О вращении небесных светил", где изложил гелиоцентрическую теорию (по которой Земля ходит вокруг Солнца), и которая противоречила санкционированной церковью геоцентрической системе Птолемея (по которой якобы Солнце ходит вокруг Земли). Ссылки на церковные авторитеты Коперник считал легкомысленными, он высмеивал астрологические "пророчества" и отстаивал идею объективного характера общих законов природы. Труда Коперника нанесли значительный удар по церковных авторитетах.

О том, что учение Коперника было известно в Украине, свидетельствует присказка "поеду учиться туда, где вздержано Солнце, а пущено Землю" (тобко в Краковский университет). В 1616 церковь внесла его труд в "Индекс запрещенных книг".

В 1517 была написана книга Мацея Мєховити "Трактат о двух Сарматии", которая стала источником знаний о восточноевропейские народы. Эта книга в XVI в. переиздавалась 14 раз тремя языками, что свидетельствует о ее необычайную популярность, воспитывала патриотов славянства. Однако, католическое духовенство, запретив этот труд, долгое время противопоставляло ей компілятивну .любили труд Кромера "О начале и историю польского народа" (1555). А в 1551 г. вышел труд Марцина Бєльского "Хроника всего мира" на польском языке. Идеи и труда эпохи Возрождения развили деятели польской культуры на протяжении следующих веков, вплоть до XVIII в.

С XV в. начался процесс формирования Речи Посполитой, а Люблинская уния завершила процесс создания Польско-Литовского государства в 1569 г.

Самая большая волна польской колонизации в Украину началась с XVI в. с восторгом польскими магнатами Галицко-Волынского княжества. Еще до объединения Польши с Литвой в единое государство Речь Посполитую, Польша присоединила Волынь, Брацлавщину, Киевщину и часть Левобережной Украины. После Люблинской унии до XVIII в. количество переселенцев из Польши постоянно увеличивалась.

В 1717 г. в связи с московско-польской борьбой начался постепенный геноцид украинского населения, создан проект "на зніщеннє Руси", начало полонизации украинцев, где было записано: "отменить все церковные школы (православные) и запретить украинским мужицким детям побирати любую науку", потому что они не поддаются латинизации.

В традиционной этнокультуре поляков много локальных субэтнических особенностей. Этнографические группы поляков: на западе Польши - великополяни, лєнчицани, сєрадзани; на юге - малополяни; в Силезии - слєнзани; на северном востоке - мазуры, варм'яки; на побережье Балтийского моря - поморяны. В группу малополян входят гурали (население горных районов) краковяки, сандомиряни. В Великопольше входят куяв'яки, а к мазуров - курпи.

Краковяк - наиболее типичный поляк, яркий представитель своего этноса - он стоит во главе польского племени, именно его речь стала литературным для всех поляков.

Краковяки населяют всю Западную Галицию (за исключением небольших территорий) и левый берег Вислы до устья реки Черны. Куяв'яки живут вокруг Познани, а также в Германии. Мазуры - в восточной Пруссии, их не более 3 тыс. и населяют они Гумбіньский и Кьонісбергський регионы.

В конце XIX в. поляков в мире было более 14 миллионов, в настоящее время - 37,9 млн. чел. Долгое время история Польши была тесно связана с судьбой Украины, поэтому на территории современной Польши живет немало украинцев, а на территории Украины - поляков. В Польше, кроме поляков и украинцев, живет много евреев, а также другие этносы, которые составляют национальные меньшинства. В Приморье живут кашубы, которые являются этнографической группой поляков, хотя некоторые считают их отдельной народностью.

Особенности польской этнокультуры XIX в. подробно исследовала Есть. Н. Водовозова в своей работе "Как люди на белом свете живут: чехи, поляки, русины" (СПб., 1897). В частности она писала, что среди поляков есть аристократы, много помещиков, имеющие роскошные особняки, капиталистов, и множество людей образованных, интеллигентных. Автор сравнивает одновременно поляков с русинами (западными украинцами): среди русинов нет высших классов, а польские высшие классы их подавляют и оказывают всевозможные притеснения, преследуют их язык и веру.

