Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

4.1. Стратегия развития общины - первооснова ее экономического развития


Вопрос приоритетов и путей развития общины в числе многих других относится к компетенции местной власти. В период перестройки социальной рыночной экономики в Украине произошли значительные сдвиги в направлении децентрализации власти и расширение прав органов местного самоуправления как выразителей интересов территориальной общины. Большинство вопросов регионального и местного экономического развития находятся в компетенции местной власти и решаются на местах, что соответствует принципам Европейской Хартии местного самоуправления. Вместе с тем остается нерешенной значительное количество проблем, в том числе финансовых, без решения которых долгосрочный социально-эффективное развитие территориальных общин невозможен.

Одной из основополагающих принципов региональной политики является возрождение принципов комплексного социально-экономического развития. От упрощенного трактовка комплексности при централизованной экономической системы как достижение оптимальной структуры, экономически обоснованных масштабов производства в каждой из отраслей в соответствии с имеющимися в регионе природными и экономическими предпосылками и потребностями народного хозяйства [7, с. 67] необходимо перейти к новому содержательного наполнения указанного принципа. В основе современного трактовка комплексности - сбалансированность ресурсного обеспечения, потенциала региона с экономическим развитием и повышением качества жизни населения региона.

К компетенции региональной и местной власти закономерно переходят функции планирования и прогнозирования социально-экономического развития соответствующих территорий. Если во времена планово-централизованной экономики планирования развития территории осуществлялось союзными и республиканскими структурами, то в современных условиях регионы должны самостоятельно, с учетом интересов населения соответствующей территории, определять экономические перспективы и управлять экономическим развитием. К сожалению, сегодня преобладают стихийность и разный уровень интенсивности овладения новыми функциями региональной властью. В числе причин такой ситуации стоит отметить:

  • отсутствие единой общегосударственной стратегии и тактики децентрализации управления;
  • нехватка соответствующих профессиональных знаний и опытных специалистов по экономическому развитию в регионах;
  • низкий уровень опыта регионального управления в условиях рыночной экономики и т.д.

Во многих украинских городах и регионах планирования экономического развития осуществляется только на краткосрочный период, как правило, на один год. Перечень проблем, которые решаются годовым планом социально-экономического развития региона, ограничивается текущим, такими, которые решают насущные потребности жизнеобеспечения населения.

Действенной альтернативой указанного вида планирования является распространение опыта развитых стран США и Западной Европы относительно стратегического планирования развития территориальных общин. Взлет стратегического планирования в этих странах пришелся на середину 60-х гг. ХХ в. и был обусловлен не только ростом уровня сложности систем управления и связей между ними, ускорением научно-технического прогресса, но и восприятие положительного опыта управления социально-экономическими процессами в тогдашних социалистических странах. Изменение методологии долгосрочного планирования развития в направлении максимально возможного привлечения общества, позволила создать действенный механизм управления территориальным развитием. В странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии распространение стратегического планирования развития городов пришлось на середину 1990-х гг., частично благодаря международным программам содействия развитию демократии, частично - по инициативе научной общественности, прогрессивных представителей органов местной власти.

Стратегическое планирование развития города - это деятельность представителей всех основных слоев общества для определения стратегических и оперативных целей развития и логической последовательности действий по их достижению. Оно служит основой для утверждения годового бюджета города и ежегодного плана социально-экономического развития.

Идеология стратегического планирования заключается во взаимодействии научного обоснования и широкого научного обсуждения путей развития города, что позволяет совместить долгосрочную перспективу развития, текущее управление и решение неотложных задач. Стратегическое планирование развития города способствует решению значительного количества проблем: обеспечению необходимого уровня социально-экономической стабильности, развитию тех форм экономической деятельности и занятости, которые согласуются с существующими ресурсными возможностями общины, созданию качественно новых рабочих мест, улучшению жизненных стандартов.

Община любого города Украины имеет право выбирать собственную судьбу. В последнее время процесс стратегического планирования как эффективный инструмент такого самоопределения применяется все чаще. При этом в Украине стратегическое планирование происходит по разным методикам, которые имеют происхождение, в частности, с США и Польши. Существует уже некоторое украинский опыт, сочетающий в себе лучшие черты различных иностранных методик. Собственно говоря, любой алгоритм стратегического планирования имеет много общих черт, он хорошо известен специалистам [11], [12]. Что же касается инструментов реализации выбранных общинами стратегий развития, у каждого города есть свои, порой уникальные средства.

Лучший опыт [12]

При активном участии и сотрудничестве с негосударственными организациями и представителями бизнеса в городе было разработано и в 2002 году утвержден Стратегический план экономического развития города “Вознесенск 2010”. Общее видение жителями будущего города: “Город с развитой экономикой, высоким уровнем жизни, экологическое чистое, безопасное, привлекательное для инвесторов и молодежи”.

Главные Стратегические приоритеты развития города соответствуют ранее принятому Уставу города и имеют усиленную социальный акцент:

  • Инвестиционная политика и развитие экономики в городе.
  • Социально-культурное обеспечение семьи, социальная помощь наиболее уязвимым слоям населения города, улучшения условий жизнеобеспечения населения города.

Тщательный анализ местных возможностей и препятствий позволил верно определить базовые ресурсы, на которых планировалось строить модель экономического развития города:

1. Промышленный потенциал с высокими показателями динамики развития в сочетании с трудовыми ресурсами города, с высоким квалификационным уровнем. В частности, производство валового внутреннего продукта предприятиями Вознесенская в 2003 году составил 52 млн. долл. США, или 6,3% от общего областного производства, при этом объем производства на душу населения составил 1262 долл. США, что вдвое больше среднего показателя по стране.

2. Рекреационные ресурсы города и туристический потенциал.

Способствовать использованию такого потенциала имела наличие достаточных водных и минерально-сырьевых ресурсов в сочетании с развитой транспортной инфраструктурой.

Таким образом, планировалось развитие города, основанный на действующем производстве, предпринимательстве и использовании потенциала окружающей среды.

Механизм стратегического планирования, которая распространяется в регионах и городах Украины, позволяет реализовать принципиально новый подход к планированию и управлению экономического развития. Основные принципиальные особенности его - отображение и реализация интересов территориальной общины, комплексный и системный подход к решению проблем развития, вариантность и этапность. Квалифицированно разработан Стратегический план развития города может быть рассчитан на 10-30 лет. Он не является четко детерминированным и может варьироваться усилиями постоянно действующей рабочей группы в зависимости от изменения обстоятельств, факторов развития и т.д. Вместе с тем, такая точка зрения не является общепризнанной. В период общественно-экономической трансформации активность и направленность реализации стратегических планов городов, регионов часто ограничивается сроками властных полномочий руководства соответствующих субъектов региональной экономики. В таком случае есть смысл формировать стратегический план на период между выборами. В рамках его реализации важно то, что экономический прогресс территории будет осуществляться не вопреки, а с учетом позиции конкретной территориальной общины и ради его пользы.



Назад