Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

1. Общие особенности развития культуры Древнего Мира


Большой регион, что называется Древним Миром, простирается с запада на восток от современного Туниса, где находился Карфаген, до современных Китая и Индонезии, а с севера на юг - от Кавказских гор и Аральского моря до Эфиопии. Здесь в древности существовали многочисленные государства, что сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии мировой цивилизации. Отличные условия для сельского хозяйства в бассейнах рек, обмен и торговля с соседними племенами способствовали быстрому развитию производительных сил, возникновению крупных поселений, некоторые из которых выросли в города. Вообще, город (как следствие процесса урбанизации) стало принципиально новым явлением в истории человечества; оно становится центром управления, ремесленного производства, религии и искусства.


Цивилизации Древнего Мира учреждались на рабовласницькій социально-экономической системе, по которой общество делится на три основных класса: рабов, мелких свободных производителей и господствующий класс, в состав которого входили землевласницька, придворная и чиновничья аристократия, командный состав армии, жречество и богатая верхушка земледельческих общин. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин обусловила рост роли государственной власти, создания специфической формы такой власти - неограниченной монархии, которую часто называют «восточной деспотией». Царь был не только носителем всей полноты власти (законодательной, исполнительной, судебной), но и признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов.


Первые рабовладельческие цивилизации сформировались на рубеже IV-III тыс. до н.э. в Єгипті и Месопотамии; они во многом определили весь дальнейшее развитие Ближнего Востока. На протяжении II - первой пол. I тыс. до н.э. продолжается расписание первобытнообщинного строя и возникновение рабовладельческих государств в других частях Древнего Мира. Города-государства (полиса) состоят в Восточном Средиземноморье (Угарит, Ебла, Библ и др.), в Малой Азии и Северной Месопотамии формируются Хеттский и Ассирийская государства, закладываются основы индийской и китайской цивилизации. В середине - второй половине i тыс. до н.э. древние цивилизации Ближнего Востока постепенно приходят в упадок: Ассирийская империя уступает место гегемона Нововавілонській государстве (VII-VI вв. до н.э.), которая, в свою очередь - Персидской империи Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.). С завоеванием этой последней Александром Македонским в 334-331 гг. до н.э. цивилизация региона начинает затухать. Зато начинается расцвет Древней Индии и Китая, которая длится до середины I тыс. н.э.


Народы Древнего Мира создали исключительно богатую культуру, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Именно они разработали первые мифологично-религиозные учения и теологические системы, которые побудили возникновения древнеиндийской и древнекитайской и древнегреческой философии и монотеистических концепций Ветхого и Нового Завета. Именно здесь были созданы ієрогліфіка и клинопись, которые развились в алфавитные системы письменности, заимствованные греками, римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Сказание Сінухе», произведения древнееврейских мыслителей и поэтов («Книга Иова», «Книга Екклезіаста» и др.), священная книга иранских народов «Авеста», индийские Веды, «Махабхарата» и «Рамаяна», китайские «Лунь юй» и «Дао дэ цзин», древнеегипетские пирамиды, месопотамские зіккурати, дворцы Ассирии и Персии, успехи жрецов-мыслителей в областях медицины, математики, астрономии - вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой цивилизации.


Следующим этапом развития культуры Древнего Мира стали цивилизации Греции и Рима. По всей разнообразия, этим культурам присуща внутренняя единство, которое позволяет объединить их общим названием - античная культура (от лат. antiquus - древний). Современная наука рассматривает культуру Античности в неразрывной связи с историей формирования, расцвета и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран в период с III тыс. до н.э. по V в. н. э. Собственно говоря, сáме рабство сделало возможным осуществление разделения труда между земледелием и ремеслами, и таким способом создало условия для расцвета культуры Античности. Наиболее цветущую пору существования античного общества составляет тот период, когда рабовладение набирает классической формы, по которой труженик рассматривается как instrumentum semivocale (наделено голосом орудия труда).


Одна из центральных проблем понимания Древнего Мира - осмысление многообразие и уникальности архаических культур, удаленных от современности в историческом времени и пространстве. Несомненно, древние культуры в совокупности своих достижений и их значимости для настоящего составляют определенную цивилизационную единство, представляются нам хотя и закономерным, но уникальным этапом всемирно-исторического развития. В данном контексте неповторимость древних цивилизаций видится в их единстве, совокупности важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия как от первобытных культур, так и от цивилизаций, которые пришли им на смену.


