Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 26. ВЕНГРЫ


Венгры - народ среднеевропейской расы большой европеоидной расы. Самоназвание мадьяри. Ныне в Венгрии проживает около 98% венгров - титульной нации этой страны. Общее количество венгров - 14,5 млн. чел.

Этническая родина венгров-мадьяр

История Венгрии начинается задолго до появления на ее территории венгров-мадьяр, которые заселили некогда славянские земли. В целом Среднее Подунавья было заселено еще в доисторический период, потому что Дунай и его притоки Тиса и Драва были главными путями, которыми осуществлялось заселения этих земель. Среди археологических культур здесь прослеживаются непрерывные связи между племенами юго-балканского происхождения. Достопримечательности неолитического времени близкие к украинскому Триполье (расписная посуда красно-черной краски), медный век представлен культурами оседлых земледельческих племен. На территории современной Венгрии и Австрии развилась ілірійська культура, обнаруженная в Гальштадті. Движение ілірійських племен был направлен на южный восток - Средний Дунай и Адриатическое побережье Далмации (ныне это территория Австрии, Югославии, частично Чехии и Словакии). В VI в. до н. ч. на территорию Венгрии пришли скифы - это был так называемый местный скифский период, который продолжался до III в. до н. ч., затем здесь появились кельты.

Первые письменные упоминания о венгров-мадьяр, где они выступают под именами гуннов, сыпи, турок, известные с IX-Х вв., когда они кочевали в степях и лесостепях Южной Руси. Прародину мадьяр можно определить разве что на основе источников истории венгерского языка, археологии и этнографии. Венгры принадлежат к угоро-финской языковой ветви, где вместе с хантами (остяками) и мансами (вогулами) составляют группу угорских народов.

Ареал первоначального расселения угро-финнов еще малоизученный: в i тыс. до н. ч. их прародина возможно была в районе Саян, или в междуречье Оби и Иртыша, или в бассейне средней Волги и Камы, что по мнению ученых, наиболее вероятно.

Угро-финны в i тыс. до н. ч. занимались рыболовством, собирательством, охотой и имели матриархальный уклад жизни. Его пережитки сохранились в их языческих верованиях, а также в венгерских обычаях и обрядах. В начале нашей эпохи мадьярські племена развили пастушья уклад, превратившись на кочевников. Вероятно, именно угров-мадьяр упоминает Геродот под именем "юрка" (угра, югра) как народ конных охотников. Лингвисты отметили, что терминология коневодства в венгров имеет рідномовне происхождения, что свидетельствует о самостоятельное развитие этноса и местное происхождение конного хозяйства, а также кочевого быта. Но тюркские названия других домашних животных в венгерском языке говорят также и о длительные контакты мадьяр с тюрками, с которыми они кочевали, отделившись от своих родственников (ср. другие венгерские племена имеют рідномовні названия животных). Вероятно, мадьяри имели связи с тюрками-протоболгарами (V в.), сабірами (VI в.), оногурами (VI-VII вв.), хазарами (середина VII-IX вв.). Около VII-V вв. до н. ч. мадьяри находились на территории Северного Кавказа.

Поиски прародины венгров - "Великой Венгрии" - издавна волновали представителей этого народа. Так, венгерский доминиканский монах Юлиан в 1235 и в 1237 совершил две поездки в поисках "Hungaria Magna", как она называлась в народных преданиях. Сохранились описания этих путешествий, где сказано, что Юлиан нашел прародину, населенной венграми, что понимали венгерский язык и сохранили перевод об уходе части их родственников на запад. Монах нашел этих угров в бассейне одного из притоков средней Волги, но точно не указал какой именно. Восточные авторы Х в. ал-Масуди, ал-Балхов отождествляли мадьяр с башкирами и размещали их в бассейне р. Белой.

Подобные сообщения являются в других путешественников XIII ст. Источники XVI-XVII ст. рассказывают о наличии в это же время венгерского населения на нижней Каме. Современные ученые отдают предпочтение именно этому региону как прародине современных венгров.

