Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

7.3. Инструменты долгосрочного инвестиционного программирования


В любой долгосрочной программе главным техническим заданием является согласование совокупности инвестиционных проектов по времени и источниками финансирования. Если количество инвестиционных проектов и источников их финансирования небольшая, согласование выполняется “интуитивным” методом, то есть без применения инструментов оптимизации. Пример внедрения такой муниципальной инвестиционной программы города Вознесенска приведены в Приложении 14.

В более сложном случае расчеты возможно выполнить с помощью электронных таблиц Excel. Пример моделирования с помощью такого инструмента долгосрочной программы финансирования из различных источников четырех инвестиционных проектов (с разнообразной доходностью) приведен в Приложении 15.

Нередко трудностей добавляет потребность иметь несколько вариантов программы, в которых должны быть учтены различные условия ее внедрения. Кроме того, расчет влияния использования дополнительных источников внешнего финансирования капиталовложений на финансовые потоки инвестора до сих пор остается проблемным для всех, кто связан с финансированием субъектов. Выполнение таких задач можно автоматизировать, используя специально подготовленные электронные таблицы или специализированные программы.

Следовательно, если количество инвестиционных проектов достигает нескольких десятков, как в примере долгосрочного планирования инвестиционной деятельности ОМС м. Луцка (Приложение 16.), возникает необходимость в применении специализированных программ [6]. Ниже приведено описание возможностей и особенностей использования такой программы.

Компьютерная программа MIP

Компьютерная программа MIP (Multiyear Investment Plan) предназначена для автоматизации долгосрочного планирования инвестиционной деятельности в ОМС [6]. Программа позволяет:

  • составить многолетний финансовый план на основании анализа тенденций в исторических бюджетах и определять коэффициенты прироста различных элементов бюджета;
  • вести перечень инвестиционных задач с учетом их приоритетов и с использованием компьютерного моделирования различных вариантов решений, в зависимости от приоритетов, методов финансирования, а также сроков и вариантов выполнения очередных инвестиционных задач.

Этапы осуществления долгосрочного инвестиционного планирования (ДИП):

  • определение суммы свободных средств для инвестирования - финансовое планирование;
  • определение перечня инвестиционных задач на время планирования;
  • разработка метода выбора инвестиций согласно финансовых возможностей;
  • прогноз планирования на основании различных сценариев.

Финансовое планирование

Цель: планирование свободных средств (инвестиционных возможностей) ОМС. Эта работа основана на анализе исторических бюджетов, на выборе оснований для прогнозирования, а также на проекции различных статей доходной и расходной части бюджета на годы планирования.

Бюджетные доходы упорядочены в соответствии с их источники, а их очередность соответствует классификации, используемой в данном городе. Представленные категории содержат данные о собственные доходы органа местной власти, дотации и субвенции. Эта информация описывает исторические данные из отчетов о выполнении бюджета за три предыдущие годы, которые в следующей части анализа станут базой для создания перспективной оценки на следующие годы. Такое сведение данных позволяет провести предварительный анализ взаимосвязей между данными за несколько предыдущих лет, а также выявляет тенденции изменений и указывает независимые статьи. Подготовка прогноза всех статей доходной и расходной части бюджета происходит на основании принятых исходных данных относительно данных за год, выбран в качестве базового.

Схема доходов бюджета разделена на предыдущие (исторические) доходы, которые зарегистрированы на основании прошлых бюджетов, и планируемые доходы, первый год которых одновременно являются основанием для подготовки прогноза. Программа позволяет создавать структуру схемы доходных статей.

Программа дает возможность подготовить прогноз на основании базового года с помощью пяти параметров: коэффициент инфляции, ВВП, валовой региональный продукт, показатель роста промышленного производства и локальный параметр. Благодаря этим параметрам можно описать зависимость каждой категории бюджета от определенных ранее изменения макроэкономических показателей коэффициентов. Необходимость определения этих коэффициентов связана с тем, что часть бюджета будет изменяться пропорционально инфляции, а часть будет расти быстрее, например, в связи с темпом роста ВВП или увеличением средств на счетах текущих платежей. Программа позволяет использовать такие зависимости от нескольких параметров одновременно, например, от инфляции и увеличение промышленного производства. При этом нет необходимости принимать во внимание весь прирост данного макроэкономического показателя. Например, некоторые категории бюджета могут изменяться пропорционально инфляции и половине роста ВВП.

Схема расходов бюджет также разделена на предварительные расходы, которые зарегистрированы на основании прошлых бюджетов, и планируемые расходы, первый год которых одновременно являются основанием для подготовки прогноза. На этом этапе работ в расходных статьях плана не учитываются капитальные вложения. Программа дает возможность подготовить прогноз на основании базового года с помощью трех показателей, таких же, как и в случае прогнозирования поступлений.

