Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

9.2. Опыт агентств местного развития в активизации инвестиционных процессов


За период становления рыночной экономической системы в Украине накоплен определенный опыт стимулирования местного и регионального экономического развития, повышения инвестиционной привлекательности территорий. В частности, интерес составляет деятельность так называемых “специальных институтов развития территорий”, которые активно действуют в европейских странах и начатые в Украине.

Обобщение опыта европейских стран позволяет определить такие специальные институты развития территорий [3, 82-83]: ассоциации муниципалитетов, национальные агентства развития, торгово-коммерческие и промышленные палаты, технополисы, бизнес и инновационные центры, региональные финансовые компании, частные консультанты и эксперты, профсоюзы, организации по трудоустройству населения, организации по распространению новых технологий, бизнес-инкубаторы, венчурные, гарантийные и благотворительные фонды, местные агентства развития, коммунальные организации, учреждения высшего образования и региональные научные центры, технологические исследовательские лаборатории, агентства регионального развития. Функционирование указанных институтов позволяет решать проблему межсекторного сотрудничества (власти, бизнеса, общественности), способствует стимулированию развития территорий.

Агентства регионального развития (АРР) - это институциональные структуры, деятельность которых направлена на активизацию функционирования экономики региона, обеспечения его комплексности и сбалансированности с целью роста уровня жизни населения региона. АРР показывают высокий уровень социально-экономической эффективности и потому заслуживают особого внимания.

Значительный опыт осуществления государственной региональной политики имеет Великобритания. Для страны на протяжении многих лет актуальной была проблема развития депрессивных районов с традиционной угледобывающей специализацией. Первоочередными мерами государственной политики были программы поддержки малого и среднего бизнеса указанных территорий, осуществляемые из Центра. Однако, низкая эффективность реализации указанных проектов доказала необходимость переориентации основного координационного центра на уровень отдельных территорий. На протяжении 80-х годов в стране получили распространение совета развития графств и районов, которые сотрудничают с агентствами поддержки предпринимательства, ассоциациями предпринимателей, предпринимательскими трастами. Совета развития заботятся, прежде всего, поддержкой малого и среднего бизнеса, рекламой и маркетингом территории среди потенциальных инвесторов [3, с. 92].

Для Украины близким с точки зрения начальных условий развития может быть опыт постсоциалистических стран, в частности Польши, которая имеет значительный прогресс развития АРР. Польское агентство регионального развития (ПАРР) - государственная структура, которая во многих случаях инициирует создание АРР, поддерживает инициативы экономического развития регионов, обеспечивает распространение информации о региональном развитии, выполняет оперативные задачи по пользования международной помощью [10, с. 56]. Вместе с тем, если в первые годы деятельности польских АРР основным источником их финансирования были проекты правительства Великобритании, программы Европейского Союза, то с конца 90-х годов большинство агентств регионального развития страны начинают функционировать без внешней финансовой помощи, за счет собственной деятельности, которая осуществляется на платной основе. Основные направления деятельности польских АРР - это предпринимательская, инновационная деятельность, реклама региона среди иностранных инвесторов, подготовка или помощь органам власти и частным структурам в создании стратегий регионального развития [3, с. 121]. Правовой аспект деятельности польских агентств регионального развития не исключает, а наоборот, предполагает их коммерциализацию и постепенный переход на преимущественно автономное финансирование. Такой подход очевидно приближает данные структурные образования к реализации конкретных региональных проблем на основе привлечения и мобилизации внутренних ресурсов территории. Польские АРР функционируют в виде акционерных компаний, участниками которых могут быть координирующие организации, в частности Агентство промышленного развития, региональные администрации, муниципалитеты, иногда - частные предприятия [3, с. 122]. Такой подход к формированию финансового обеспечения польских АРР привел к росту ежегодного бюджета десяти агентств, что действовали в рамках реализации программы ПЬЕС, свыше 2 млн. долларов (Gorzelak, G. [3, с.122]).

Содействие формированию сети агентств регионального развития в Украине - важный вопрос, от решения которого в значительной степени успешность экономической и инвестиционной динамики. Особого внимания заслуживает опыт агентства по развитию бизнеса м. Славутич, поскольку эта структура сумела за достаточно короткий срок довести возможность финансового самообеспечения. Начиная с 1997 до 2000 года доля доходов от хозяйственной деятельности агентства в общем объеме финансирования выросла с 3% до 53% [10, 219].



Назад