Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 20. БОЛГАРЫ


Болгары - славянский народ, что принадлежит к индо-средиземноморской расы большой европеоидной расы, но в некоторых регионах преобладают черты балкано-кавказской расы.

Болгары - основное население Болгарии, где их сейчас более 8,8 млн. чел. Болгары, кроме своей страны, жили, за Ю. Венелиним (1829 г.) в Румелии, Македонии, немного в Албании, Фесалії - часто рядом с турками, волохами, греками, албанцами, арнаутами, скипетарами (ст. 2). Сейчас болгары живут в приграничных с Болгарией районах Румынии, Греции, Турции, Югославии, Македонии, а также в Украине, Венгрии, Чехии, Словакии, странах Америки и Австралии. Общее количество болгар в мире - 9,4 млн. чел.

Этнические территории, этногенез. Этногенез болгарского народа чрезвычайно сложный и запутанный многими историками через огромное разнообразие племенных названий. Описания этой страны еще в давние времена сделали Страбон, Помпоний Мела, Птолемей, Плиний, которые ничего конкретного о народ Болгарии так и не выяснили, кроме перечня названий гор, рек, городов и племен, которые подали без всякой связи. Эта Балканская земля с начала i тыс. нашей эры уже была плотно заселена местным людом, известным под названием фракийцев (тракійців). Как пишет Ю. Венелин (1829 г.), римляне называли эту страну за Дунаем - Скифией, или "Ящірозорія" (от ящерица и зрение, глаза; ибо они имели голубые, зеленые, как у ящерицы, глаза, что удивляло чорнооких римлян, египтян, азиатов - это свидетельство указывает на большие преимущества славянского этнического компонента, который в этих землях был автохтонным). Эти историки писали, что, несмотря на глубокий границу (Дунай), "ящіроокі" и скифы постоянно беспокоят пограничные Римские области (ст. 106). Поэтому римляне вынуждены были постоянно выставлять укрепленные лагеря для надзора за своими границами.

Римляне называли дунайских жителей еще даками, гетами, масагетами. В II-III в. историки продолжают называть эти народы скифами, сарматами, герулами, готами, варварами, хотя эти две последние названия касаются более широкой территории, названной произвольно Германий, что дословно означало "Братовщина".

Часто возникает в этом хаосе и имя роксоланов - сильного племени по Бугу и Днепру, но их нельзя принимать за болгар (Венелин, с. 110). Еще в древние времена было понятно, что границы этих этнонимов довольно расплывчаты. В настоящее время на материале многих исторических и языково-культурных источников установлено, что под гіпербореями следует понимать северные народы Восточной Европы, а под ними - народы Северного Причерноморья.

Однако, римляне и греки различали еще два народы, разделенные границей по г. Висле - "Ящерозорії" и "Братовщини", то есть славян и германцев. Готы угрожали Рима и Константин позвал сарматов на помощь, тогда готов отвергли от пограничных областей, но они бесчинствовали на Руси. Однако, уже в 366 году готы напали на Миссию, Фракию, Македонию, даже царь Валент, защищая свою страну был убит на поле боя в 374 г. Около этого времени готы также расправились с русским князем Бусом и его 70 старейшинами, которые после победы над ними, пришли на мирные переговоры.

В настоящее время болгары с Волги преследовали готов по всей Руси, что заставило их покинуть эту страну. Трудно сказать, где была столица Волжских болгар - на Дону или на берегу Азовского моря, и как далеко в Сибирь достигали ее границы. В IV в. эти земли были ареной борьбы между ґотами и славянами. В 380 г. болгары достигли до Карпатских гор, в 380-395 заняли всю римскую территорию по эту сторону Дуная (Молдавию, Валахию, восточную Венгрию и Трансильванию).

Скоро всю Дакию можно было назвать болгарской. В то время правил славянами отец Атіли - Мундіух (как называли его греки). Такое государство между Волгой и Дунаем досталась в правление Атілі (410-454). Столица Болгарии называлась по-римськи Сардіка (ныне София), а по-болгарськи - Тріадіца. Ю. Венелин утверждает, что Атилла и его подданные были русами и болгарами. После смерти Атіли, его младший сын поселился со свїми племенами на Балканах, образовав болгарский народ.

