Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

4.6. Инвестиционный паспорт региона


Потребность в улучшении инвестиционного климата страны и ее регионов является вполне объективной. Однако, несмотря на значительное количество публикаций по данной проблематике, расширение спектра презентационных мероприятий на уровне региональной власти, существенного положительного сдвига в инвестиционной деятельности в стране не наблюдается. Основной причиной этого остается несистемность как обоснование предлагаемых мероприятий, так и практических действий по их реализации.

В Украине наблюдается усиление инвестиционных рисков. Существенные ограничения инвестиционной активности в стране закладываются именно на уровне общегосударственной экономической политики. Наиболее весомыми для инвесторами стали: мораторий на действие льготных условий экономической деятельности в СЭЗ и ТПР, методологическая неопределенность и неясность осуществления реприватизации, введение налога на добавленную стоимость на прямые инвестиции в уставный капитал и т.д.

Анализ инвестиционно-привлекательных отраслей, которые благодаря своей экспортной ориентации значительной степени обеспечили рост украинской экономики в предыдущие периоды, удостоверяет следующие приоритеты - металлургическая, горнодобывающая промышленность, машиностроение. Так, в структуре экспорта украинских товаров в 2004 г. 77,2% приходится на минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, недрагоценные металлы и изделия из них, транспортные средства и дорожное оборудование, механическое оборудование, машины и механизмы, электрооборудование и т. п . [14, с. 143].

Относительно мировых тенденций, такая экспортная и производственная ориентация украинской экономики не является перспективной, она консервирует технологическую отсталость и усиливает ресурсоемкость валового внутреннего продукта. Результаты традиционного рейтинга 500 крупнейших компаний, проводимого британской Financial Times, определили мировых лидеров, которые демонстрируют высокую инвестиционную привлекательность - банковский бизнес, добыча нефти и газа, услуги связи, фармацевтика и биотехнологии, компьютеры, IT-технологии [4].

Эти факты требуют пересмотра, а вернее, - однозначности общегосударственной стратегии экономического развития Украины и региональных стратегий на основе ограниченного количества конкурентоспособных технологий. Мировой опыт подтверждает результативность государственной политики экономического роста при сосредоточении на двух-трех приоритетных направлениях для концентрации ресурсов при наличии конкурентных преимуществ для их развития.

Инвестиционный паспорт - документ с информацией о регионе, способной заинтересовать потенциального инвестора. Практика составления инвестиционных паспортов в Украине далека от совершенства, поскольку часто ограничивается компиляцией имеющейся на определенный период времени информации о город или регион, подобранной различными структурными подразделениями горисполкома или облгосадминистрации. На наш взгляд, инвестиционный паспорт территории - логическая составляющая и инструмент инвестиционной политики на местном и региональном уровне, а поэтому логика и структура его наполнения должны быть увязаны с целями и задачами, а также ресурсными предпосылками регионального экономического развития (рис. 4.2).

Степень реализации стратегии развития территории в инвестиционных проектах, направленных на удовлетворение потребностей населения в значительной степени определяется местными институциональными условиями, а значит, находится в прямой зависимости от эффективности регионального управления.

Рисунок 4.2. Инвестиционная политика на региональном уровне

 

Составление инвестиционных паспортов городов и регионов Украины в подавляющем большинстве происходит по схеме, предложенной Кабинетом Министров Украины и размещенном на правительственном сайте [17], которая отражена в таблице 4.5.

Таблица 4.5.

Структура инвестиционного паспорта области

1. Официальный раздел.

2. Характеристика области.

2.1. География и природный потенциал.

2.2. Промышленность.

2.3. Агропромышленный комплекс.

2.4. Малое предпринимательство.

2.5. Внешнеэкономическая деятельность.

2.6. Туризм.

2.7. Региональная инвестиционная и промышленная политика.

5. Справочные данные для расчетов и обоснований.

5.1. Земельный фонд области.

5.2. Ставка земельного налога.

5.3. Цены на электроэнергию.

5.4. Водоснабжение и канализация.

5.5. Газификация.

5.6. Цены на газ.

3. Инфраструктура региона.

3.1. Рынок земли и недвижимости.

3.2. Транспортные коммуникации.

3.3. Телекоммуникационные системы.

3.4. Финансово-кредитная система.

3.5. Культура и досуг.

6. Социальные вопросы.

6.1. Рынок жилья.

6.2. Среднее образование.

6.3. Детские сады.

6.4. Профессиональное образование.

6.5. Медицинские учреждения.

6.6. Физическая культура и спорт.

4. Основные показатели экономического и социального развития.

