Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 25. КАРАИМЫ


Караимы - коренное население Крыма. Самоназвание народа карай, карайлар или крымские караї. Название караимы происходит от названия иудейской секты, учение которой отрицает Талмуд, но уважает ветхий завет. Этимология етноніму объясняется с арамейсько-древнееврейского "тот, кто объясняет Писание". Караїмство считалось "ересью" в отношении ортодоксального иудаизма (талмудизму, раббінізму). Оно возникло в 762 -767 гг. в Месопотамии. Вокруг его основателя Анана бен Давида объединились неортодоксальные группы евреев, которые отвергали Талмуд, как позже произведение религиозной еврейской мысли, но придерживались Старого Завета Библии, считая его правдивішим источником еврейского закона и истории. Ранние религиозные общины караимов к XII-XIII в. пользовались древнееврейским богослужбовою языке.

Разговорная речь караимов на протяжении их истории несколько раз менялась, что вызывает некоторые сомнения в отношении преемственности этнической, место которой, вероятно, заступила преемственность религиозная.

Так, в Х в. на их родном языке была хазарская, с XIV в. - ранняя крымскотатарский, в ХV-XVI вв. сформировалась західнокараїмська (в языковой среде украинской галицкой и луцкой говоров), а в конце XVIII века. - східнокараїмська (на почве восточноукраинских наречий в Донских поселениях караимов). Современная речь караимов принадлежит к караим-кипчацької подгруппы тюркской группы алтайской семьи, и имеет диалекты: крымский, галицкий, тракайский. Сами же караимы утверждают, что их язык является одним из древнейших тюркских языков и имеет много архаизмов, которые помогли расшифровать некоторые хазарські слова. А в период турецкого реформы 1930-х годов до турецкого языка включено 330 караимских слов (Крымские караи, с. 5).

Караимы очень малочисленное народ. В конце XVIII в. в крепости Чуфут-Кале было 200 караимских жилищ и около 1200 жителей. Их количество несколько выросла в XIX ст., но в ХХ в. в результате асимілятивної политики резко упала, вероятно через переход караимов в других национальностей (такие явления известны и среди других этносов Российской империи, за счет которых увеличилась и численность самих "русских"). Сейчас, по переписи 1989 г. караимов в Украине - 1230 человек, а по последним данным караимских источников, их количество в 1999 г. составляла 1100 чел. Следовательно, численность караимов резко снижается (ср.: в 1914 г. караимов было около 8 тысяч). Они живут также в России, Литве, Польше, Франции. Однако, сегодня во всем мире караимский этникос насчитывает около 2 тыс. чел.

Этногенез: потомки тюркоязычного населения Крыма караимов, что входили в гуннского и хазарского племенных союзов, которые частично ассимилировались сармато-алан, и частично, готов. Караимское населения входило в состав Хазарского каганата. В антропологическому типу караимов и до сих пор имеющиеся монголоидных и семитские черты. Этногенез караимов очень сложный, потому что в нем есть много этнических компонентов: кирки, узуни, наймани, кара, сары, позже половцы и другие тюркские племена. Караимы имеют близкородственные корни с крымскими татарами-киргизами, карачаєво-балкарцями, кумиками, казахами, башкирами. Происхождении караимов подробно рассмотрены в 4-м томе "Караимской народной энциклопедии" (1998).

Караимская история. После разгрома Хазарского каганата великим Киевским князем Святославом хазары потеряли свою власть в Крыму.

Тогда караимы сохранили свою автономию в пределах небольшого княжества с центром в городе-крепости Кирк-Йер близ Бахчисарая. С 1246 г. караимы проживали также в Западной Украине, куда их пригласил князь Даниил Галицкий, а с XIV в. в Литве, куда они попали по приглашению князя Витовта, который нанял их якобы для охраны, и создал из них личную княжескую гвардию.

В Крыму караимы сосредоточены преимущественно вокруг древней крепости Чуфут-Кале (Джуфут-Кале) или Кирк-Ери, что в переводе означает "Долина земли кирків", и считается родовым гнездом караимов. В начале XIX в. здесь еще кипело этническое жизни караимов, а в середине того же века оно уже замерло, а их духовный центр переместился в Євпаторії, хотя долгое время здесь еще существовала караимская школа. В крепости жили только надзиратель, сторожа и несколько семей. Только в дни национальных праздников и национального траура здесь пожвавлювалось человеческую жизнь.

