Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

5. Понятие мифологии и ритуала


Греческое слово «миф» буквально означает «предание, рассказ, слово». Обычно подразумевается рассказ о богов, духов, обожаемых или связанных с богами своим происхождением героев, о первопредков, действовавших в начале времени и участвовали (прямо или косвенно) в создании самого мира, его элементов, как природных, так и культурных. Мифология - это совокупность подобных сказаний о богах и героях, и в то же время - система фантастических представлений о мире.


Міфотоворчість была важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мировосприятия и миропонимания эпохи его творения. Главными предпосылками мифологического мышления было то, что, во-первых, первобытный человек не выделял себя из природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление характеризовалось синкретизмом (неподільністю) и было почти неотделенным от эмоциональной сферы. Следствием этого стало очеловечивания (антропоморфізація) всей природы. На нее переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалось одушевленість, разум, чувства, человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных (зооморфізація). Определенные силы и способности могли быть пластично выраженные багаторукістю, багатоокістю, удивительнее трансформации внешнего вида: болезни могли быть представлены чудовищами - пожирателями людей, Космос - мировым деревом, живым сильным или животным, родоплемінні предки имели двойственную (антропоморфно-зооморфну) природу; этому способствовало тотемічне представление о родстве и частичную тождество колен (племен, кланов, фратрій) определенным видам животных, растений, .Для мифа также характерно то, что боги, духи и герои связаны кровно-родственными отношениями.


В мифе совпадает описание модели Вселенной (космология) и рассказ о возникновении его отдельных элементов, о деяниях богов и героев, которые определили его нынешнее состояние. Актуальная структура Вселенной: рельеф, виды животных и растений, образ жизни, общественные и религиозные институты, орудия труда, приемы охоты и приготовления пищи - все это оказывается следствием событий давно минувших времен и действий мифологических предков, богов, героев. Повествование о событиях прошлого служит в мифе средством описание строения мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются этапами становления мифологической картины мира. Таким образом, мифологический время - это время, ранний, первоначальный первый; это прачас, время до времени, до начала исторического отсчета времени. Это время первопредков, первотворения, «время сновидений», в котором не существует границы между прошлым, настоящим и будущим.


Важнейшей функцией мифологического времени и самого мифа является создание примеру, модели, модели. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифологическое время и мифологические герои одновременно излучают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также было важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов и праздников, которые часто прямо инсценируют события мифического времени. В ритуалах и праздниках мифологическое время и его герои не только изображаются, но и если бы возрождаются с их магической силой, а события повторяются. Ритуалы и праздники обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое воздействие, что гарантируют непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.


В целом, мифология - это древнейшее, архаичное идеологическое образование, имеющий единый, неделимый характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки и искусства.


Все бесконечное богатство мифов можно разделить на следующие категории.


1. Космогонические мифы, мифы о созидании, о происхождении Космоса из хаоса, основной вступительный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса, отсутствия порядка во Вселенной, взаимодействия первоначальных стихий - огня и воды, земли и неба. Основные мотивы космогонических мифов - структурирование космического пространства и времени, распределение богами земли и неба, установление космической оси (мирового дерева), светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание ландшафтов, растений и животных, в конце - человека, общества, социальных и культурных норм.


2. Теогонічні мифы, мифы о происхождении богов. В большинстве традиций все боги происходят от первой божественной пары (или двуполый существа), которая часто воплощает небо и землю. Пантеон формируется в процессе порождения мифологических поколений и борьбы (битвы) между ними.


3. Дуалистические мифы, мифы, описывающие мироздание как единство противоположных явлений и символов: космологических (Космос и хаос, луна и солнце, небо и земля, день и ночь), биологических (мужское и женское), социальных (дуальная организация общества), этических (добро и зло). Архаичные дуалистические космогонии описывают творения мира двумя существами (братьями, часто близнецами или богами), - олицетворением неба (добра) и ада (зла). Один из них творит землю, другой создает на ней неравенства, один творит полезных животных, второй - вредоносных; демиург создает человека совершенным существом, его противник вселяет в нее болезни, подлость и т.д.


4. Астральные мифы, мифы о звезды и планеты. В архаических мифологических системах звезды или целые созвездия часто представляются в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, который преследует зверя. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звезды или, наоборот, изгнанием с неба тех, кто не выдержал испытания, нарушил запрет (часто жен или детей обитателей неба). Расположение звезд на небе может трактоваться как символическая сцена, «иллюстрация» до того или иного мифа. По мере разработки небесной мифологии звезды, планеты и созвездия строго отождествляются с определенными богами.


