Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

4. Культура эпохи палеолита


В науке о строении и развитии Вселенной - космологии существует теория, что мир возник около 15 миллиардов лет назад, и с тех пор непрерывно расширяется и усложняется. Пять миллиардов лет назад сформировалась Солнечная система и планета Земля. 4 млрд. лет назад появляется живая материя, которая, неустанно эволюционируя, «породила» более двух миллионов биологических видов. Процесс становления вида homo sapiens (человек разумный) начался 4-5 млн. лет назад с появлением австралопитеков - ископаемых высших человекообразных обезьян, которые передвигались на задних конечностях, занимались собирательством и охотой, применяя дубинки и камни. 2,5 млн. лет назад возникает первый тип человека - питекантроп, который, внешне мало отличаясь от обезьяны, был, однако, двоногою существом с большим объемом мозга, владел элементарной членороздільною языке, умел пользоваться огнем и изготавливал простейшие орудия труда из камня. С появления питекантропа и первых созданных им предметов (артефактов) начинается самый длинный период истории - каменный век. Он делится на палеолит (давньокам'яний возраст), мезолит (середньокам'яний возраст) и неолит (новокам'яний возраст).


Около 200 тыс. лет назад заявляется неандерталец (название происходит от долине Неандерталь в Германии, где впервые были найдены останки). Он был коренастым, с мощными мышцами, массивным скелетом и объемом мозга, который приближался к объема мозга современного человека. Его туловище было коротким, изгибы позвоночника слабо выраженными, поэтому он ходил сгорбившись, а бегал слегка наклоняясь вперед. О высоком развитии неандертальца свидетельствует тот факт, что он сумел приспособиться к строжайшего похолодание, которое длилось от 100 тыс. лет назад до 40 тыс. лет назад и даже расселиться на значительной территории: его останки обнаружены на территории Испании, Бельгии, Югославии, Франции, Италии. Палестины, Ирака, Южной Африки, Индонезии, Этот этап развития культуры человечества принято называть Мустьєрською культурой (от названия пещеры Ле Мустье во Франции, где были найдены наиболее характерные памятники).


Основным материалом для изготовления орудий труда становится кремень, который характеризуется твердостью, а заодно способностью раскалываться на тонкие отщепы (пластинки) с острыми режущими краями. Также широко применяется обсидиан (вулканическое стекло) с подобными свойствами. Основные виды орудий - остроконечники и скребки; также появляется копье. Впрочем, неандерталец еще не научился изменять естественной формы материала, поэтому сделанные им орудия труда - это отретушированные по рабочему края обломки камня.


Неандертальцы хоронили своих покойников - как правило, в пещерах, в которых жили (впрочем, найдены и захоронения вне пещерами). Умерших клали в могилы с поджатыми ногами, немного в скорченном положении. В ряде случаев обе руки или одна из них были согнутые в локте, а кисти рук находились возле лица. Эта поза напоминает положение человека, что спит. В пещере Киїк-Коба (Украина) найдено захоронение женщины и ребенка, а пещера Тешик-Таш (Узбекистан) содержит захоронения мальчика, окруженного десятью попарно воткнутыми в землю цапиними рогами. Неандертальцы также имели искусство: в пещере Ля Феррасі (Франция) обнаружены каменные плитки с достаточно широкими полосами красной краски, нанесенными поперек, плитки с красящими пятнами, а также с выдолбленными углублениями-чашечками, расположенными в строгом порядке.


Исследователи справедливо видят в этих попытках пуски художественной деятельности. Обитатель пещеры Ля Феррасі, писал российский археолог Алексей Окладников, «совершил нечто совершенно невиданное до этого и немыслимое: умышленное размазал краску на плитке дикого камня...Даже не просто “размазал” краску, а закрасил ней плитку, провел на ней симметрично и соизмеримо ряд поперечных полос...Тысячелетия трудовой деятельности первобытного человека, в процессе которой развивалось ее мышления, обогащалась психика, привели в конечном итоге к тому, что стал возможен выход за пределы практически полезного, необходимого. Появился произведенный человеком предмет, который не был назначен ни для копания земли, ни для умерщвления зверя или для разделки дичи. Единственной реальной потребностью, которую он удовлетворял, была потребность в материализованном выражении внутренних переживаний человека, его чувств и идей, ее творческой фантазии - образов, которые возникали в ее мозгу».


40 тыс. лет назад появляется последний тип человека - кроманьонец (от названия грота Кроманьйон во Франции). По своим внешний виду и строению тела он принципиально ничем не отличался от людей нашего времени. На этой основе кроманьонца относят к типу homo sapiens sapiens - «человека дважды умной», в отличие от неандертальца - «Человека просто умной». Биологическое развитие человека завершился и главную роль в истории человечества начинают играть социальные и культурные факторы.


