Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

9.5. Механизмы стимулирования инвестиций в малом и среднем бизнесе


Малый и средний бизнес - существенная часть экономического потенциала страны с рыночной экономикой. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне - задача исключительного значения и веса. Оно нуждается в системной поддержки всех властных уровней, которая включает меры содействия доступности рынков ресурсов, в первую очередь финансовых, улучшение инфраструктурного обеспечения, организационно-методической поддержки, подготовки предпринимательских кадров и др.

Реальное содействие развитию предпринимательства в Украине, как национального, так и иностранного, предусматривает формирование понятных и экономически оправданных предпосылок и правил предпринимательской активности. На уровне общины должна быть сформирована совершенная инфраструктура поддержки предпринимательской активности, которая включает пять основных блоков:

  • организационно-техническое;
  • финансово-кредитный;
  • учебно-консультативный;
  • ресурсный;
  • информационный.

Назначение организационно-технической инфраструктуры - содействие дерегуляции предпринимательской деятельности в общине, устранение административных и бюрократических препятствий создания и поддержки деятельности субъектов малого бизнеса. Особое значение для предпринимательских структур имеет поддержка со стороны инновационных форм регионального и местного экономического развития - бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, и т.д.

Финансово-кредитная инфраструктура обеспечивает предпринимательские структуры необходимыми для их деятельности финансовыми ресурсами. По результатам многочисленных социологических исследований, в частности тех, которые проводятся под эгидой Госкомпредпринимательства, нехватка финансовых ресурсов определяется предпринимателями как одна из ключевых проблем малого бизнеса в Украине. На региональном уровне диверсификация финансовых источников обеспечения предпринимательства в малом и среднем бизнесе возможна за счет развития как традиционных субъектов финансовой инфраструктуры - банковских учреждений, так и небанковских учреждений - кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов, обществ взаимного кредитования и страхования. Особая роль в инфраструктурном обеспечении предпринимательской деятельности принадлежит венчурному бизнесу, целью которого является содействие внедрению инновационных проектов.

Учебно-консультационная сеть поддержки предпринимательства в регионе объединяет полный перечень учреждений образования, профессиональной подготовки и консалтинговую сеть. Ее цель заключается не только в выполнении в отношении краткосрочных задач или проектов, как-вот предоставления специальных знаний или формирования профессиональных навыков. Образовательная деятельность призвана решать комплекс задач долгосрочного плана, в первую очередь - формирование благоприятной социальной среды предпринимательской деятельности как основы эффективной рыночно-ориентированной экономики. В контексте становления социально-культурной среды предпринимательской активности в Украине важно формировать основы экономической культуры населения, предпринимательской этики и т.д., ведь предыдущие периоды экономической истории страны имели в своей основе принципиально отличные от рыночных мотивы трудовой деятельности. Определенные консультативные услуги для субъектов малого бизнеса могут быть предоставлены существующими учреждениями организационно-технической инфраструктуры, например через сеть государственной службы занятости, органов местного и регионального развития.

Объективная необходимость ресурсной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса обусловлена тем, что в подавляющем большинстве они создаются впервые или в результате реструктуризации предприятий и поэтому имеют проблемы материально-технического обеспечения. На местном уровне возможно частичное решение вопроса за счет использования механизма аренды и продажи коммунальной собственности, в первую очередь - объектов незавершенного строительства. Деятельность сети лизинговых, транспортных, франчайзинговых компаний, товарных бирж также направлена на улучшение ресурсного обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса.

Инфраструктура информационного обеспечения предпринимательской деятельности должна предоставить свободный доступ субъектам малого и среднего бизнеса к нормативно-правовой и экономической информации, установить “обратную связь” с органами местной власти, способствовать интеграции в мировое информационное пространство. Реализация поставленных задач возможна за счет совместного использования государственных информационных ресурсов и создания рынка информационных продуктов и услуг по участию частного сектора.

Инструменты содействие местному экономическому развитию и активизации предпринимательской деятельности можно рассматривать в разрезе двух групп: финансовые и нефинансовые. К первой группе относятся преимущественно меры налогового стимулирования, льготное финансирование предпринимательских проектов, приемлемые условия банковского кредитования. Учитывая непосредственное направления финансовых потоков на развитие предприятий такой инструментарий стимулирования предпринимательской активности является привлекательным для последней.

Практика поддержки предпринимательства в экономически развитых странах, в частности в США, свидетельствует широкий спектр мероприятий, которые используются на региональном уровне. Так, на уровне штата практикуются следующие меры финансового стимулирования: налоговые льготы, например, уменьшение ставки налогообложения прибыли предприятий; налоговые кредиты, величина которых зависит от количества созданных рабочих мест (при экономической депрессии важно не сокращать рабочие места); предоставление грантов на приобретение капитальных средств, развитие инфраструктуры, обучение персонала. На местном уровне - определяются зоны специального экономического развития, где предприятия освобождаются от платы за коммунальные услуги; городская власть предоставляет на льготных условиях объекты собственности в аренду предпринимательским структурам; по общей договоренности предпринимателей с налоговыми органами часть налоговых платежей направляется на инфраструктурное развитие микрорайона, - ремонт дорог, зданий, улучшения условий ведения бизнеса. Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в США на уровне штатов реализуются маркетинговые программы экономического развития. Они включают деятельность специальной информационной службы, способной не только дать квалифицированный ответ на любой вопрос предпринимателей, но и стать посредником между субъектом бизнеса и властью. Фактически штаты вступают между собой в конкурентную борьбу за привлечение предпринимателей на свою территорию.

