Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 21. ЧЕХИ


Чехи (самоназвание чеши) - основное население Чехии. Чехи проживают также в Словакии, Украине, США, Канаде и других странах. В мире чехов насчитывается около 11 млн., из них около 10 млн. проживает на территории Чехии.

Чехи имеют свою чешский язык, который относится к западной подгруппе, славянской группы индоевропейской семьи языков. Письменность чехов создана на основе латинского алфавита.

Этническая родина чехов. Древнейшими обитателями территории Чехии историки считают кельтское племя боев, от имени которых страна получила название Богемии (Bohemia - земля боев). О пребывании кельтов на этих землях свидетельствуют, в частности, названия рек Лаба, Изера и др. Бои были уничтожены или изгнаны с этой земли германскими племенами, которые продвигались на юг.

В первые века н. ч. здесь проживали германские племена маркоманов, что принадлежали к плем'яного союза свевів. Сюда же передвинулось германское племя квадів. Некоторые из чешских исследователей считает, что бои и маркоманы были славянами, однако археологи видят в них представителей кельтской и германской культур. Историки считают, что эти племена в середине V в. отошли с этих земель вместе с войском Атіли.

В V-VI века здесь проживали славянские племена. Акад. В. Пічет утверждает, что чехи были автохтонным населением этих земель, которое частично асимілювалося кельтами и составляло первоначальную этническую основу Чехии. Ведь весь левый берег Дуная был заселен славянами, так что было бы ошибочно считать, что славяне пришли сюда лишь в V в. (История Чехии).

По письменным источникам, вождем этих славян был воевода Чех, который поселил свои племена в местности вокруг горы Ржип. За народными легендами, Чех был одним из трех братьев киевской легенды о Кия, Щека (Чеха) и Хорива. Велесова Книга называет их сыновьями прародителя Ора, и датирует их жизнь еще в VII в. до н. ч. Ср. также упомянутую выше польскую легенду о Чеха, Леха и Руса.

О расселения славянских племен сообщает чешский хронист Козьма Пражский (1039-1125). Чехи, найчисленіші и сильнейшие среди этих племен, занимали центральную часть страны - нижнюю и среднюю Влтаву. По среднему течению р. Огры их соседями были лучане. На левом берегу Лабы жили лемузи, а также дечани, літомержиці. На севере на правом берегу Лабы жили пшовани, а на восток от них хорваты (в верховьях Ізери). На восток от чехов жили злічани, а на юге - дудліби. На юг от всех этих племен вплоть до Дуная жили родственные чехам моравы.

Чехо-моравські племена объединились в VII в., образовав союз племен, который возглавил избранный вождь Же (623-658) для успешной борьбы с аварами. Же тоже воевал с западными соседями франками и дал отпор королю Дагоберту. После смерти Же союз племен распался.

В VII-IX вв. чесько-моравські племена вели постоянные войны с франками. Князь Моймир (818-846) принял христианство в 845 в Рєзні (Регенсбург), присоединил к своему государству Словакию (между Дунаем и Гроздью), а его племянник Ростислав (846-870) продолжил славянскую объединительную политику и освободился от посягательств германского короля. Он укрепил обороноспособность страны, построил многочисленные укрепления, построил город Велеград, сделав из него столицу. Ростислав пытался создать славянском-христианскую церковь, и в 863 г. к нему из Македонии приехали Константин (Кирилл) и Мефодий для проповеди христианства.

Немецкое духовенство протестовало против богослужения славянскими языками, утверждая, что оно может осуществляться только на латинском, греческом и еврейском языках. Однако и в Венеции, куда обратились Константин и Мефодий с просьбой посвятить их учеников, отнеслись отрицательно к богослужения славянскими языками. После смерти Константина (в святости - Кирилла), Мефодий в Риме добился разрешения проповедовать славянском языке и был посвящен в сан архиепископа Паннонии (871 г.).

Постоянная борьба с немецкими феодалами и их католическими священнослужителями продолжалась до тех пор, пока князь Святополк активными военными действиями добился внешнеполитической независимости Великоморавського союза племен. Дитмар Мерзебургський писал, что он присоединил также и поляков. Однако, в результате коварных интриг немецкого католичества, устроенных Віхінгом против Святополка, Чехия потеряла церковную независимость, славянская речь была ликвидирована, что ускорило разрыв между западными и южными славянами.

В начале IX в. на Днестр и Дунай продвинулись племена мадьяр и, разгромив Великоморавський союз племен, направили свои опустошительные походы на германцев.