Так в общих чертах выглядел антропогенез - процесс становления человека, ее постепенного выделения из животного мира. Однако, в более широком смысле, человек - это одно из звеньев эволюции Вселенной, поэтому она всеми своими характеристиками и особенностями неразрывно с ним связан. Об этом прекрасно сказал отечественный ученый Владимир Вернадский (1863-1945): «Человек не является случайным, независимым от окружающей среды - биосферы и ноосферы - свободно действующим естественным явлением. Она - неизбежное проявление большего естественного процесса, который закономерно длится минимум два миллиарда лет».


Общественная организация первобытного человека. Кроманьонец значительно совершенствует орудия труда: появились резцы и скребки. Первые использовались для изготовления орудий из твердых материалов - кости, рога, а скребачками обрабатывали мягкие материалы - кожа, дерево. Некоторые орудия споряджались руків'ями и постановками. Так появились составные орудия, переход к которым стал важным этапом в развитии технологии орудий труда. Также были изобретены первый механическое устройство - списомет, рыболовный крючок, гарпун, игла, чем и жировой светильник с фитилем. Люди научились строить сложные жилья - обтягивать шкурами животных деревянный каркас, в качестве строительного материала использовали также кости крупных животных - мамонтов, бізонів. носорогов и др. Шили меховую одежду типа комбинезона.


Принято считать, что в основе общественной организации первобытного человека был род - коллектив родственников, которые имели общее имущество, совместно работали и совместно потребляли произведенное и добытое; несколько родов образовывали племя, для которого была характерна общность языка, культуры, традиций и т.п. Благодаря успешному охоте и относительной оседлости человека жилья в те времена служили не только для защиты от неблагоприятных внешних условий, но и были хозяйственной базой. Повышение роли охоты в позднем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами: первые были заняты охотой, вторые все больше времени проводили на стоянках. Ведя домашнее хозяйство, ухаживая за жилье, очаг, занимаясь хранением продуктов, приготовлением пищи, шитьем одежды и т.п. Распространение скульптурных изображений женщин в позднем палеолите свидетельствует о доминировании материнского начала в семейно-родовых отношениях и в учете родства. За существующего в те времена группового брака отцовство не было известно, и оно еще не осознавалось в общественном смысле. Прародительницей считалась женщина-мать, вокруг которой групувались дети. Подобный общественный строй называют матриархатом.


Специфической и важным признаком рода является экзогамия - запрещение браков между кровными родственниками по женской линии. Вследствие этого на смену стаду пришла дуальная организация по которой браки осуществлялись между двумя определенными екзогамними родами. Брак был групповым: женщины всех поколений одного рода являлись реальными и потенциальными женами мужчин всех поколений другого ряда. Экзогамия отстранила инцест между родственниками всех поколений по женской линии. Однако, осталось место для кровосмешение по мужской линии - дети оставались в роде матери, поэтому брак был возможным между двоюродными братьями и сестрами и даже между отцом и дочерью.


Со временем дуально-родовой брак ограничился к кросскузенного (перекрестно-двоюрідно-троюродного) брака, - когда браки заключались между лицами одного поколения. Потом были запрещены браки между двоюродными, а позже - троюродными братьями и сестрами; с благоустройством этого групповой брак стал невозможным и устанавливалась парная или сіндіасмічна (от греч. «сіндіасмос» - сочетание вместе) его форма. Как правило, такой брак был недолгим и легко отменялся; кроме того, рядом с ним продолжали сохраняться пережитки группового брака, например, в виде добрачной и внебрачной сексуальной свободы. Также существовал так называемый выкупной (искупительный) обычай, по которому девушка перед вступлением в парного брака должна была по очереди отдаться своим потенциальным мужчинам. Имел место и так называемый гостеприимный обычай, по которому человек, посещая другой род, имел право на всех женщин как на своих бывших потенциальных жен.


Искусство позднего палеолита. На рубеже среднего и позднего палеолита (ХL-ХХХV тыс. до н.э.) человек начинает выражать свои духовные потребности в художественном творчестве. С того времени искусство, являясь одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первоначальной человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, зафиксировать эмоциональную оценку окружающего мира. Искусство также служило для выражения ранних религиозных представлений человеческого общества. Искусство позднего палеолита делится на два периода: ориньяк-солютрейський и мадленський (по названиям пещер во Франции).


Ориньяк-солютрейський период длился в ХХХV-ХХ тыс. до н.э. Первые рисунки животных были несовершенными: неясно указанные голова и ноги, пропорции не соблюдены совсем, линия робкая, неуверенная. В конце периода рисунок значительно улучшается: можно различить морду животного, рога, копыта, иногда указанная шерсть (рисунок животные - из пещеры Санта-Исабель в Испании). Среди рисунков того времени встречаются изображения людей в масках. Животные маски охотники одевали, очевидно, для религиозных обрядов, магических танцев и для участия в самом охоте.