По мнению археологов, эта крепость построена еще хазарами и была крупным военно-политическим и религиозным центром Крымской Хазарии. Во время войн и міґрацій алтайских и азиатских орд караимы неоднократно ассимилировались выраженными монголоидными элементами. Хазары около двух веков принимали тяжелую дань с Киевской Руси, что побудило великого князя Святослава пойти на них войной и, разгромил Хазарский каганат, окончательно освободиться из их ига.

По некоторым данным самих караимов, в крепости Чуфут-Кале находился последний хазарский каган. После уничтожения Хазарского каганата караимы отстаивали свою самостоятельность в борьбе с различными народами, например в 1261 г. в бою с генуэзцами погиб караимский князь Ельягу. Долго власть находилась в руках караимских князей из рода Узунів. Ханы, начиная с Хаджи Герая, подтверждали права караимов на земле Кирк-Йєра, о чем есть письменные показания в ханских ярлыках с указанием границы земельных владений к Юсуф-Чокрака, Тепе-Кермена и т. д. Еще и сегодня в древней караимской крепости есть ворота с выбитыми на мраморных камнях древними символами - тамгами, одна из которых тождественна с тамгою кирків.

Община крымских караимов-тюрков появилась в Євпаторії около XVII в. и в XIX в. заметно увеличилась за счет новоприбывших из Чуфут-Кале.

Когда духовный центр перенесли в Євпаторію, возникла потребность в строительстве храмового комплекса. В 1803 г. русский царь Александр И дал разрешение на строительство храмов, а в 1804-1815 гг. на средства самих караимов построили соборную и малая кенаса (так называется храмовое сооружение), которые размещены по соседству с крымскотатарским мечети Хан-Джами. Инициаторами и руководителями проекта, который считается шедевром караимской архитектуры, были караимские вожди брать Бабовичі.

В 1837 г. основан Таврическое караимское духовное правление. С 1830 года в Євпаторію перенесли типографию, где выдавали дом книги, создано национальную библиотеку и музей. Караимы гордятся тем, что их храмы посещали известные люди: поэт Адам Мицкевич, французский маршал Мармон в сопровождении князя Голицына, графиня Воронцова и русские цари Александр i И Николай II и др., которые интересовались религиозной культурой караимов. Но в 1919 г. духовное правление было ликвидировано, в 1923 г. закрыта кенаса. В 1927 в ее помещении был атеистический музей, а впоследствии курсы медицинских сестер. В 1940-х годах во время II мировой войны кенаса была восстановлена и просуществовала до 1959 г., пока ее снова не закрыли. Ныне Украина вернула караимам помещения их храмов, где регулярно совершаются богослужения.

Религиозное правления в Євпаторії считается мировым центром караимской религии, здесь готовят пастырей караимского вероисповедания для представителей других национальностей. Значительный караимский ячейка существует в Тракае (Литва). Здесь до сих пор существуют национальные традиции, быт и блюда караимов. В караимском ресторане поблизости Тракайского замка туристов угощают караїмськими булочками, имеющих форму месяца и начиненные жареным луком.

Этническая культура и верования караимов. Как утверждают караимские историки (А. Бабаджан, Т. Богословская, Г. Катык, В. Кропотов, А. Полканова), верхушка Хазарского каганата исповедовала караїмство. Среди украинских и еврейских историков распространено мнение, что хазары приняли иудаизм. Караимское князь (Хан-гакан) был духовным пастором всех караимов, а сар или бай имел светскую власть и правил княжеством. Оба они были выборными по обычному праву и тюркскими обычаями.

Караимы подчинялись крымским ханам и занимали достаточно высокие посты при их дворах.

Караимы принадлежат к кочевых народов и всегда имели сезонный образ жизни: весной шли в сады, виноградники, кочевали в степях и горах, а осенью возвращались в свои поселения. Профессиональные признаки караимов хранят их этнические фамилии: Байрактар - знаменосец, Сарач - сидельник (шорник), Койчу - чабан, Табби - кожевенник (кужум'яка), Джиґіт - равнозначно нашем "добрый молодец, казак", а также фамилии, производные от почетных титулов "ага" и "челеби".

