Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

4.2. Инвестиционные ресурсы территориальной общины


Объем инвестиционных ресурсов территориальной общины в значительной степени зависит от состояния местных финансов, в частности, бюджет местного самоуправления. По своему назначению местные бюджеты, кроме удовлетворения текущих социальных потребностей, должны обеспечивать расширенное воспроизводство в пределах соответствующей территориальной системы.

На сегодняшний день в Украине государственные инвестиции осуществляются в следующих формах: капитальные расходы (расходы развития) государственного и местных бюджетов, бюджетное финансирование государственных целевых программ, инвестиционные расходы бюджетов развития. Реальным источником инвестиционных проектов являются средства бюджета развития (табл. 4.1).

Таблица 4.1.

Структура бюджета развития местных бюджетов [1]

Источники формирования бюджета развития местных бюджетов

Направления использования средств бюджета 0розвитку местных бюджетов

Средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения

Взносы органов власти АР Крым и органов местного самоуправления в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности

Поступления дивидендов, начисленных на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящихся в собственности соответствующей территориальной общины

Капитальные вложения, в том числе капитальные вложения по совместных проектах развития регионов

Средства от возврата займов и проценты, уплаченные за пользование ими

Средства, которые передаются из другой части местного бюджета по решению соответствующего совета

Погашение основной суммы долга в соответствии АР Крым и местного самоуправления

Заимствования в бюджет развития

Субвенции от других бюджетов на выполнение инвестиционных проектов

Бюджет развития является действенным рычагом в осуществлении долгосрочной программы социально-экономического развития, предоставленным местной власти Бюджетным кодексом. Ресурсы этого бюджета направляются на развитие местной социальной и производственной инфраструктуры (дорог, сферы обслуживания и т.д.), на реализацию программ социально-экономического развития соответствующей территории, связанных с осуществлением инвестиционной и инновационной деятельности, а также на финансирование других расходов, связанных с расширенным воспроизводством. Статьи 14 и 72 Бюджетного кодекса позволяют принимать бюджеты городов с дефицитом исключительно в части бюджета развития. Такой дефицит должен покрываться за счет заимствований в местные бюджеты. То есть кодекс позволяет городам финансировать в долг только перспективные программы развития, а не текущие расходы. Утверждение областных, районных, районных в городах, сельских и поселковых бюджетов с дефицитом не разрешается. Следовательно, в бюджет развития могут быть привлечены средства от местных займов, от отчуждения имущества территориальных общин. Из этих средств возможно финансирование уставного фонда субъектов предпринимательской деятельности, а дивиденды, начисленные на акции хозяйственных обществ, находящиеся в собственности соответствующей территориальной общины, возвращаются в бюджет развития. Здесь прослеживается своеобразный замкнутый круг: созданные за счет бюджета развития предприятия приносят доход в бюджет развития, средства которого используются на создание новых субъектов предпринимательства или на капитальные вложения в инфраструктуру [10].

На фоне роста взноса бюджетных средств в валовое накопление основного капитала в Украине с 1,6% ВВП в 1999 г. до 3,3% ВВП в 2004 г. [6, с. 48] эффективность их использования остается низкой. На муниципальном уровне для повышения эффективности инвестиционной политики необходимо:

  • ввести в практику бюджетного инвестирования четкую и прозрачную процедуру выбора проектов по обоснованным перечнем критериев;
  • осуществлять ежегодное планирование инвестиционных проектов в соответствии с разработанной согласно установленных процедур долгосрочной инвестиционной программы, что позволит упорядочить расходы во временном разрезе и отслеживать более точно их целевое направление.


Назад