Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 24. ЕВРЕИ


Евреи - общее этническое название народа, состоящий из многих этнических общностей и субэтнических групп. Самоназвание народа на иврите - йєгудим. Общая численность евреев в мире - 14 млн. чел. Их государство языке иврит называется Эрец-Исраэль, что означает "Земля Израиля".

В своей стране живут 4 миллиона евреев, а остальные расселены по разным странам мира. Большинство евреев разговаривают на языках народов, среди которых живут. Часть евреев, живущих в странах Европы и Америки, пользуются языком идиш. Официальный язык евреев Израиля - иврит. Часть евреев стран Средиземноморья - т. н. сефарди - говорят языком ладино (спаньойоль), близким к испанскому. Евреи в основном исповедуют свою этническую религии иудаизм.

Этногенез, этническая родина и обычаи евреев

За Л. Гумилевым, этнические предки евреев в ХV в. до н. ч. - бродячие племена хабіру вторглись в Палестину и захватили территорию возле г. Иордана.

Этот народ пережил всех соседей и погиб как этническая общность под мечами Римской пехоты. Его гибель совпала с этнической диверґенцією (распадом) самого еврейского народа, когда фарисеи, саддукеи, ессеи "перестали ощущать свою этническую общность". Такое мнение российского ученого вызывает множество недоразумений, поскольку еврейский этнос существует до сих пор и сохраняет понятие своей национальной идентичности. За УРЕС (т. И, с. 603), современные евреи происходят от древних евреев.

Следовательно, изучая этногенез евреев, нельзя обойти, хотя бы кратко, историю семитов в целом, поскольку сегодня в мире возникает немало недоразумений через отождествление семитов исключительно с евреями, отсюда и неправильное толкование термина "антисемитизм". Такие представления не соответствуют действительному положению вещей, потому что семитских народов есть много. Название семиты происходит от собственного имени легендарного Сима - Ноева сына, которого древнееврейский традиция считает прародителем многих народов.

Этнические и культурно-языковыми предками семитов были натуфійські афразійці, которые еще в эпоху мезолита населяли Синайский полуостров, Палестину, Зайордання и Сирию. В древних семитов принадлежали такие народы: аккадці в Месопотамии, ханаанейські племена, финикийцы, древние евреи Сирии и Палестины, моавитяне и амонітяни в Зайорданні, что с середины i тыс. до н. ч. были известны под общим названием арабов. Археологи определяют достопримечательности семитских народов под названием Хассунської археологической культуры.

В поисках сырья для изготовления орудий труда семиты путешествовали в другие страны с целью обмена. Особенно их интересовали обсидіанові месторождения на востоке Армянского нагорья у подножия Арарата, а отсюда они попадали в других районов Закавказья и в Дагестан. О родстве современных армян и дагестанцев с семітським этносом свидетельствует и наличие в индоевропейских и картвельских прамовах значительного слоя архаичной прасемітської культурно-хозяйственной лексики (за Ю. Павленко: Предыстория древних русов в мировом контексте, с. 28).

Семитская языковая семья также принадлежит к афразийской макроспільноти. К северо-семитской ветви принадлежат давньоаккадська с ее вавилонским и ассирийским диалектами; к південносемітської - древние сказания Южной Аравии и средневековые и современные языки: эфиопские, амхарский, тигре, хараре и др.; центральносемітські - древние и современные ханаанейська, финикийская древнееврейский (иврит), арабский и др. (там же, с. 13).

Этногенез евреев до сих пор научно мало изучен через большую міфологізацію, которая распространена в мире благодаря біблеїзованому мировоззрения христианских и мусульманских стран, ведь обе религии имеют общий источник - еврейской этнической религии иудаизм. Известный английский историк Арнольд Тойнби утверждает, что после распада Нового Царства в Єгиптті евреи-кочевники с Северо-Аравийского степи перекочевали в страну Єфрему и Иудеи (здесь была окраина Сирии). Его сообщение никак не проясняют этногенеза и миграции этих племен, особенно, когда Тойнби утверждает, что в Сирии евреи из кочевников превратились в оседлых земледельцев, что маловероятно хотя бы потому, что изменение формы хозяйственного и общественного образа жизни достаточно длительный процесс, который требует коренного изменения менталитета, обычаев и религии. Однако, Тойнби, будучи ярым приверженцем христианства, часто пользуется библейским материалом, как научным, что уже выглядит, как в определенной степени, натяжка. Как раз это место Библии принадлежит к числу ее крупнейших алогизмов - Яхве дает своему "богообраному народу" (кочевникам) заповеди, характерные для оседлого образа жизни. Это еще раз убеждает в том, что библейская мифология творилась в разное время разными народами, а позже была переоблена евреями для собственных нужд. Этимология же названия Израиль означает не "богоизбранный", а "богоборець" и объясняется в Библии так: "И сказал [Бог, Яхве, Єгова]: не Иаков будет называться уже имя твое, а Исраэль, ибо ты боролся с богом и с людьми и поборол" (Бытие. 32, 29, см. комментарий в с носках юбилейного издания Библии).

