Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

6. Неолитическая революция. Культура ранньоземлеробського общества


В эпоху мезолита, которая продолжалась в XI-VIII тыс. до н.э., на всех заселенных человеком территориях перестал сказываться влияние последней фазы обледенения. Современные климат, флора и фауна приобрели своих нынешних географических границ. Человек приобрела все биологические характеристики современного человека, а человечество разделилось на расы. В эпоху неолита (VIII-III тыс. до н.э.) в географически удаленных человеческих сообществах состоялась целая серия драматических технологических и социальных изменений, которые называются «неолитической революцией». Ее сущность заключается в переходе от хозяйства привласнюючого (собирательства, охоты и рыболовства) в производство (земледелия и скотоводства.


Культурное приспособления к жизни в післяльодовикових природных условиях сначала вылилось в активизацию собирательства. На территории Восточного Средиземноморья и Малой Азии впервые возникла и получила распространение практика разведения животных и культивирования растений. Из растений это полба, пшеница, ячмень, чечевица, то есть те растения, которые требовали изобретение определенных навыков приготовления, чтобы быть использованными до еды. Первыми продуктивными домашними животными были овца и коза, крупный рогатый скот была приручена впоследствии. Понятно, что все эти новые явления имели значительные социальные и культурные последствия. Когда производство пищи получило широкое распространение и у людей появились постоянные ее запасы, общество получило возможность в широких масштабах перейти к устойчивой оседлости. У людей исчезла необходимость каждую минуту думать о том, чем утолить голод, постоянно следовать за стадами диких животных в их сезонных передвижениях или зависеть от сроков созревания плодов диких растений.


С переходом к производству продуктов питания человек получила свободное время, поэтому не удивительно, что возникли новые виды ремесла: ткачество, обработка обсидиана (вулканического стекла) и пуски металлургии. В эпоху неолита люди также научились обжигать глину, превращая ее в особое вещество (керамику) с целью придания изделиям из нее твердости, прочности, водонепроницаемости, огнестойкости. Освоение производства керамики стало одним из важнейших достижений человека в борьбе за существование. Варки пищи в глиняной посуде позволило существенно разнообразить рацион. Появление керамики стала одной из основных признаков неолитической эпохи. Более того, это изобретение знаменует настоящую революцию, событие огромного значения в развитии человечества. Ведь до этого человек использовала только данное ей в готовом виде природой - обжигая же глину, она создавала новый, неизвестный в природе материал. Также керамика имела большое значение в развитии эстетического чувства: украшая причудливым узором изготовленные ею сосуды, человек постепенно усовершенствовала искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных ее творческим вдохновением.


В результате всего этого населения Земли колоссально возросло, резко расширилась и сфера природопользования. Возникает социальная организация, которая базируется на сельском хозяйстве, а именно - родоплемінний порядок, в котором наряду с родовыми большую роль играют соседские и территориальные отношения. Утверждается патриархат: председателя патриархальных родов не только осуществляют власть над родственниками, но и принимают участие в управлении племенем. Появляется институт племенного вождя, который выполняет функции военно-политического управления. В конце эпохи начинается обработка металлов (золота, серебра, меди), поэтому последний период неолита (IV-III тыс. до н.э.) называют медным возрасте - енеолітом.


Прогресс хозяйства и усложнение социальной жизни повлияли на развитие духовной культуры неолитического общества. Появились первые карты - определение маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу. Получила значительного развития пиктографии, с помощью которой теперь могли осуществлялись достаточно сложные записи. Такие записи известны в племен Северной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки. Записываться могли сообщения, предназначенные для передачи на расстояние (предложения дарообміну, установление мирных отношений, любовные письма и т.д.), так и для сохранения во времени (фиксация памятных событий). Существовали целые піктографічні хроники, например, знаменитая «Валам олум» («Красный запись») североамериканских индейцев-делаварів, которые изобразили 184 рисунками на древесной коре все свои исторические предания - от начала мироздания к появлению в стране европейских колонизаторов. У некоторых племен с счетных веревок развились своеобразные эквиваленты піктографії, что передавали мнению формой, цветом и расположением узелков («узелковом письме») или ракушек.


Новые условия жизни нашли свое отражение и в мифологии. Она стала более развитой, включив в себя этиологию не только людей, животного и растительного мира, простейших общественных институтов, но и культурных растений, домашних животных, сложных социальных установлений, нередко и мироздания в целом. В ранньоземлеробських обществах получили распространение мифы о браке мужчины-Неба и женщины-Земли как начала всех начал. Так, согласно папуаських мифов, животворящие дожди проливаются тогда, когда Небо и Земля занимаются любовью. У большинства племен североамериканских индейцев считается, что отец-Небо и мать-Земля - родители всего сущего. Некоторые землеробсько-другие племена считают, что оскопляючи самцов домашних животных, они оплодотворяют землю. В то же время рост социальной роли мужчин широко нашло отражение в мифах о сотворении мира мужчиной без участия женщины. Характерный миф западно-африканского племени бауле, в котором мир сотворила не женщина, а ее сын.