Происхождение болгар (булгар волжске-камских, или волгар) берет свои истоки в Поволжье. В V в. н. ч. болгары входили в плем'яного союза гуннов. А в VII в. образовался плем'яний союз Великая Булгария, который под натиском хозаров распался. Тогда часть болгар пошла на Дунай, где ассимилировались местными славянскими племенами.

А те болгары, что остались, находясь в зависимости от хазар, постепенно смешались с угро-финнами и в Х в. после разгрома великим князем Святославом Хазарского каганата, создали свою ранньофеодальну государство, которое к ХIV в. находилась в составе Золотой Орды, а с XV в. вошла в состав Казанского ханства.

Дунайские же болгары в 681 г. образовали свое государство - Первое Болгарское царство. Византийцы называли скифами всех славян (русов и болгар) вплоть до Х в. и позже (Пріск, Иордан, Птолемей, Лев Диакон и др.). Слово "скиф" у греков означало "чужой, не грек, иностранец, то что латинское варвар" (за Ю. Венелиним, с. 191).

Современные исследователи начинают этническую историю болгар от хана Аспаруха, который в 680-681 г. "переселил" значительную часть Болгарского союза "Семь родов" на Дунай. Протоболгары являются потомками давньотюркського этноса. Поэтому все авторы разграничивают славян и протоболгар. Об этом свидетельствуют этнокультурные реликты, что сохранились в современной Болгарии.

Этнокультура болгар. Народ с таким сложным этногенезом имеет и довольно пеструю этнокультуру, поскольку она формировалась на основе двух этносов: славянских и тюркских племен, причем местные фракийские и славянские элементы имели много общего, потому что принадлежали к земледельческого типа культуры, в то время как протоболгары - кочевой. Это было причиной очень различных мировоззренческих и религиозных представлений этих племен. Однако, различные "єзичеські" системы мирно сосуществовали долгое время на этой территории, причем оба народа были на удивление единодушны в абсолютном непринятые христианства - слов'-болгары, продвигаясь на Балканы уничтожали на своем пути все византийские христианские епархии (Г. Литаврин, Принятие христианства..., с. 31).

Болгарские славяне, обожествляли силы природы, особенно Перуна, о чем свидетельствует большое количество названий на Балканах: возвышенность Перун, села Перунград, Перуштіца, гора Пирин, название цветка перуніка, которая расцветает во время майских гроз, и др. На культ Велеса указывает также название города в Македонии - Велес (ныне Титов Велес). В балканских мифах Велес связан с созвездием Плеяд (так же, как у украинцев), которые в болгар называются "Власіці" (производное от Велеса).

Сварог упоминается в надписи XIII ст., найденном вблизи Велико Тырново. Эта ценная находка подтверждает существование культа Сварога у славян. До сих пор таким источником была известна только хроника Малалы (перевод Х ст.), где имя греческого Гефеста переведено славянским Сварог. Есть также упоминания о культе Дажбога.

В 1980-81 г. археологами найдено первое на Балканах языческое святилище у Михайловграда (на территории крепости Монтана). Оно имело форму прямоугольной площадки площадью 3,5 х 5,1 м, повышенного на 45-50 см. Здесь также найдено культовую керамику, слой угля на жертвеннике. Обмазка жертвенника время от времени обновлювалась, что свидетельствует о длительное функционирование этой святыни в течение VIII-IX вв. Ширина жертвенника 8 м, его вид (наличие желобка для отвода воды) свидетельствует о применении воды и огня в этом культе. Языческие церемонии осуществлялись при погребении умерших, перед выступлением войска на войну, что сопровождалось специальными гаданиями и заклинаниями.

С протоболгарських культов долгое время хранилось обожания добрых и злых сил природы, духов Предков, почитание священных животных (собаки, лошади, оленя), которых приносили в жертву Богам. Протоболгары имели статуи Богов, капища в виде двух зданий прямоугольной формы, одно из которых было построено в середине второго. Высшим Богом тюрков-протоболгар был Тенґрі ("Небо" - тождественен славянском Сварога). Священниками были шаманы. Хан считался верховным жрецом, он же участвовал в дискуссиях о вере с представителями других религий. Святилища протоболгар раскопаны в г. Плиска, Преслава, Мадарі (здесь видимо был главный храм). В Болгарии на протяжении VI-IX вв. сосуществовали две конфессии: славянская и тюркская, между которыми со времен Аспаруха и до самого принятия христианства не было никаких конфликтов. Такая веротерпимость была неотъемлемой частью государственной системы. Археологи отмечают двохобрядові некрополи: сжигание славян и захоронение в земле болгар. В болгарских народных игрищах до сих пор сохраняются черты шаманизма.

