Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

2.3. Бизнес-план проекта


Бизнес-план - форма представления инвестиционного проекта в виде компактного документа, который выполняется, как правило, на стадии предварительного технико-экономического обоснования и технико-экономического обоснования.

Бизнес-план содержит необходимую информацию, что характеризует инвестиционный проект, обосновывает целесообразность и возможность его осуществления, демонстрирует позитивные макроэкономические результаты от его реализации, а также обоснование выполнения погашения финансовых и имущественных обязательств относительно источников финансирования инвестиционного проекта [6].

Бизнес-план ориентирован как на внутренних, так и внешних пользователей. Для потенциального инвестора или делового партнера бизнес-план важен с позиции оценки финансовой и экономической эффективности и возможности возврата вложенных в проект средств.

При составлении бизнес-плана, ориентированного на внешнего пользователя, необходимо соблюдать следующие принципов [2]:

  • бизнес-план должен быть коротким, оптимальный объем - 15-20 страниц;
  • не перегружать начало бизнес-плана; большинство из тех, кто знакомится с бизнес-планом, не будет читать дальше первой страницы, если не увидит ничего для себя интересного; поэтому описать привлекательные перспективы проекта нужно уже в самом начале;
  • общие формулировки вызывают сомнение в искренности авторов проекта, поэтому важно избегать нечетких определений;
  • бизнес-план должен содержать только достоверные данные, так как в дальнейшем они неоднократно будут проверяться.

Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана может быть угодно-какой при условии предоставления достаточной информации о главные организационные, экономические, правовые и технико-технологические аспекты внедрения инвестиционного проекта. Большинство бизнес-планов имеют структуру в которой предусмотрены, в частности, следующие разделы:

  1. Резюме - описание идеи и основных показателей на 1 странице. С этой главы начинается знакомство с проектом, и потенциальные инвесторы получают о нем первое впечатление, что часто имеет значение для судьбы проекта в целом. Резюме целесообразно писать в последнюю очередь, когда разработку бизнес-плана закончено и выводы относительно эффективности проекта выполнены. Пример резюме бизнес-плана простейшего инвестиционного проекта описаны в Приложении 2.
  2. Продукты проекта - характеристика продукции или услуг; описание особенностей и потребительских характеристик продукции; результаты сравнения с аналогами на рынке; описание предприятия и отрасли. Пример описания продуктов вышеупомянутого инвестиционного проекта описаны в Приложении 3.
  3. Маркетинг и сбыт - характеристика рынка, целевых сегментов потребителей и конкурентов; система и каналы сбыта, стратегия продвижения на рынок и ценовая политика. Этот раздел является ключевым, а его цель - убедиться в существовании рынка сбыта для продукции (услуги) и в способности ее продавать. Пример маркетингового описания инвестиционного проекта описаны в Приложении 3.
  4. Производственный план - описание технологического процесса и наличия необходимого энергетического и инженерного обеспечения. Жизнеспособность проекта зависит от уровня технологии производства: на каком оборудовании и из каких материалов будет производимая продукция (услуга). Пример производственного плана инвестиционного проекта описаны в Приложении 4.
  5. Организационный план - в какой форме будет существовать бизнес; организационная структура и график реализации проекта, правовое обеспечение, ведущие специалисты, партнеры по реализации проекта. Команда, которая реализует проект, является ключом к успешной реализации проекта. Пример организационного плана инвестиционного проекта описаны в Приложении 4.
  6. Бюджет проекта - нормативы, расходы, расчеты себестоимости продуктов проекта, план доходов; потребность и источники финансирования, инвестиционный план; поток реальных денег, прогнозный баланс. Начинать этот раздел надо с определения и структурирование выходных данных. Их удобно свести в таблицу, пример которой приведен в Приложении 5. Пример таблицы с исходными данными вышеупомянутого инвестиционного проекта описаны в Приложении 6. Примеры расчетов прибыли и денежных потоков для этого же проекта предоставлено в виде таблиц в Приложениях 7 и 8 соответственно.
  7. Эффективность проекта - расчеты и анализ главных показателей эффективности. Раздел является ключевым для поиска партнеров и инвесторов. Наиболее распространенные показатели - это:
    • Чистая современная стоимость (Net Present Value) - NPV. Расчетная формула показателя приведена выше. Критерий эффективности инвестиций: NPV должен быть больше 0.
    • Коэффициент эффективности (Cost Benefit Ratio:
(4)

где для года t:

В t - доходы проекта;

C t - затраты на реализацию проекта;

r dis - ставка дисконта

 

Фактически этот коэффициент отражает сравнения доходов проекта с затратами на его реализацию. Критерий эффективности для этого показателя: CBR должен быть больше 1.