В Х в. чешский князь Болеслав И объединился со своим врагом германским конунгом Оттоном И вместе разбили мадьяр в битве на р. Лехи. В результате этой войны Моравия с частью Силезии в верховьях Одри и с Краковом была присоединена к Чехии. Болеслав был жестоким воином, за что получил фамилию Укрутний (жестокий). Болеслав выдал свою дочь Дубравку замуж за польского короля Мешка, чем способствовал христианизации и усилению латинизации Польши.

В Х-XI вв. происходят процессы феодализации Чехии, дружинники и католическое духовенство получает огромные земельные угодья, усиливается латинизация и онемечивание чехов. С 1158 г. Чехия становится королевством, князь Владислав II торжественно коронован. С этого времени королевская корона вторится в роде Пржемисловичів.

Сначала богатые чехи меняют ортодоксальную форму христианства на католическую. Далее в католических монастырях появились немецкие колонисты. Это были преимущественно немецкие рыцари, духовенство, купцы, реже - ремесленники, крестьяне.

Среди чешских феодалов распространяются немецкие обычаи и язык. Начинается преследование тех, кто еще был славянским патриотом. Богатые чехи стесняются родного языка, читают немецкие книги, подражают немцев во всем, позорят тех, кто был благосклонен к родной культуре. Немецкие колонисты получали привилегии во всем и стали господствующим этносом в Чехии. К концу XIII в. те, кто не отличался стойкостью характера, уже были полностью онімечені, хотя изредка еще были славянские короли. А с ХIV в. их стали выбирать уже из чужих земель, преимущественно из Германии.

Король Карл (1346-1378) поднял Чехию к расцвету. Будучи королем Чехии (под именем Карла И), в результате своей активности, он вскоре был избран императором Священной Риської империи германской нации (уже получил имя Карла IV). Чехия стала центром этой империи. Его коронация состоялась в Риме в 1356 г. Сразу он опубликовал т. наз. Золотую буллу о порядке избрания императоров. Он стал инициатором открытия Пражского университета (1348), застройки городов величественными архитектурными сооружениями, построил знаменитый каменный мост через р. Влтаву, который существует по сей день, однако онемечивание страны продолжалась. Карл сам давал немецкие названия городам и замкам, он уничтожил последние остатки давньочеського земства. В то же время наделил католическое духовенство огромными имениями. Чрезмерная роскошь, распущенность этих "пастырей" стала причиной Гуситских войн. Сам же император и привел страну к распаду, распределив ее земли между членами своей семьи.

Ян Гус (1369-1415) - профессор Пражского университета, родился на юге Чехии, в г. Гусинець в крестьянской семье. Выучился в этом же университете на бакалавра и получил ученую степень магистра свободных искусств. С 1398 г. он стал преподавать в Пражском университете, сначала был деканом философского факультета, а затем - ректором. Ян Гус был сторонником английского реформатора Віклефа, который критиковал основные догматы католического вероучения, отрицал современную ему организацию церкви, обвинял безграничную необузданность и античеловеческую деятельность духовенства и особенно осуждал право духовенства на частную собственность. Ян Гус защищая учение Віклефа, в то же время относился критически к некоторым его мыслей.

В 1402 г. Ян Гус, преподавая в университете, в то же время стал проповедником в Вифлеемской капелле, где велась проповедь на чешском языке.


Кафедра этого собора стала его политической трибуной. Другом и единомышленником Гуса был Иероним Пражский, который и познакомил Гуса с идеями Віклефа. Среди придворных было много сторонников Гуса. Королева София была его духовной дочерью и посещала его проповеди. Король Вацлав также принимал его. Им нравилось, что Гус настаивал на бедности духовенства, как было в первоначальной христианской церкви. Они надеялись, что отчуждены в духовенства имения перейдут к их рук. В настоящее время католическая церковь находилась в великом расколе, возникло "двоєпапство" (папа в Риме и папа в Авиньоне), оба папы взаимно проклинали друг друга. Поэтому короли европейских государств решили положить конец расколу и реформировать церковь. В 1409 г. король предоставил приоритеты чешским студентам в Пражском университете перед иностранцами. Немцы запротестовали. Король послал вооруженный отряд в университет, после чего несколько тысяч немецких магистров и студентов покинули Прагу и основали Лейпцигский университет по образцу Пражского.