Отразилась тенденция к употреблению приемлемых для обеих религий слов на государственном уровне. Например, высказывание о божественном происхождении княжеской власти звучал "от Бога князь", вместо конкретного употребления имени Тенґрі ли Сварог, Перун - это мало удовлетворить и славян и болгар.


Однако, свои религиозные церемонии оба этносы осуществляли отдельно, хотя и одновременно. Например, описание церемонии пожертвования Богу Тенґрі ханом Крумом в 813 г. под стенами Константинополя осуществлялся болгарами: хан, войдя в море, зачерпнул воду и окропил ею своих воинов, в это время воины-славяне осуществляли подобный обряд для Перуна.

Христианство же воспринималось ханами и князьями как орудие их политического врага - Византии. Известны значительные преследования христиан ханом Крумом (803-814), ханом Омуртагом (814-831), ханом Маламиром (831-836). Решающим при дворе хана был не этнический, а религиозный фактор: язычники различных этносов имели преимущество перед любыми христианами, даже если те были болгарами. Такое неприязненное отношение к христианской веры осталось в народном обычаи никогда не наступать на порог церкви, которое уже никто не может объяснить, но выполняют по традиции. Ср. высказывание "и на порог не ступлю" - никогда не приду. Теперь его объясняют: это делается, чтобы избежать ссор, чтобы не быть сглаженным.

Только один раз хан Крум сделал попытку заставить славян осуществить тюркский обряд в честь своей великой победы над Византией в 811р. - испить из чаши-черепа убитого императора Никифора И. Однако, он и последующие цари все больше осознавали, что попытки сделать тюркский религию ведущей в государстве напрасны - потому что существовали явные признаки углубления славянизации болгар. Большинство кочевников осела и стала хозяйничать на земле, приняла славянский язык, образ мышления и значительную часть верований местных славян. Тюркское язычество все сужало свое функционирование, превращаясь в религию правящей элиты. Однако, и среди царских семей, и среди придворных все больше стали употребляться славянские имена: Славная, Драгомир, Владимир, Воин, Маламир, Звіница и др. Порой они были двойные (одно, второе болгарское славянское).

Не смотря на такую специфику культуры, Болгария стала одной из первых славянских государств, официально приняла христианство. Начало этому положила политика реформ хана Омуртага, а князь Пресіан (836-852) прекратил гонения на христиан. В стране стали официальными три вероисповедания. Следующий князь Борис (852-883) сначала разрешил миссионерам проповедь христианства, а в 865 г. осуществил официальное крещение Болгарии.

Этому событию предшествовали стихийные бедствия: засуха 863 г. вызвала большой голод среди населения, полтора месяца продолжались сильные землетрясения, византийские войска вступили в Болгарию и стали угрожать с юга. Борис предложил мир и вместе со своей верхушкой тайно принял крещение, а потом крестился весь народ. Однако, автономии болгарской церкви, на которую он надеялся, так и не получил.

Болгарией прокатилась волна народного недовольства. Начались восстания. Первой восстала болгарская знать в 865-866 гг. Причиной восстания стал строг и изнурительный христианский пост, который знатные дворяне считали неприемлемым и унизительным для себя. Это восстание грозило трона и даже жизни самого Бориса, ведь против него выступили 52 знатные роды, которые вели свою родословную еще от древних протоболгар. Князь Борис жестоко подавил восстание, казнив всех поголовно, не жалея даже самых маленьких младенцев. Этот грех папа с легкостью простил Борису, мотивируя тем, что он это совершил "из ревности к христианской вере".

Борис отрекся от престола в пользу своего сына Владимира-Росати и ушел в монастырь. В 893 г. этот Владимир-Росата совершил последнюю попытку вернуть этническую религию: по его приказу началось уничтожение христианских церквей. Тогда Борис вышел из монастыря, собрал войско, с которым победил сына, потом, осліпивши его, бросил в темницу, а назначил преемником младшего сына Симеона. Впоследствии Симеон перенес столицу Болгарии с Плиски в Преслав.

