Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

1. Определение культуры


Слово «культура» является одним из наиболее употребительных современным языком, что, с одной стороны, говорит о его необычайной многозначность, а с другой - о плохой изученность и недостаточную осмысленность этих значений, что за ним стоят. Неслучайно в практике словоупотребления целостная много аспектна культура зачастую сводится к одному из ее проявлений. Для одних культура в первую очередь - овладение богатством художественных ценностей, для других она отождествляется с нравственностью, третьи считают, что культура - это религия, а религия - это культура и что некультурними есть те, что не имеют религиозного чувства и опыта, для четвертых вне культурой остается человек, незнакомый с высшими достижениями науки и техники. Самый, пожалуй, распространенный отождествление культуры и этикета («культурным» есть тот, кто «умеет одеваться», «имеет хорошие манеры», «живет красиво» и др.).


Понятно, однако, что ни одно из этих представлений (как и сотни других) не исчерпывает понятия культуры: «культура» - это нечто большее, чем искусство или религия, наука и т. д. более того, даже взятые в совокупности, все эти сферы и способы человеческого бытия и деятельности лишь констатируют принципиальную неопределенность понятия «культура». Вместе с тем, ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что в каждом из бесконечного ряда представлений о культуре эта последняя находит свое проявление и что каждый произведение человеческого общества отражает культуру этого общества. Итак, постижение культуры, несмотря на сложности осмысления самого понятия, возможно через познание одного из ее проявлений. Дело лишь в применении соответствующего - историко-культурного метода, который заключается в использовании культуры как ключ к интерпретации объектов, явлений и процессов человеческого общества и его истории.


Согласно распространенного понимания, культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Под «культурой» понимается все то, что создано, преобразован обработано, воспитаны и т. д. в результате деятельности человека. Приведенное определение акцентирует внимание на историческом смысле культуры: культура как уровень развития человека и общества определяется, обусловливается историческими обстоятельствами их существования, то есть, для каждой исторической эпохи и каждого исторического периода присуща своя собственная культура, формирование, развитие и упадок которой зависит от их природноклиматических, социально-политических, экономических и других особенностей.


Изучение общества через его культуру является чрезвычайно актуальным, так как одни лишь экономические и политические характеристики не могут служить ключом к пониманию социальных явлений. Историко-культурный подход помогает осознать важность таких феноменов общественного развития, которые технократическое мышление отодвигает на задний план: искусство, религию, философию и, в конце концов, самого человека. Анализ преобладающих в обществе культурных ценностей не только помогает определить уровень его развития и состояние, но и понять, почему данное общество живет так, а не иначе.


Природа и культура. Согласно современного понимания человек - это высшая степень живых организмов на планете Земля, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Это значит, что как биологическое существо человек является неотъемлемой частью природы, ее, так сказать, продукт, а как субъект, то есть источник и носитель познания и деятельности, эту природу превращает, изменяет, адаптируется для своих нужд и целей - то есть, является творцом культуры. Таким образом, природа и культура - это те две сферы, в которых протекает жизнь человечества и которые неразрывно сочетаются в человеке, который одновременно является и продуктом природы и творцом культуры.


Французский биолог и философ Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) отметил: «Человеческий организм является настолько сложным и чувствительным, является таким приспособленным к земным условиям, что трудно представить себе, каким образом он смог бы акклиматизироваться на другом небесном теле, даже если он способен преодолеть межпланетные просторы». Итак, человек есть «плотью и кровью» природы планеты Земля и связанная с ней всеми свойствами и характеристиками своего существа. Однако, человек как homo sapiens (человек разумный) и homo faber (человек-творец) своим трудом действуя на природу и природные материалы, выращивает растения, разводит животные, производит орудия труда и самые разнообразные предметы, меняет ландшафт, строит сооружения и т.д. Поэтому окружает человека уже не природа как таковая, а искусственная среда, созданное трудом самого человека, то есть «вторая природа», природа преобразована, выведена из своего первоначального состояния - культура. Именно происхождения латинского слова cultura указывает на это: оно восходит к colere - «обрабатывать», «ухаживать», «выращивать».