Обратимся к древних историков и писателей. Древнегреческий историк Геродот уже в V в. до н. ч. об Израиль или о евреях не знал ничего. Он вспоминает страну "філістинів", но не отличает евреев от других народов Палестины и Сирии, следовательно, названия народов в Геродота не имеют современного значения. В книге VII, гл. 89 он вспоминает "палестинских сирийцев", которые принимали участие в греко-персидской войне; "Название же их страны Філістина, что перешло в Палестина".

Часто этнологи пользуются правовыми обычаями признакам народов для установления их этногенеза. Это можно проследить и по евреев. Одним из особых обычаев еврейских племен, который отличает их от других народов, по мнению А. Тойнби, есть обычай обрезания крайней плоти у мужчин. Упоминания про этот обычай подает Геродот (кн. II, разд. 104), однако он пишет, что этот обычай ушел из Египта к эфиопов, колхів, финикийцев, сирийцев, которые долгое время общались с египтянами. Известно также, что финикийцы под влиянием греческой культуры быстро отказались от этого обычая. Этот обычай до сих пор существует среди дагестанцев (Расул Гамзатов "Мой Дагестан") и других народов. Следовательно, он или не является исключительно еврейскому обычаю, или указывает на еврейский этнический компонент в составе этих этносов.

Ныне среди самих евреев бытует мнение о их происхождение от древних египтян. Однако, она может быть отвергнута хотя бы таким буднично-обычным фактом, что евреи не употребляют в пищу свинину, выполняя заповедь Ягве, потому что свинья "не жует жвачку, хоть и имеет раздвоенные копыта" (Левит 11:6). Египтяне же свинину употребляли как священную ритуальную пищу. Эта традиция была местной, а евреи принесли свою этническую традицию, которая существенно отличается от египетской. По мнению этнологов и расологів ХХ ст., свинья сиволізує оседлый образ жизни и может быть этно-обычным ориентиром для исследователей (В. Авдеев, Наследие предков, 2000. - Вып. 8).

На юге Пиренейского полуострова жили ученые иудеи, которые положили начало сравнительное изучение семитских языков. Иуда бен Корейш установил родство древнееврейского языка с арабском и других языках семитской семьи. Иона бен Ганнах заключил Книгу "корней" известных ему семитских языков. Европейцы познакомились с древнееврейском языке не столько через "Священное писание", сколько с работы немецкого ученого еврейского происхождения Иоганна Рейхліна "Основы еврейского языка", вышедшей в 1506 г. (А. О. Белецким, с. 104).

В настоящее время существует две большие этнические группы евреев: ашкенази - евреи, которые долгое время жили в Германии и расселились в другие страны, и сефарди - выходцы из Испании (грузинские, горные, бухарские, крымские евреи). Ныне ашкенази составляют большинство среди всех евреев Европы и Америки и больше половины евреев Израиля и России. Их язык - идиш.

Название еврей образована от древнего гебрей, что означает "потусторонний". Так называли их жители Ханаана, когда евреи пришли на их Палестинские земли с "той стороны" Євфрату. Гебрейське слово ebra означает "гнев, ярость". Славянские народы издревле называли этот народ словом жид, которое не считалось оскорбительным (ср.: старославянское жидин; болгарское жид; древнерусское жид, жидин, иудей; польское жид; чешский, словацкий, верхньолужицьке, словенское жид; сербохорватське жидов). Такая же традиция сохранилась до сих пор в романо-германских народов: английское Jew [dзu:] - "джу", немецкое Jud, производное от иудей - исповедник иудейской религии (по ЕСУМ, т. 1, с. 177, 196).

