Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

5.2. Порядок осуществления муниципальных заимствований


Законодательные основы осуществления местных заимствований в Украине закрепленных Бюджетным кодексом Украины в 2002 году. Согласно кодексу, заимствования в местные бюджеты осуществляются на определенную цель и подлежат обязательному возврату. Заимствования в соответствующих бюджетов могут быть осуществлены лишь в бюджет развития, кроме случаев, когда с целью преодоления временных кассовых разрывов разрешается получать краткосрочные ссуды в финансово-кредитных учреждениях на срок до трех месяцев. Использование заимствований для финансирования текущих расходов запрещается и не может быть источником погашения основной суммы долга соответствующего бюджета.

Государство не несет ответственности по обязательствам и заимствованиях местных бюджетов. Расходы на обслуживание долга осуществляются за счет средств общего фонда бюджета. Решение о заимствовании принимает соответствующий местный совет или Верховная Рада АР Крым. В решении указывается, каким образом будет происходить заимствования - внешнее или внутреннее, кредит или в форме выпуска облигаций, предельная процентная ставка, другие существенные условия.

Во время составления бюджета города и АР Крым общий фонд бюджета должен быть бездефицитным. С дефицитом и соответствующим покрытием этого дефицита заимствованиями составляется бюджет развития специального фонда бюджета. Источниками наполнения бюджета развития, кроме займов, средства от приватизации коммунального имущества, поступления дивидендов, средства, которые передаются из другой части местного бюджета по решению соответствующего совета, субвенции от других бюджетов на выполнение инвестиционных проектов.

Существуют законодательные ограничения осуществления муниципальных заимствований. Во-первых, местный совет может принять решение о заимствовании до соответствующего бюджета при условии, что расходы на обслуживание долга бюджета АР Крым и бюджета местного самоуправления ежегодно не будут превышать 10% расходов текущего бюджета в течение любого бюджетного периода, когда планируется обслуживания долга. Во-вторых, если в процессе уплаты основной суммы долга и процентов по его обслуживанию, обусловленной договором между кредитором и заемщиком, имеет место нарушение графика уплаты по вине заемщика, соответствующая рада не имеет права осуществлять новые заимствования в течение следующих 5 лет.

В-третьих, только местные советы городов с численностью населения не менее 800 тысяч жителей имеют право осуществлять внешние заимствования. По данным Госкомстата [Ст., с. 363-364], на 01.01.2005 г. таких городов было пять: Киев (2,666 млн. чел.), Харьков (1,465 млн.), Днепропетровск (1,054 млн.), Одесса (1,007 млн.), Донецк (1,0 млн.).

Согласно Постановлению Кабмина от 24 февраля 2003 года №207 “Об утверждении Порядка осуществления заимствований в местные бюджеты” введены еще два ограничения. Для осуществления заимствований требуется заключение Министерства финансов относительно соответствия такого заимствования требованиям бюджетного законодательства. Для согласования порядка местного займа, согласно Постановлению КМ Украины от 24.02.2003 №207, городской совет должен направить в Минфин следующий перечень документов: проект решения об осуществлении заимствования; обоснование соответствия заимствования требованиям, установленным бюджетным законодательством о способности выполнить свои долговые обязательства; копии отчета об исполнении соответствующего местного бюджета за год, предшествующий году, в котором принято решение об осуществлении заимствования; информацию о текущем состоянии выполнения обязательств по погашению местного долга, а также о состоянии расчетов по местному долгом за предыдущие 5 лет; обоснование доходов бюджета развития специального фонда местного бюджета, которые будут направлены на погашение основной суммы долга в течение всего периода его погашения; вывод рейтингового агентства относительно способности городского совета своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты по долговым обязательствам.

Если осуществляется внешнее заимствование, необходима справка Госкомстата о численности населения города, а также орган местного самоуправления должен иметь кредитный рейтинг рейтингового агентства. Таковой считается юридическое лицо (резидент или нерезидент), которая специализируется на предоставлении услуг определения кредитного рейтинга и информационно-аналитических услуг, связанных с обеспечением деятельности по определению кредитных рейтингов. Агентство должно иметь разработанную шкалу, которая обеспечивает однозначное толкование рейтинга; методологию определения кредитного рейтинга, информационную инфраструктуру, достаточную для эффективного сбора, обработки и анализа данных; способы распространения информации, достаточные для надлежащего оповещения определенного кредитного рейтинга; проводить мониторинг событий, которые могут изменить кредитный рейтинг любого объекта. Соответствие юридического лица этим признакам должна быть подтверждена экспертным заключением Мирового банка, Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития [21]. В проекте решения о выпуске займа эмитент должен отметить все ее параметры и цель привлечения средств.

