Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 29. ГРУЗИНЫ И АРМЯНЕ


Грузины - самоназвание картвелі - основное население Грузии составляет 3 787,4 тысяч человек. Грузины относятся к южной ветви европеоидной расы. Грузинский язык принадлежит к кровельтской семьи. На территории Грузии и в соседних государствах существует 17 грузинских субэтнических групп, имеющих свои диалекты: аджарцы, гурійці, імеретини, лечхумці, рачинцы - на западе; картлійці, кахетинці, мохевці, мтіули, пшави, тушини, хевсури - на востоке; джавахи, месхи - на юге; інгілойці - в Азербайджане; ферейданці - в Иране, імерхевці - в Турции. По вероисповеданию грузины преимущественно ортодоксальные христиане, но есть и часть мусульман-суннитов.

Грузия находится на геоґрафічній границе Европы и Азии. Предки грузин были автохтонами на этой территории. Первобытный человек здесь появилась в эпоху нижнего палеолита (600-700 тыс. лет назад). Археологам известны стоянки на побережье Черного моря близ Сухуми, Гали, Очамчире, Зугдиди на Западе Грузии (Чиатурський р-н), в Восточной Грузии (Марнеульский, Джавский, Знаурский р-ны) и др.

Эпоха маріархату на территории Грузии представлена культурой родовых общин вблизи Кутаиси (пещера Сакажіа), в Харагаульском г-ни (пещера Девісхврелі) и др.

Обработка металла была известна на территории Грузии 5 тысяч лет назад: население знало примитивные способы обработки металла, а чуть позже навилося плавить медь, со II тыс. до н. ч. - бронзу. Бронзовый век Грузии представлен открытым археологами центром вблизи г. Тріалеті с его высокохудожественными изделиями: золотой чашей, украшенной драгоценными камнями, серебряным кубком, позолоченным кувшином, чотириколісною деревянной колесницей, украшениями и орудиями.

В эпоху поздней бронзы здесь возникают плем'яні союзы и объединения. Крупнейшие из них Діаухі и Колха просуществовали до VIII в. до н. ч.

В этногенезе грузин принимали участие другие племена, которые смешались с аборигенами: в VIII-VII вв. до н. ч. Среди грузинских племен выделились карты, мегрело-чаны, сваны, которые имели собственные плем'яні языка, территорию, обычаи. Это положило начало образованию народностей Грузии, которые в VI-IV вв. до н. ч. создали в Западной и Восточной Грузии государственные объединения. Государство, образовавшееся на Западной Грузии в долине р. Эгриси, известная в греческой литературе, как "Страна Колхів". Уже в середине VI в. до н. ч. Колхідське (Егріське) царство чеканил свою монету под названием колхідки ("колхурі тетри"). Эти монеты были распространены до II в. до н. ч. На всем побережье Черного моря. Единовременно с Колхідським царством на территории Восточной Грузии возникло Картлійське (или Иберийское) царство со столицей Мухета. Это было мощное город. Здесь остался величественный акрополь и архитектурные сооружения.

Давньогрузинські государства поддерживали внешнеполитические отношения с греками, Ахеменідським Ираном, с Селевкидами, Понтійськими государствами древнего мира. В то же время Колхідське и Иберийское царства вели непрерывные войны с иноземными поработителями, которые пытались их завоевать. Грузины нанесли крупное поражение римлянам, после чего с II-III в. римские императоры вынуждены были считаться с Іберією и установили с ней дипломатические отношения. Успешно отбила Грузия также агрессию Персии.

Ш. А. Мєсхиа пишет: "Колоссальных сил и энергии стоила грузинскому народу борьба против извечных угнетателей - арабов. Борьба эта носила характер народного движения.

В ней баллы участие не только грузины, но и их соседи - армяне и албанцы" (История Грузии, с. 9). В V-VI вв. Грузия вела тяжелую борьбу с Ираном. Иберийский царь Вахтанг Горгасал возглавил эту борьбу и прославился как основатель м. Тбилиси, что и сейчас является столицей Грузии. Х-XI вв. в истории Грузии является создание единой объединенной государства.

Добрые отношения существовали между Грузией и Киевской Русью в период правления Владимира Мономаха (1053-1125). Есть сведения, что грузинский царь Давид посещал Киевскую Русь по приглашению киевского князя. Позже Київськийкнязь Изяслав женился на дочери грузинского царя, а царица Тамар была замужем за бывшим новгородским князем Юрием (Георгием) Андреевичем.

Религия. Известно, что Грузия довольно рано в сравнении с другими европейскими государствами приняла христианство. Поэтому в Грузии и в литературе о ней немного написано именно об этнической языческую религию этого народа. Истоки с этнической веры берет грузинский музыкальный фольклор, ныне уже отмечается полифоническим хоровым составом, богатством форм и жанров. Сохранились национальные танцы картули, перхулі, церулі. Существует также вид древнего народного театра "берикаоба" (театр масок) и "кеєноба" (массовое карнавальный праздник) и др. Письменность в Грузии существовала еще с античных времен, и носила преимущественно светский характер. Представители грузинской элиты были хорошо знакомы с литературой и философией Востока и Запада. Однако, с объявлением христианства государственной религией (в 30-40-х годах IV ст.), начинается интенсивное распространение сугубо христианской литературы. С этого времени вплоть до XIX в. религиозно-христианские мотивы является главной темой грузинской литературы. В XII-XIII вв. вершиной грузинской поэзии стал "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели.

