Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

10.2. Системы управления качеством. Требования согласно стандарту


Для систематизации и комплексного использования ресурсов территориальной общины, достижения планомерности и максимального социального эффекта их использования можно применять разнообразные механизмы. Действенный современный инструментарий, способный обеспечить указанные требования, дает внедрение систем управления качеством (СУК) на муниципальном уровне. Значительный положительный опыт их использования накоплен, в частности, в Польше, что позволяет с уверенностью говорить о перспективности использования достижений систем управления качеством на основе стандарта ISO на муниципальном уровне в Украине. Разработка эффективных муниципальных систем менеджмента качества может стать еще одним шагом организационного, экономического, правового становления местного самоуправления в Украине.

Стандарты ISO является универсальной основой для построения системы менеджмента качества в любой организации. Наличие стандарта ISO демонстрирует внешним заинтересованным сторонам гарантии минимальности рисков “потери качества” в данной организации. Стандарты предусматривают критерии для сертификации систем менеджмента независимыми аудиторами. ISO 9000 - это набор из пяти подгрупп стандартов(9000, 9001, 9002, 9003, 9004), изданный Международной организацией по стандартизации (Женева), что является федерацией национальных учреждений по работе со стандартами, таких как Американский национальный институт стандартов. Около 100 тыс. компаний во всем мире сертифицированы по ISO 9000, причем около половины из них находится в Англии, а около 10 000 - в США. Несмотря на то, что стандарты создавались в первую очередь для бизнес-компаний, является тенденция к сертификации некоммерческих организаций. Чтобы пройти сертификацию по ISO 9000, компания должна разработать и внедрить ряд процессов, предусмотренных указаниями ISO. Затем фирма-регистратор осуществляет инспекцию компании. Важно то, что процесс сертификации не заканчивается никогда: правила ISO 9000 требуют, чтобы независимые аудиторы регулярно проверяли соответствие фактического положения вещей принципам стандарта [5, с. 45].

В законодательном плане внедрения систем управления качеством в Украине регламентировано Государственным стандартом ISO 9000-2001 [8], который позволяет четко представить логику и последовательность формирования системы и ее результативность.

Любую деятельность или комплекс видов деятельности, в которых используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс (рис. 10.1). Для эффективного функционирования организации должны определить многочисленные взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно является входом следующего процесса. Систематическое определение процессов и их взаимодействий в организации, а также управления ими называют “процессным подходом”. Идентификация процессов, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой способствует организации в более результативном и эффективном достижении целей системы [8].

Рисунок 10.1. Модель системы управления качеством, основанной на процессном подходе [8, с. 4].

 

Внедрение системы управления качеством на основе стандарта ISO 9001:2000 на муниципальном уровне позволяет максимально прозрачно и прогнозируемо выстроить всю деятельность органа местного самоуправления и таким образом обеспечить благоприятные условия экономической и инвестиционной деятельности.

Правила, сформулированные в стандарте 9001:2000, нацеливают организацию и ее персонал на удовлетворение потребностей потребителей, которым для органа местного самоуправления можно считать всю территориальную общину, включительно с экономическими субъектами, реализующих собственные инвестиционные интересы.

Все те юридические и физические лица, деятельность которых касается организации, являются заинтересованными сторонами и вправе требовать удовлетворения своих интересов [6, с. 7]. Эти правила известны как 8 общих принципов управления качеством:

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство;
  • привлечение персонала;
  • подход с позиции процесса;
  • системный подход к управлению;
  • непрерывное улучшение;
  • принятие решений на основе фактов;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В украинских городах Бердянск и Комсомольск системы управления качеством уже сертифицированы и действуют; многие их последователи разрабатывают свои системы. Как указано в “Руководстве по качеству” м. Комсомольская, г оловною целью деятельности исполнительного комитета Комсомольского городского Совета является предоставление качественных и доступных услуг для граждан, создание благоприятной среды для труда, бизнеса, отдыха и улучшения благосостояния граждан [6, с. 28].

Внедрение систем управления качеством на муниципальном уровне делают экономическую и инвестиционную политику местной власти понятной как для собственных, так и для потенциальных инвесторов. Таким образом, муниципальные системы управления качеством предоставления услуг является действенным механизмом активизации местного экономического развития.



Назад