Так же поступал и австрійсий правительство, пытаясь стереть с лица земли даже саму память о русинах, а полякам давал всевозможные льготы и поощрения: польский язык звучал в университетах, учреждениях. Стремясь к пышности и роскоши, поляки забросили свое сельское хозяйство - главные заботы о одежду, экипаж, достойный выезд на собрание. Когда доходы от землевладения начинают уменьшаться, господа, скорее набираются долгов, чем пытаются его поправить. В последние годы XIX века., когда писала Водовозова, увеличилось количество евреев-землевладельцев.

Хотя польская речь звучала повсюду, однако Силезия находилась в наиболее бедственном положении в национальной деле, потому что еще в 30-х годах XIX в. австрийская Силезия была онімечена так, что казалось поляки уже забыли, кто они есть на самом деле. Немцы составляли 1\5 часть всего населения, но все они были учителями, чиновниками, следовательно образованными людьми и имели влияние на все области образования, культуры и государственного

урядування.Лише во II половине XIX в. начала пробуждаться национальное сознание поляков, желание говорить на родном языке. Было опубликовано воззвание крестьян в своих польских братьев такого содержания: "Не будем ходить в корчму после труда: лучше останемся дома почитать книжки: постараемся в каждом селе устроить дом, где мы могли бы собираться для обсуждения наших дел. Свадьбы, крестины и т. п. мы должны устраивать в собственных домах, а не в корчмах. Не будем пить спиртных напитков и курение табака, потому что это яд. Будем любить своих жен и вежливо обращаться с ними; уничтожим пыльные дома и разведем сады и цветники возле домов; будем носить одежду своих Предков и перестанем покупать немецкие сюртуки. Пусть никто из нас не унижается и не целует руку ни чиновнику, ни господину, - довольно поклониться им и подать руку".

При въезде в село стоит "Божья мука" - так здесь называют распятие, или статую некоего святого, на которой написано, кто и когда ее поставил и просьба помолиться за его душу. Почти в каждом селе живет крестьянин, который производит такие статуи, которые красят в разные цвета. Местами село имеет целую группу таких "святых". В каждом селе есть кузница.

На стенах домов нарисованы розетка или кольцо, у которого написана дата построения и надписи "мир всему дому" или "во славу Господа" или другая молитва.

На внешних стенах рисунки в виде зигзагов и точек (известью) - указание парням на то, что в доме есть девушка на выданье. Возле двери сбоку прикреплена глиняный сосуд со святой водой.

Земледелие - основное хозяйственное занятия поляков. Сеют рожь, пшеницу, овес, ячмень. Сажают картофель, бобы, горох. Занимаются заботливым прополкой молодого поля. Ремесла: ковка, плотничество, мірошництво, бондарство, лесосплав, гончарство,

городництво.Характер. По Есть. Водовозовою, поляки - честный народ, не воруют. Но у господ могут брать все, что плохо лежит, из леса, поля, потому что считают господ большими лентяями - кража в них рассматривается как молодече геройство. Поляки очень набожны, но эта набожность оказывается более зовніня признак, чем внутренняя потребность. Крестятся, предварительно обмакнув пальцы в посуду со "святой водой", что стоит или висит у дверей. Это остатки языческого обычая, который переняли католики.

Уважительность и вежливость: кумы говорят друг другу "вы", если перейдет на "ты", то это для того, кого так назвали - большая обида. Старшим говорят "вы" постоянно, кланяются, снимают шапку при встрече. Особое уважение также проявляют к ксендзов. Религиозность христиан иногда не мешает полякам заниматься колдовством, проклинать врагов, ругаться и угрожать. Гневливость приводит к грубости, несдержанности. Главный недостаток поляков, по мнению Водовозовой, - пьянство. В выходные на дорогах много пьяных. Женщины возле корчмы часто ругают мужчин, не могут их вытащить из-за стола.