В IX в. угры-мадьяри находились на территории Руси (между Киевом и Воронежем) на границе лесостепи. Племена мадьяров были подчиненные хазарам. С востока напирали печенеги, отгоняя мадьр все дальше на запад. При посредничестве Киевской Руси мадьяри узнали о другие европейские народы, которые в их языке имеют славянское происхождение.

Далее венгры переправились через Верецкий перевал Карпат, потом еще через несколько перевалов и попали в Трансильванию. Этот переход заверенный археологическими исследованиями. В 896 г. Союз венгерских племен появился в Среднем Подунавье. Началось освоение территории, на венгерском языке называлось honfoglalas - "обретения родины". Именно здесь начался переход к оседлому образу жизни, формирование феодальных отношений. О границах земель, занятых венграми за Карпатами, об их политический строй и отношения с Византией сообщает император Константин Багрянородный.

Земля Среднего Подунавья была уже заселена славянами и угры были постоянно сталкиваться со славянским населением, преимущественно чехами. На то время Моравский князь Моймир II был измученный постоянными междоусобицами и угрозой франков с запада. Нападение угров в 902-906 годах повлекло уничтожение Великоморавского государства. Есть письменные упоминания о нападении угров и на соседние территории. Однако, и Франкское марка, основанная еще Карлом Великим в VIII-IX вв., и Східнофранкська империя также ослаблены междоусобицами, не имели силы защищаться от Союза венгерских племен. Не было военной силы, чтобы дать отпор венграм на Среднем Подунавье. Такие исторические факты.

Но собственные венгерские переводы сообщают о якобы мирное заселения венграми славянских земель. Так, протограф хроник Венгрии XIX в. сообщает: мадьяри будто бы выкупили эти "земли, травы и воды" в моравского князя за белого коня, золотую уздечку и седло. И князь скоро нарушил соглашение и начал войну против мадьяр. Тогда мадьяри вступили в бой и "помощь божия была на их стороне", а князь бросился бежать, мадьяри преследовали его до Дуная, и он бросился в воду и утонул в быстром течении.

Освоение этих земель не привело к уничтожению славянской культуры. Наоборот, угры позаимствовали у славян социально-экономические институты, сохранили названия славянских замков, округов и т.п., а вместе с ними и терминологию (должность, темница, бревно и др.).

В Х-XI ст. Союз семи венгерских племен и одного племени кабар создали собственное государство во главе с плем'яним князем, потомком Альмоша-Арпада, который стал единоличным правителем после смерти Кусана в 904 г.

В 946-956 гг. два венгерские князья Булчу и Дьюла были крещены. Один из венгерских князей воевал в войске князя Святослава против Византии и христианизации на территории Болгарии в 970 г. Христианизация угров началась еще со времен их кочевого быта в Крыму. Первая встреча с христианским миссионером Кириллом Философом в его "Житии" описана достаточно анекдотично: " ... когда он (Кирилл) молился, напали на него угры, и подвывая, как волки, хотели убить его. Он же не испугался, не прервал молитвы, только молился: "Господи, помилуй!", потому что уже заканчивал службу. Они же, увидев это, по божьему велению стали безобидными и, выслушав из уст его наставления, отпустили его со всей женой". Такая рассказ является типичной для раннехристианской агіоґрафії (життєписів "святых"). Вторая встреча уже с Мефодием состоялась в 882 г. в имении венгерского короля (или воеводы), что в некоторых историков вызывает сомнение. В любом случае, такие встречи были единичны и не могли сыграть решающую роль в возвращении мадьяр на христианство.

Этнические обычаи. Языческая религия мадьяр имела свои особенности, в основе которых был шаманизм, унаследованный от спільноугорської единства. Венгерское Бог - "Іштен" объясняют как производное от имени собственного Іштемі, что означает "Бог-предок тюркских хаканів". В фольклоре угров имеющиеся следы тотемизма, культа вождей. Исследователи, не найдя в венгерском язычестве других Богов, склонны считать, что политеизма в них не было. Следовательно, вера в единое верховное божество, по их мнению, способствовала принятию христианства. Такая версия выглядит довольно нелогично. Во-первых, ни у одного народа на ранних этапах его развития не было абсолютного политеизма (ср. также древних евреев, которые гордятся своим этническим монотеизмом, однако еще в начале i тыс. до н. ч. они имели целый пантеон богов и духов, которые не удалось скрыть и в Библии). В этнической религии угров имеющиеся признаки политеизма в образах олениць-рожаниц, добрых и злых духов, с которыми общается шаман.

