Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.7.6. Теории платежного баланса


Целью теорий платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.

Теория автоматического саморегулирования платежного баланса была разработана в XVIII ст. Д. Юмом и Д. Рикардо. Она царила в течение почти 200 лет до 30-х годов XX ст. Согласно этой теории, если платежный баланс страны пассивный вследствие оттока золота из нее, уменьшается количество золотых денег в обращении и снижаются цены, что способствует повышению конкурентоспособности ее товаров, увеличению их экспорта и, в конечном счете, активизирует баланс ее международных расчетов. Если же страна имеет активный платежный баланс, происходит обратный процесс. Приток золота в страну увеличивает денежную массу в обращении, что ведет к росту цен и стимулирует импорт более дешевых иностранных товаров, в результате чего активный платежный баланс становится пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Дж.М. Кейнс рекомендовал зрівноважувати платежный баланс государственным регулированием. Кейнсіанці считали, что хроническая неуравновешенность платежного баланса не может быть автоматически регулируется с помощью рынка, следовательно, требуется активное государственное регулирование различными методами.

Теория внутренней и внешней равновесия разработана Г. Харродом, Т. Сцитовським, Г. Манделем и др. Сторонники этой теории пытались найти методы достижения этого равновесия, используя экономические модели. Внутренним равновесием они считали такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, а внешней - длительное равновесие платежного баланса.

Інструментарно-целевой метод регулирования платежного баланса разработали Дж. Мид, Я. Тінберген и др. Он предусматривает разработку эконометрических моделей регулирования платежного баланса, условно разделив показатели на инструменты и цели государственной экономической политики. Анализ ограничивается поиском причинных взаимосвязей между незрівноваженістю международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного бюджетного и валютного регулирования. Выявлена связь рассматривается как причинно-следственную.

Інструментарно-целевой метод противоречит другим мерам государственного регулирования экономики, что ограничивает его практическое применение. Например, меры для стимулирования экономического роста обычно ухудшают платежный баланс, а использование политики "дорогих вещей", в частности повышение учетной ставки для улучшения состояния платежного баланса, негативно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.

Этот инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими условиями. Повышение процентной ставки, например, не всегда привлекает иностранные капиталы, а соответствующее ее роста в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Теория нормативного регулирования платежного баланса разработанная Дж. Вильямсоном, Г. Миллером и др. Особенности этой теории такие: сочетание антициклического и антиинфляционного регулирования с регулировкой международных расчетов; исследование проблемы инфляции и ее влияния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса были популярными в 70-80-е годы. Монетаристська теория рассматривает платежный баланс как следствие неравновесия всего денежного хозяйства, что изменяет структуру внутренних цен и препятствует установлению равновесия между спросом и предложением. Стабилизация платежного баланса рассматривается как краткосрочный процесс, направленный на устранение неравновесия в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса - "открытая" экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночного механизма в национальной и мировой экономике.

Теории межгосударственного регулирования платежного баланса базируются на сочетании кейнсианства, неокейнсіанства и монетаризма.

Эти теории используются в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж.М. Кейнсом и Г. Уайтом. Проекты валютной реформы придавали большого значения коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. Бреттон-Вудською системой было предусмотрено систематическое (сбалансированное) регулирования платежного баланса странами как активным, так и пассивным сальдо, но в разных направлениях, что предусматривает воздействие на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также курс национальной валюты.

Ямайская валютная система возрождает принцип симметричного выравнивание платежного баланса странами как с пассивным, так и с активным сальдо и намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса, среди которых необходимо отметить следующие: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивание, регулирования платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения. Согласно господствующих монетаристских концепций платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы "стабилизации" в виде макроэкономических моделей, количественных ориентиров, которые разделены по кварталам. С 70-х годов в "стабилизационные" программы МВФ по аналогии с программами МБРР входят меры воздействия не только на спрос, но и предложение. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, которые рекомендуются МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулирование платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, которые видят в этом гарантию укрепление платежеспособности стран-должников и снижения риска их кредитования.

Обновленные "стабилизационные" программы МВФ свидетельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регулирования платежного баланса.



Назад