В этот же период создаются достопримечательности круглой скульптуры из мягких пород камня и кости, всегда небольших размеров - 5-10 см. Кроме животных, в пластике того времени встречаются изображения женщин, воспроизведенных почти всегда за одним и тем же принципом. Конечности в таких фигурок едва намечены, председатель обработана суммарно без указания черт лица, но зато резко подчеркнуты половые признаки женщины-матери. Поскольку такие статуэтки встречаются во многих местах, где жила позднепалеолитических человек, можно предположить, что образ матери-прародительницы и в жизни, и в творчестве эпохи матриархата играл огромную роль. Несмотря на малые размеры, все эти фигурки выполнены внутренней силы, отличаются монументальностью и четким построением. Сейчас известно более 150 статуэток «палеолитических Венер». Самой известной является Венера Віллендорфська.


Со временем усугубляется образное познания окружающего мира, особенно представление о животном мире. Фигура животного теперь передается более уверенной линию, контур становится четче, пропорции более правильными. Появляется штриховки, что открыло возможности перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемного изображения (председатель лани из пещеры Кастильо в Испании). Также постигаются возможности красящей линии (пещеры Фон-де-Гом и Что во Франции).


Период Мадлен охватывает ХХ-Х в. до н э. Это время наивысшего расцвета палеолитического искусства. Животные остаются главной темой, но изображаются они почти всегда в разных позах, иногда в движении. Лучшие рисунки того времени показывают животных, которые пасутся, отдыхают, чвалують, стинаються. Краской покрывается все изображение полностью, и постепенно от однобарвного росписи художник переходит в двух или трех цветов различной тональности и интенсивности. В XII тыс. до н.э. пещерное искусство достигает вершины развития. Живопись передает объем, перспективу, цвет и пропорции животных, а также их движения. Тогда же были созданы огромные живописные «полотна», что покрывали своды и стены глубоких пещер.


Открыл пещерный живопись в 1868 г. испанский археолог Марселино Саутуола в пещере Альтамира (Испания). На потолке пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов. Вот, например, одно из изображений бизона. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение является не только контурным, но и объемным: крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела будто осязаемые. Рисунок полный жизни, в нем чувствуется трепет напряженных мышц, упругость коротких, сильных ног, будто зверь готов броситься вперед, наставив рога и глядя из-под лоб глазами, налитыми кровью.


Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позже на территории Франции, Испании и Италии: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон-де-Гом, Санта-Исабель и др. Сейчас на территории одной только Франции известно около ста пещер с изображениями первобытных времен. Самой известной в мире есть пещера Ласко (Франция), случайно открыта в 1940 г. и названа «Сикстинской капеллой первоначального живописи». Это сравнение с фресками Микеланджело не является преувеличением, потому что пещерный живопись полностью выражал духовные стремления и творческую волю первобытного человека - охотника, который одновременно и охотится на животных, и поклоняется им как божествам. Все животные в эпоху палеолита, как правило, изображены изолированно, не связанные между собой композиционно. Только в конце периода Мадлен появляются попытки сгруппировать фигуры животных, объединяя их в один сюжет (группа оленей из пещеры Лімейль во Франции). Очень остроумно изображен стадо оленей в гроте у Тейжа (Франция): художник очертил силуэтом только первых и последних животных, вся основная масса данная много раз повтореними рисками ног и изогнутыми линиями рогов, что хорошо передает впечатление движения большого стада. Однако, развитие композиционного ощущение сопровождался в искусстве общей схематизацією образов, потерей живості и объемности.


Верования первобытного общества. Согласно современных научных данных, религия возникла в период позднего палеолита, на относительно высокой степени развития первобытного общества. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются пуски теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от определяемому им предмета, превращается в особую «существо». Эти возможности реализуются лишь в связи с совокупностью практической деятельности человека, ее общественных отношений. На начальных стадиях человеческой истории религия является продуктом ограниченности практического и духовного овладения миром. Ранние верования в фантастической форме отразили осознание человеком своей зависимости от природных сил. Не отделяя себя от природы, человек переносит на нее отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся те природные явления, с которыми человек была связана в своей повседневной практической деятельности и которые имели для нее жизненно важное значение.


В науке существует достаточно четкая и разработана классификация ранних форм верований. Следует, однако, отметить, что они редко или совсем не встречаются в действительности в чистом виде. Фетишизм, анимизм и т.д. - все это, скорее, формы мышления, в которых постигается действительность и которые служат основой для ее представления. Тем не менее, все эти первобытные верования обязательно присутствуют не только в истории культуры, но и составляют существенный элемент развитых религий.