Задолго до принятия христианства угры имели свою рунічну письменность, знаки которой вырезались на деревянных палочках. Руны использовали венгерские племена секеїв, которые хранили найархаїчнішу культуру и быт, вплоть до XVI в. И эти памятники рунического венгерского письма дошли до нашего времени.

Характерно, что их долгое время считали фальсификатом, пока не удалось идентифицировать их с давньотюркськими (орхонськими) знаками, что свидетельствует о заимствования мадьярами еще со общего тюркского-мадьярського кочевания. Обучение рунічному письму хранилось в секеїв как составная часть этнопедагогики. Однако, с християнізацією венгерских земель школьная дело все быстрее становилась монополией церкви и впоследствии латина вытеснила народное письмо.

Для венгерского шаманизма характерна вера в белых и черных шаманов - слуг добра и зла, которая осталась в народном мировоззрении до ХХ ст. Реконструкция языческих верований венгров возможна на основе письменных памятников XI-XIII ст., устных преданий, песен, сказаний, которые феодалы называли "лживыми сказаний крестьян". В это время еще исполнялись песни о деяниях предков, герои которых будто ведет рассказ от своего имени. Такой тип изложения характерный для эпоса других угорских народов ханты (остяков) и манси (вогулов). Тематика этих сказаний:

1) о похищении венграми женщин в давние времена;

2) об семь военачальников, которые возглавляли роды при выходе сыпи на новую родину;

3) о прекрасной олениху-прародительницу и покровительницу сыпи (здесь следы матриархата);

4) о происхождении рода Арпадів от ястреба (следы тотемизма);

5) о выкупе венграми новой родины за белого коня, золотое седло и уздечку.

Певцы-исполнители этих сказаний назывались ідгіс, что соответствует заимствованному у славян игрец. Впоследствии венгерские феодалы поставили этих "ігреців" себе на службу и заставили их прославлять подвиги своих хозяев. Из среды таких "ігреців" вышли придворные шуты, которые развлекать короля и придворных. Рыцарские же песни принесены в Венгрию с Запада.

В византийских источниках страна угров называется Туркія. В XI в. вероятно, здесь уже был епископ, о чем свидетельствует печать с надписью "Антоний, протосинкел, протоедр Туркії" (то есть епископ).

В 883-884 гг. поднялись восстание против христианизации народа. Великоморавський князь Святополк освободил населения от насильственной христианизации, а мадьяр-язычников принял к себе. Об этом сообщил архиепископ зальцбургский Теотмар в послании папе Иоанну ИХ: "моравани приняли к себе значительную часть мадьяр и за мадьярським обычаю остригли головы своих лжехристиян и направили на наших христиан, а потом и сами пришли и одних забрали в плен, а остальных убили... они сожгли Божьи храмы и разрушили все здания, что во всей Паннонии в крупнейшей нашей провинции нельзя увидеть ни одного храма". Славянское и мадьярське населения жило на территории Паннонии вместе 150 лет.

Время от времени вспыхивали войны с Византией, в которых угры показали себя как надоедливый воинственный народ, с которым "ромеї" пытались сохранять мир, чтобы не платить дань. Поэтому политика Византии была направлена на крещении хотя бы представителей венгерской знати.

Гилас - один из крещенных венгерских князей, привез с собой монаха Ієрофея, которого сделал епископом еще в середине Х века. В 951-955 гг., когда западные правители получили ряд побед над мадьярами, Византия прекратила платить дань - ежегодные "дары мадьярам". На это мадьяри отреагировали военным походом на Фракию и подошли вплоть до Константинополя. Однако, эти походы потерпели поражение. Общение с империей могло налагодитись лишь путем христианизации.