Ян Гус стал ректором Пражского национального университета. Немцы свирепствовали на Гуса, видя в нем угрозу своей империи. Высшее духовенство открыло дело в папской курии против Гуса, обвинив его в ереси. В 1410 г. архиепископ Збинек Заяц приказал сжечь более 200 красиво украшенных, иллюстрированных книг Віклефа. На следующий день вся Прага распевала песенку о том, как Заяц сжигает книги, не зная, что в них написано - это был намек на безграмотность архиепископа, который действительно не умел читать. Король Вацлав вынужден был возместить деньги владельцам сожженных книг. Гуса вызвали в Рим. За его отказ явиться в Рим, его отлучили от церкви. Разгорелась настоящая война между церковной и светской властью. Король отобрал у духовенства их сокровища и отвез их к своему замку, заявив, что за светские дела никто не может быть привлечен к церковного суда. Папа был вынужден прекратить дело против Гуса. В 1412 г. Гус открыто порвал с католической церковью. Причиной стала бесстыдная торговля індульґенціями, которую осуществляли папские леґати - прощением грехов розпутникам, убийцам и другим преступникам.

Кстати, и сейчас, по случаю 2000-летнего юбилея Иисуса Христа, папа римский снова торгует індульґенціями: "Получив (за деньги, конечно) індульґенцію, верующий католик получает освобождение от страдания в аду или в чистилище на месяц, год, или навеки [в зависимости от суммы, которую он заплатил - Г. Л.]. В решениях современного Ватикана індульґенції назван "явлением, что знаменует юбилейное событие" Как и прежде, папские вояжеры после длительного перерыва начнут бодро торговать лучшими райскими местами в потустороннем мире. Специальная папская энциклика признает, что в прошлом существовало злоупотребления індульґенціями. Через это, возможно, верующие отнесутся к ним негативно. Папа объясняет, что індульґенції нужно совместить с покаянием и причастием, вернуть украденное (возместить ущерб), ну и молиться, молиться и прочее... Но торговать індульґенціями, по убеждению папы, все же нужно" (Дулуман Есть. Юбилей - дословно "бараний рог" / / Сварог. - №10, 2000).

Так вот, еще Ян Гус с Иеронимом устроили всенародный диспут о вреде індульґенцій и злоупотребления католической церкви, во время которого и начались первые казни - трех студентов, которые принимали участие в диспуте было обезглавлено. Похороны юношей превратился в грандиозную демонстрацию протеста.

Тогда уже и король Вацлав IV отказался защищать Гуса и его был выслан на юг Чехии, где ученый создал свои 15 трактатов, перевел на чешский язык Библию, создал орфоґрафію чешского языка, чем дал прекрасную оружие чешским крестьянам против католической церкви и феодального гнета. Иероним в 1413 г. совершил путешествие на восток: Краков, Литву, Витебск, побывал в Беларуси и Пскове. Он выступал перед руководителями государств и их придворными, перед учеными маґістрами и перед народом с проповедями о чешскую реформацию.

Популярность идей Гуса росла. Тогда император Сиґізмунд вызвал Яна Гуса в Констанцу, пообещав ему охранную грамоту, но обманул и бросил его в тюрьму. За ним следом поехал его друг Иероним. 5 июля 1415 года Яна Гуса сожгли на костре, а его останки выбросили в Рейн, чтобы не осталось следа. Иеронима Пражского сожгли 30 мая 1416 г. Эти казни глубоко взволновали чехов. Даже феодалы послали протест Констанцком собора против "сожжение справедливого священника". Пражские мещане громили дома противников Гуса. Гуситы захватили ряд церквей и школ, принадлежавших немецком католичеству.

Михаил Иванченко посвятил свое стихотворение Яну Гусу: Июльский день пьянел в липоцвітті,

Когда толпа, словно грязная река,

Плыла по брусчатки в городе перегрітім

Карать за чистоту еретика.

"Как смел назвать хозяином здесь чеха?" -

Вопила гневно патолоч тупая,

А инквизитор, изящный пустобреха,

Вязал уже Яна Гуса к столбу.

И подбрасывал вязанки сухого хвороста,

И подкладывал огонь быстрый из-под низу,

Чтобы родную веру чехов испепелит:

"Рома локута - кауза фініті!"

И правда не сгорает в этом мире,

Огнем только закаляется щомить.


Гуситські войны продолжались в Чехии целое столетие. В 1485 г. в Чехии объявлена свобода вероисповеданий, но войны и восстания очень ослабили страну. Народ обеднел от налогов и поборов. Королевская власть Фердинанда И уничтожила народное самоуправление: всякие народные сборы должны были происходить только в присутствии государственных чиновников.