Все упомянутые языки позаимствовали это название из собственного имени Иуды, одного из праотцов еврейского племени, в котором и сформировался иудаизм как плем'яна религия, и которая в настоящее время стала государственной религией Израиля. Самоназвание евреев йєгудим также означает принадлежность к иудаизму. Сами евреи объясняют слово еврей от имени Євера - одного из предков, или с ивритского слова авар - "перешел с другой стороны".

Поскольку история евреев ныне представляется вполне по библейским источникам, мы не будем рассматривать общеизвестные тексты. Рассмотрим еврейскую этническую традицию, которая на языке иврит звучит "масорет Исраэль", что происходит от масар - передавать, потому что традиция - это то, что передается". Еврейская традиция записана в Торе, что означает "учение, наставление". По легенде, Тора дана от Яхве Моисею (Моше на горе Синай. Это событие имеет точное датирование - 3300 лет назад. Тора является письменная и устная. Устная Тора распространялась с древних времен от отца к сыну, а после завоевания древнего Израиля Римской империей, часть Торы записали.

Древнейшая часть Торы называется Талмуд, что буквально означает "изучать". Устная Тора преимущественно толкует письменную Тору. Кроме того, существует Галаха, что является обязательным законом для каждого еврея.

Тора написана на языке иврит, которую евреи считают "святой язык", ею они молятся, потому что ею "всевышний говорил предложения". Однако, эта речь стала приходить в упадок еще до разрушения храма", а потом совсем исчезла. Лишь в начале ХХ в. несколько евреев-энтузиастов из России возродили язык иврит и ею скоро начали говорить в Эрец-Исраэли.

Вторая еврейский язык - идиш, что ее часто называют "искаженной немецкой" или жаргоном, однако, именно она является родным языком "бабушек и дедушек большинства российских евреев".

Другие еврейские языки: джудезмо, или ладино, на котором говорят выходцы из Испании, и горно-еврейская, на котором говорят евреи Северного Кавказа.

Евреи очень внимательно изучают основы своей религии и пытаются выполнять их. Иудейская религия имеет 613 заповедей, из них 248 (число органов человеческого тела) - под лозунгом "делай!" а 365 (количество дней в году) - "не делай!". Все евреи обязаны выполнять эти заповеди. А для неевреев Тора предлагает выполнять хотя бы семь, которые называются "заповедями сыновей Ноаха" (потому что все нееврейские народы называются "сынами Ноаха"). Те, кто придерживается их, называются "праведниками народов мира". Этот же титул получают те представители других народов, кто помогал евреям.

Молятся евреи индивидуально и коллективно. Для коллективной молитвы необходимо не менее десяти мужчин, в возрасте от 13 лет. Мужчины и женщины вместе никогда не молятся. Для женщин в иудейских храмах - синаґоґах - отводят преимущественно второй этаж.

Символ веры иудеев сформулирован довольно поздно по сравнению с другими религиями - аж в XII в. н. ч. Он состоит из 13 принципов, которые заключил Моше Рамбам.

Благодаря своей этнической религии евреи имеют несколько завышенную самооценку, поскольку называют себя "богоизбранным народом". Через этот стереотип мышления и поведения они часто вызывают к себе неприязненное отношение со стороны других народов. Однако, еврейская традиция формирует мнение, что якобы каждый народ должен стремиться стать евреями. Они имеют специальные наставления, как стать евреем. Для этого надо изучить Тору и доказать искренность своего желания перейти в еврейство, а также выполнять законы Торы. Обряд перехода в еврейство называется "гиюр", а человек, которая перешла в еврейскую национальность, называется "герр". Однако, настоящим евреем считается тот, у кого мать еврейка (по кн.: Еврейская традиция. Под ред. проф. Германа Брановера. - Иерусалим, 1998). Слово "сионизм" евреи объясняют как "движение за восстановление еврейской государственности".

Истоки этнической еврейской религии

Иудаизма, как монотеистической религии Яхве, что сформировалась не ранее i тыс. до н. ч., безусловно, предшествовала древняя еврейская этническая религия, которая спадкоємно связана с западно-семитской мифологии.

На ранних стадиях иудаизм постепенно перерабатывал эту мифологию в духе монотеизма. Следует отметить и то, что в разное время иудаизм чувствовал влияние со стороны египетской, шумеро-аккадської и иранской (в частности, зороастризма) мифологии.