Вместе с тем, давно замечено, что там, где человек начинал создавать какие-либо предметы, которые ранее не существовали в природном мире, это не прошло для нее бесследно. Превращая натуральные, природные материалы - камень, глину, дерево, кость, металл, она одновременно превращала и саму себя, то есть совершенствовала свои умения и навыки, развивала творческие способности, сообразительность, изобретательность, воображение, образное и поняттєве мышления, то есть стала богаче в умственном и эмоциональном отношении. И все эти приобретенные человеком свойства и качества также являлись культурой, культурой но не внешней, материализованной в созданных человеческими руками неодушевлених вещах, а внутренняя культура, умственная, что является неотъемлемым достоянием и богатством человека. Немецкий мыслитель Карл Маркс (1818-1883) отметил, что труд человека - это процесс, в котором она, действуя на внешнюю природу и изменяя ее, «одновременно изменяет и свою собственную природу». Так и латинское понятие cultura включает значения «развитие» и «воспитание». Недаром римский оратор и мыслитель Марк Тулий Цицерон (106-43 до н.э.) утверждал, что «развитие души» (cultura animi) - это процесс, очень похожий на «обработки земли» (cultura agri), то есть душа (разум) и земля - это те объекты, на которые направляются усилия человека с целью улучшения их состояния: «окультуренный» таким образом земля даст хороший урожай, а «развитый» душа «родит» интеллектуальные и моральные добродетели. Следовательно, культура - это также развитие человеческого ума и души, а значит, «улучшение», «совершенствование» природы самого человека.


Общество и культура. Процесс становления человека и общества длился очень долго, но по мере совершенствования орудий труда и средств координации коллективной деятельности развивалась сознание и язык человека. Добыча, хранение и поддержание огня, поиски пищи, организованная охота и распределение добычи требовали от членов первобытного стада укрощение животных инстинктов, дисциплины и взаимопомощи. Тесное объединение членов общества, их совместные усилия компенсировали примитивность орудий, став одним из главных средств борьбы людей с природой; они способствовали их победе в этом трудном поединке, чрезвычайно увеличив способность человечества к выживанию. Если при изменении климата вымирали такие могучие животные как мамонты, пещерные медведи и саблезубые тигры, то человек, намного слабее в физическом отношении, тем не менее, сумела выстоять.


Таким образом, существенным элементом человеческой культуры является общественность, способность людей к коллективной жизни и деятельности, которые являются невозможными без самоограничения индивидов и их умение подчиняться общественным правилам и нормам. Это, в первую очередь, требования послушания и незлобивості, уважения к женщине-матери и почтительности к старшим, устойчивости в нужде и мужества в борьбе с опасностями. Все это сглаживало естественное неравенство между молодыми и старыми, сильными и слабыми, здоровыми и больными, и тем самым поддерживало единство общества, обеспечивало его дальнейшее существование. Именно в этом аспекте трактовали культуру австрийский психиатр и мыслитель Зигмунд Фрейд (1856-1939): «Слово “культура” характеризует всю совокупность достижений и институций, которые удалили нашу жизнь от жизни твариноподібних предков и служат двум целям: защиты человека от природы и упорядочению отношений между людьми».


Однако, понятно, что общество и жизнь в нем невозможны без воспитания человека: латинское слово cultura также означает «воспитание», а cultor - это «воспитатель», «наставник», который, подобно тому, как крестьянин - землю, а философ - ум, «культивирует» подрастающее поколение. Любое общество должно обеспечить воспитание, образование, обучение своих граждан, поскольку в этом - залог его существования. Например, в Древней Греции и Риме грамматические и риторические школы, обучая чтению, письму, литературе, музыке, риторике готовили молодежь к общественной жизни в соответствии с нормами и законами полиса - города-государства или империи. Следовательно, культура в эпоху Античности развивала в человеке разумное способность суждения и чувства прекрасного, что позволяло ей приобретать чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Интересно, что при этом индивид не терял своей связи с Природой, потому что античная культура рассматривала человека как неотъемлемую часть Вселенной. За такого понимания человеческая личность не противопоставляет себя Природе - Космоса, а созерцает его, постигая свою с ним сущностное единство.


Религия и культура. В наши времена «культура» обычно ассоциируется с воспитанием и образованием, и в этом контексте воспринимается как нечто доповняюче, а иногда и выправляющее человеческую природу и даже протистояче ей. Культурный человек всем обязана воспитанию и образованию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. Между тем, в этом случае базовые значения понятия «культура» бессознательно искажаются, поскольку не принимается во внимание еще одно важное обстоятельство: cultura - это также «поклонение», «почитание», «культ». В первую очередь это - религиозный культ. В древности человек постоянно находилась в окружении богов: она встречалась с ними в поле и в роще, в тени деревьев, в гротах и речных заводях, боги обитали и в городе, и в доме гражданина, они оберегали городские законы и безопасность граждан. О богах составляли красочные истории, в которых они выступали как создатели мира, людей и общества. Их боялись и приносили им жертвы, чтобы предотвратить стихийное бедствие, болезнь или личную неудачу, и на них возлагались в своих надеждах на счастливое земную жизнь и посмертное вечное блаженство.