В настоящее время Старый Преслав - небольшой городок, с памятником Клименту Охридському, которого сделали первосвященником болгар - христианским епископом. Он почитается современными болгарами на уровне с Кириллом и Мефодием, как "просветитель болгар".

В Х ст. Болгарское царство было ареной борьбы Киевской Руси с Византией. Походы великого князя Святослава имели целью, прежде всего, защита славянских народов от нашествия чужой веры и культуры. Как известно, он категорически отказался принимать христианство, говоря: "христианская вера - юродство есть" (Русская Летопись). С гибелью Святослава славяне потеряли защитника этничности и своей национальной религии (см.: Лозко Г. Святослав Храбрый).

Эти потери сказались и на дальнейшей истории Руси, и на дальнейшей судьбе Болгарии. Если Русь опустошили татаро-монголы, а затем постоянно раздирали Польша и Московия, то Болгария уже с 1018 до 1187 г. находилась под властью Византии. В 1187 образовалось Второе Болгарское царство, которое просуществовало недолго, потому что уже в 1396 г. Болгарию завоевали турки, где они господствовали на протяжении 500 лет. Османське иго затормозило развитие болгарской этнокультуры. Возрождения Болгарии началось после русско-турецкой войны, после освобождения Болгарии от турок. Поэтому болгары и до сих пор доброжелательно относятся к русским, как своих освободителей.

Народные обычаи этнической культуры болгар, которые сохранились до недавнего времени. Весенние заклички Весны и птиц выполняют дети на Сорочечки (по-християнськи "сорок мучеников"). Выйдя за деревню с маленькими круглыми булочками, они катят их с горы, говоря: "пусть зима откатится, а лето прикотиться". На Вербицю девушки принимали участие в "лазарках" - ходили по дворам с вербовым ветками, кумувалися. Девушка, которая не была "лазаркою", не могла стать невестой. Молодые парни плели ивовые венки и бросали их в реку: чей венок плывет быстрее, то верховодит в молодежной общине; а болгарские женщины несут ивовые ветви к могилам, там кадять ладаном, а потом втыкают их на могиле и курят кукурузную солому - обряд называется "греть покойника".

На Юра плели венки, выполняли с ними обряды подобные украинских купальских (бросание на воду, ритуальное купание). Утром венком украшали подойник, и доили в нее молоко от каждой овцы, а потом выливали его в реку вместе с венком, чтобы овечки давали больше молока. Украшали венками также всех животных: овец, коров и др., которые носили этот венок до тех пор, пока он сам не спадал с животного. Венком также ритуально украшали животное перед заколюванням - это обычай, известный и в Древней Греции, и в Риме. Существует также выпечки обрядового печенья в виде животных или их частей тела: ' (конек), копіто (копыто) и т.д. С животноводством также связанные болгарские праздники: "овча сватба" (на хр. Дмитрия), "Петковден" (Пятница, хр. Параскева). В эти дни празднуют "скотьї празники" - праздника пастухов, охранников животных, на которые режут животных в жертву уже христианским Николаю и Ильи, что в давние времена обозначали Велеса и Перуна.

На Купала оригинальным обычаю болгар является прохождение через большой Купальский венок, который держат в руках две женщины: он дает здоровья всем участникам обряда. Этот венок сохраняют в течение всего года, а в случае необходимости протягивают через него больного для оздоровления. На жатву женщины оперізувалися вербовою веткой, чтобы не болела спина.

