Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

3.5. Инвестиционная политика на местном уровне


Вопросы современного муниципального экономического развития неразрывно связано с повышением их инвестиционной привлекательности как для межрегионального перераспределения инвестиционных ресурсов, так и для привлечения иностранных инвестиций.

Необходимым условием улучшения инвестиционной и экономической ситуации в Украине является дальнейшая децентрализация государственного управления, которая способна повысить демократический потенциал общества, способствовать повышению управленческой компетенции региональных и местных органов власти. К сожалению, современная практика формирования инвестиционных программ регионального уровня являются слишком несовершенной. В подавляющем большинстве областные инвестиционные программы является простым сведением собранных из районов проектов увеличения производства определенных предприятий, в которых экономическое обоснование крайне несовершенно. Если брать во внимание местный уровень экономического развития, то возможностей сельских, поселковых и городских в малых городах органов местного самоуправления (ОМС) недостаточно для квалифицированного мониторинга и управления не только инвестиционными процессами, но и экономическим развитием в целом. В штатном расписании сельских и поселковых ОМС часто нет даже должности экономиста, что, как правило, объясняется ограниченностью бюджетного финансирования. Даже при наличии соответствующих штатных единиц в ОМС высшего уровня перегруженность большим количеством текущих проблем не дает специалистам возможность реального влияния на инвестиционные процессы.

По законодательству Украины структуры государственной и региональной власти не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и влиять на нее. Закономерно, что в период развития социальной рыночной экономики инструменты прямого, административного влияния местных и региональных органов власти на деятельность хозяйствующих субъектов становятся неприемлемыми. Основной их задачей является освоение экономическими методами управления. Эта задача является особенно сложным учитывая недостаточный уровень профессиональной подготовленности специалистов, которым в подавляющем большинстве не хватает экономических знаний и понимания специфики функционирования социальной рыночной экономики.

Квалифицированное управление региональным развитием требует специалистов с навыками аналитической работы, способных изучать рынок и возможные риски предпринимательской деятельности, использовать системный подход в решении задач управления или сопровождения инвестиционных проектов. Представители местной власти или специалисты, уполномоченные осуществлять непосредственный контакт с инвестором, должны не только в совершенстве владеть информацией относительно местного экономического развития, стратегических направлений и перспектив, но учитывать профессиональную, ментальную, национальную специфику каждого потенциального инвестора. С другой стороны, успешная работа представителей власти с инвесторами является залогом формирования благоприятного инвестиционного климата региона, фактором привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в его развитие. Именно представители местной власти способны предоставить потенциальному инвестору необходимую поддержку.

Перечень мероприятий, способных реально способствовать инвестиционным процессам на местном и региональном уровнях и таких, которые зависят от управленческих структур, включает в первую очередь информационную поддержку. Потенциальный инвестор должен получить необходимую для принятия решения информацию именно в той форме и через те каналы, которые для него являются наиболее приемлемыми. От представителей местной власти зависит степень распространения информации о соответствующий регион, в частности его конкурентные преимущества, особенности и т.д. Важное значение в этом отношении имеет и лоббирования интересов региона на всех управленческих уровнях.

В случае принятия инвестором решения о начале предпринимательской деятельности в регионе он будет нуждаться в конкретных мер поддержки со стороны местной власти. Они могут проявляться в личных контактах руководителей региона с инвесторами, согласовании позиций по сути и значения определенных инвестиционных проектов. Указанные проблемы актуализируют необходимость квалифицированного подбора персонала с соответствующим образованием и подготовкой.

Рост объемов привлеченных инвестиций играет двойную роль для регионов. Во-первых, это по количеству привлеченных инвестиций можно сделать вывод о действенности соответствующей региональной или местной власти, тем самым оценить ее эффективности. Во-вторых, инвестиции сами по себе выступают инструментом и движущей силой экономического развития соответствующей территории, т.е. позволяют получать тот социальный эффект, о котором шла речь ранее. С целью стимулирования экономического развития территорий и ускорения в них инвестиционных процессов на региональном и местном властных уровнях должна осуществляться целенаправленная стратегия формирования имиджа региона как привлекательного места вложения инвестиций, в числе которых: формирование базы данных для потребностей широкого круга инвесторов относительно экономической и правовой среды, инвестиционного потенциала и конкурентных преимуществ территории; внедрение и постоянное поддержание действия эффективных каналов распространения информации относительно потребностей и возможностей территории, в том числе рекламного характера; активное участие и посредничество в налаживании деловых контактов между представителями местных деловых кругов и потенциальными инвесторами; административный и консультативный сопровождение инвестиционных проектов.