Очень рано в первобытном обществе возник фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишами могли быть любые предметы: скорлупа ореха, хвост животного, ее зубы и кости, а также определенное орудия труда, дерево, камень или специально изготовленный культовый предмет. К системе фетишистским верований входит обычай ношение амулетов (оберегов), которые играют роль личных сверхъестественных защитников, а также вера в талисманы - предметы, которые приносят счастье, удачу.


Другой формой первобытных верований является анимизм - вера в существование сверхъестественных существ, содержащихся в каких-нибудь телах (души) или действуют самостоятельно (духи). В основе анимизма является осознание человеком специфики своего внутреннего духовного мира, который и получил название «душа», «дух». Возникают идеи бессмертия души и возможности ее существования отдельно от тела, откуда вытекает представление о загробной жизни - в стране мертвых. Чаще всего посмертную жизнь душ розумілось как продолжение земного существования. В отдельных народов вместо представления о стране мертвых появились теории переселения душ в новые тела (метемпсихоз). Для развитого родоплеменного строя характерен культ предков - чествование духов умерших предков (особенно вождей, патриархов), которые влияют на жизнь потомков.


Тотемизм (от тотем) - одна из первоначальных форм верований, для которой характерна вера в общее происхождение и кровное родство между данной группой людей (родом, кланом) и определенным видом животных, растений, реже тем или иным предметом или явлением природы. Тотемами называли животных, растений, предметы, которые люди считали своими родственниками и в которых видели покровителей рода и племени, защитников и заместителей, помощников в разрешении всех конфликтов. Поклонение, почитание касалось не столько животных, растений и предметов, сколько их тотемных духов, и проявлялось через молитвы, танцы, табу, жертвоприношение, изготовление изображения тотемов, праздники. Одним из проявлений культа было уподобление тотемові (одевания кожи, перьев, клыков тотемов, физическое калечение и т. д.). Убийство и потребления тотемов разрешалось только по определенным правилам, так, чтобы не повредить тотемном духовые (выполнения ритуалов, просьба извинить, пожелания счастья в стране мертвых и тому подобное). Тотемизм теснейшим образом связан с родоплеменным строем; существует мнение, что эта форма верований возникла как фантастическое отражение в сознании людей родоплеменных отношений, которые еще находятся в стадии формирования.


Очень распространенной среди первобытных людей была вера в магию. Магия (колдовство) - это обряды, призванные сверхъестественным путем влиять на мир (явления и объекты природы, людей, духов). В основе магии лежит вера в взаимосвязанность существ, предметов и стихий Мироздания и убеждение в способности человека (колдуна, мага) включать человеческие действия в природные процессы (натурализация) и таким образом влиять на них. По конечной целью магия делится на продуктивную (хозяйственную), охранную (лечебное) и деструктивную (вредное). За методом осуществления магия является гомеопатическая (подражающее, по сходству; уничтожения изображения - гибель врага и т.д.) и контагіозна (заразна, за суміжністю: использование волос, одежды жертвы для нанесения вреда и т.д.). Связанные с магией представление о мире, а именно о взаимодействии всех вещей легли в основу древнейших философских учений и разного рода «тайных наук», которые распространились в поздней Античности и Средневековье.


Важным элементом первобытных верований является антропоморфизм (от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид), уподобление человеку, перенос человеческих свойств на предметы и явления неживой природы, небесные тела, животные и растения. Например, чукотский шаман твердит: «Все, что существует на свете, живет: лампа может ходить, стены жилья имеют свой язык, меха в мешках разговаривают ночью между собой, дерево дрожит и плачет под ударами топора». Следует считать, что с развитием хозяйства, усложнением социальной структуры, расширение мировоззрения, появлением новых форм жизнедеятельности антропоморфізація естественных и сверхъестественных объектов углубляется: души, духи, тотемные предки начинают уявлятись в виде людей, им приписываются человеческие страсти и душевные состояния - гнев, коварство, жадность, равнодушие, расположение и т.д., а их деятельность и отношения между ними моделируются по образцу господствующих в данном обществе отношений и социокультурных особенностей. Так возникают представления о богах - класс сверхъестественных существ, которые олицетворяли важнейшие стихии (землю, небо, огонь, воду, гром, дождь и т.п.) или социальные функции (боги - покровители жрецов, воинов, граждан, городов и т.п.), были создателями и властителями мира и людей. Как правило, даже вид богов зависел от антропологических особенностей людей, которые в них верили. Это заметил еще древнегреческий философ Ксенофан (VI в. до н.э.): «Эфиопы говорят, что их боги есть кирпатими и черными; фракийцы же представляют своих богов синьоокими и рыжеволосыми».



Назад