Во второй половине XVI в. вновь царит в Чехии немецкий этнический элемент, начинает распространяться лютеранство. Королевский двор чисто немецкий. Для восстановления католичества в Чехию вызываются монахи ордена иезуитов, что особенно отмечались подлостью и шпионажем. Тогда чешская аристократия подняла народ против короля. Иезуиты были изгнаны из страны. Началась война (1620) короля Фердинанда Габсбурга с чешскими повстанцами. Однако, битва на Белой горе закончилась поражением чехов. Здесь император Фердинанд построил храм в честь своей победы и торжества католичества.

Чешская народная песня повествует об этом: "Буря! Что же ты не потрясеш этого храма? Вихрь! Чего же ты не рознесеш его? Народ! Что же ты не смоешь с себя пятно позора знаменитой битвой? И бесполезный этот призыв! Гора спит мертвым сном, и храм неподвижно стоит на ней, не боясь ни ветров, ни бурь!". Начались жестокие казни всех повстанцев, казнили чешских ученых, врачей, выдающихся деятелей. Главы и части тел четвертованих вешали на кольях для устрашения народа.

Фердинанд приказал всем участникам восстания признаться и дал им слово, что не будет их казнить, а только отберет имущество. Признались лишь 728 дворян. После этого 32 тысячи чешских родов вынуждены были оставить имущество и родину и навсегда выселиться из Чехии.

Снова началась принудительная католизація. Тех, кто исповедовал ортодоксальное христианство или лютеранство, не крестили и не венчали. Пражский университет и школьное образование снова перешли в руки иезуитов.

Национально-просветительские учреждения появились в Чехии в конце XVIII века. Было создано "Королевское общество наук", "Земледельческое общество", которое издавало книги для народа чешском языке. В театре, рядом с немецкими, начали понемногу ставить и чешские пьесы. Деятели чешского национального движения протестовали против мер Габсбургской администрации относительно употребления немецкого языка в судопроизводстве и государственных учреждениях. В 1792 г. в Пражском университете открылась кафедра чешского языка.

Чехи приветствовали наполеоновские войны, потому что видели в них возможность выбраться из австрийского ига (История Чехии, с. 115). Однако, надежды оказались напрасными, чешское возрождения и далее происходило в условиях жесткого полицейского режима Австрии.

В 1835-1838 гг. Юнгманн написал "Словарь чешского языка, старой и новой", который стал основой для развития литературного чешского языка. Интересной фигурой чешского возрождения был славист Вацлав Ганка (1791-1861), которому приписывают подделку Краледворського и Зеленогорських рукописей, которые он сделал, вероятно, с добрыми намерениями - с целью пробуждения своего народа к национальному возрождению. Так этими работами восхищались полвека, пока в конце XIX ст. Ян Гебауер не обвинил Крыльца в подделке этих рукописей и доказывал это с помощью филологического анализа.

Известной фигурой чешского возрождения был Франтишек Палацький, ученый, историк, основатель издательства "Матица Чешская", которое выдавало национально-патриотические книги, проводило другие общенародные мероприятия, направленные на возрождение нации.

Ученым с мировым именем был Павел Шафарик - словак по национальности, он более 20 лет учительствовал, а свободное время отдавал науке. Так, Шафарик является первооткрывателем идеи славянской общности.

Первая его работа была написана на немецком языке "История славянского языка и славянской литературы по всем говоре" (1826). Далее была "История южно-славянской литературы" (1831), труд о сербский язык, в которой он доказывал отличие сербского этнического языка от искусственного сербсько-церковного ее варианта. Главными его трудами являются "Славянские древности" (1837), написанная на чешском языке, а также "Славянское народоведение" (1842). В последней книге помещена етноґрафічна карта славянского мира, о которой Станко Враз писал: "карта Шафарика создает больше патриотов, чем могла бы создать литература".

Выдающейся фигурой был также словак Ян Колар, который написал поэму "Дочь Славы", где провозгласил идею единства славян. Именно эта поэма принесла ему славу основоположника литературного "панславизма" (ср. также Шаянове "пан-арійство"). Он также создал несколько учебников для чешских и словацких школ.

1848 год был в истории Чехии определяющим - впервые с оружием в руках народ поднялся против иноземного порабощения. Лишь с распадом в 1918 г. Австро-Венгрии, образовалась Чехословацкая республика. В 1993 г. она разделилась на Чехию и Словакию.

В Украине чехов, по переписи 1989 г. - 9 122 человек. Из них чешский язык назвали родным 35,5%, украинский - 30,7%, русский - 32,4%. Национально-культурные общества чехов активно действуют на Львовщине, Волынской, Закарпатской, Ровенской, Одесской области.



Назад