  •  
    • Индекс доходности проекта (Profitability Index):
(5)

где C t * = текущие расходы + налоги = C t - I;

I - инвестиционные затраты проекта

 

Показатель позволяет сравнить прибыль проекта с инвестиционными затратами. Критерий эффективности: PI должен быть больше 1.

  •  
    • Внутренняя норма рентабельности - IRR:
(6)
 

Необходимо найти такое значение IRR = r dis, которое бы обеспечивало равенство. Это комплексный показатель, что свидетельствует о определенный запас прочности проекта - чем больше значение ставки дисконта IRR, тем более эффективный проект.

Срок окупаемости (Payback Period) - ГГ. Измеряется в годах или в месяцах. Показатель демонстрирует момент времени в периоде реализации проекта, когда сумма денежных потоков с нарастающим итогом перестает быть отрицательной, то есть когда NPV = 0 [1]. Пример графика окупаемости проекта приведен в Приложении 9.

Примеры расчетов для вышеупомянутых главных показателей эффективности проекта предоставлено в виде таблицы в Приложении 10. Коэффициент дисконтирования избран по ставке 16%.

  1. Оценка рисков - расчеты и анализ факторов, влияющих на выполнение плана. Выполняются расчеты по каждому фактору, что может измениться и повлиять на результаты проекта. Определяется допустимый уровень изменения каждого фактора, и моделируется сценарий одновременного действия этих факторов. Фактически разработчик проекта получит несколько вариантов бюджета, один из которых будет построен по пессимистическому сценарию. Поскольку риски могут снизить финансовую эффективность проекта, крайне важно предусмотреть пути их минимизации. Примеры расчетов и анализа рисков проекта предоставлено в виде таблицы в Приложении 11.

Бизнес-план - это рекламный документ, который представляет качество проекта. Поэтому важным является оформление бизнес-плана, чтобы он выглядел профессионально и вызывал доверие. Бизнес-план должен быть достаточно о стый, функциональный и удобный для пользования. Для роз межевание различных функциональных частей плана целесообразно использовать удобные разделители, чтобы заинтересованный специалист легко смог найти “свою” информацию в нужном ему разделе.

Опыт отечественного бизнес-планирования свидетельствует о наличии типовых проблем качества инвестиционных проектов, как документов. Эти ошибки в содержании бизнес-планов негативно влияют на намерения инвесторов относительно внедрения этих проектов. Таким образом, большое значение имеет опыт и профессионализм разработчиков бизнес планов. К типичных ошибок, в частности, можно отнести следующие [7]:

  1. Цифры в тексте инвестиционного проекта не совпадают с данными расчетов. Инвестор, анализируя бизнес-план, не может самостоятельно разобраться, какая из двух цифр является правильной, и дальнейшее изучение проекта теряет смысл.
  2. Недостаточное использование средств наглядного восприятия - схем, графиков, диаграмм;
  3. Завышение возможностей реализации продукции. Непродуманная маркетинговая стратегия, слишком оптимистичные прогнозы продаж вызывают вопросы у потенциального инвестора.
  4. Завышение конечной цены реализации товара и занижение расходов, что с одной стороны приводит к формально “хороших” финансово-экономических показателей инвестиционного проекта, а с другой - к повышению риска того, что проект не будет реализован.
  5. Ошибки в учете движения средств и учета сроков уплаты налогов (учет авансовых платежей по налогу на прибыль, возврата НДС и т. п.).

  Выводы

Признаки понятия “проект”: цель; план согласованных мероприятий; временные параметры; уникальность. Все без исключения проекты инвестиционными.

Инвестиционный проект - это комплекс документов и мероприятий, обеспеченных инвестициями, для достижения определенной цели в определенный срок.

Фазы жизненного цикла проекта : прединвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная, каждая из которых делится на определенные стадии.

Документация проект состоит из двух частей: техническая и экономическая.

Денежный поток - это:

  • разница между поступлениями (В) и платежам (С);
  • сумма амортизационных отчислений (А) и прибыли (П),

или: - С = А + П.

Стоимость капитала :

  • норма прибыли, что определяет ценность распоряжение капиталом в течение года;
  • выражается в форме процентной ставки;
  • определяется на основе анализа рыночных условий и степени риска.

Наращивание - увеличение со временем суммы долга, что зависит от банковской ставки и срока начисления процентов.

Дисконтирование - противоположная к наращиванию операция расчета современной ценности. Discounting - снижение стоимости.

Чистая современная ценность, Net Present Value (NPV) - сумма всех денежных потоков, возникающих в течение всего периода реализации проекта на каждом интервале планирования, приведенных на момент начала инвестирования. Present value - истинная ценность, приведенная стоимость.

Структура типового бизнес-плана:

1. Резюме;

2. Продукты;

3. Маркетинг;

4. Производство;

5. Организация;

6. Бюджет;

7. Эффективность;

8. Риски.



Назад