5. Эсхатологические мифы, мифы что конец мира. Для архаических мифологий характерно представление, что мировую катастрофу, которая отделяет мифологические времена первотворения от современности - о потоп, пожар, исчезновения (уничтожения) первых поколений - исполинов. Первобытные эсхатологические мифы далеки от этических установок: так, в кетовым серия потопов представляется как «полоскание земли». Развитые эсхатологические мифы зато связывают гибель мира с упадком добропорядочности. В некоторых мифологиях конец мира представляется как война добрых и злых богов (духов), первые побеждают - и мир после космической пожара обновляется. Ожидание мессии - спасителя человечества в день Страшного суда - стал главным мотивом эсхатологических мифов иудаизма, христианства, многочисленных мессианских и пророческих движений.


6. Этиологические мифы объясняют появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Это рассказы о происхождении некоторых животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институций, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и т.д.


7. Антропогонічні мифы, мифы о создании (происхождения) человека (первого человека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т.д. Наиболее архаичными является тотемічні мифы о превращения людей в животных-тотемов или о «доработки» людей культурными героями из зародышей с нерозчленованими частями тела. Распространенные мифы о создании людей демиургами из дерева или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с землей, «срединным миром» (людей выпускают, сделав отверстие в земле или мать-земля рождает богов и первопредков). Оживление людей может трактоваться как наделение их душой или кровью другого существа (в том числе бога). Иногда в акт творения вмешивается зла, нечистая сила откуда - двойственность человеческой природы. Появление человека завершает космогонический цикл; першолюдина и становится первым смертным, что знаменует конец «Золотого века».


8. Тотемічні мифы, этиологические мифы о родстве людей с объектами живой и неживой природы. Главные персонажи - зооантропоморфні тотемічні прародители, что после завершения мифологического первотворения превращаются в животных, камни, светила, священные объекты. Распространенный мотив тотемических мифов - брак человека с зооморфним першопредком, существом зооантропоморфної природы или способной к перевертництва (метаморфоз): от этого брака происходит этнос (народ).


9. Календарные мифы. Это мифы, связанные с циклом календарных обрядов, как правило, с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времен года, особенно на возрождение растительности весной, на обеспечение урожая. В средиземноморском регионе господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна урожая. Распространен календарный миф о умирающего и воскресающего бога или героя. В результате конфликта с хтонічним демоном, богиней-матерью или божественной сестрой-женой герой исчезает или погибает, но потом его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тот убивает своего демонического противника. В связи с этим календарный миф также символизирует надежду на посмертное (вечную жизнь.


В мифах действуют следующие категории мифологических персонажей.


1. Боги, класс самых могущественных существ в развитых религиозно-мифологических системах. В отличие от духов, которые воплощают множественность объектов природы (деревьев, источников и т.д.) и социальных связей (предки, родственники и т.п.), боги олицетворяют важнейшие стихии (море, землю, небо, огонь, молния и т.п.) или социальные функции (боги-покровители жрецов, воинов, граждан, городов и т.д., боги-деміурги).


2. Демиург, мифологический персонаж, что создает элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путем изготовления - подобно ремісникові. Во многих мифологиях демиург сливается с образом небесного бога-творца, который отличается космическим масштабом деятельности и создает не только отдельные объекты - элементы мироздания, но и Космос в целом, и не только путем изготовления, но и при посредничестве магических превращений, словесного обозначения предметов и др.


3. Духи, мифологические существа, что связывают обычно с человеком, ее телом, ее жизненной средой, в том числе и естественным. В отличие от богов, образующих пантеон, духи зачисляются в низшей мифологии. Различаются духи-помощники, духи-хозяева, духи природных объектов и злые духи. Среди последних особую категорию составляют духи загробного мира.


4. Прародители (прародители) - это культурные герои, которые считались родоначальниками рода, племени, народа. Их деятельность относилась к мифологических времен первотворения. Наиболее архаичными образы тотемных першопредків. что часто имеют зооморфный и зооантропоморфний вид. В роли первопредках также мог выступать першочоловік. Традиционный сюжет гибели первого мифологического поколения людей (исполинов, «золотых людей» и т.д.), связан с мотивом спасение первопредках - Зіусудри, Ноя и т.д. Промежуточное положение между первопредками - культурными героями и предками, особенно царского рода, занимают основатели династий и государств, образы которых связаны с переходом от мифа к истории.


5. Культурный герой, мифологический персонаж, который добывай или впервые создает для людей огонь, орудия труда, культурные растения и другие предметы культуры, учит их приемам охоты, ремеслам, искусствам, внедряет социальную организацию, брачные правила, магические приказы, ритуалы, праздники и т.д. Культурному герою приписывается также участие в создании мироздания: вылов земли из мирового океана, установление небесных светил, регулирования смены дня и ночи, времен года и т.д.