Свои юрты (переносные кожаные жилья вроде палаток) а также табуны и отары караимы держали на пустыре мыса Бурунчак. Традиционный образ жизни, этнокультура караимов красноречиво свидетельствуют об их хазарское корни в сочетании с тюркскими и крымско-татарскими элементами.

Эклектизм культуры ярко проявился в религии караимов. В ее основе - учение Анана, философа и богослова VIII, ст. который считал пророками Моисея, Иисуса Христа и Магомета, а также придавал особое значение изучению Ветхого Завета - талмудичної части Библии. Еще при жизни Анана калиф Багдада, церковные пастыри католического и ортодоксального направления признали его учение отдельным (нехристианским, и немусульманским). По мнению ортодоксальных христиан, эта религия близка к вере першохристиян, которые праздновали "иудейские праздники", прежде всего субботу, а по мнению католиков, караимская вера ближе к религии мусульман и иудеев, потому что Магомет уважал ветхий Завет и признавал Иисуса Христа пророком. Караимы уважают 10 библейских заповедей и признают трех пророков - Моисея, Иисуса и Магомета как равноправных.

Такая синкретичность религии давала возможность караимам выживать в среде других народов, одинаково умело приспосабливаясь и среди христиан, и среди мусульман, и среди иудеев: в Крымском ханстве, Галичине, Австро-Венгрии, Литве, Польше, России. В Российской империи признавалось, что их религия является ориґінальною. Как писал митрополит Серафим, караимы "принадлежат к признанного вероисповедания, что отличается от религии евреев... Караимское вероучения, по определению Русской православной церкви, рассматривалось как вполне отдельная религия".

Караимские храмы называются "кенаса" и строятся алтарем на юг. Захоронение направлены с севера на юг. В начале ХХ в. в Крыму было 11 караимских кенас. Около них, как и круг мечетей строился "фонтан", при входе в кенаса верующие снимают обувь. В советские времена все кенасы были разрушены, в настоящее время восстанавливаются. Существуют действующие караимские храмы в Литве. Как утверждают караимские ученые, их вероисповедание распространяется не только в этнической среде караимов. Эту религию исповедуют некоторые общины Израиля, США, Египта и Турции. Существуют небольшие группы караимского вероисповедания в кубанских станицах России среди "кубанских казаков" (Крымские караи, с. 7). Мотивы такого перехода, как и миграции караимов, основания и самоликвидация караимских колоний, по мнению исследователей, не всегда ясны (Этнический справочник, т. 2, с. 61).

Интересно, что при всем интернациональном эклектизме религии, караимы называют Бога именем тюркского языческого покровителя неба Тенґрі (тождественен славянском Сварога). Имя Аллах употребляют значительно реже. В караимской религии также сохранились реликтовые черты шаманизма и "тенґріанства", поклонение священным дубам. Караимы Франции ныне преимущественно католики, а в Турции - мусульмане, хотя и сохраняют тюркоетнічну самосознание.

Значительный интерес в этнической культуре караимов вызывает архаичный культ священных дубов, который сохранился до сих пор. Он связан с "родовым кладбищем", название которого Балта Тіймез, что дословно означает "топор не коснется". Здесь чтят память предков и национальных героев. Из разных далеких краев караимы приезжают для поклонения своим святыням. Тем, кто погиб на чужбине, ставят безмогильні памятники йолджи-таш, что означает "камень прохожему". Такой установлен памятник герою русско-японской войны караїму поручнику М. Тапсашару. Национальные встречи караимов происходили в родовом гнезде до 1920 г. Перед самой революцией здесь был посвящен в высший сан Хан Шапшал - известный национальный герой и востоковед. По давнему обычаю он прибыл в Кале на белом коне. Старейшины, провозгласив его гаканом, трижды подняли Хана Шапшала на белом войлоці.

В конце XIX в. во время засухи в Джуфт-Кале караимы осуществляли такой обряд: процессия людей отправляется с кенаса в направлении кладбища.