Евреи имеют чрезвычайно богатую мифологию, но по непонятным причинам, не любят о ней говорить. Вероятно, причина кроется в том же, в чем и нежелание христиан вспоминать свою этническую мифологию, потому что она и у иудеев, и у христиан (которые провозглашают себя монотеистами) рассматривается лишь как пережиток древних "ошибочных взглядов" своих далеких прапредков.

Однако, доюдейський мировоззрение еврейского народа является достаточно интересной страницей его этнической культуры, обойти которую не возможно. Конечно, еврейская мифология относится к западно-семитской, и в частности, к ханаанейсько-пределов группы. Эта мифология известна с фрагменты, которые сохранились со второй половины II тыс. до н. ч.: имена богов, их эпитеты, описания жертвоприношений; а также из археологических материалов, данных языкознания (в частности топонимы, теоніми и др.). Некоторые из мифологических сюжетов можно реконструировать с помощью Библии, в которой имеются остатки еврейского политеизма, а также в многочисленных греческих, римских, египетских, месопотамским, хеттских источниках.

В западно-семитских народов были свои локальные особенности, которые, по мнению исследователей, единой мифологической системы не составили, хотя у них была языковая единство. Причину этого объясняют как нежелание семитов формировать единый пантеон, а наоборот - попытка превращать своих местных богов на верховных богов племен, предоставляя им черты загальносемітських верховных богов. Имена богов западно-семитской мифологии были преимущественно табуированные (запрещены), они заменялись эпитетами, прозвищами: Балла - "хозяин, владыка", Мільком - "царь, хозяин", Адон - "господь", Ешмун - "имя" и т. д. Такие апелятиви (заменители имен) со временем превращались в собственные имена: Решеф - "пламя", Йаму - "море", Йаріх - "луна", Мутный - "сильный, могущественный".

Существовало также представления о богах как о родителях, родственниках, о чем свидетельствует еврейское Аб - "отец", Ах - "брат", Амму - "дядя", которые употреблялись на обозначения богов. Некоторые боги считались учредителями городов: Иерихон (город Йариха), Сидон (город Цида), Иерусалим (построен Шалімом) и т.д.

В календарных мифах важную роль играют боги плодородия. Существовали также мифологические сюжеты о смене поколений, борьбу богов за престол.

Исследователи отмечают, что, вероятно, на ранних этапах главным верховным богом всех семитов был Мутный (более поздняя произношение Ил, Эл), из которого развилось библейское Элогим (кстати, эта форма является множеством от Елог, то есть означает "боги"); именно он создает мир словом (этот миф палестинского происхождения). Женщина Мутный - Асірат, или Ашера считалась праматерью и обладательницей богов. Однако, как выяснилось, Мутный имел еще и отца, которого называли Баалшамем - дословно "Мутный родительский", "властелин неба". Но Мутный-сын сбросил Мутный-отца с неба и сам овладел родительским престолом и властью над миром. Во всех западно-семитских мифах борьба за власть между богами являются главными сюжетами. От брака Мутный родились боги вечерней и утренней зари - Шахару и Шалімму, которые пробуждают силы природы.

Бала - "умирающий и воскресаючий" бог бури и плодородия, воплощение добра. Его сестра и любовница Анат (дева-воин) помогает ему бороться с врагами: богом подземного мира Муту и богом водной стихии Йамму. Муту убивает Бала, но Анат убивает Муту, тогда Бала воскресает. Однако, конфликты между Бала и Муту постоянно обновляется. Этот миф інсценізувався ежегодно.

Библейский Яхве (Йагве), как считают исследователи, является выходцем из Малоазийского Средиземноморья, где местные семиты имели свой храм Беріта и поклонялись Йєво, которого называли также Йагве. В этом храме сохранились записи произведения Санхон'ятона, который жил в Бериті во второй половине II тыс. до н. ч. Это произведение перевел Филон, отметив, что Санхон'ятон написал его из материалов жреца храма Яхве Гієромбала. Труд Филона считают вульгаризованою интерпретацией греческой идеи борьбы хаоса и космоса.

В этой же труда подается миф о принесении Элом (тождественен греческом Кроносу) в жертву своего сына богу Баалшамему. Этот миф некогда обосновывал человеческие жертвоприношения семитов (ср. в иудаизме принесение в жертву первенцев).