Музыкальность - характерная черта поляков, уважение к музыкантам, щедрость в оплате труда музыкантов, особая помощь. Веселье, остроумие, находчивость - выдающиеся черты характера поляков. Поляк любит общение с единомышленниками, веселый группа, пиршество, музыку, танцы, песни. Действует скорее под влиянием сердца и чувства, чем ума. Вспыльчивый, очень быстро возбуждается, в порыве злости может быть жестоким, когда его обидят ли заторкнуть его честь, но любит похвалу и восхищение его талантами, лесть - поэтому часто его могут обмануть неискренностью. Он быстро успокаивается, прощает обиду. Поляк всегда высокого мнения о своих достоинствах, часто считает для себя возможным то, что невозможно.

Он способен к напряженной деятельности ради идеи, забыв про сон, отдых. В то же время может бросить дело незаконченным, если охладел к ней. Известно, что и найясновельможніші господа ссорились между собой и вызвали на поединок, но через некоторое время на пирах мирились и прощали друг друга. Такое непостоянство характера сказывается и в политическом и в семейной жизни: "Таким мы его видим в области политической деятельности: то с лихорадочным блеском в глазах произносит он блестящие проповеди, воодушевленные такой отвагой, мужеством, силой и смелостью, то становится более, чем следует податливым, покладистым, робким, даже угодливым. В истории польских войн есть примеры захватывающей рыцарской отваги и храбрости, но бывали случаи, когда все польское войско без боя розбігалось по лесам и брошенное оружие" (там же, с. 106).

Гостеприимство поляков, как и у всех славян, не имеет границ - он часто ради хорошего общества отдаст все свои запасы, живет свыше свои доходы, через то часто попадает в зависимость. Однако, врожденная пренебрежение к скупости, глитайства свидетельствует о том, что поляки способны на самоотверженный труд ради идеи национального блага. Поляки любят во всем держать первенство, даже, если это будет касаться не достаточно достойных вещей (напр., пьянства). Любят спорить по поводу родовитості, преимущественно на пирах. Большая уязвимость и любовь к родине - вот главные черты характера поляков.

Общественный строй XIX в.. Солтыс - возглавлял общину и пользовался уважением даже среди самых пожилых членов общины. Он решает ссоры между гражданами, приказывая виновникам внести определенную сумму на церковь. Солтыс оповещает всех граждан о сборы. Посылает "кракулю" - деревянную доску, на которой написано время сборов. Тогда эта доска передается ближайшим соседям и так обходит все село, возвращаясь к солтыса. Этот патриархальный обычай существовал еще в конце XIX ст.

Пруська Польша (земли поляков, которые были под влиянием Германии) ведет первенство в земледелии и промышленности. Галичина - отстала в этих отношениях. Между поляками и немцами постоянная скрытая и неприкрытая вражда. Немцы всегда стремились онімечувати

славян .Кількість безземельных поляков растет, потому что часто они пытаются продать свое имущество, чтобы сразу получить необходимую сумму для переезда в Америку, или начинают брать в долг у евреев, а потом отдают проценты, теряя свои земли, становясь нищим.

В этом виноваты государственные порядки, потому что государство не дает на выгодных условиях крестьянину кредитов, и он вынужден обращаться к евреям. Но в тех районах Пруссии, где земля плодородная, поляки живут в достатке. Эмиграция польских крестьян приобрела больших размеров преимущественно через бедность и правительство не может ничем помочь. Прусский правительство ущемляет польские национальные движения - и это также является причиной эмиграции.

Если в Галичине поляки сами подавляют русинов, то в Познани и Западной Пруссии они лишены возможности учиться на польском. Так во II половине XIX в. был ряд предписаний всем школам выкладывать на немецком языке: "частное обучение польского языка может быть разрешено только тем ученикам, которые закончили два класса начального училища и которые уже имеют удовлетворительные успехи в изучении немецкого языка"... "отделение для польского языка, что существуют при первых двух классах, подлежат закрытию"... "польские стихи и песни безусловно запрещаются"... "надо строго следить за тем, чтобы обучение польскому языку не шло в ущерб обучению другим предметам"... "Запрещается учить польского языка тех учеников-немцев, которым это грозило бы ополячуванням. Так же следует запретить учиться по-польски и ученикам-полякам, которые не показывают надлежащих успехов в учебе".

