Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

9.4. Использование кластерной модели для активизации инвестиционных процессов


Новые задачи, стоящие сегодня перед региональными и местными властями относительно содержательного наполнения социально-экономического развития территорий и их общин, нуждаются в активизации инновационно-инвестиционного потенциала территориальной организации экономики и взаимодействия хозяйствующих субъектов. Мировой опыт успешных регионов доказывает зависимость их результата не только от классических факторов - ресурсного обеспечения, удачного размещения, наличия совершенных технологий. Значительное внимание в теории и практике реализации оптимальной стратегии развития регионов уделяется сегодня кластерной модели отраслевых-территориального развития.

Кластер в экономической литературе определяется как индустриальный комплекс, сформировавшийся на основе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Считается, что первым это явление исследовал М. Портер, который изучал конкурентные преимущества более чем ста отраслей различных стран. В его трактовке кластер - это совокупность вертикальных (покупатель-поставщик) или горизонтальных (корпоративные клиенты, технологии, посредники) взаимосвязей. М. Портер анализирует кластеры преимущественно в качестве отраслевых объединений, приводя примеры биотехнологического кластера Восточного Массачусетса, Калифорнийских компьютерного (Силиконовая долина) и винодельческого кластеров, итальянского кластера по изготовлению обуви [9]. Именно такая трактовка является наиболее распространенным в американской экономической науке.

Современный этап развития мировой экономики актуализирует инновационную составляющую экономического развития как предпосылку его динамичности и конкурентоспособности. Признано, что приобретают исключительно значительного веса факторы, которые стимулируют распространение новых технологий: взаимодействие между наукой, образованием, финансированием, стратегией правительства, а также формирование сетей взаимосвязей между фирмами и гибкая специализация. Это позволило определить кластер инновационной активности как совокупность базисных нововведений, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве [5, с. 99].

Концепция кластеров является достаточно перспективным для применения в условиях трансформационной экономики Украины. Благодаря кластерном подходе на уровне отдельного региона становится возможной межсекторное сотрудничество, поскольку инициаторами и активными участниками ее выступают местные органы власти. Благодаря распространению и постоянному обмену информацией становятся возможными взаимовыгодные деловые контакты в регионе, распространяется кооперация между різногалузевими предпринимательскими структурами. Тем самым потребители имеют возможность получить качественную продукцию, изготовленную за счет местных ресурсов. Механизм кластерной сотрудничества является выгодным, поскольку значительно сокращаются трансакционные издержки участников, становятся возможными масштабные предпринимательские проекты за счет участия в них членов кластера на принципах софинансирования, усиливаются информационные возможности предприятий региона, что способствует привлечению внутренних и внешних инвестиций, потребительский рынок пополняется качественной и разнообразной продукцией.

Появление и стремительное распространение и успешность кластерной модели отраслевых-территориальных образований связанные с определенным изменением экономических приоритетов в контексте глобализационных изменений. Как отмечают и зарубежные, и отечественные исследователи [14; 9], участники кластера получают преимущества, исходя из местной институциональной специфики (знаний, мотивации, отношений). Только местные экономические субъекты, в отличие от удаленных конкурентов, обладающих этим спецификой и способны использовать ее. Таким образом, глобализационные процессы косвенно приводят к росту эффективности деятельности производственных образований, которые параллельно с принципом индивидуального экономического интереса способны реализовать преимущества принципа коллективной деятельности. В отечественных экономических условиях такое сочетание возможно при условии целенаправленной и последовательной поддержки развития кластерных систем со стороны региональной и местной власти.

В Украине накоплен положительный опыт использования кластерной модели отраслевых-территориального развития. На практическом уровне реализации модели определяется, что кластер (промышленная группа) - это отраслевых-территориальное добровольное объединение предприятий и предпринимателей с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона [12, с. 10]. Внедрение стратегии местного экономического развития с использованием кластерной модели - это деятельность, направленная на развитие экономической конкурентоспособности региона для улучшения его экономического положения.

В Украине кластерная модель как эффективный инструмент экономического развития начала активную реализацию в Хмельницкой области в 1998 г. с началом ассоциации “Подолье Первый”. Последняя объединила представителей властных структур на уровне начальников отдельных управлений облгосадминистрации и мэров городов, представителей бизнеса на уровне директоров государственных и частных предприятий, профессоров университетов, банкиров, руководителей ассоциаций [11, с. 37]. По инициативе общественности была разработана программа применения концепции кластеров с целью возрождения производства в швейной, пищевой, строительной, туристической отраслях.

Практика реализации кластерной модели в регионах Украины подтверждает важную ее специфику. В кластеры объединяют предприятия не одной, а различных отраслей и секторов экономики. Наглядным примером может служить строительный кластер Хмельнитчины, что объединяет строительные предприятия, проектные, дизайнерские, юридические фирмы, торговые объединения и частных предпринимателей, аудиторов и консультационные фирмы [4, с. 39]. Создание строительного кластера способствовало внедрению новой технологии выпуска смеси типа “Церезит”, который изготавливается из местного сырья и дешевле импортных аналогов.