С точки зрения современной цивилизации, в свете ретроспективного (то есть, обращенного в прошлое) видение, древние культуры получают значимость прежде всего в своих достижениях, послужившие «кирпичиками» для создания современного научно-технического мира. Но есть и такие подходы, в которых культура и цивилизация разделяются по самой своей функцией: культура оказывается способом существования этноса, преодоление им исторического пространства, обычно на одной и той же географической площади. Цивилизация же рассматривается как техническая, интеллектуальный, моральный и т.д. «оснащенность» культуры. В данном случае, как это было уже в Шпенглера, на первый план выступают своеобразие и уникальность различного типа культур, что хранят во времени свое историческое ядро и сосуществуют, оставаясь взаимно непроницаемыми друг для друга.


Историческая ретроспектива в этом случае оказывается разрушенной, а любое рассмотрение истории мировой культуры в плане эволюционного (с революционными скачками) механизма становится несостоятельным. Более того, обязательность современного состояния общества для всех типов культур ставится под вопрос, ответы на которые находятся в далеком прошлом, в інваріантах культурного развития. Похоже, эту инвариантность осознавали уже сами древние, в частности греки - первые европейцы, что столкнулись с Древним Востоком, с персами и разошлись с ними в оценке человека и человеческой свободы; путешествуя в Египетского и удивляясь величия и монументальности египетских пирамид и всей его культуры.


Охарактеризовать разницы культур Древнего Востока и Древнего Запада, не противопоставляя их друг другу, позволяет теория осевого времени, что принадлежит немецкому философу Карлу Ясперсу, который считает, что осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, что существовали тысячелетиями. Ось мировой истории, согласно Ясперса, следует отнести в середине I тыс. до н.э., до тех духовных событий, происходивших между 800 и 200 гг. до н.э. на всем протяжении от Запада до Востока. Именно тогда произошел основной исторический поворот - появился человек современного типа. Приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом, производятся основные понятия и категории, которыми мы пользуемся до сих пор, закладываются основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда; в Китае получили развитие мощные философские школы конфуцианства и даосизма, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступили пророки, в Греции - была эпоха Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагіків, Фукидид и Архимеда.


Суть изменений, которые произошли почти одновременно в упомянутых культурах заключается в определенном духовном озарении (вдохновленные): перед человеком открывается ужас мира и собственная беспомощность, она ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые ею на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Индивидуальное сознание основывается на рефлексии, сознание осознает сознание, новая, настоящая человек, выходя за пределы своего собственного существования, способен слушать и понимать то, о чем он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.


Интенсивное духовное движение Ясперс обнаруживает в трех мирах: Китай, Индия, Эллада и Ближний Восток. Здесь традиции прошлого обновлялись и развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. В то же время осевое время ознаменовал исчезновения тех величественных древних культур, в которых человек не достиг подлинного самосознания, как это произошло с египетской и месопотамской.


Обращение к концепции Ясперса позволяет выяснить, что разницы между Востоком и Западом не имеют абсолютного характера. Те особенности, которые исследователи обычно находят в культурах Востока - их устойчивость, недвижимость, традиционализм - относятся к их доосьового периода. И хотя традиции доосьового времени вошли в культуру післяосьового, эти культуры динамично развивались. Их ослабление и упадок отмечается с 1500 г., когда Европа вступает на путь своего неизвестного ранее продвижения вперед. При этом сами восточные культуры оказываются непохожими друг на друга в своем отношении к осевого времени, демонстрируя разнообразие типов древних культур, поливариантность мирового культурного развития.

Западный мир не столько отличается от Востока в своей полярности с ним, сколько несет ее в самом себе, своей самосознания. Радикальность, которую привнес в мир Заход в своем тысячелетнем развития, понимается и конкретизируется, если поставить вопрос, почему наука и техника возникли только на Западе? Или владел Мероприятие уже в осевое время некой своеобразием, последствия которой оказались в следующую эпоху? Заложены ли было уже в осевое время то, что позже обнаружило себя в науке?



Назад