В Палестине, как и в других западно-семитских регионах еще долго после принятия иудаизма поклонялись языческим богам. Если в Сирии, Финикии, колониях Северной Африки в III-IV вв. уже распространялось христианство, то в Эдессе даже в V в. н. ч. известное поклонения Баалшамему, а в XII в. Вениамин Тудельський видел во многих городах Финикии изображения древних семитских языческих богов. Во времена эллинизма в палестинском городе Йамнія происходило поклонения Мелькарту (тождественен Гераклу) и Ороним (см.: Никольский Н. М.).

В семитскому пантеоне много женских персонажей: Анат (женщина Яхве), Гофолия (богиня плодородия), Асірат (женщина Мутный), Гофолия, Гомерь, Лилит и др. Каждая из них по-своему интересна. Вот, к примеру, Гомерь - женщина пророка Осии, которую он взял по приказу Яхве. Она была блудница, но Осия простил ее. С ней он родил троих детей: сыновей Израэля и Лоаммі и дочь Лурухаму.

Или - легенда о борьбе с язычеством и утверждение монотїзму: Гофолия (сестра старозаветного царя Ахава, женщина иудейского царя Іорама) после смерти своего сына Охозії приказал истребить всех царских детей из рода Давида. Но младший сын Охозії был спасен и через шесть лет сбросил свою бабу Гофолию с престола и приказал уничтожить все языческие жертвенники Ваалу, которому поклонялась Гофолия и обратился к вере Еговы.

Возможно одним из самых интересных в еврейской мифологии есть образ Лилит - первой женщины библейского Адама (да, не удивляйтесь, Ева не была первой женщиной). Лилит была создана так же, как и Адам, "из праха земного" (то есть из глины). Но она особенная существо: ее тело волосатое, она имеет крылья. Может именно это и дало ей право заявить Адаму о равных правах (эмансипация - тоже оказывается не новое явление). Конечно, Адам не потерпел такой спутницы. И Лилит оставила его. Тогда Яхве создал Адаму Еву из его ребра, чтобы женщина знала свое место. А Лилит полетела через море. Здесь ее догнали анголы и просили вернуться. Однако Лилит заявила, что Яхве создал ее для того, чтобы вредить детям и беременным женщинам. Лилит упоминается в Библии как "злой дух", что овладевает мужчинами с целью забеременеть и родить от них детей. Поэтому Талмуд (книга "Шаббат", 151 б) не рекомендует мужчинам ночевать же в доме. Лилит известная у иудеев как шкідниця детей, что насылает "порчу", пьет кровь и высасывает костный мозг у младенцев и беременных, навлекает бесплодия (Мифы народов мира, т. 2, с. 55, а также: Валянская О. П., с. 150).

Однако, в эпоху Возрождения, эти страшные черты не помешали Лилит, стать олицетворением женской красоты, соблазнительности, неземной красоты, которую противопоставляли будничной Єві. Ее имя и образ часто используют в современных литературных произведениях, названиях магазинов, кафе, различных товаров (напр., женский салон "Лилит" напротив памятника Леси Украинки в Киеве).

Главный бог иудаизма Яхве имеет и другие имена: Ієво, Елог, Эль, Мутный, Ельон, Всевышний, Мелех, Царь - все это имена различных древних языческих богов западно-семитской етнорелігії. Библейский миф берет свое начало в традиционной мифологии, однако перестраивает их структуру, часто меняя их смысл на противоположный. В иудейского Яхве нет антагониста, которого имеют все природные религии, поэтому его антагонистом становится собственный народ, которому Яхве угрожает: "Я бог страшный и ревнитель" (ревнивый). Он сам творит как свет, так и тьма.

Яхве не имеет ни "биографии", ни "портрета" ("не сотвори себе кумира"); он разговаривает с Моисеем, показывая лишь спину, его голос - гром (остаток языческого представление). Возможно, "потойбічність" бога - первая попытка отрыва религии от природы (за ней были и другие - буддизм, христианство, ислам), ведь в природных религиях Бог разлитой в природе, во всем живом.

Известно, что идея изобретения монотеизма принадлежит евреям (по Тойнби, сирийцам). В то же время в Библии существует немало косвенных указаний на первоначальный иудейский политеизм, что еще раз подтверждает постепенность формирования библейской мифологии и в то же время, отрицает исключительности еврейского етнорелігієтворення. Еврейская религия прошла типичный эволюционный путь, присущ и другим религиям.