Кластерная модель была принята за основу активизации местного экономического развития северных районов Хмельницкой области. Создан Фонд Устойчивого развития “Старая Волынь” начал процесс стратегического планирования развития региона. Первый этап проекта был реализован в 2002-2003 гг. при поддержке фонда “Евразия” на средства, предоставленные агентством США по международному развитию (USAID). Участники проекта - Ассоциация “Подолье Первый”, Главное управление экономики Хмельницкой облгосадминистрации, Ассоциация “Возрождение Грицева”, кластер сельского туризма “Оберег”. Стратегическими целями развития старой Волыни стали: подготовка специалистов, внедрение инноваций, система координации местного развития, привлечения инвестиций. В проекте определены объемы привлечения инвестиций на перспективу - от 200 тыс. долл. США в 2003 г. до 20-50 млн. долл. США - ежегодно в период 2005-2013 гг. [12, с. 24].

Анализ процесса инициирования, функционирования и результативности кластерной модели позволяет определить принципиальное отличие такого типа объединения от других ассоциаций, концернов, акционерных обществ и т. п. Во-первых, предприятия, которые объединяются, не теряют своей хозяйственной и юридической самостоятельности, подавляющее большинство из них - частные. Во-вторых, формируются единые финансовые отношения, что выражается в финансовой поддержке друг друга путем закупки через торговые точки членов кластера. Стратегия кластерной программы предусматривает заинтересованность предпринимателей инвестировать местное производство, использовать местные ресурсы и передовые отечественные технологии.

Значительное количество преимуществ кластерной модели не избавляет ее от недостатков, что в условиях рыночно-ориентированной экономики могут быть существенными. В первую очередь это чрезмерная концентрация производства, а следовательно - потенциальная возможность усиления монопольных тенденций в отдельных рыночных секторах. В этой связи следует подчеркнуть необходимость руководящим структурам кластерных образований учитывать формальные признаки рыночной среды и избегать подпадания под санкции государственной антимонопольной коррекции.

Рисунок 9.1. Значение кластерной модели отраслевых-территориальной организации производства для экономического развития региона

 

Рассматривая кластерную модель отраслевых-территориальной организации производства, определим ее основную стратегическую направленность на обеспечение межсекторного сотрудничества - власти - бизнеса - общины (через различные общественные организации). Современная экономическая наука доказывает высокую эффективность усиления такого сотрудничества. Для субъектов трансформационной экономики Украины эта форма межсекторного взаимодействия является исключительно важной как через необходимость овладения современными цивилизованными методами реализации индивидуальных экономических интересов, так и для концентрации информационных, управленческих, других ресурсов с целью противостояния конкурентоспособным субъектам международного бизнеса. Роль и значение кластерной модели отраслевых-территориальной организации производства для экономического развития региона показаны на рисунке 8.1

Оптимизация информационных потоков и соответствующих управленческих решений участников кластерной модели приводит к:

  • сокращение трансакционных издержек участников кластера, а значит снижение себестоимости и цены продукции;
  • усиление уровня ответственности руководителей отдельных предприятий и организаций за решения, которые принимаются ими учитывая тесное сотрудничество с партнерами по кластера, что есть и партнерами по бизнесу;
  • рост ответственности относительно развития экономики собственного региона и защиты интересов своей общины.

Вопросы целесообразности и возможности создания кластерной модели отраслевых-территориальной организации производства должно решаться на региональном и местном уровне. Тем самым в региональном экономическом управлении будет реализован принцип приоритета интересов территориальной общины в противовес распространенному до недавнего времени отраслевом подхода к управлению экономикой.

На сегодняшний день в Украине прослеживается тенденция к ускорению формирования кластерных объединений по инициативе центральных органов власти. Учитывая понимание кластеров как перспективной инновационной формы местного и регионального экономического развития считаем целесообразным инициирования процесса их создания возложить на соответствующие органы местной и региональной власти. Этот процесс не должен приобретать признаков директивности ли всеохватность в стране, иначе он потеряет позитивный потенциал качественных структурных сдвигов и приведет к выхолащиванию идеи, поскольку не обеспечит необходимой межсекторного взаимодействия, реальной заинтересованности и доверия инвесторов. Кроме того, по определению, кластерная модель успешна в силу способности ее субъектов реалистично оценивать местные факторные и институциональные предпосылки развития, что актуализирует необходимость ее инициирования “снизу”.

Инициирование кластерной модели начинается в период разработки стратегического плана регионального развития. Именно на этом этапе осуществляется основательный анализ местного потенциала экономического развития, оценивается состояние и ограничения существующей экономической и производственной структуры и определяются стратегические приоритеты. Поскольку полноценный процесс стратегического планирования возможен лишь при условии активного участия в нем всех секторов (власти - бизнеса - общины), он является благоприятным и для определения заинтересованных субъектов будущей кластерной модели.



Назад