Такой же степени эволюционировала и осложнилась религия. По мере накопления знаний об окружающем мире и о самих себе люди поздней палеолитической общины все меньше отождествляли себя с природной средой, все больше осознавали свою зависимость от неизведанных сверхъестественных сил. Эти силы виделись добрыми и злыми. В результате старые представления о дуалистическом разделение предметов и явлений природы вылился в представление об извечной борьбе доброго и злого начал. Добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям рода, общины, племени; противоборствующие им злые силы старались умилостивить. Изменилось содержание тотемизма: тотемные «родственники» и «предки» сделались объектом религиозного поклонения. В дальнейшем зооморфные предки стали вытесняться антропоморфными, и тотемизм продолжал сохраняться не столько как живая система верований, сколько в пережитках (например, в тотемных названиях и символах родов). На основе анимизма стал состоять культ природы, что уособлювалась в образах духов животного и растительного мира, земных и небесных сил.


С возникновением земледелия зарождается культ выращиваемых растений и тех сил природы, от которых зависело их рост, особенно солнца и земли. Например, ирокезы почитали духов маиса, тыквы и бобов, называя их «тремя сестрами», «нашим жизнью» или «нашими кормилицами», и представляли их в образе трех женщин в одежде из листьев соответствующих растений. Четыре из шести праздников ирокезов были связаны с земледелием: это были праздники нового года, сева, зеленого зерна и урожая. Представление о Солнце как о запліднююче мужское и Землю как запліднюване женское начало вместе с цикличностью благотворного действия Солнца породило его почитание в качестве умирающего и воскресающего духа плодоріддя. Получила распространение магическая практика укрепление силы Солнца, усиление плодоріддя Земли, вызывание дождя и т.д. Подобным же образом возникал культ покровителей скота и развивалась специфически скотарский магическая практика.


С развитием родо-племенной организации стала зарождаться вера в духов умерших прародителей, что помогали людям. Возник культ предков. Как правило, он был культом мужских предков, хотя в матриархальных обществах уже начал складываться культ женских предков-прародительок, также известный на более поздних стадиях социокультурного развития. Одновременно привлекает внимание то, что едва ли не большинство духов-покровителей уявлялись в виде женщин. Следует думать, что они развились из древних культов хозяек и хранительниц домашнего очага, культа плодоріддя и т.п.


К культу общественных лидеров было еще далеко, но уже были некоторые его предпосылки. Они создавались верой в наличие у людей какой сверхъестественной силы, ограниченной в рядовых соплеменников и действенной в старейшин, военачальников, колдунов. Эта вера существовала почти повсеместно, но в науке за ней закрепилось меланезійське слово «мана». Постепенно даже возникла вера в то, что хорошую мана может получить не только кровный родственник, но и всякий, что вкусил от тела ее носителя. Так появилась практика съедать сердце или печень убитого врага и религиозный каннибализм в отношении своих родственников, особенно выдающихся.


В изобразительном искусстве в основном продолжался переход к условной манере исполнения, который начался еще в эпоху мезолита. В графике, живописи и пластике этого времени отражено стремление к преднамеренной упрощенности, изображения вместо целого какой-нибудь его характерной части, нередко к значительной стилизации. Так, если в ранних неолитических петрогліфах Євразії сравнительно легко идентифицируются изображения людей и животных, то в позднем неолите они часто едва узнаваемые. В общей массе высеченных в скалах знаков преобладают круги, спирали, кресты, полумесяцы, свастики и другие солярные и месячные символы. То же фиксируется этнографически, например, в эволюции африканских масок, в которых по мере развития поздних первобытных общин усиливалась условная манера.


Очень распространился декоративный направление в изобразительном искусстве, то есть отделка всех предметов быта, особенно одежды, утвари и оружия художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и т.п. Широко распространился роспись керамики, часто многоцветный.


Известно множество условных изображений эпохи палеолита и реалистичных - эпохи неолита, но все-таки можно сказать, что изобразительное искусство палеолита было чаще реалистичным, а неолита - чаще условным. Чем объясняется этот поворот в стиле изобразительной деятельности человека? Одни ученые связывают его с изменением материала, например, с тем, что люди от росписи стен пещер перешли к отделка керамики, другие - с развитием абстрактного мышления, третьи - с распространением протописемної передачи информации, некоторые - с осложнением религиозных представлений, требовали преднамеренного отклонения изображений от сходства с земными оригиналами. Согласно еще одной точки зрения, поворот в первобытном искусстве был связан с тем, что с переходом от мисливсько-рыболовного хозяйства к земледелию и скотоводству интерес к зверя уже стал ослабевать, а интерес к человеку еще только зарождался.


