Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

2. Доосьові культуры Древнего Востока


Месопотамия. Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречье Тигра и Євфрату), культура древних шумеров и аккадцев (жителей Северной Месопотамии), покоривших города Южной Месопотамии, но ассимилировали и сохранили культуру шумеров. Как писал С. Крамер, история начинается в Шумера. Именно там в конце IV тыс. до н.э. на смену первоначальной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии - земледельческие поселения, привязанные к водных артерий - год и каналов, которыми обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников.


Небольшие по численности жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи. Правитель города-государства нередко имел титул - «лугаль» («великий человек»), так обычно называли царя. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что сначала представитель государственной власти был также главой жречества.


В больших дворцовых и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство домов и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы - писцов. Грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Учились только дети жрецов, руководителей, чиновников, владельцев судов и других высокопоставленных лиц. Письменность, соответственно, служила целям государственного и культового характера, государственные документы (на которые опирался многочисленный штат писцов и чиновников) самым детальным образом регламентирующих хозяйственную жизнь (арендные отношения, например), осуществляли правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Такой же всеобъемлющей властью обладали и боги. Бог Мардук возглавил борьбу молодого поколения богов со старым, при условии, что в награду он получит право определять судьбы всего сущего на небесах и на земле.


В таком обществе преобладала магическая сознание. Магия как способ воздействия на природу оставалась в арсенале земледельческого населения. Магическая деятельность - попытки влиять на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмичным, «божественным» Словом, жертвоприношениями, ритуальными жестами и позами - казалась столь же необходимым для жизни общины, как и любая общественно полезный труд.


Однако трудно согласиться, что городская письменная культура, по крайней мере в лице своих носителей - шумерского чиновника - бюрократа и ученого писаря, преодолевает дорефлексивний уровень развития личности. Эти «администраторы» и «ученые», действительно осваивали новые виды деятельности, но не как свое личное, а как профессиональную и одновременно социальную навык, где нет места личной выбора и рефлексуючому осознанию собственного назначения и собственного выбора.


В этом смысле наиболее полной личностью, чья воля отражалась в законе, должна быть личность царя, и примечательно, что рассуждения царя Гильгамеша хотя и преломляют характерные для шумерской литературы вопрос об устройстве человеческой жизни и порядка на земле через призму личного счастья и смысла жизни, не дают ответа на главный вопрос: что же остается человеку в этой жизни, если в ней уже все определено богами?


Древний Египетского. Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Єгипті были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др. Культурное наследие Египта продолжала жить в юлианском календаре и в «Геометрии» Герона, исследовании дробей в греческих математиков и задачи на решение арифметической прогрессии в армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакського. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и проводили много лет у них в ученичестве. Но с тем же степенью постоянства, с которым эта культура вызвала при ознакомлении с ней удивление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызвала непонимание, отторжение у других. Уже в греко-римскую эпоху египетская культура, которая столкнулась с христианской, в своем стремлении сохраниться и выжить стала воспроизводить свои наиболее архаичные и глубокие пласты. Магические тексты, заговоры против болезней и т.п. пережили язычество и остались в наследство коптському христианском Египта; еще в VIII в. н.э. были в обиходе тексты, в которых наряду с именем Иисуса Христа встречаются Исида и Нефтида и языческие мифологические намеки.


Итак, египетская религия с ее идеей загробного преобразования и вечности жизни (поклонение богу Осирису, что вершил в царстве мертвых суд над умершими и определял их дальнейшую судьбу) открывала потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис - сначала бог воскресаючої и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина. Окружающий мир содержал в себе мир земной и загробный, солнце (Ра) одинаково светило живым и мертвым. Постижение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление бальзамирования). в царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. В жизни же земном египтянин поклонялся живому воплощению Ра - фараону. Уже в период Древнего царства, когда Египетского был большой централизованным государством, власть фараона стала неограниченной. Опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, фараон выступал «связующим единством» в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль при этом начала играть письменность, без которой было бы невозможно вести хозяйство.


И все-таки особое значение персона фараона имела для всего Универсума, включая природу и загробный мир. Яркое представление об этом дают пирамиды - царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож. Они свидетельствуют о обожания правителя (фараона) и о важнейшую роль представлений о загробной жизни, которому египтяне отводили более важную роль, чем в жизни земной. Сооружение этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, насколько большой была в Єгипті вера в особую божественную силу царя, распространявшейся на подданных и после его смерти. Бог Благ (или Добрый) за жизнь. Бог велик посмертно, царь был центром религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.


В системе эсхатологических представлений все заметнее становился этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентаций: идеалом оставалось не будущее, высшей ценностью - не настоящее, а прошлое, когда сами боги правили людьми, это и было идеалом и высшей ценностью. В данной системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические соображения о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей душой»). Земная жизнь полна жестокости и лжи, о загробной же никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствует о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего мироустройства находились не в этом мире (только в неудачных реформ Эхнатона основная творческая роль отводилась Солнцу - Атону), а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было влиять лишь с помощью магических заклинаний.



Назад