Особенно архаичные Рождественские праздники в Болгарии супровожуються сжиганием Бадняка (дубового пня или бревна), который горит в печи всю ночь. Слово "бадняк" происходит от старославянского "бдєти" - следить, не спать. Это своеобразная Рождественская всенощная. Собственно Сочельник болгары называют "Бадні вечер" под названием этого жертвенного пня. Этнографические сведения дают право утверждать, что этот обычай унаследованный еще протоболгарами от аборигенов Балканского полуострова - фракийцев. В некоторых местностях Болгарии и Македонии сжигают два, а иногда по количеству членов семьи бадняки, причем мужской называется "баднік", а женский "бадняковіца, баднярица". Их кладут на огонь накрест. Срубают "бадняк" к восход солнца или вечером перед западом. Рубит хозяин обязательно в рукавицы с зерном, голой рукой брать нельзя, "чтобы следующий год не был голым". Перед срубанием приветствуется: "Доброе утро, Бадняче, и честит ты Божич!" (Доброе утро, Бадняче, поздравляю тебя с Рождеством Божича!). Вырубив, или викорчувавши пень, хозяин съедает половину хлеба, а вторую половину кладет на место вытянутого пня. В дом вносят "бадняк" завернутым в рубашку нежонатого парня или белое полотно и несут, как ребенка. Госпдиня также осыпает "бадняк" зерном. Перед тем, как положить "Бадняк" в огонь, хозяин поднимает его трижды над огнем и молится: "Пусть будут здоровы и живы люди, овцы, телята, ягнята, коровы, быки, быки, лошади, свиньи, кури, и пусть все будут полны амбары!". Когда "бадняк" на огне, нельзя дуть на огонь, нельзя прыгать через него - это большой грех, но самого "бадняка" можно двигать, "чтобы дела двигались". Магические свойства приписывают пепла с "бадняка" - его перемешивают с посевным зерном и засевают. Об этом христиане говорят, что засеянное "поганскім" пеплом. Этим пеплом натирают животных, подмешивают в корм курам. В районе Пирина (Перунова название) сохранился обычай посыпать этим пеплом вспаханное поле. Его также пьют, разбавляя в воде, от головной боли.

В этих обрядах находим остатки антропоморфного культа (пеленки, рубашки, кормление зерном, хлебом, медом), вероятно олицетворение духа Предков (названия "стрекоза", "дєднік" и т.п., распространенные в других славян).

Особенностью родственных болгарских обычаев является нецерковное венчание - остаток этнической пракультури. Перед венчанием молодая касается печи: если печь тепла - будет хорошая свекровь. Переступать через порог надо правой ногой и повернуться лицом к солнцу. Венчать могли свадебные кум и кума, или старейшина. Молодых ставили на белую овечью шкуру перед очагом лицом на восток. Отец молодого покрывал ее голову платком, благословлял, затем вместе с кумом трижды поливал вином, кум посыпал сладостями. Затем молодых обводили вокруг бочонки с вином, после чего молодой принимал невесту на руки и трижды вращался вокруг. Такой обряд свидетельствует о остатки древнего брака под дубом, вокруг которого славяне обходили трижды посолонь (по солнцу). Есть также представление о добрые и злые дни. Болгары не женятся от Рождества до Нового лета. На растущей луне будет хороший прирост. В целом болгарские народные обычаи чрезвычайно богаты, они являются общими для многих славян, однако, имеют и свои уникальные особенности.

Болгарская национальное меньшинство в Украине. Переселения болгар в Украину началось в XVIII ст., когда измученные османским игом, они убегали от тяжкого подневольной жизни. Беженцы из Балкан поселялись сначала на юге Украины. В этом Российский имперский правительство видел своеобразный мост между Россией и Балканами, куда мечтал распространить свое влияние.

Крупнейшие по численности поселения болгар в Одессе, Херсоне, Николаеве, Нежине, Киеве. Болгарские колонисты сделали значительный вклад в национальное освобождение Болгарии. Крупнейшая по количеству болгарская община в Болградском районе Одесской области. В Одесской области в 33 общеобразовательных школах изучается как предмет болгарский язык, а в 25 школах она изучается факультативно. В Одесском университете изучается факультатив с болгарского языка и литературы. В г. Болграде открыто болгарсько-украинскую гимназию на 150 учеников. В Запорожской и Николаевской областях действуют школы и факультативы болгарского языка. В Измаильском пединституте, Бердянском и Львовском университетах, Белгород-Днестровском педагогическом училище в настоящее время готовят педагогические кадры для школ, где обучаются болгары.

Существует болгарский еженедельник "Роден край", радио - и телепередачи для болгар. Со времени независимости Украины создана Ассоциация болгарских национально-культурных обществ, в которую входят несколько организаций:

Общество болгарской культуры "Содружество" (г. Приморск),

Общество болгарской культуры (г. Запорожье),

Киевское т-во болгарской культуры "Родолюбие",

Общество болгар "Алфатар" (с. Robin),

Болгарское культурно-образовательное общество (с. Терновка)

Болгарское т-во им. Кирилла и Мефодия (г. Болград),

Крымское культурно-образовательное общество (г. Симферополь).



Назад