Критерии оценки инвестиционных проектов

Метод оценки инвестиций заключается в подготовке ограниченного количества критериев, которые будут проверены для каждого предложенного инвестиционного проекта. Количество приоритетов в списке не ограничена. Можно создавать сценарии, в которых часть приоритетов не будет использоваться. В таком случае в данном сценарии им приписывается нулевой весовой коэффициент. Зарегистрированные критерии приоритета в дальнейшем будут использованы при оценке инвестиций.

Инвестиционные задачи

Основой для долгосрочного инвестиционного планирования должен быть стратегический план, содержащий информацию обо всех направлениях инвестиционной деятельности и о ее недостатках.

Программа позволяет вводить и изменять различные инвестиционные задачи, которые будут учитываться в дальнейшем моделировании. Основные параметры инвестиционного задания (Приложение 16): код и наименование, год начала и завершения, расходы, информация о группе инвестиций, подробное описание задачи, полезных результатов и альтернатив. В ходе моделирования год можно изменить, а его последнее значение будет использоваться в качестве базового для инвестиционных капиталовложений, которые вводятся.

Требования к программе распределения планируемых объемов расходов и планов финансирования следующие:

  • оценка затрат должно быть на основании калькуляции и материальных потребностей, связанных с инвестиционными предложениями;
  • точность планируемых расходных инвестиционных статей зависит от степени реализации идеи задачи (наиболее точная оценка будет дана задачей с уже подготовленной исполнительной документацией или по проведенному тендеру);
  • принятие источников финансирования должен учитывать общие условия использования данного финансового источника.

В расчетах инвестиций можно учесть стоимость отказа от реализации проекта. Такая статья позволяет определить все потери, которые может принести невыполнения проекта (например, ожидаемые штрафы за нанесение вреда окружающей природной среде, результаты экологических катастроф), а также расходы на проведение альтернативных мер, которые необходимо будет предпринять в случае отказа от реализации основного мероприятия (в том случае, когда они не введены в план в качестве отдельных альтернативных инвестиционных задач).

Оценка планируемой инвестиции в соответствии с критериями, определенными ранее, заключается в проверке вышеописанного критерия, связанного с уровнем развития задачи и соответствия задачи данному критерию, путем предоставления соответствующего количества баллов.

Иногда появляется необходимость группировки некоторых инвестиционных заданий, составляющих логическое целое. MIP позволяет использовать два вида групп: альтернативные и последовательные (поэтапно). Альтернативные - это такие группы, в которых представлены различные решения для одного инвестиционного объекта. Альтернативными могут быть технология выполнения, время, объем финансирования и его метод. Поэтапные группы предназначены для задач, выполняемых с разбивкой на несколько очередных этапов. Существует возможность перерывов между реализацией очередных этапов, а также (чаще всего с ущербом для бюджета) возможность отказа от некоторых этапов (прерывание инвестиции). В ходе моделирования при принятии выполнения каждого из этапов автоматически принимается выполнения всех предыдущих, а при отказе от одного из них автоматически исключается и выполнения следующих. Кроме того, автоматически изменяются сроки начала очередных этапов таким образом, чтобы сохранялся их хронологический порядок.

Кредиты и инвестиционные займы

Одним из основных источников финансирования инвестиции (после собственных средств инвестора) являются различные виды кредитов и инвестиционных займов. Их значение связано с большим финансовым рынком и положительной оценкой органа самоуправления как пользователя кредита.

Программа MIP позволяет зарегистрировать использования неограниченного количества кредитных источников (кредиты, займы, облигации), а также подготовить индивидуальный календарный план выплаты долговых обязательств, процентов и комиссионных по каждому источнику. Основой является оценка основной информации о планируемые источники финансирования:

  • размер и распределение частей предоставленных кредитов;
  • распределение выплат во времени;
  • проценты;
  • вид оплаты (ежемесячные, поквартальные, годовые);
  • суммы комиссионных.

В программе используется следующая информация о кредите (Приложение 17): название, описание, год начала (получения первой части предоставленного кредита) и завершение (последнего погашения), вид кредита (коммерческий, льготная ссуда, облигации), способ погашения (годовой, полугодовой, квартальный, месячный), календарный план получения частей предоставленного кредита и его обслуживания (процентов, комиссионных и погашения платежей).

