Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

5.3. Опыт муниципальных заимствований в Украине


Рынок муниципальных инвестиций Украины значительно оживился в период 2003-2006 гг. Так, в 2003 г. внутренние облигации местного займа разместили: Киев (100 млн. грн.) и Южное (1,2 млн. грн.), кроме того, Киевской администрацией были осуществлены внешние заимствования в виде еврооблигаций на сумму 150 млн. долл. США с доходностью 8,75% годовых. Обзор основных параметров облигаций местных займов, находящихся в обращении приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1.

Облигации городов Украины, которые находятся в обращении [20, с. 38]

Город

Объем эмиссии

Вид долговых обязательств

Ставка купона

Дата начала размещения

Дата окончания размещения

Дата погашения

Донецк, 1-А

20 млн. грн.

Облигации

14%

16.08.04

31.12.04

15.08.07

Донецк, 1-В

45 млн. грн.

Облигации

11,75%

11.07.05

24.07.05

11.07.10

Запорожье, 1-D

20 млн. грн.

Облигации

11,50%

12.07.05

12.07.05

07.07.09

Запорожье 1-А

25 млн. грн.

Облигации

15,35%

01.07.04

30.07.04

28.12.06

Запорожье 1-В

25 млн. грн.

Облигации

10,50%

12.07.05

12.07.05

10.07.07

Запорожье 1-Е

10 млн. грн.

Облигации

12%

12.07.05

12.07.05

06.07.10

Запорожье 1-С

20 млн. грн.

Облигации

11%

12.07.05

12.07.05

08.07.08

Харьков, 1-А

100 млн. грн.

Облигации

10,75%

30.06.05

30.07.05

26.06.08

Киев, ‘08

150 млн. долл.

Еврооблигации

8,75%

29.07.03

Нет данных

08.08.08

Киев, 11 ‘

200 млн. грн.

Еврооблигации

8,625%

15.07.04

15.07.04

15.07.11

Киев, 1-А

150 млн. грн.

Облигации

14%

25.11.03

31.12.03

25.11.08

 

Основным источником пополнения доходной части местных бюджетов для дальнейшего погашения облигаций местного займа остается продаже объектов коммунальной собственности. Если рассматривать бюджетные возможности отдельных городов с точки зрения финансовой состоятельности, выводы в отдельных случаях являются неутешительными (табл. 5.2).

Таблица 5.2.

Сравнение источников и объемов планового погашения местных облигаций городов Украины, млн. грн.
[20, с.38]

Город

Сумма основных доходов бюджета развития

Плановое погашение основной суммы долга

2004 факт

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Донецк

25,3

 

20

   

45

 

Запорожье

21,0

25

25

20

20

10

 

Харьков

61,7

   

100

     

Киев

632,2

   

900

   

1000

 

Итак, на фоне достаточной обоснованности выплат из планового погашения основной суммы долга в городах Донецке, Харькове, Киеве, позиция Запорожье является значительно более уязвимой и требует привлечения значительных дополнительных поступлений в бюджет развития.

В Украине использовались три модели включения посредника к эмиссионного механизма [18, с. 67]:

  • модель самостоятельного эмитирование, которая основывается на создании управлений по обслуживанию эмиссии займа, как, например, во Львове, или местной комиссии по ценным бумагам, как в Киеве;
  • модель участия в эмиссии - предусматривает использование генерального агента; модель реализована в Харькове и Запорожье;
  • модель делегированной эмиссии - представляет всю работу эмитента, а эмиссии и многочисленные функции профессионалов фондового рынка с обращения облигаций и контролем за ним передаются инвестиционной компании; реализована в Донецке и Мариуполе.

Использование инструментария местного займа, безусловно, добавляет напряженности местным бюджетам, поскольку предусматривает возмездность полученного займа. Наиболее приемлемыми с экономической точки зрения направлениям использования привлеченных ресурсов является перспективные инвестиционные проекты, способные дать существенный мультипликационный эффект и обеспечить в будущих периодах расширение производственных мощностей, создание новых качественных рабочих мест, рост доходов домохозяйств, увеличение бюджетных поступлений всех уровней, в частности, местных бюджетов.

Лучший опыт [24]

Проблемой реализации любой инвестиционной программы является наличие достаточного для этого объема ресурсов. Хорошо осознав свою ключевую роль в обеспечении условий для инвестирования в местную экономику, ОМС Вознесенская использовал свое законодательное право быть гарантом субъектов хозяйствования, которые получают кредиты для реализации региональных инвестиционных программ. Поэтому было разработано и утверждено Положение о порядке предоставления гарантий Вознесенского городского совета (муниципальных гарантий) для обеспечения обязательств юридических лиц, которые расположены в городе Вознесенске, по их погашению. Также был определен перечень коммунальной собственности, что планируется как залог, на общую сумму более 52 млн. грн.

После этого в 2002 г. в рамках программы „Инвестиционный менеджмент в местном самоуправлении и разработка бизнес-планов” городской командой было разработано 8 инвестиционных бизнес-планов на общую сумму 3,8 млн. долл. США за которыми предусматривалось финансирование согласно действующего Положения.

Далее было предоставлено организационную поддержку при получении КП „Регспод” кредита Проминвестбанка на 220 тыс. грн. на два года под 15% годовых с муниципальными гарантиями с целью реализации проекта МИП „Муниципальное такси”, и кредита на 1600 тыс. грн. в Приватбанке под 18% годовых на три года с муниципальными гарантиями для реализации проекта МИП „Создание газокомпрессорной станции в г. Вознесенске”. Таким образом, был начат процесс эффективного использования имущества общины с целью привлечения ресурсов для инвестирования

Для урегулирования местных заимствований с целью минимизации возможности неэффективного использования заимствованных средств необходимо осуществить ряд мероприятий как на общегосударственном уровне, так и на местном. Так, предлагается [20, с. 40]:

  • усилить государственный контроль над осуществлением местных заимствований через обеспечения ответственного планирования расходов, финансируемых займам;
  • ввести обязательное сопровождение местных займов детализированными программами использования заимствованных средств и планами погашения долгов;
  • осуществлять широкое информирование общества об условиях и цели заимствования.

Таким образом, местные заимствования в Украине является достаточно перспективным инструментом финансирования местного экономического развития, хотя их осуществление требует усовершенствования организационных принципов.

  Выводы

Муниципальное (коммунальное) кредит - это система отношений между двумя юридическими лицами с возвратной, платной и срочной передачи финансовых ресурсов, одна из которых - орган местного самоуправления.

Коммунальный кредит имеет следующие основные формы: облигационные займы; безоблігаційні займа; коммунальный банковский кредит; коммерческий коммунальный банковский кредит; коммунальный кредит государственных банков; взаимный коммунальный кредит.

В Украине распространены такие формы муниципального кредита: кредит в форме коммунальных облигационных займов и коммерческий банковский коммунальный кредит. Города, которые имеют опыт эмиссии муниципальных облигаций - Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Харьков, Одесса, Мариуполь и т.д.

Наиболее приемлемыми с экономической точки зрения направлениям использования привлеченных ресурсов является перспективные инвестиционные проекты, способные дать существенный мультипликационный эффект и обеспечить в будущих периодах расширение производственных мощностей, создание новых качественных рабочих мест, рост доходов домохозяйств, увеличение бюджетных поступлений всех уровней, в частности, местных бюджетов.

Среди причин относительно низкой распространенности муниципальных заимствований в Украине - высокие риски их осуществления. Наиболее распространенными являются риски неплатежа, макроэкономические и правовые.



Назад