В 1885 г. прусский правительство создало "колонізаційну комиссию", которая скупала все земли и заселяла их немцами. Для этого было ассигновано 100 миллионов марок. Через два года поляки создали свой "спасательний банк" - национальное предприятие.

Усилился польский мещанский класс. Если немецкий ремесленник женился на польке, он непременно полонізувався. Польские общества, союзы приходили ему на помощь, они помогали полякам покупать товары дешевле, лучшего качества, а каждый немец всегда практический; многочисленные родственники его уважали и он вынужден был считаться с окружающими. Крепостное право в Польше отменено в 1848 году.


В конце XIX в. в княжестве Познаньскім было создано "Общество народных библиотек", основан более 150 чителень, налажена продажа польских книг. Просвещение подняла уровень национального сознания. Поляки знают, что свои земли не следует продавать немцам, они умеют различить, кто их друг, а кто враг. Сами немцы писали в своих газетах, что если дело так пойдет и дальше, то скоро поляки визволяться от немецкого влияния.

В конце XIX в. и в начале ХХ в. произошли значительные переселения поляков в Украину. Так, больше всего их было в это время во Львове (50,3% всего населения) и в других Западных областях. Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. в Украину пересилилось около 1 млн. Поляков-беженцев. По переписи 1926 г. поляки занимали третье место по численности среди других национальных меньшинств (после русских и евреев).

Возможно именно близкие контакты поляков с украинцами, в частности, во Львове является причиной их одновременного движения национального возрождения. Львовский университет, в котором учился и много поляков, стал центром возрождения национальных культур и религии Предков. Так, польские деятели Ян Стахнюк, Б. Трентовский, А. Чарновский, А. Вацик и др. стали основоположниками возрождение польской этнической религии и в 1937-39 годах создали объединение "Задруґа" в Польше. Именно в это время в Львовском университете учился и наш украинский основоположник возрождения Родной Веры, профессор Владимир Шаян, автор знаменитой книги-раритета "Вера Наших Предков", которая вышла в свет лишь в 1987 г. уже после его смерти.

В 30-х годах ХХ в. в Львове работал выдающийся польский фольклорист и этнограф, исследователь украинской старины Зоріян Доленґа-Ходаковский, который был вдохновителем для поэтов и ученых, объединенных вокруг журнала "Жевонія". Адам Чарновский в своем труде "О славянщину перед христианством" в 1918 г. откровенно заявил, что условием возрождения Польши является ее возвращение к собственной Прапольської веры. Этническая вера поляков возрождается и ныне, создаются общества родноверов по всех регионах Польши, особенно в Кракове, Вроцлаве и других городах и селах. Активно работает в направлении информации людей об этнической веру и вредность католичества издательство "Топожел", которое возглавляет Здзислав Словіньский. За последние годы они уже выдали основные труды Яна Стахнюка, Антони Вацика и др. Сейчас польские родноверы издают журнал "Stragona Lechia" и называют себя лехітами в отличие от "поля-католик".

Этнические обычаи поляков

Польская народная легенда рассказывает о трех братьях Чеха, Леха и Руса, которые путешествовали много веков назад. Лех поселился там, где увидел белого орла в гнезде. Так и возник город Гнезно в Великопольше. Чех поехал на юг, а Рус - на восток.


Быт: еда, жилье, одежда поляков очень разнообразные, в зависимости от государств, где они проживают - в Познани, Зах. Пруссии, Австрии или Прусской Силезии. Но характер поляков, их обряды, развлечения, отношение к духовенству, господ, - везде одинаковые.