Венгерский князь Геза сделал значительный вклад в выполнение християнізаторських планов Византии: построил город Естергон с замком и храмом в честь мученика Стефана (венгерское Иштван) - своего христианского патрона, имя которого принял в крещении, за что позднее был назван "Иштваном святым". Хвалебное "Большое житие святого Иштвана" так же, как и жития Кирилла и Мефодия и других христианских миссионеров, написанное в духе своего времени. Относительно достоверности его "благочестивых" деяний имеем ряд оговорок, типичных для подобных исторических лиц (ср. русского князя Владимира святого"). Так, клирик XIX в. писал, что руки Гезы "замаранные человеческой кровью", а Тітмар сообщал, что "Геза был чрезвычайно жесток; он убил многих в своем неожиданном гневе. Став христианином, он ради укрепления своей веры злился на тех, кто отказался стать христианином... Сам же он приносил жертвы Всевышнему Богу и разнообразным воображаемым Богам. Когда же главный священник обвинил его в этом, он ответил, что достаточно богат и силен, чтобы делать это".

Из этого сообщения имеем по крайней мере два вывода: 1) передхристиянська религия венгров таки была политеистическая; 2) Гезу не интересовала сущность самого христианского учения, следовательно христианство рассматривался лишь как средство утверждения своей власти.

Тітмар сообщал: "Геза не лишился языческих религиозных представлений, а его женщина Шаролот сохраняла свое болгаро-тюркское языческое имя (означает Білокнягиня), вела языческий образ жизни, ездила на лошади, как воин, пила и в гневе сгоряча забила одного человека". По словам Бруно, венгры имели религию "зараженную язычеством". Венгерской знати были безразличны христианские заповеди - свой образ жизни они не собирались менять.

В 1003 г. как записано в "Больших Алтайских анналах": "венгерский король Иштван (Геза) выступил с войском против своего дяди по матери Дьюли; захватив его с женой и двумя сыновьями, Иштван силой заставил его королевство принять крещение". Миссионер Бруно писал императору Генриху в 1009 г., что черные мадьяри уже все крещеные, причем "наши (то есть миссионеры), да простит им Бог, - некоторых ослепили, совершив большой грех".

Христианизация мадьяр продвигалась очень медленно, вплоть до XIX в. по всей стране известно лишь 30 деревянных церквей, которые были в частном владении феодальной знати. Однако, христианские миссионеры, которые пытались приписать себе всю славу крещения других народов, часто фальсифицировали события, преувеличивая до невероятности свои сообщения папе. Так, миссионер Пилигрим сфабриковал фальшивую грамоту, где писал, что собственноручно окрестил "около 50 тысяч из благороднейших мадьяр обоих полов". Кроме того, он еще изготовил 8 будто-то "папских булл", чтобы обосновать свои претензии на высшую церковную власть над Восточной Паннонією и Моравией.

Итак, четких указаний на полное крещения сыпи нет, христианизацию князей также нельзя считать полной. Натомісць имеем целый ряд королевских законов, направленных на искоренение языческих этнических верований: два кодексы короля Иштвана И, три законы короля Ласло И (1077-1096), три законы короля Кальмана (1095-1116). Они были направлены преимущественно на борьбу с так называемыми "ведьмами", знахарями, колдунами, шаманами - служителями языческих культов.

В одном документе 1092 г. отмечалось, что еще есть некоторые подданные, которые "по языческому обычаю несут дары к деревьев, источников и камней". Эти обычаи говорят именно о славянское происхождение, потому что в угров поклонения природе не было.

Лишь в XIII в. в Венгерском королевстве начали строить христианские монастыри, основанные миссионерами, основная масса которых были ортодоксальными (православными), а позже перешла в руки католических орденов. Внедрена обязательная "церковная десятина" и жестокие наказания для тех, кто скрывал свои истинные доходы: у них забирали вплоть 9/10 от доходов. Следовательно, население видело в христианизации прежде всего жестокий монастырский эксплуатация, отъем их имущества. Сами же христианские служители освобождались от этого налога: они отдавали лишь символическую "четверть от 1/10", то есть 0,025 своих доходов.