Цель и задачи региональной власти в инвестиционном процессе могут быть представлены в виде функциональной модели на рисунке 1.

Рисунок 1. Функциональная модель регионального инвестиционного процесса
Функции региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата:
1 - изучение потребностей и ресурсов общества; 2 - информационная кампания; 3 - поддержка бизнеса.

Лучший опыт

Постоянное расширение потребительского рынка города является источником бурного развития предпринимательства. В этом направлении местная власть м. Бердянска верно осознала свою главную роль - обеспечение для местных производителей максимального потребительского рынка, как внутреннего, так и внешнего:

  • с 1998 г. введен ежегодный промышленную выставку-ярмарку, которая принимает десятки предприятий со всей Украины;
  • получили политическую, информационную и маркетинговую поддержку городской власти “старые” традиционные предприятия города, что позволило осуществить не только их реконструкцию, но переоборудование новым технологическим оборудованием и начать выпуск новых видов продукции - современных кабелей, стекловолокна, гидронасосов;
  • осуществляется политика поддержки малого и среднего бизнеса относительно упрощения регуляторных процедур;
  • издан справочник “Инвестиционная привлекательность г. Бердянска”.
Результатом политики улучшения местного инвестиционного климата стало рост налоговых поступлений в местный бюджет от субъектов предпринимательства. В Бердянске это более 21% от общего объема доходов, тогда как в среднем по Украине - меньше 10%. Количество таких субъектов предпринимательской деятельности в городе выросла на 30% за 2003-2005 гг., что свидетельствует о хорошем местный инвестиционный климат и является лучшим стимулом для поступления в город внешних инвестиций

Важным условием успешности инвестиционных процессов региона является реализация комплексной стратегии его социально-экономического развития, которая предусматривает взаимосвязанную систему мер. Основными из них являются: стратегическое планирование социально-экономического развития региона; налаживание межсекторного сотрудничества “власть - общество”, “власть - бизнес” на принципах открытости и прозрачности принятия и реализации управленческих решений; реализация региональной информационной политики, направленной на формирование благоприятного инвестиционного имиджа региона; подготовка специалистов из местного и регионального экономического развития путем государственного заказа их подготовки в высших учебных заведениях.

 

Выводы

Инвестиционные процессы в мире активизируются, усиливается конкуренция как за выгодные места вложения капитала, так и за привлечение эффективного инвестора. Украина на сегодняшний день выступает в качестве реципиента инвестиционных вложений, что актуализирует усиление инвестиционной привлекательности.

Основными факторами конкурентоспособности наций по теории М. Портера является: факторные условия; условия спроса; состояние обслуживающих и близких отраслей; стратегия конкуренции.

Существует три основные условия осуществления иностранных инвестиций: конкурентные преимущества от создания собственного производства за рубежом должны быть выше расходы на его расширение в своей стране; страна, в которой будет осуществлена инвестиция, должна быть привлекательна за своими географическими характеристиками; реализация предыдущих двух преимуществ должна быть для внешнего инвестора выгоднее, чем для местных предприятий.

Инвестиционная привлекательность - это совокупность объективных и субъективных условий, которые способствуют или препятствуют процессу инвестирования национальной экономики на макро -, мезо - и микроуровнях.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, правовых, экономических, организационных и социальных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования экономики страны, региона. Состояние инвестиционного климата выражается для инвестора в ожидаемой прибыли, а для страны, которая принимает, - в реально полученных иностранных инвестиционных ресурсах. Многочисленные опросы субъектов инвестиционного процесса в Украине, осуществляемые украинскими и международными исследовательскими, консультативными и коммерческими структурами, свидетельствуют, что основными факторами, которые ухудшают инвестиционный климат в Украине является нестабильность и огромный объем государственного регулирования, сильное налоговое давление, бюрократизм и коррупция в местных и центральных органах власти.

Реальное содействие развитию предпринимательства в Украине предусматривает формирование понятных и экономически оправданных предпосылок и правил предпринимательской активности. На уровне местных органов власти могут решаться следующие вопросы: проведение информационно-рекламной кампании для создания имиджа региона как привлекательного места вложения инвестиций; предоставление широкому кругу инвесторов достаточного объема информации об инвестиционных возможностях, экономическое и правовое среду; предоставление иностранным инвесторам информации по вопросам проведения административных действий, необходимых для осуществления инвестиций.



Назад