В тех случаях, когда банковская документация по кредита или эмиссии облигаций подготовлена заранее, все необходимые данные будут доступны. В случае будущих кредитов полезным может оказаться программный расчет оплат. После введения сроков и периодичности оплат можно ввести величину части предоставленного кредита, значение процентной ставки и комиссионных. Расчет сумм на погашение кредита и процентов будет выполнен автоматически. Если оплаты за кредит осуществляются чаще, чем один раз в год, то автоматически будут рассчитаны платежи за каждый период последнего года оплаты.

Благодаря удобному кредитному калькулятору можно рассчитать рассрочку выплаты по годах плана, а также оценить все дополнительные расходы, связанные с условиями финансирования (проценты, комиссионные). Рассчитанные суммы рассрочки и проценты можно очень просто перенести в таблицу календарного плана источники финансирования.

Моделирование сценариев инвестирования.

Будущее, связанное с выбором инвестиций, можно представить в виде нескольких вариантов (Приложение 16). Прежде всего это учет риска оптимистичных прогнозов финансирования задач за счет привлеченных средств. Вторым сменным элементом для различных вариантов является использование различных уровней важности критериев, используемых при оценке инвестиционных мероприятий.

Главной целью моделирования сценариев является поиск оптимального перечня инвестиций, которые может выполнить ОМС. Это достигается путем сравнения рейтингового перечень капитальных объектов (инвестиций) с финансовым планом. В ходе моделирования перед пользователем ставится цель выбора такого набора инвестиций с наиболее высокими приоритетами, осуществление которого не превышает возможности местного бюджета на многолетнюю перспективу. Учитывая, что критерии оптимизации дифференцированы, а финансовые возможности местного бюджета на несколько лет вперед определены не слишком надежно, существует возможность выбора нескольких оптимальных вариантов, в зависимости от принятых критериев, как в наборе приоритетов инвестирования, так и в условиях финансирования инвестиционных задач. Для этого применяются сценарии. Каждый сценарий представляет отдельный вариант решения. Можно использовать различные рейтинги и принимать различные финансовые условия (например, различные виды кредитов), разные задачи и разные сроки осуществления задач.

Рейтинг инвестиционных объектов создается за счет упорядочения задач в соответствии с их приоритета: от высшего до щонайнижчого. Приоритет каждой задачи рассчитывается путем суммирования произведений баллов, полученных задачей в рамках каждого критерия, на соответствующие весовые коэффициенты критериев. Поэтому в каждом сценарии могут содержаться различные весовые коэффициенты критериев, а подготовленные на их основании рейтинговые списки будут соответствовать различным вариантам выбора приоритетов.

Перед моделированием должна быть введена информация о кредитах. Перечень всех введенных ранее кредитов дает возможность выбора тех из них, которые будут учитываться в данном расчете, а также позволяет выбрать связь кредитов с инвестициями.

Моделирование бюджета свободных средств и перечень инвестиций можно выполнить графически. На графике (Приложение 18) инвестиционные объекты показаны в виде полос, которые можно переносить, что соответствует изменению сроков выполнения работ, а также принимать к исполнению или отменять. Каждый сценарий записывается отдельно. Такое представление инвестиционного будущего имеет большое значение на этапе дискуссий и консультаций относительно принятия решений эффективности использования ресурсов общества.

 

Выводы

Долгосрочный инвестиционный план или программа (ДИП) - это процесс принятия решений относительно выбора в долгосрочном периоде таких стратегических инвестиционных проектов, чтобы эффекты (финансовые, социальные, экологические, другие), которые достигаются благодаря их реализации, были максимальными.

Применение ДИП полезно для:

  • стратегического плана развития;
  • коммуникации с территориальной общиной;
  • финансовых контактов.

Финансовый прогноз ОМС начинается со стратегических планов развития.

Программно-целевой метод (ПЦМ) составление бюджета предусматривает группировки различных видов бюджетных расходов в отдельные программы таким образом, чтобы каждая статья расходов была закреплена за определенным видом программы.

Бюджетная программа - это комплекс взаимосвязанных бюджетных мер, направленных на достижение общей цели.

Кредитоспособность единицы местного самоуправления влияет на ее инвестиционную способность.

Свободные средства на инвестиции - вычитания от общих прогнозируемых доходов единицы местного самоуправления ее текущих расходов и стоимости обслуживания долга.

Главным техническим заданием ДИП является согласование совокупности инвестиционных проектов по времени и источниками финансирования.

Компьютерная программа MIP (Multiyear Investment Plan) предназначена для автоматизации долгосрочного планирования инвестиционной деятельности в ОМС.

Этапы ДИП:

  • определение суммы свободных средств для инвестирования - финансовое планирование;
  • определение перечня инвестиционных задач на время планирования;
  • разработка метода выбора инвестиций согласно финансовых возможностей;
  • прогноз планирования на основании различных сценариев.


Назад