Возглавляет шествие гакан со священными рулонами (свитками писания) - Ветхого завета. Подойдя к священных дубов, народ начинает молиться о "ниспослання дождя". Востоковед Хан Шапшал писал: "Можно только удивляться, как именно караимское духовенство, которое сурово и жестоко боролся с остатками язычества, все же вынуждено было в угоду народу идти на главе его до сих дубов во время сильной засухи. Остатки деревопоклонства прямо указывают на наследование караимами этого религиозного предрассудка от своих хазарських предков".

В святилище караимы молятся индивидуально и коллективно. По старинке готовят площадку, с которого видно открытое небо. Вокруг дуба преподают фигуру в виде солнца, кругом которого расходится лучей. Личные моления осуществляются в любое время, когда у верующего возникнет необходимость. Коллективные же моления сочетаются с четко определенным календарю годовых циклов двенадцатилетнего народного календаря Улуг Ата Санави (дословно "Счет Великого Отца"). Этот календарь имеет разделение на четыре времени года: кьиш (зима), йаз баши или бгар (весна), йаз (лето), куьз (осень). Дни недели также имеют свои особые названия и значения: воскресенье - святой день, понедельник - день, следующий за святым днем, вторник - средний день, среда - день жертвоприношения, четверг - день малой чистоты, пятница - день великой чистоты, суббота - день отдыха. Двенадцать лет в караимов имеют названия общеизвестного восточного календаря, обозначаемых названиями животных. Каждое из календарных праздников отмечается согласно этого народного календаря.

Такие празднования далеко не всегда согласуются с официальными предписаниями караимской религии, но скорее отражением местной традиции общинной, погодных и климатических условий и т.д. Часто к дубов от имени народа обращается уполномоченный общиной представитель. Особенности ритуалов, связанных с календарными циклами, караимы хранят в тайне, которая передается в начале каждого очередного многолетнего цикла только посвященным доверенным хранителям традиций, чаще всего по женской линии.

В настоящее время на родовом кладбище караимов растет около двадцати священных дубов, возраст которых естествоведы оценивают от 300 до 600 лет.

Дубам поклоняются в определенной последовательности, с учетом направления движения солнца. У многих родов караимов есть собственные "родственные" дубы. Прикасаясь к ним, караимы общаются с духами уважаемых предков, и считают, что это дает силу, мужество и мудрость, помогает в трудных обстоятельствах жизни, подсказывает правильный выход из тяжелого положения. Паломники оставляют возле священных деревьев свои палки и землю из мест их проживания, а с собой берут пригоршню священной земли, которую благочестиво хранят в семьях как талисман, который берут с собой в дальнюю дорогу, используют в похоронных обрядах (священную землю приносят на могилы предков).

Поклонение священным дубам - одна из самых сокровенных сторон жизни крымских караимов. Каждый караим свято хранит свои родовые традиции, потому что верит, что его судьба зависит от отношения к этим святыням. Верят, что невнимательных к святых дубов постигнет кара, а служители культа получат вознаграждение. Поэтому отношение к дубов имеет характер особого благоговения. Осквернителі караимских святынь всегда вызывали национальную кровную месть. Этот культ никогда не афишировали, а в годы советской власти отправляли его тайно. Эта тема и сейчас достаточно не раскрыта. Верующие караимы больно реагируют на повышенное внимание к священных дубов со стороны иноверцев, а также негативно воспринимают пребывания чужаков в их святилищах и участие в их обрядах у этих дубов.

По давнему обычаю, каждый караим хотя бы раз в год должен совершить паломничество к священных дубов и помолиться, коснувшись до этого дерева. Считают, что Тенгри выполнит самое сокровенное желание, задуманное возле священных дубов. В советские времена такие встречи в родовом гнезде караимов прекратились, а были возобновлены только в Украине 1990 г. В мае 1993 г. отметили 120-летие со дня рождения национального героя караимов Хаджи Серая Шапшала. С 1997 г. после долгого перерыва возобновились богослужения в кенаса.

В 1989 г. в Украине создана Ассоциация крымских караимов, в которую входят общины Симферополя, Євпаторії, Феодосфї, Бахчисарая, Мелитополя, Ялты; она имеет свой научный центр и Совет страрійшин. Деятельность ассоциации направлена на сохранение караимского этноса, его национальных святынь, религии и культуры, издание литературы и т.д.



Назад