Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальные инвестиции и кредиты

10.3. Создание благоприятного инвестиционного имиджа территории


Уже отмечалось, что успешность осуществления муниципальной инвестиционной политики значительно зависит от усилий органов местного самоуправления по формированию благоприятных условий для инвестирования и экономического развития. В первую очередь это касается местного бизнеса, с которым необходимо не только налаживать сотрудничество, но согласовывать направления экономической активности в соответствии с стратегических приоритетов развития общины. Конечно, подобное сотрудничество может осуществляться только в пределах, определенных действующим законодательством, однако опыт украинских городов доказывает реалистичность и эффективность данного подхода.

Лучший опыт [2, с. 18]

Хотя в Ильичевске (Одесская обл.) есть несколько градообразующих предприятий - морской торговый порт, судоремонтный завод, - благосостояние жителей зависит от развития малого предпринимательства. Неизменный в течение многих лет мэр Валерий Хмельнюк и его команда постоянно ищут управленческие новации для развития местного бизнеса. В начале 1990 годов, когда практически остановились крупные предприятия, горисполком объявил конкурс на создание горожанами собственного бизнеса с бесплатным выделением земельных участков победителям. Такими были признаны семнадцать человек, которые впоследствии стали “локомотивами” местной экономики. За каждым из них для оперативного решения проблем был закреплен сотрудник горисполкома, который еженедельно на аппаратных совещаниях у мэра отчитывался о состоянии дел в “подшефного”.

Следующим важным этапом развития предпринимательства в Ильичевске стал эксперимент со специальными торговыми патентами: предприниматель единовременно платил в городской бюджет определенную сумму за занятие определенным видом деятельности, а взамен освобождался от ведения отчетности и учета, а также проверок контролирующими органами. Такая упрощенная система работы малого бизнеса способствовала резкому росту числа предпринимателей и увеличению соответствующих доходов городского бюджета в несколько раз.

Информация о благоприятное отношение власти Ильичевска до местного бизнеса распространилась по Украине и за ее пределами, что облегчило поиск внешних инвесторов. Результатом работы местных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата стали 90,4 млн. долл. инвестиций (1357 долл. на одного жителя), вложенные в 45 местных предприятий, благоустроенная городская инфраструктура и третье место в рейтинге социально-экономического развития средних (50-100 тыс. населения) городов Украины.

Понятие инвестиционного имиджа не идентичное инвестиционному климату. Можно считать, что инвестиционный имидж - это отражение реального инвестиционного климата территории в воображении экономических субъектов. Поэтому все достижения местной политики по поддержке инвестиционной деятельности должны быть представлены достаточно, даже прорекламовані с целью широкой осведомленности как общества, так и бизнеса.

Основная цель имиджевой кампании - создание и распространение в общественном сознании положительного образа города. Основными средствами политики формирования положительного имиджа являются коммуникационные мероприятия, позволяющие продемонстрировать открытость города для контактов и убедиться в существенности ее конкурентных преимуществ [4].

Различают следующие четыре аспекты имиджа [7, с. 13]:

  • зеркальный имидж (как мы видим себя);
  • реальный имидж (как другие видят нас);
  • желаемый имидж (как мы хотим, чтобы другие видели нас);
  • оптимальный имидж (учитывая все недостатки и тот имидж, которого можно достичь).

Для потенциального инвестора важно увидеть в городе возможности реализации собственных экономических интересов.

Инвестиционный имидж является упрощением инвестиционного климата, который включает возможности территории (инвестиционный потенциал) и условия деятельности (инвестиционный риск). Наиболее важными для оценки инвестиционного потенциала региона оказываются следующие факторы:

  • производственный (накопленный потенциал и совокупный результат хозяйственной деятельности);
  • потребительский (покупательная способность населения региона);
  • ресурсно-сырьевой (обеспеченность основными видами природных ресурсов);
  • инфраструктурный (расположение региона и инфраструктурная обустроенность);
  • рекреационный (наличие возможностей для туризма и отдыха);
  • интеллектуальный (образовательный уровень населения);
  • инновационный (уровень научно-технического развития экономики региона).

Кроме этого, необходимо выделить такие инвестиционные риски:

  • экономический (тенденции развития, структура экономики региона);
  • коррупционный / регуляторный (распространенность коррупции, административных злоупотребления);
  • политический (поляризация политических предпочтений населения);
  • социальный (уровень социальной напряженности);
  • экологический (уровень загрязнения окружающей среды в регионе);
  • криминальный (уровень преступности в регионе).

Как показывает практика, наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, которые формируются десятилетиями: экономический потенциал, инфраструктурное освоения территории и интеллектуальный потенциал населения. Зато, величина рисков может изменяться (как правило, в сторону увеличения) моментально [7].



Назад