Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 23. ТЮРКСКИЕ ЭТНОСЫ: ТАТАРЫ, КРЫМЧАКИ, КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ, ГАҐАУЗИ


Татары - самоназвание татар, является основным населением Татарии, а также проживающих в Башкортостане, Удмуртии, Мордовии, Чувашии, Украине. Этноним татар - монгольского происхождения, впервые зафиксирован в 732 г. Татарский язык сформирована на основе казансько-татарского диалекта с включением рис мишарського наречие.

Имели свою довольно древнюю письменность - тюркский руніку, которую меняли в течение последнего тысячелетия несколько раз: с Х в. до 1927 г. - арабская графика, с 1928 по 1939 - латинский, с 1940 - русский. По вероисповеданию татары преимущественно мусульмане-сунниты. В Украине по переписи 1989 г. татар проживало 86 875 человек, подавляющее большинство которых сосредоточено в городах Донецкой, Луганской областей и в Крыму.

Крымчаки - самоназвание кримчах, этническая группа с довольно неясным этническому происхождению, которая расселена в Крыму (Симферополь, Евпатория) и составляет всего около 1 тыс. человек. Впервые как отдельная субэтническая группа под названием кримчах известна в 1844 г. Крымчаки преимущественно русскоязычные, из них только 35% считают родным языком крымско-татарский. По каким то непонятным причинам эта группа отделяет себя от крымско-татарского этноса.

Я. Дашкевич пишет о крымчаков: "Этногенез не ясен: вероятно, первоначальное ядро - хазары, которые приняли иудаизм; к ним позже присоединились другие элементы (еврейские, татарские). Это частично подтверждают антропологические данные" (Этнический справочник, т.2, с. 68). Крымчаки имеют староєврейські религиозные обряды, которые, вероятно, наиболее красноречиво выясняют этничность этой небольшой этнической общности, но их религиозно-обрядовая традиция существенно отличается от других групп иудейского вероисповедания.

Крымские татары - самоназвание крым татарлар, которую ныне часто заменяют на кримли, что означает крымчане, крымчаки, жители Крыма. Распространено мнение, что крымские татары являются автохтонами Крыму, однако, такие утверждения научно необоснованные. Они прикочували в Крыму в середине XIII в. вместе с монголо-татарами. Крымские татары хранили свои этнические верования шаманизма-тенґріанства (по имени верховного бога Тенґрі) к ХIV ст. Сейчас они исповедуют ислам и имеют очень разветвленную систему религиозных заведений, которые подчиняются Духовному правлению мусульман

Криму.Елементи кочевого образа жизни хранились в крымских татар вплоть до середины XVIII века. Их набеги на Украину, Польшу, Россию, Литву, Молдову, Венгрию в поисках наживы и захвата плена (людей, которых они превращали в рабов) достигали даже в Дании.

Крымские татары имеют полигамную семью (многоженство) и патриархальный уклад жизни. Правовая система строится на основе домусульманського обычного права "тере" и мусульманского "шариата", сохраняется "кровная месть" (там же, с. 128).

Крымско-татарский этнос во времена советской власти неоднократно переживал периоды своего возрождения и периоды упадка. Так, в 1944 г. из Крыма было депортировано 183 155 крымских татар. Целый народ был обвинен в "государственной измене" на пользу немецких оккупантов. В 1954 г. после введения Крыма в состав Украинской ССР, крымские татары были реабилитированы. Однако, вопрос о крымских татар встал снова уже независимой Украины. Оно осложняется не столько реальными возможностями государства, сколько и тем, что национальное движение крымских татар сотрудничает с российскими прокомуністичними силами Крыма (там же, с. 131).