Впрочем, существует тенденция вообще отождествлять культуру с религией, выводя «культуру» с «культа» - веры, традиций, высшего смысла бытия, заданного Вседержателем. Известный русский религиозный мыслитель Александр Мень утверждал, что вера в Высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который предоставляет внутреннего единства любой культуре. Адепты религии, ее ревностные защитники утверждают, что те, кто забывают это, вообще не имеют права считаться культурными людьми. В этом есть много правды, потому что в культе, как совокупности субъектов, предметов, средств, способов религиозной деятельности, а также религиозных идей, всегда присутствовал момент сакральности (святости), поклонение божеству или божествам. Вряд ли стоит сомневаться в том, что религиозная деятельность, религиозный опыт - это одна из фундаментальных характеристик, знаменуючих выход человека из натурального состояния, возникновение собственно человеческого бытия. Поэтому вполне правомерно считать религии и культы чрезвычайно важным компонентом культуры, если не одной из ее базовых оснований.


Вместе с тем, наряду с религиозным всегда существовало светское отношение к действительности: все времена и эпохи знали немало людей, скептически настроенных к делам веры и культа или последовательных атеистов. Поэтому, отдавая должное религиозной культуре и ее огромному влиянию на судьбы человечества, не следует закрывать глаза на мощный поток свободомыслия, что проникает во все историческое бытие людей. Следовательно, необходимо принимать во внимание, что есть религиозная культура и светская культура, то есть такая, которая строится вне рамок религий и культов на основе скептического и рационалистического мировоззрения, с опорой на «здравый смысл» и научные достижения.


Искусство и культура. Среди всех форм и способов человеческой культурной деятельности искусство занимает особое место, потому что в противовес к хозяйства, политики, юриспруденции и т.д. искусство непосредственно человеческому существованию не требуется. Поэтому многие склонны относиться к нему с презрением, считая излишним, препятствующим достижению других, утилитарных целей, таких как укрепление власти, ведения войны и т. п. На самом деле искусство обнаруживает, выражает, переводит и фиксирует на свой собственный способ принципиальные ценности человеческого существования, придавая им особого, независимого смысла.


Предпосылкой художественной деятельности в любом виде и жанре искусства является эстетическое отношение к миру. В сферу эстетического можно отнести все то в жизненном мире (природной, социальной, культурной), что способно выразить что-нибудь в формах, которые чувственно воспринимаются или выступает объектом неутилитарного самодостаточного созерцания, давая человеку духовное наслаждение, конечно, в результате конкретно-чувственной действия на ее органы восприятия - главным образом на зрение и слух.


В определенном смысле искусство (как и религия) является синонимом культуры, потому что, как отметил немецкий философ Иммануил Кант (1724-1803), эстетическое созерцание индивидуального заключает в себе идеальный замер, а это значит, что художественное освоение действительности всегда стремится к общей значимости. Хорошо иллюстрирует это положение стихотворение английского художника Уильяма Блейка (1757-1827):


В одном мгновенье видеть вечность,


Огромный мир - в зерне песка,


В единой гору - бесконечность


И небо - в чашечке цветка.


Важным является и то, что искусство отражает историко-культурную ситуацию в целом, обладает полнотой исторического содержания, поскольку художник в образно-символической форме выражает существенные черты своего времени, - даже если он сознательно стремится избежать в своем произведении каких-либо примет современности. Вместе с тем, выдающиеся художественные произведения также ярко воплощают универсальные проблемы, имеющие отношение к каждой отдельной человека, такие как смысл жизни и счастье, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство, совесть, вина и ответственность. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Люди начала XXI в. обеспокоены судьбой героев Шекспира, их глубоко трогает лирическая поэзия Древнего Египта или Средневековой Европы, музыка Баха и Моцарта вызывает восхищение, а полотна старых мастеров заставляют внимательно к ним присматриваться в поисках ответов на вечные вопросы.



Назад