4.1. Количество занятых по отраслям экономики.

4.2. Консолидированный бюджет области.

4.3. Среднемесячная заработная плата.

7. Крупнейшие предприятия области.

8. Другая полезная информация.

Анализ предложенных согласно вышеприведенной схемы инвестиционных паспортов областей и городов Украины позволяет сделать следующие общие выводы. Данная структура инвестиционного паспорта не совсем соответствует целевому назначению - быть полезной для потенциального инвестора. Так, в общей характеристике областей, как правило, подается подробная информация об истории, культуре населения области, что не имеет непосредственного отношения к инвестиционных потребностей территории. Все разделы относительно наполнения достаточно детализированы, однако при этом полезная информация для инвестора, должна быть конкретной и лаконичным. Поскольку, последние научные, социологические исследования доказывают усиление значимости потребительского фактора для экономического развития и, в частности, для осуществления зарубежных инвестиций, - важнейшим аспектом в инвестиционном паспорте (в частности в разделах 2.2 - 2.7) является маркетинговый анализ потенциального потребительского (внутри - и межрегиональной) рынка и определение его количественных показателей.

Наибольший эффект имеет сравнения территориальных показателей со средними по стране и обязательно - в динамике за несколько последних лет (например, начиная с 2000 г. - начала экономического роста в Украине). Совершенно излишним есть информация, например “Основные показатели работы канализаций (отдельных канализационных сетей) в городах и районах Днепропетровской области в 2002 году”. Приведенные в инвестиционном паспорте данные лучше всего воспринимаются в графической форме. Очевидно нецелесообразным является детализация раздела “Социальные вопросы”, поскольку показательной для инвестора может быть разве что ситуация на рынке жилья.

Особенно негативно воспринимается констатация в инвестиционных паспортах наличии проблем, что свидетельствует о некомпетентности авторов документа и непонимание истинной мотивации инвестора в получении прибыли, а не решении отдельных социальных, экологических и других проблем территории (например, о состоянии заболеваемости СПИДОМ и сахарный диабет в г. Киеве и мероприятия по выполнению Программы Президента с их преодоления). Если есть потребность в решении определенной проблемы территории, в инвестиционном паспорте она должна быть сформулирована в виде инвестиционного предложения и быть подкреплена конкретными мерами местной власти, заинтересованной в ее решении.

Желаемым для эффективного продвижения инвестиционного паспорта территории есть по крайней мере двуязычный его формат, содержащий профессиональный, а не любительский перевод информации. Одним из наиболее существенных недостатков существующих инвестиционных паспортов регионов и городов Украины является нерегулярность возобновления их информации. Так, значительное количество паспортов были составлены в 2002 г., даже по данным 9 месяцев, и с тех пор не менялась. Такой подход свидетельствует о незаинтересованности и непрофессионализм соответствующих властных структур в осуществлении системной инвестиционной политики.

Инвестиционные паспорта регионов и городов как инструмент осуществления системной инвестиционной политики требуют постоянного совершенствования. Учет замечаний относительно их содержательного наполнения позволит повысить эффективность этого средства управления развитием территории.

 
Выводы

Успешная местная инвестиционная политика начинается с анализа инвестиционных возможностей общины - потенциала бюджетного финансирования потребностей в привлечении частных инвесторов. Эти и многие другие вопросы являются предметом Стратегического плана города.

Стратегическое планирование развития города - это деятельность представителей всех основных слоев общества, нацелена на определение стратегических и оперативных целей развития и логической последовательности действий по их достижению. Оно служит основой для утверждения годового бюджета города и ежегодного плана социально-экономического развития.

Бюджетные инвестиции на местном уровне осуществляются в следующих формах: капитальные расходы (расходы развития) местного бюджета, бюджетное финансирование государственных целевых программ, инвестиционные расходы бюджетов развития.

Бюджет развития является составной местного бюджета, то есть это доходы и расходы местного бюджета, которые образуются и используются для реализации программ социально-экономического развития соответствующей территории. Бюджет развития является фактором ускорения экономического и социального роста, однако в современных украинских реалиях его возможности используются недостаточно.

Для эффективного привлечения частных инвесторов к работе в территориальной общине, местными властями устанавливаются инвестиционные приоритеты, которые соответствуют конкурентным преимуществам территории и согласованы со Стратегическим планом общества. Инвестиционная карта является дополнительным инструментом реализации прозрачной и взвешенной инвестиционной политики. Для реализации в территориальной общине инвестиционные проекты должны пройти процедуру отбора в соответствии с утвержденными критериями.



Назад