Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

5.1. Сущность и законодательные основы муниципального кредита


Муниципальное (коммунальное) кредит - это система отношений между двумя юридическими лицами с возвратной, платной и срочной передачи финансовых ресурсов, одна из которых - орган местного самоуправления [19, с. 201]. Коммунальный кредит имеет следующие основные формы:

  • облигационные займы;
  • безоблігаційні займа;
  • коммунальный банковский кредит;
  • коммерческий коммунальный банковский кредит;
  • коммунальный кредит государственных банков;
  • взаимный коммунальный кредит.

Большинство этих форм муниципального кредита в Украине распространения не имели. Среди указанных развиваются лишь кредит в форме коммунальных облигационных займов и коммерческий банковский коммунальный кредит.

Коммунальный кредит как форма участия местных органов самоуправления в финансово-кредитных отношениях имеет перспективы развития в Украине. Участие местных органов власти в кредитных отношениям распространена в большинстве зарубежных стран.

В некоторых странах - Дании, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландах, Португалии, Швеции, Швейцарии - доступ органов местного самоуправления до рынке ссудного капитала свободный и не ограничивается государством. В других странах этот доступ возможен при условии разрешений государства (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Ирландии, Норвегии, Испании). В законодательстве практически всех зарубежных стран содержится требование о направлении заемных финансовых ресурсов исключительно на инвестиции. За счет ссуд в европейских странах формируется, как правило, 10-15% доходов местных бюджетов. Самый высокий показатель в Сан-Марино, он составляет 69%, в Нидерландах - 19, в Бельгии - 13, на Кипре - 12, в Чехии - 11, в Испании, Франции - 10% муниципальных доходов [19, с. 214].

В России наибольшее развитие программы муниципальных долговых заимствований на фондовом рынке набрали в Москве и Санкт-Петербурге. Основой такой программы в Москве является Концепция управления муниципальным долгом и использования заемных средств в городском бюджете [22, с. 81]. Эту стратегию реализовано в виде целостной инвестиционно-заемной системы, в рамках которой все операции с привлечения, обслуживания и погашения долговых обязательств города осуществляются единственным заемщиком. Его функции по формированию и контролю финансовых потоков выполняет специализированный орган исполнительной власти - Комитет государственных заимствований города Москвы. Для организации и обеспечения эффективного функционирования инфраструктуры инвестиционно-заемной системы, а также решения технологических задач в рамках управления государственным долгом города создано специализированное государственное унитарное предприятие “Мосфинагентство”, которое не имеет на рынке собственных интересов и организационно-правовая форма которого дает возможность Правительству Москвы осуществлять полный контроль за его деятельностью.

Согласно российского опыта, муниципальные заимствования осуществляются для реализации различных проектов жилищного строительства, телефонизации города, реализация инфраструктурных проектов, строительство коммерческой недвижимости, кредитование местных предпринимателей. Особого внимания заслуживает опыт выпуска облигаций промышленных займов. Так, Администрация Владимирской области в 1994 г. провела конкурс среди промышленных предприятий на право использования большей части средств от размещения муниципального займа. За счет этих средств, переданных администрацией области, победитель - АК “Владимирский тракторный завод” - осуществил широкую программу реструктуризации, модернизировал производство тракторов и двигателей, освоил сборки троллейбусов. В результате завод выполнил свои обязательства, что дало возможность оплатить инвесторам обещанный доход и погасить сумму займа в назначенный срок. Подобные промышленные займа были осуществлены администрациями Хабаровского края, Тюменской, Ярославской, Рязанской областей, Чукотского автономного округа, г. Находки [22, с. 84].

Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления в Украине могут выпускать государственные ценные бумаги для удовлетворения потребностей в финансировании расходов соответствующих бюджетов и отдельных проектов, а также с целью привлечения инвесторов. Средства от выпуска облигаций внутренних местных займов, займы и кредиты, которые органы местного самоуправления получают в банковских учреждениях, привлекаются лишь к финансированию соответствующего местного бюджета с обязательным внесением в него затрат по обслуживанию указанных займов и кредитов [УП-655, пункт 4].

Система муниципального (коммунального) кредита имеет различные формы. Облигационный муниципальный кредит предусматривает эмиссию облигаций муниципального займа органами местного самоуправления. Различают три вида муниципальных облигаций: бездохідні облигации, которые гарантируются имуществом или доходами органа местного самоуправления; доходные облигации, выпускаемые для финансирования производственных объектов, с доходов которых будет осуществляться их погашения; облигации смешанного типа, которые не приносят дохода, но погашаются с доходов созданных производственных объектов.

Другим видом муниципального кредита является коммунальный банковский кредит.



Назад