Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

ВЫВОДЫ


Наше поколение за своей жизни уже пережил и испытал на себе радикальные изменения общественного сознания. Взгляды, еще до недавнего времени формованные идеологически заанґажованими научными учреждениями и средствами массовой информации (точнее было бы назвать их "средствами массовой дезинформации"), начали меняться по мере раскрытия замалчиваемых фактов, новых исторических сведений и их философского осмысления. Такое состояние общества в начале обретения Украиной государственной независимости можно было бы сравнить с неким шоком, или холодным душем. Конечно, такое состояние выдерживают не все, некоторые и до сих пор ностальгически скучает по разрушенным "союзом", некоторые, не в силах выдержать психологического удара, другие же, получив мощный духовный подъем, - взялись за построение нового общества и создания новых национальных ценностей. Однако, борьба мира по антимиры продолжается.

Как пишет украинский политик Євген Марчук, "Разрушить сети, что накинули на украинское общество создатели антимира, возможно... Надо увидеть большую облик и цинизм, которые окутывают общество. Надо найти в себе мужество отбросить искусственно создаваемые призраки и увидеть весь трагизм того, что с нами происходит" (Пять лет..., с. 153).

Сегодня поліетнічність Украины - неоспоримый факт. Наличие межэтнических и межконфессиональных конфликтов вызывает необходимость создания такого законодательства, которое бы регулировало межнациональные отношения. В то же время нельзя не понимать и угрозы со стороны чрезмерного полиэтничного смешивания. Мы уже имеем печальный опыт создания "единого советского народа", уроки которого должны помнить и делать надлежащие выводы.

Сегодня лучшим решением межэтнических проблем может быть предоставление этносам возможностей для свободного национально-культурного и экономического развития, помня, что этническая гигиена (повышение уровня моноетнічності каждого народа) может дать лучшие результаты, чем любые интернациональные щепленя, которые в конечном итоге могут привести к упрощению етносфери (исчезновение этнического разнообразия биосферы) и к вырождению человечества в целом.
Однако, приоритетами государственной идеологии, прежде всего, должна быть единая государственная язык титульной нации, формирования у всех граждан уважения к своей Родине, расширение информационных возможностей для всех этносов, преодоление экономических трудностей и др.

Сегодня в этно-национальной политике уже есть некоторые изменения к лучшему, однако, значительная часть проблем остается вне поля зрения наших политиков. Поскольку этнос и етнорелігія, как уже доказано огромным рядом научных исследований, - взаимообусловленные явления, то сегодня общество немыслимо без религиозной культуры, как его духовного и морально-этического регулятора. Однако, учитывая, что до сих пор приоритеты отдавались только религиозным більшостям (христианской конфессии, другим мировым религиям), то огромное количество граждан до сих пор остаются неосведомлены о собственную украинскую этническую религию, мало того, - до сих пор информация о етнорелігію подается в негативном освещении (через призму собственно христианской заанґажованості). Именно этот факт свидетельствует о преобладании в современном обществе глобальных тенденций, инертность и не желание наших правительственных структур обратить свой взгляд на такой мощный етноформуючий и етнозберігаючий фактор, которым является этническая религия собственного народа.

Использование чужой теоретической базы в вопросах этноса сегодня уже не удовлетворяет украинское общество, потому что оно далеко не всегда адекватно отражает действительное состояние етносфери и мировой геополитики, что не всегда может быть полезным для украинской государственности.

Пересмотр существующих научных и культурных стереотипов, возвращение к своим витокових праджерел - является прогрессивным явлением, особенно на критических пределах истории этносов. Этнокультурный ренессанс во всем мире - характерный показатель переходного периода мирового сообщества в новых этнополитических ценностей. Украинская этнология уже делает первые самостоятельные шаги к решению этих важных проблем нашей отечественной научно-теоретической мысли.



Назад