Борьба Грузии с турками-сельджуками, по мнению Мєсхіа, носила не столько конфессиональный характер борьбы против мусульманства, сколько борьбы против иноземных завоевателей (там же, с. 16), однако христоносці считали грузин своими союзниками в войнах с турками. Христианская Грузия выступала своеобразным заслоном для других народов против мусульманского востока. Однако, татаро-монгольское нашествие не обошла и Грузинское царство. В 1240 г. монголы уже хозяйничали на всей территории Грузии.

После долгой бротьби грузины наконец освободили свою страну, однако разрушенное хозяйство удалось отстроить уже за царя Георгия V Блестящего (1314-1345). И через полвека произошла новая катастрофа. Нашествия монгольских полчищ Тимура (Тамерлана) вновь подвергла Грузию жестокому разрушению. Однако, Грузия всегда выживала в течение своей драматической истории.

Национальный характер грузин отличается высоким уровнем национального самосознания, гордости за свое древнее происхождение, а также отвагой, гостеприимством, трудолюбием. Грузины способны до принятия мудрых решений, имеют дипломатические способности. Все эти черты издавна были замечены даже чужаками, которые описывали культуру и быт грузин. Древний историк Менандр писал: "Ни один грузин из любви к своей родине не переселился в чужую страну".

В Украине грузины появились в 40-х годах XVIII в. как военные и помещики, что создали свои имения на юге Украины. По переписи 1989 г. их численность достигала 23 540 человек, что составляет лишь 0,045% от всего населения Украины. Более половины грузин Украины (13 091 чел.) живет в столице - м. Киеве и других крупных городах Харькове, Донецке, Одессе, а также в Крыму. Грузинский язык признали родным 12 447 чел., русский - 10 035 чел., русский - 967 (4,1%). Однако, свободно владеют грузинским только 2253 чел. (9,6% всех грузин Украины).

В настоящее время в Украине существует 4 грузинских национально-культурных общества: во Львовской, Одесской областях и в Крыму.

Армяне - самоназвание хай - основное население Армении, что составляет 3 083, 6 тыс. чел. Общее количество армян в мире 6,5 млн. чел. Они компактно проживают в Азербайджане, Грузии, Северном Кавказе, Турции, Сирии, Ливане, США, Франции и др.

Армяне относятся к арменоїдної расы большой европеоидной расы. Армянский язык составляет отдельную ветвь индо-європйської семьи языков. Армянское письмо создано в 405-406 гг. армянским ученым, просветителем Месропом Маштоцем. Его могила до сих пор хранится в Ошакане Аштаракського г-ну Армении. Древнейшие письменные памятники армянского языка известны с V ст., летописание осуществлялось половецкой и армянском языках, однако современный литературный армянский язык окончательно сформировалась лишь в конце XIX ст.

На территории Армении также, как и в Грузии, найденные памятники древних времен, начиная с неолита, а также памятники эпохи Урарту. С античных времен здесь сохранились остатки храма Гарни, которые датируются i в. н. ч. Самым древним образцом этнической культуры можно считать театральное искусство, которое существовало у армян уже в i тыс. до н. ч. Такой достопримечательностью является театральное здание 69 г. до н. ч., которая существовала в Тігранакерті. Христианство Армения внедрила очень рано (301 г.), поэтому этно-религиозные корни духовной культуры проследить трудно. Епископ Григорий Партеп, которого называют "просветителем" признается основоположником армянской церкви. Однако, в последнее десятилетие в Армении возрожденная языческая конфессия, восстановлено уже действующий ныне древний храм, где осуществляются давние традиционные обряды чествования национальных Богов (Мифы и магия индоевропейцев, вып. 1).

В Украине армяне появились в результате опустошительных набегов соседних государств на их территории. Первые контакты славян с армянами датируются IV-VII вв. Известно, что в XIX в. армяне основали свою колонию в Кафе (ныне Феодосия), в XII в. - в Киеве, а уже в XIII-XVIII вв. армянских колоний в Украине насчитывалось около 70. В Украине были благоприятные условия для жизни разных народов, поэтому выбор армянами места для своих колоний был не случайным. Армяне в Украине преимущественно занимались торговлей, золотарством, " оружейкой", шитьем. Существовали армянские ремесленные цеха, театры, библиотеки, школы, церкви и др.

На Запорожских землях в XVIII в. армян было даже больше, чем россиян (ср.: украинцев 64%, греков 13,7%, армян 10,6%), только потом россияне на 4 месте и другие народы (Этнический справочник, т. 2, с. 28).

По переписи 1989 г. армян в Украине насчитывается 54 200 человек, большая часть которых живут в больших городах. На языке своей национальности обладают 46,1%, на русском - 51,1%, на русском - лишь 2,2%.

В настоящее время в Украине действуют 13 армянских национально-культурных обществ: в Крыму, Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Запорожье, Ивано-Франковской, Львовской, Николаевской, Сумской, Одесской, Харьковской областях и в городах Киеве и Севастополе. Созданы школы для изучения армянского языка, которые действуют преимущественно на базе украинских школ.



Назад