Из истории еврейской колонизации Украины-Руси

Первые упоминания о евреев на территории Украины касаются Крыма и датируются i в. до н. ч.: это документы об освобождении рабов евреями-рабовладельцами и надписи на надгробиях. Эти земли в то время принадлежали к Боспорского царства. Евреи пришли сюда с Кавказа и Малой Азии через Таманский полуостров во время асірійського и вавилонского плена.

Царь Иудеи Агриппа в 41-44 гг. н. ч. сообщал в письме к Гая Калигулы о еврейские колонии Понта (Северного Причерноморья) среди греческих поселений: Херсонес, Анапа, Ольвия.

В Пантикапейській синагоге обнаружено запись об отпущении еврейкой Хрестою своего раба Гераклия в 81 г. н. ч. Согласно еврейским обычаям, рабы отпускались после шести лет службы у одного хозяина, но их обращали в иудаизм и даже после отпущения заставляли посещать синагогу. Надгробные надписи выполнены на языке иврит.

Сейчас постоянно выдвигаются гипотезы о том, что на территории Украины евреи известны гораздо раньше, чем это официальная наука считает, некоторые даже пытается вывести их автохтонность (напр., Ю. Каныгин). Так, Ирина Калинец выдвинули новую гипотезу о израильское происхождения известных в IV в. племен гуннов. Не известно, насколько правоміним есть такое предположение, однако предисловие к книге написал известный историк Я. Дашкевич, отметив, что всякая гипотеза имеет право на существование (И. Калинец. Гунны - потомки Израиля. - Львов, 1997). Не будем останавливаться подробнее на аргументации И. Калинец, хотя она и вызывает целый ряд весьма существенных возражений, как етноґрафічного, так и лінґвістичного и религиоведческого характера.

Во второй половине VII в. евреи известны в составе Хазарского каганата, северные границы которого достигали верховьев Дона и Донца, западные - правобережья Донца и северного Приазовья, Кубани вплоть до Каспия, левобережной Волги до Саратова и в междуречье Волги и Дона. Язык хазар состояла из разных наречий кочевых племен, которые все вместе составляли единое хорезмійсько-печенежское наречие.

В 790 г. при кагане Обадії в Хазарскому каганате внедрена иудаизм. Об этом существует легенда: представители трех религий в разговоре с каганом сумели доказать, что иудаизм является изначальной религией как для христиан, так и для мусульман. Это убедило Обадію принять иудаизм, а по его примеру перешли в иудаизм и все знатные лица каганата, что якобы побудило и весь народ последовать примеру своей верхушки. Итак, легенда, известная нам из Летописи Русского (выбор веры князем Владимиром), оказывается далеко не ориґінальною. Она была типичной фольклорной украшением для литературы своего времени, и не имеет ничего исторического.

Обадія пригласил еврейских ученых, и наградив их по-царски, велел основать синагоги, школы, где хазар учили Талмуд и Танах.

Хазары имели полукочевой, напівосілий способ хозяйственной жизни и придерживался иудейского календаря. В представлениях хазарский каган наделялся сверхчеловеческой мистической силой. Хазарский обычай повелевает убивать старого кагана и заменять его молодым. Могли также убивать кагана после засухи, военного поражения и других стихийных бедствий, ибо считалось, что каган потерял мистическую силу.

Каганат был наемное войско, которое состояло из мусульман и подчиненных каганата славян. Из истории известно о жестокие притеснения, чинимые хазары на Руси, принимали непомерную дань с наших князей. Начиная с VIII в. хазары брали дань с полян, северян, вятичей. Русь постоянно пыталась сбросить хазарское иго. Известны походы на хазар в течение 864-884 гг. Не прекращаются они и в Х ст.: в 909 г. на 16 судах руси подошли к о. Абесгун и уничтожили хазарский торговый флот, в 910 г. русы приняли м. Сар, а в 913 каган натравил на русов мусульманское войско, которое нанесло русам значительного поражения. На протяжении IX, ст. вероятно, значительная часть хазарского этнического элемента проникала в княжеские семьи, особенно княжеские династии Киева и Чернигова. Иначе как объяснить употребление хазарского титула каган нашими князьями? Эти факты свидетельствуют о том, что угроза со стороны Хазарии была для Руси важной внешнеполитической проблемой, которую необходимо было решить.