В решении крымско-татарской проблемы со времени независимой Украины допущено немало просчетов. Украинское государство стремится восстановить историческую справедливость в отношении крымских татар, которые были депортированы советской властью, то есть фактически исправить ошибки чужого государства. Однако, по всему видно, что на это просто нет возможности. Возникает целый ряд других проблем. В первую очередь, поспешное предоставления автономии Крыма породило угрозу российско-прокоммунистического сепаратизма в Крыму, по-второе усложняются проблемы местных крымских украинцев, которых сейчас никак не меньше, чем крымских татар. Все эти особенности крымского региона превращают его в некую "конфликтогенную" зону.

Несмотря на все эти сложности, культура крымских татар ныне возрождается: созданы крымско-татарские образовательные учреждения, кадры для которых готовят Симферопольский университет и Симферопольское педагогическое училище, издаются газеты, журналы, учебники, созданные несколько национально-культурных обществ.

Гаґаузи - также тюркский этнос, что принадлежит к средиземноморской расы большой европеоидной расы. Этноним гаґаузи является самоназванием народа. Гаґаузи также не могут считаться автохтонами в Украине. Их этническое ядро находится на территории Молдовы, где их проживает 153,5 тыс., в Украине - 32 тыс. (преимущественно в Одесской, Запорожской, Донецкой обл.).

Этногенез гаґаузів происходил на территории Болгарии, основным этническим компонентом гаґаузів, по мнению большинства этнологов, является тюркское кочевое племя огузов, которое прикочувало на территорию Болгарии, вероятно, вместе с болгарским ордой хана Аспаруха. Процесс консолидации огузьких племен в Болгарии продолжался вплоть до XVIII в.

Другие гипотезы о происхождении гаґаузів - от северо-тюркских племен печенегов, узов и куманов, которые еще в доосманський период переселились на Балканы, но каким образом избежали болгарского ассимиляции. В пользу этой версии говорит сама гаґаузька язык, который относится к огузької лінґвістичної группы, в которую также входили языка узов и печенегов. Это также подтверждается и "гаґаузькою терминологией, которая основывается на скотарській лексике, характерной для их древних предков и не свойственного болгарам" (А. Пономарев. Украинская етноґрафія, с.

194) .Несподіваним для исследователей оказались религиозные предпочтения гагаузов, которые отличат его от других тюркских народов: гаґаузи исповедуют ортодоксальное христианство ("православие"), хотя этническая обыденности обозначена тюркским влиянием. Как пишет Т. Клинченко: "Гаґаузи сохранили свою этническую идентичность в противостоянии исламизации" (Этнический справочник, с. 30). В связи с этим высказывают гипотезу, что в процессе формирования гаґаузького этноса принимал участие и славянский этнический компонет.

Вместе с болгарами гаґаузи убегали от османского ига на север, в результате чего заселили территории Молдовы и Украины, на территории Болгарии осталась очень небольшое количество гаґаузів, то есть можем сказать, что основная часть гаґаузів перекочевала и в целом, их этническая прародина неизвестна.

Гаґаузи до сих пор не является однородным этническим сообществом. Как сообщает украинский етноґраф А. Пономарев, они состоят из двух етноґрафічних групп: так называемых "болгарских" гаґаузів, которые проживают в Украине, и "приморских", или "настоящих", - более близких к греческого этноса, проживающих в Болгарии и Румынии (Пономарев, с. 195).

Гаґаузьку язык считают родным 25 401 чел., русский язык - 5 478 чел., русский - 450 чел., другие языки - 638 чел. Однако, с каждым годом уменьшается количество лиц, которые признают гаґаузьку язык родным.

Письменность гаґаузів была потеряна не известно когда, и вообще она существовала, потому что до 1957 г. этнос считался безписемним, пока россияне не составили гаґаузам письменность на основе русской графики, как это они делали и другим, преимущественно, среднеазиатским народам.

В настоящее время издательство "Маяк" в Одессе уже начало выпуск книг и учебников гаґаузькою языке. Национально-культурное возрождение гаґаузів началось в независимой Украине. В гаґаузьких и болгарских селах создаются самодеятельные народно-художественные коллективы, развитию которых способствуют национально-культурные общества.



Назад