Среди причин относительно низкой распространенности муниципальных заимствований в Украине - высокие риски их осуществления. Наиболее распространенными называют риски неплатежа, макроэкономические риски и правовые [23, с. 114]. Риск неплатежа при осуществлении муниципального заимствования возникает в случае превышения расходов по обслуживанию долга бюджетной способности местной власти или в случае усиления инфляционных процессов, когда обесценение заимствованных ресурсов делает невозможным своевременное и качественное выполнение запланированных инвестиционных проектов.

Значительную угрозу составляет изменение доходов местного бюджета, что приводит к сокращению объемов финансовых ресурсов, предназначенных на обслуживание долга. Такие ситуации угрожают городу дефолтом. В Украине известен такой пример, что имел резко негативное влияние на дальнейшее развитие местных заимствований. Так, в 1997 году местную заем разместил Одесский горисполком; значительная часть эмитированных облигаций была размещена среди иностранных инвесторов. По состоянию на 15 июня 1998 года вместо 91,5 млн. грн. (около 44,5 млн. долл. США) мэрия города выплатила 250 тыс. грн. инвесторам облигаций (около 121 млн. долл. США). Платежи осуществлялись в течение двух дней, после чего были заморожены [23, с. 117]. Объявления эмитентом собственной неплатежеспособности на момент погашения облигаций не только привело к международному скандалу, но и надолго сформировало предвзятое отношение населения к мероприятий экономической политики подобного рода.

Согласно анализу, основными причинами дефолта м. Одессы стали такие [23, с. 117]:

  • нерациональное использование заимствованных ресурсов (средства размещались на украинском межбанковском рынке, а не вкладывались непосредственно в перспективные инвестиционные проекты);
  • высокая процентная ставка по эмитированным облигациям (50%);
  • отсутствует программа погашения и обслуживания долга с определением программ финансирования и программ целевого использования средств;
  • отсутствует опыт осуществления муниципальных заимствований.

В числе основных опасностей муниципальных заимствований в Украине - правовые риски, в частности, законодательная неопределенность относительно обслуживания. В соответствии с Бюджетным кодексом (пункт 4 статьи 15) “расходы на погашение обязательств по долга осуществляются в соответствии с кредитных соглашений, а также нормативно-правовых актов, в отношении которых возникают ... долговые обязательства АРК или местного самоуправления, независимо от объема средств, предусмотренных на эту цель в ... решении о местный бюджет”. Это означает, что орган местного самоуправления в любом случае должен платить по обязательствам и, согласно Бюджетному кодексу, такое возмещение будет осуществляться из средств общего фонда бюджета, то есть останутся недофинансированными другие статьи местного бюджета.

Успешность привлечения дополнительных финансовых ресурсов через облигационные займы среди других причин зависит от состояния развития рынка муниципальных заимствований. Согласно действующего законодательства роль органов местной власти в механизме размещения местных облигаций заключается в выполнении следующих функций [18, с. 66]:

  • местный совет должен принять решение принять решение о выпуске ценных бумаг;
  • эмитент определяет размер займа и вид ценных бумаг, сроки выпуска и погашения;
  • по эмитентом закрепляется ответственность за облигационный заем;

эмитент обязан провести регистрацию эмитированных ценных бумаг в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР);

  • эмитент заключает соглашения: с коммерческим банком на депозитарное обслуживание с компанией-регистратором по регистрации заключенных сделок;
  • эмитент может (должен) подать документы на фондовую биржу для включения своих ценных бумаг в биржевой рейтинг и заключить договор с фондовой биржей на реализацию своих бумаг через посредников биржи для их реализации через торговый зал биржи и определение реального курса.

Современное развитие муниципальных заимствований сдерживается недостаточно развитым фондовым рынком, слабой инфраструктурой и отсутствием достаточного количества специалистов. Для избежания проблем размещения местного займа органы местного самоуправления должны основательно изучать не только цель займа, перспективные направления расходования привлеченных ресурсов, но осуществлять исследования групп потенциальных инвесторов и особенности их мотивации. Высокий риск работы эмитентов муниципальных займов на фондовом рынке может быть уменьшен стратегией размещения и управления заимствованиями, что строится на принципах системности.



Назад