Мазуры-лютеране (поляки восточной Пруссии) так страстно защищают свою веру, что даже превзошли в этом немцев, которые в целом очень спокойно относятся к религии. Все другие поляки - католики, очень набожны. Еще Водовозова заметила: "Правда, в отношении религии у поляков ощутимо больше язычества и предрассудков, чем истинно христианских понятий, - больше всего бросается в глаза их любовь к внешнему блеску, пышных церемоний, ходов, к блестящей церковной службы..." (там же, с. 110). Каждое село имеет своего покровителя: св. Флориана, Станислава, Казимира, но перед Девой Марией благоговеют все. Выполняют все церковные обряды, праздники, исповеди, посты... В церковных ходах каждый считает себя счастливым, если ему дадут нести некую икону или хоругвь. Зря считают, что поляк благоговеет перед ксендзом. Каждый хорошо знает грешки своего священника, но улыбается нього.Польське свадьбы - целиком состоит из языческих обрядов, а церковное венчание считают младший обряд. Предрассудки живут долго. Напр., чтобы водились пчелы, пасечник идет исповедоваться, а когда дадут причастия, он не ест, а тихонько вытаскивает его из рта и несет пчелам. Хотя поляки преданные преимущественно внешнем стороны своей религии, однако до всякой чужой веры относятся с презрением.

Поверье: если встретишь ксендза, то не будет успеха в деле по которой отправился. Чтобы уберечься от этого, надо вслед ксендзу бросить пучок сена, соломы, или некую тряпку. Если ксендз, приглашен на обед к крестьянина, не приходит, то это считается неуважением и вызывает общую вражду всего села. Как к господину, так и к ксендзу крестьяне относятся одинаково, проявляют к ним чисто внешние знаки уважения, хотя и знают о все их грехи и недостатки. Бытует поговорка: "Пол в аду вымощена панамы, а потолок - глупыми ксендзами". О ксендзов также судят по-разному: "этот берет по-божеськи", а "этот готов и шкуру содрать", хотя существуют определенные тарифы относительно церковных треб.

Однако, ксендзы умело играют на самолюбии и тщеславии крестьян, и те платят им больше. Существует предрассудок: чем больше заплачено за обряд брака, тем лучше будут жить молодожены и т. под. Наиболее типичным танцем является краковяк.

Рождественские святки. На Рождество в костелах выпекают пресные лепешки разного цвета: белые, желтые, розовые (облатки) и развозят по домам. Далее с ними осуществляют языческий обряд: хозяйка раздает по маленькому кусочку "облатки" каждому, кто присутствует в доме, что символизирует, что хозяйка будет делить со всеми хлеб-соль на протяжении всего года. Все желают всем благ. Потом стол посыпают сеном, накрывают скатертью, в каждом углу избы ставят по снопку хлебных злаков. "Ужин" начинается с миндального супа и состоит из 9 блюд, преимущественно рыбных (лин с капустой, клецки с медом и маком). Особенно подается длинная булка, украшенная плетенкой. После "Ужина" молодежь начинает гадания: извлекают из-под скатерти солому, колосья и думают за ними. Другие изготавливают из облаток звезду и ее подвешивают к потолку, ставят елку, украшают ее орехами, пряниками, и яблоками, вешают ее под потолок - это называется "сад". Затем на 26 декабря (католическое св. Стефана) идут в ту избу, где "сад" колядовать. Здесь они после колядок обрывают то "сад". Солому, что была под скатертью, дают скоту, а снопы ставят на засеянное поле для урожая. Католичество здесь внесло свою "моду" ставить "ясли" - род вертепа на библейскую тематику. На Водосвятие ходят с "звіздою" музыканты.

Современные поляки не особенно набожники, как скажем болгары, однако привычка посещать костел на праздники настолько прочно прижилась, что трудно достучаться до их этнической славянской души. Однако, сознательные передовые поляки, что есть просветителями, не теряют надежды на пробуждение сонных. Так, Сташко Потжебовский пишет: "Родная Вера это религия радости, обожествление природы и святости труда. Эта радость оказывается в погожих обрядах и творчества, где хорошим есть откровение Божественности и красоты природы. Боги одаривают нас красотой, одновременно открывая Добро и Правду. Живя согласно порядку природы, общаясь с ее красотой, мы отдаем честь Богам. А наступание на колени, биение поклонов, покорность и страх - это настоящее вырождения" (Сварог, 2000, вып. 10).



Назад