Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

7.2. Финансовый анализ и оценка инвестиций


Точное определение будущего финансового потенциала первого уровня территориального самоуправления является чрезвычайно трудной задачей, принимая во внимание факторы, ограничивающие точность прогнозирования. Эти факторы возникают через [6]:

  • неопределенности макроэкономической ситуации;
  • внутренние недостатки управления единицей местного самоуправления (например, отсутствие четко установленных принципов политики управления коммунальным хозяйством и т.п.);
  • несовершенства методик финансового прогнозирования и планирования.

Несмотря на эти трудности, определение финансовых возможностей единицы местного самоуправления является необходимым условием для получения равномерного (сбалансированного) инвестиционного плана.

Для непротиворечивого финансового прогноза единиц местного самоуправления необходимым является также обращение к стратегических планов их развития. Разработка инвестиционных программ требует тесной координации уже на подготовительном этапе. На первом уровне самоуправления подготовка ДИП связана с разработкой других планов, которые приводят к изменениям в управлении городом, особенно с многолетним финансовым планом, который является неотъемлемым элементом инвестиционного плана.

Все больше отечественных городов отказываются от традиционного планирования бюджета и начинают использовать метод формирования бюджета по целевым программам (Приложение 13). Такая практика вполне соответствует концепции инвестиционной модели развития общин.

Программно-целевой метод (ПЦМ) составление бюджета предусматривает группировки различных видов бюджетных расходов в отдельные программы таким образом, чтобы каждая статья расходов была закреплена за определенным видом программы [7].

Бюджетная программа - это комплекс взаимосвязанных бюджетных мер, направленных на достижение общей цели [1]. Преимущества метода ПЦМ:

  • Программный бюджет сосредоточивает внимание на результатах каждой программы.
  • Делает бюджет более прозрачным для органов управления и общественности, показывая: что делает власть; каким образом она это делает; каких целей она планирует достичь; насколько успешно она это осуществляет?
  • Акцент переносится с контроля за выполнением обязательств на обеспечение эффективности. Внимание сосредотачивается на том, что именно получает территориальная община за те средства, которые она тратит.
  • Разработка программы требует предварительного глубокого анализа, что не является обязательным при стандартном подходе к финансированию расходов.
  • Наличие оформленной программы развития позволяет согласовать действия власти и общественности, заручиться поддержкой общественности на выполнение программ.
  • Программа носит долгосрочный характер и не ограничивается бюджетным годом (соблюдаются требования: последовательность и поступательность).

Кредитоспособность единицы местного самоуправления, бюджетные прогнозы

Многолетнее финансовое планирование неразрывно связано с кредитоспособностью единицы местного самоуправления, а тем самым с ее инвестиционной способностью. Возможности финансирования инвестиций исключительно за счет городского бюджета ограничивают возможности развития города. Создано несколько моделей проведения быстрой оценки финансового состояния единицы местного самоуправления, а также установление ее кредитоспособности. Все модели оценивают с большей или меньшей точностью доходы городского бюджета, его текущие расходы, а затем после вычета свободных средств и определения стоимости обслуживания кредита приходят к оценке лимитов средств, доступных на финансирование инвестиций.

При анализе отдельных источников бюджетных доходов ОМС для проведения оценки кредитоспособности общины исследуется структура этих доходов, их стабильность и тенденции роста в течение нескольких лет. Основными источниками, без внешнего финансирования: субвенции и дотации, местные налоги и сборы, отчисления налогов государственного бюджета, а также прибыль от имущества единицы местного самоуправления. Только прибыль от имущества и местные налоги и сборы являются результатом муниципальной политики, хотя фактический уровень многих ставок варьирует в рамках установленных законом ограничений.

Независимо от того, что расходы города должны рассматриваться подобным образом, как и доходы в соответствии с действующей бюджетной классификации, в финансовом анализе основное значение имеют три группы расходов [6]:

  • имущественные, охватывающих текущие расходы, связанные с данной категорией. Это, прежде всего, оплаты за электроэнергию, отопление, расходы, связанные с поддержанием инфраструктуры, а также ремонты и мелкие инвестиционные покупки;
  • персональные - вознаграждение работников, относящихся к данной категории. Эта группа охватывает также отчисления в Фонд социального страхования и другие отчисления, связанные с заработной платой;
  • инвестиционные, охватывающих финансовые расходы единицы местного самоуправления на задачи, предусмотренные в инвестиционном плане.

Базой составления прогнозов являются:

  • показатели инфляции;
  • показатели экономического роста;
  • постоянные параметры.

С целью создания бюджетного прогноза города в дискуссии с финансовыми службами стоит установить, от каких параметров будет зависеть дальнейшее формирование отдельных категорий доходов и расходов, а также какова их величина будет принята за основу для дальнейших расчетов. Таким образом действуют со всеми категориями доходов. В случае расходов такие предположения принимаются только для имущественных и личных расходов. В прогнозе, что разрабатывается таким образом, не учитываются инвестиционные расходы и выплаты по кредитным обязательствам.

Для разработки многолетних инвестиционных планов ключевое значение имеет понятие „свободных средств на инвестиции” [6]. В соответствии с простейшей формулы получаем эту величину в результате вычитания от общих прогнозируемых доходов единицы местного самоуправления ее текущих расходов и стоимости обслуживания долга.

Объем свободных денежных средств, а также их доля в доходах единицы местного самоуправления является решающим фактором для ее финансовой кондиции. Чем больше эта величина и чем больше ее доля в доходах местного бюджета, тем в лучшей финансовой ситуации находится единица местного самоуправления.

Наиболее важным этапом анализа является сравнение „свободных средств на инвестиции” с фактической инвестиционной программой единицы местного самоуправления. Полученная в результате такого вычета сумма определяет финансовую кондицию такой единицы после реализации инвестиционной программы в течение следующего года. Эта величина может свидетельствовать о потребности во внешнем финансировании, необходимом для проведения запланированных инвестиций. Только такой подход позволяет осуществить правильную оценку финансовой ситуации единицы местного самоуправления еще до принятия решения о принятии последующих обязательств. Недооценка этого этапа влечет за собой ошибки в процессе принятия обязательств.

Правильное распознавание финансовой кондиции единицы местного самоуправления в данном бюджетном году и в следующих годах для местной власти необходимым условием обеспечения жителей необходимыми благами и услугами, а также условием эффективной реализации приоритетных задач местной общины. Отсутствие соответствующих средств и четкого управления финансами значительно ограничивает способность местного самоуправления в предоставлении соответствующих услуг и управлению муниципальным имуществом; сохранение такой ситуации может генерировать дополнительные расходы.

Хорошая финансовая кондиция города существенная при привлечении долгосрочного финансирования инвестиционных задач: займов, кредитов или облигаций. Банки и рейтинговые агентства учитывают мощь местной экономики, способность единицы местного самоуправления к генерированию доходов и до погашения разного рода обязательств. Чем лучше финансовая ситуация такой единицы, тем ниже будут расходы на получение кредита.



Назад