Крестьян приписывали к храму и запрещали переселяться, что уже напоминало крепостное право. Закон 1092 г. предписывал: "если кто не придет в воскресенье или в большой праздник в приходскую церковь, то надо наставлять побоями"; "если кто останется дома не для того, чтобы стеречь костер, а по несознательности, то пусть будет побит и остриженный"; "если кто в воскресенье или в большой праздник, пренебрегая церковью, идет на базар, то лишить коня". За нарушение порядка во время церковной службы старых людей приписывалось с позором ругать и прогонять из церкви, а молодых и простых людей в бабинцы церкви связать и на виду у всех наказать бичами и лишением волосы.

Выдавая такие указы, государственная власть предоставляла церковникам возможность расширять свои судебные функции и тем самым увеличивать свои доходы. Это повышало значимость церкви в глазах простого народа. И как результат - массовые восстания против христианизации (1046, 1061 и др.).

Ища легкие источника наживы, венгерские короли постоянно вели захватнические войны. Такими были и попытки в 1188-1233 гг. покорить Галицко-Волынское княжество. Однако, в 1241 г. сами венгры потерпели татаро-монгольского нашествия хана Батыя. Венгерский король Бела IV выступил в бой на р. Шайо 11 апреля, но, получив поражение, бежал к австрийского герцога, а оттуда в Далмацію. Ни герцог, ни папа не предоставили ему помощи. В 1242 г. татаро-монголы, дойдя до Адриатики, повернули назад.

Хроника "Деяния венгров", которая является древнейшим собранием сведений о венгерский этнос, собственно уже обозначена христианским пафосом: автор изображает деяния своих предков угров-язычников "дикими", а самый высокий апофеоз венгерской истории видит в принятии христианства, которое значительное преувеличивает. Происхождение угров объясняет через библейский стереотип: от сына Ноя - Хама. Автором хроники считают епископа Миклоша. Эта работа латиномовна.

В 1282-1285 гг. была написана хроника "Деяния гуннов", автор которой клирик Ласло IV собрал древнейшие сведения о предках своего народа. Он подает легенду о двух братьях: Магора (Мадьяра) и Гунора (Гуна), которые стали родоначальниками родственных племен. Конечно, автор под влиянием тогдашней европейской мысли несколько преувеличил роль гуннов в истории венгерского этноса. Он поставил в пример венгерским правителям короля Атілу, как образец правителя. Эта версия не выдерживает критики хотя бы потому, что венгерские племена пришли на эти земли в IX в., а Атила - в IV ст. Хотя автора это не смущает - он утверждает, что это было "первым приходом угров в Паннонию". Создание подобного мифа было нужным венгерской правящей верхушке для доказательства давности своего происхождения, а также желание изобразить угров как мощного противника Рима.

Другая хроника, "Описание Скифии", так же приписывала скифскую историю венграм.

Образование христианских духовников была очень низкой. Вплоть до XIV в. некоторые каноники не умели писать. Письменные монахи могли только переписывать (копировать) кодексы. На церковном соборе 1309 г. говорилось о неграмотности клира и незнание церковного права. Эстергомский собор 1382 г. требовал от клириков изучения Библии. Приходские попы не знали простейших христианских молитв и формул.

В XIV-ХV в. учреждаются школы в городах, где дети учатся за деньги. В 1367 г. в г. Печет возникла высшая школа, в которой преподавали доминиканцы, но она просуществовала недолго. В Обуди также действовала высшая школа, которая готовила к поступлению в Парижский университет.

С етноґрафічного стороны весьма интересной является венгерская етноґрафічна группа секеїв - мадьяр, которые до ХV-XVII в. сохраняли особый статус: общинный строй и родовую организацию. Сохраняя природные обычаи предков, секеи достигли значительного прироста населения.

В начале 1500 г. их было 55 тысяч, а уже в 1599 г. их количество достигло 155 тысяч. Однако, королевская власть наложила на их архаичные обычаи ряд запретов и с XVII в. они постепенно растворяются в общем море венгерского этноса.