6. Герой, универсальная категория мифологических персонажей, характерной особенностью которого является божественно-человеческое происхождение и, соответственно, сочетание в его образе рис бога и человека. В отличие от богов (духов), которые создают космические и культурные объекты, герой чаще всего находит или приобретает их готовыми, отбирая или похищая их в начальных хранителей или же изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам плотникам. Иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но, как правило, гораздо активнее от богов. Эта активность способствует формированию смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил, то есть героического характера, что приводит к богоборчества. Впрочем, для совершения подвига герой нуждается сверхъестественных сил, которые ему присущи лишь частично. Помощь богов или духов приобретается через посредничество соблазнения и посвячувальних испытаний (инициации). Герой может стать жертвой, что проходит через смерть (уход) и воскресения (возврат).


Понятие ритуала. Рядом с мифом фундаментом мировоззрения, свойственного первобытным, архаичным обществам, выступает ритуал - стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, выполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для действия на сверхъестественные силы или существа в интересах и целях исполнителей. Ритуалы могут быть сезонными, посвященными момента изменения климатического цикла или начала такого рода деятельности как сев, жатва и т.д. Попутные ритуалы делятся на церемонии жизненных переломов, которые выполняются при рождении, совершеннолетии, браке, смерти и т.п. для обозначения перехода от одной фазы жизненного цикла к другой, и ритуалы лихих времен, которые выполняются для умиротворения или изгнание сверхъестественных существ или сил, которые навлекают на людей болезни, неудачи, женские болезни, телесные повреждения и т.п. Другие виды ритуалов включают ритуалы гадания; церемонии, что выполняются политической властью для обеспечения здоровья и плодоріддя людей, животных и злаков на ее территории; посвящение в жрецьку службу, в религиозные ассоциации или тайные общества, а также ритуалы, сопровождающие ежедневные приношения еды и питья божествам и духам предков.


Ритуал связан с Небом, то есть представлениями о мире божественный, является его отражением. Более того, обрядность, присущая данному обществу, прямо вытекает из его взглядов на происхождение мира, его структуру, действующие в нем силы и т.д. Определяется это тем, что актуальная картина мира в мифологическом мышлении связывается с мифологическим время первотворения, когда все, что существует, только восставало из небытия, хаоса или других форм существования. Обычно процесс возникновения мира в мифологии излагается в следующей последовательности: упорядочения хаоса в Космос, отделение неба от земли, вод суши; возникновение небесных светил, дня и ночи, появление элементов ландшафта, мира биологического и, наконец, человека и общества. Следовательно, человек и общество, будучи последним в ряду творения, тем не менее, состоят из той самой «вещества», с которой был сформирован мир, и жизнь их подчиняется тем же законам и правилам, которые управляют Вселенной. Поэтому история создания, изложенная в мифологии, является образцом, примером и руководством для жизни общества и отдельного человека.


Это очевидно, что повседневную жизнь людей не обязательно ориентировано на священную историю и даже существует тенденция эту последнюю забывать, терять ощущение связанности с Небом, вообще отходить от обычаев и ритуальності предков. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянно восстанавливать это осознание связи с «першотвореною» реальностью, возрождая традиции тех времен, когда мир был «лучшим», «чище» и «более справедливым». Средством этого и есть ритуал, который осуществляется во время праздника* или в исключительных ситуациях, угрожающих существованию данного коллектива или общества. Принимая участие в совершении ритуала, члены общества получают возможность решить насущные проблемы существования всего общества, поскольку в процессе выполнения обрядовых действий происходит «сверка» степени соответствия актуального состояния общества с идеальным образцом, созданным богами и героями.


Итак, во время ритуала, церемонии, праздники общество возобновляет осознание своего единства и целостности через выражение в обрядовых действиях важнейших для него ценностей, что обычно забываются в обыденном (профанном) жизни. Ритуал также является действием, что имеет целью очищения общества от страстей и напряженности путем сострадания и страха, которые возникают в результате участия в воспроизводимых событиях первотворения коллективного Космоса.

Ритуал воспроизводит священное для данного коллектива теургічне целое в тот момент, когда оно вышло из рук демиурга. Таким образом, коллектив на время действия ритуала снова присоединяется к высшего достояние данной традиции, высшей формы оценки, высшего типа поведения. На латыни sacrum (священное) - не только «священный предмет», но и «священный обряд», которые, в свою очередь, образовались из слова, что означает центральный эпизод ритуала - жертвоприношение (лат. sacrificium - «созидание жертвы»). Итак, жертва и приношение, - это не только композиционный и семантический центр ритуала, но и его главный, тайный нерв. Однако, для того, чтобы совершить жертвоприношение, необходимо совершить преступление - убийство жертвы. Относительно этого есть две разновидности жертв. Первый - это существа особенно невинные, чистые, нежные и беззащитные (ягненок, козленок, дева и т.п.). Второй - это добровольное волеизъявление самопожертвования. Очевидно, такой характер жертв - радикально противоположный насилию - определяет их особое значение в акте жертвоприношения: слабость, бессилие и покорность перед лицом насилия и преступления предоставляют жертве высшей духовной силы, «переводя» акт жертвоприношения до теургічного (божественного) измерения.



Назад