Это и совершил великий князь Святослав в 965 г. Он взял много пленных, и, как утверждают еврейские историки, поселил их в Киеве. На карте Киева известны названия кварталов: Козары, Жидове, а также Жидовские ворота (в районе современной Львовской площади), которые упоминаются в летописях в 1146, 1151 гг. Как видно, древние историки не различали хазар и евреев. Очевидно, так считают и современные еврейские авторы (см.: Хонігсман Я. Найман А.).

Еврейские купцы постоянно міґрували через Русь, торгуя не только шелком, мехами, оружием, но и славянскими рабами (которых делали евнухами для турецких гаремов). Известный факт, что Киевский митрополит Иоанн II запретил евреям торговлю рабами-славянами, ибо евреи принудительно обращали рабов в иудаизм.

Следовательно, отношения русских и евреев в разные времена были разными, а причинами противоречий была не только религия, но и межэтнические различия в характере и поведении.

Как христианские служители, так и наши князья не видели, что корни христианства выходит из иудаизма. Так, Ярослав Мудрый запретил христианам вступать в брак с иноверцами-иудеями и приказал за это отлучать от церкви. Однако, некоторые христианские пастыри были евреями, как например, Лука Жидята (т.е. христианство не было для него нечто таким, что противоречило иудаизма?). Российский историк Татіщев сообщал, что Владимир Мономах в 1126 г. приказал выселить всех иудеев из Руси. А князь Изяслав, напротив, пользовался большим уважением среди евреев, ибо он перевел еврейские торговые лавки с Подола на Гору, за что получил от евреев большое вознаграждение. В XI-XII вв. количество евреев в Движении значительно увеличилась, усилился эксплуатация ними местного населения и в период временного безвластие 1113 г. киевляне разгромили купеческие лавки евреев.

Существует первое зафиксированное упоминание 1156 г. о киевских караимов, которую также приводят еврейские историки: в IX ст. Беньямин бы. Моше Нахаведі систематизировал учение ананітів и впервые назвал их караимами, что означало "люди Писания". Караимы перевели Танах на арабский язык. Именно караимы впервые назвали шестиконечную звезду священным знаком евреев. Это сделал Иегуда Гадасі в произведении "Эшкол га-Кофр" в XII в. Первоначальное название этой звезды в евреев "магендовид", она была лишь обычным печатным клеймом. А в христианских и мусульмаських храмах ее широко использовали как декоративный элемент. Лишь в XIX в. евреи, ища некоего знака для обозначения своей религии, как, например, крест у христиан, остановили свой выбор на звезде, которую назвали "Звіздою Давида" (Евреи Украины). Хотя, возможно, и эта версия более позднего происхождения. Ведь известно, что шестиугольные звезды употреблялись еще в древних обществах разных народов на широких просторах от Европы до Индии.

Во время татаро-монгольского нашествия евреи еміґрували с Движении на Запад - в Галицко-Волынское княжество, далее в Польшу, где они основывали свои поселения, о чем свидетельствуют географические названия: Хазары, Жидове, Жидачев, Жидовская Воля и другие, известны с XIV в. Когда же татары ушли из Руси, а крестоносцы наступали с запада, волна еврейских еміґрантів снова вернулась в Украину. В Галицко-Волынском княжестве их благосклонно принял князь Даниил Романович, предоставив евреям всевозможные привилегии, а его сын Лев И, основатель м. Львова, в 1270 г. любезно пригласил их к своей столице.

Современные еврейские национальные меньшинства в Украине достаточно разнообразны: евреи (йєгудим), бухарские евреи (ісрол, яхуды), горные евреи, евреи грузинские и др. В независимой Украине создаются благоприятные условия для национально-культурной жизни евреев. Открыто немало еврейских школ, гимназий (как воскресных и общеобразовательных), созданы отдельные еврейские классы в школах Винницкой, Житомирской, Львовской, Одесской, Черкасской областей и г. Киева, а также еврейский язык преподается как отдельный предмет, которую изучают около 1000 учащихся. Существует два еврейских театров в Киеве "Штерн" и "Мазлтов", 20 самодеятельных фольклорно-этнографических и эстрадных ансамблей, много еврейских национально-культурных обществ, в составе которых уже более 120 объединений, действуют 29 иудейских религиозных общин.



Назад