Продолжали развиваться и другие формы искусства, в частности устная, музыкальная и танцевальная творчество. В сказках, легендах, песнях и других жанрах устного фольклора возникли сюжеты, отражающие зависимость человека от плодородия земли и плодовитости животных. Сказки в одних племен еще слабо отделены от мифов, в других стали самостоятельным жанром. Наряду с родовыми и личными появились песни поло-возрастных групп и особенно мужских объединений. В ряде племен соперничество через женщин или борьба за власть породили обычай соревнования в песнях, иногда в форме напівжартівливої ругательства (взаимного неприятия).


В песнях всегда присутствовал музыкальный элемент, который достигался ритмізацією или инструментальным сопровождением. В числе музыкальных инструментов появились новые, снабженные резонаторами струнные инструменты, осложненные мембранные барабаны, многоствольные «флейты Пана». В танцевальном фольклоре также появились новые виды, тесно связаны с земледелием и скотоводством. Это, например, так называемые «бесстыдные танцы» плодородия. Они существовали ли не во всех ранних земледельцев и крестьян-скотоводов и описаны, в частности, Г. Миклухо-Маклаєм у папуасов: «Женщины двигаются медленно, делая маленькие шаги и выставляя зад, которым они крутят из стороны в сторону; поскольку туловище при этом наклонен вперед, то грудь при этом болтаются». Существовали и сидячие танцы с колебательными движениями, что археологически зафиксированы ранними трипольскими женскими статуэтками с отброшенным назад корпусом. В мужских домах при ініціаційних и других обрядах выполнялись специфически мужские танцы.


В конце эпохи неолита возникают первые архитектурные сооружения из крупных камней, которые называют мегалітичними. Простейшей сооружением является менгìр - большой, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли. Наибольшее количество этих памятников сохранилась на севере Франции, в Бретани, где в эпоху бронзы и железа жили племена кельтов. Размеры менгиров колеблются от 1 м до 20 м. Понятно, что транспортировки и установки менгира требовали огромных усилий, возможно, они сооружались в честь важных событий, выдающихся лиц, были могильными памятниками и представляли определенные божества.


Более сложной мегалітичною сооружением был дольмéн - два вертикальных камни, на которых лежит горизонтально третий. Именно здесь начало архитектуры как вида искусства: распределение элементов сооружения на поддерживающие (опоры) и на перекрывая (перекрытия). Постепенно конструкция дольмена усложняется, вертикальных опор становилось все больше; сочетаясь друг с другом, они образовывали стены погребальной камеры, перекрытием для которой служила каменная плита, которая лежала на них. Засыпанный извне искусственным холмом земли (насыпью), дольмен становился местом захоронения гробницей, своего рода монументальным помещением умерших - знатного лица или целого рода. Со временем размеры погребальных камер увеличились, перекрытия научились делать в несколько слоев каменного вложения, напускаючи их друг над другом, пока они не змикались посередине. Такая конструкция получила название фальшивого своды, потому что она передает все нагрузки на опоры вертикально, без боковой распорки. Еще один шаг - и возникает первый купол, наиболее совершенная в конструктивном отношении форма покрытия гробницы-дольмену.


Наиболее сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать крóмлех. Предполагают, что это было святилище, которое служило местом жертвоприношений и других ритуальных торжеств, связанных с захоронением умерших. Некоторые особенности ориентации самого известного в мире кромлеха в Стоунхендже (Англия) приводят мнение на то, что он отражает астральные верования и, соответственно, астрономические познания человека того времени. Установленные по внешнему периметру Стоунхенджа массивные каменные блоки образуют правильный круг и связаны воедино общей горизонтальной линией каменного перекрытия. Очевидно, что регулярная повторяемость однотипных проемов была вполне сознательно примененным архитектурным приемом. Внешняя ограда Стоунхенджа ясно показывает распределение конструкции на опоры и перекрытия и в этом смысле может быть названа прототипом колоннады.


В конце эпохи неолита были открыты колесо и плуг, начали использовать рабочий скот, появились торговые города. До 3500 г. до н.э. в зоне аллювиальных почв Южной Месопотамии и Египта возник городской образ жизни, появились первые государства и царская власть, монументальное искусство и архитектура, письменность; следовательно, можно говорить о возникновении цивилизации.


На протяжении II тыс. до н.э. длился бронзовый век‚ что характеризовался распространением металлургии бронзы (сплава меди с другими металлами, чаще всего - оловом), бронзовых орудий труда, оружия и украшений. Эпоха бронзы - время отделения скотоводства от земледелия и возникновения чисто скотоводческих племен, которые кочевали со своими стадами огромными просторами Євразії. В конце периода племена объединяются в племенные союзы, которые ведут между собой ожесточенные войны. В это время появляется поливное земледелие, письменность, архитектура. Расцветают рабовладельческие цивилизации Западной Азии, Северо-Восточной Африки, формируются цивилизации Южной и Восточной Азии.


В начале i тыс. до н.э. распространяется металлургия железа и изготовление железных орудий труда и оружия - начинается железный век. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. В период железного века у большинства народов Євразії начинаются процессы государства. Это время расцвета цивилизаций Древней Греции и Рима, Индии и Китая.



Назад