В первой половине XVI в. в Венгрии появились последователи реформаторских религиозных движений. В 1523-1525 г. Государственные собрание приняло решение о наказании реформаторов смертью. Папа подстрекал крестовые походы: в XVI в. закрепощенные феодалами крестьяне бежали в ополчение, которые называли "крестовыми походами", якобы в защиту земли от мусульман. Магнаты протестовали, ибо это грозило потерей рабочих рук: незасеянные поля стояли. Например, в 1514 г. в различных хрестоносних отрядах находилось от 30 до 50 тысяч крестьян (12% трудоспособных мужчин). Кроме того, крестоносцы еще и реквизировали продовольствие. Этот крестовый поход превратился в крестьянскую войну, которая закончилась массовыми казнями участников.

Войны с Османской империей привели к падению Венгерского королевства и утвердило власть султанов в Среднем Подунавье. Набеги османов и крымчаков опустошали земли. Так, в конце XVI в. было полностью уничтожено поселения половцев и ясов (аланов), что жили в Венгрии с XIV в. Это была этническая группа уже ассимилировано мадьярами, которая, однако, разговаривала своим языком. Султан также ежегодно усиливал эксплуатация крестьян: с немусульман собирали большие налоги. Освобождение Среднего Подунавья от султансько-османского ига произошло только в Австрийской империи Габсбургов в 1686 г. Вместе с этими землями были освобождены Польша и Венеция, которые объединились в антиосманську священную Ліґу Габсбургов. Даже папа выделил средства на эту войну. Через 4 года в этой лиге присоединилась Россия. В 1687 г. Габсбурги были провозглашены наследниками венгерской короны, а местные короли потеряли на нее право. Если османы правили в Венгрии сто лет, то австрийцы за два года разграбили еще больше. В 1697 г. вспыхнуло восстание крестьян, которое в 1703 г. переросло в освободительной войны венгерского народа. Повстанцы называли себя "куруци". Восстание возглавил молодой князь Ракоци, чем снискал себе ореол борца за независимость. Государство Австро-Венгрия просуществовала до 1918 г. Венгерское королевство было составной частью империи, и пользовалось определенной самостоятельностью, однако в основных вопросах политики зависело от Вены.

После поражения Австрийской империи в первой мировой войне, венгерский народ оказался в пределах шести стран, разорван на части.

Венгры в Украине

Под влиянием революции в России в Закарпатье установилась власть Советов, которая продержалась до 5 мая 1919 г. а со следующего дня Подкарпатская Русь по условиям Сен-Жерменського договора вошла в состав Чехословакии. В 1938 г. южное Закарпатье снова вошло в Венгрии. Далее - оккупация гитлеровцами, а 28 октября 1944 г. освобождение и в 1945 г. включения Закарпатья в состав Украины. Венгерское население этого региона было подвергнуто репрессиям за участие в войне на стороне армии государства-противника СССР. Общее количество репрессированных венгров составляла 30 тыс. человек.

Венгерское население Украины в настоящее время проживает преимущественно в сельских местностях Закарпатья (наиболее заселен венграми Береговский район - 66,9%), а также Ужгородский и Виноградовский районы. В настоящее время подавляющее большинство венгров Украины является исповедниками реформатской веры (протестанты составляют 75% от всех венгров), а также римо - и греко-католики (униаты).

В Украине существует целая система культурных и образовательных венгерских заведений, издательств, средств массовой информации, общественных объединений. Проводятся фестивали венгерского фольклора "Народные истоки". В 1984 г. в Закарпатской области работало 59 венгерских школ и гимназий (Ужгород, Берегов, Тячев). Кроме того, еще в 21 школе существуют венгерские классы. Работает также 80 венгроязычных дошкольных заведений. При Ужгородском университете существует кафедра венгерского языка и литературы, что приняла первых студентов с 1963 г. Учителей младших классов венгерских школ готовит Мукачевское педучилище. При Ужгородском государственном университете в 1988 г. создан Центр гунгарології, который тесно сотрудничает с Академией наук Украины и Венгрии и известен в мире. В Закарпатье существуют радиопередачи на венгерском языке, ряд газет и телепрограмм.

Общественное объединение - Общество венгерской культуры Закарпатья занимается обеспечением юридических и конституционных гарантий венгерского национального меньшинства в Украине. В июне 1993 г. в Ужгороде открытое Генеральное консульство Венгрии.



Назад