Анализ возникновения и становления малых предприятий дает возможность сделать выводы относительно участия и вклада региональной и местной власти до указанного процесса. Так, полномочия местных органов самоуправления позволяют им обеспечивать весомую поддержку предпринимательства на соответствующих территориях. Формирование нового бизнеса, прежде всего из разряда малого или среднего, должно быть в центре внимания местной власти, поскольку рост количества рабочих мест в малом и среднем бизнесе, повышение за счет этого доходов населения города и региона - это в значительной мере результат ее деятельности.

Учет передового мирового и украинского опыта поддержки предпринимательства на региональном и местном уровне позволяет определить следующие действенные меры (табл. 9.1).

Таблица 9.1.

Схема поддержки предпринимательства на региональном и местном уровне

Алгоритм создания и функционирования бизнеса

Меры поддержки со стороны местной власти

Субъекты поддержки

1

2

3

Бизнес-план проекта

  • предоставление информации о перспективные и приоритетные направления бизнеса;
  • консультации по составлению бизнес-плана;

ОМС;

ФПП;

АРР;

Поиск помещения:

  • приобретение;
  • аренда;
  • база данных о свободные помещения в городе;
  • проведение аукциона;
  • льготы по арендной плате коммунального имущества;

АРР;

ОМС;

агентства недвижимости;

Регистрация бизнеса

  • упрощенная процедура регистрации;

“единый офис”, “единое окно”;

Приобретение оборудования

  • услуги информационного центра;

ОМС;

ФПП;

АРР;

лизинговые компании;

Подбор персонала, подготовка, повышение квалификации

  • информация о рынке труда;
  • помощь в подборе персонала;
  • профессиональная подготовка;

службы занятости;

кадровые агентства;

учебные заведения;

СМИ;

Получение разрешений на ведение бизнеса

  • контроль за деятельностью разрешительных органов;
  • механизм урегулирования конфликтных ситуаций;

ОМС (юридический отдел и т.п.);

Финансовое обеспечение бизнеса

  • база данных условий получения кредитов в банковских учреждениях, потенциальных инвесторов;
  • кредитные гарантии местной власти;
  • небанковские кредитные услуги;

ОМС;

ФПП;

кредитные союзы;

Расширение бизнеса, содействие его конкурентоспособности

  • промоция бизнесовой деятельности;
  • информационная поддержка;
  • участие в выставочной деятельности;
  • тендеры и социальные заказы;
  • поддержка создания союза предпринимателей;

ОМС;

ФПП;

АРР;

ОМС - орган местного самоуправления;

ФПП - фонд поддержки предпринимательства;

АРР - агентство регионального развития.

Поиск инвестора в общине нужно начинать с анализа собственных ресурсов и возможностей. Иностранный капитал придет лишь в том случае, когда страна, регион, город является благоприятным полем приложения экономических и инвестиционных усилий местного бизнеса. Именно для активизации мелкого и среднего бизнеса секторов предлагается осуществить первоочередные меры на уровне общины.

  Выводы

Активизация инвестиционной деятельности в территориальных общинах - одно из основных задач органов местного самоуправления. Анализ лучшего мирового опыта позволяет выделить эффективные “специальные институты” развития территорий: ассоциации муниципалитетов, центры, региональные финансовые компании, частные консультанты и эксперты, национальные агентства развития, торгово-коммерческие и промышленные палаты, технополисы, бизнес и инновационные профсоюзы, организации по трудоустройству населения, организации по распространению новых технологий, бизнес-инкубаторы, венчурные, гарантийные и благотворительные фонды, местные агентства развития, коммунальные организации, учреждения высшего образования и региональные научные центры, технологические исследовательские лаборатории, агентства регионального развития.

Агентства регионального развития (АРР) - это институциональные структуры, деятельность которых направлена на активизацию функционирования экономики региона, обеспечения его комплексности и сбалансированности с целью роста уровня жизни населения региона. АРР показывают высокий уровень социально-экономической эффективности и потому заслуживают особого внимания.

Местные правила застройки (зонинг) - нормативно-правовой акт, которым устанавливаются порядок планирования и застройки и другого использования территорий, отдельных земельных участков, а также перечень всех допустимых видов, условий и ограничений застройки и другого использования территорий, отдельных земельных участков в пределах зон, определенных планом зонирования.

Кластер (промышленная группа) - это отраслевых-территориальное добровольное объединение предприятий и предпринимателей с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона. Внедрение стратегии местного экономического развития с использованием кластерной модели - это деятельность, направленная на развитие экономической конкурентоспособности города для привлечения инвестиций и улучшения его экономического положения.

Полномочия местных органов самоуправления позволяют им обеспечивать весомую поддержку предпринимательства на соответствующих территорий. Формирование нового бизнеса, прежде всего из разряда малого или среднего, должно быть в центре внимания местной власти, поскольку его ускоренное развитие является свидетельством благоприятного инвестиционного климата в общине.



Назад